окончание
        
          
          В предыдущем выпуске
          журнала мы рассмотрели русских
          канадцев как заметную (и растущую)
          этнокультурную группу населения
          Канады – указав, что значительную её
          часть составляют канадцы русско-еврейского
          происхождения. Действительно, по
          оценке проф. С.И. Брука, в 1898-1920 годах из
          России в Канаду прибыло около 70 тысяч
          евреев, что составило около половины
          всех российских иммигрантов в эту
          страну и четыре пятых всех прибывших в
          неё евреев (см. Народы России. М.,1994, стр.55).
          Но это не значит, что все их потомки
          могут сейчас рассматриваться как
          представители “российско-канадской”
          этнокультурной группы. Во-первых,
          большинство их, перейдя на английский
          язык, ассимилировалось с
          англоканадцами; во-вторых, в
          современном канадском (да и вообще –
          западном) обществе евреев принято
          сейчас рассматривать не как отдельную
          “национальную” или “этническую”
          группу, а исключительно как
          конфессиональные (религиозно-культурные)
          группы в составе тех или иных наций
          или крупных этнических групп (американцев,
          англичан, французов, русских и т. д.).
          Тем не менее, своё
          однозначно еврейское
          происхождение, по переписи 1991 г.,
          показали 246 тыс. канадцев, а в 1996 г. - 196
          тыс. назвались “чистыми” евреями и
          ещё 156 тыс. - “смешанными”. Но, как уже
          было сказано, значительную их часть,
          видимо, можно рассматривать скорее
          как конфессиональную группу
          внутри англоканадского народа и ряда
          других этнокультурных групп. Число
          считающих идиш своим родным языком
          сократилось с 130 тыс. в 1941 г. до 21 тыс. в
          1996 г. (и еще 13 тыс. в 1996 г. назвали
          таковым иврит, до 1991 г. в Канаде в
          качестве родного языка практически не
          представленный). Тем не менее,
          присутствие еврейского культурного
          элемента в крупных городах Канады
          весьма заметно, чему способствует
          деятельность многочисленных
          еврейских культурных центров и
          различных полурелигиозных
          объединений на базе синагог. В
          последние годы в Канаде возникли
          новые общины недавних еврейских
          иммигрантов из неевропейских стран –
          такие, как франкоязычная община
          марокканских евреев в Монреале (более
          30 тыс. чел.). В Монреале же - одна из
          крупнейших в мире общин чернокожих
          эфиопских евреев (фалаша), а также
          ивритоязычная община реэмигрантов -
          израильтян. Еврейские культурные
          центры, в свою очередь, превращаются в
          многоязычные и “многокультурные”, в
          которых представителей различных
          этнокультурных и даже различных
          расовых групп объединяет общая
          религия - иудаизм.
           Конфессиональная мозаика 
          
          В масштабах всей Канады в
          целом никакую религиозную конфессию в
          качестве общенациональной,
          объединяющей назвать нельзя.
          Существует протестантская Объединенная
          церковь Канады (созданная в 1925 г. в
          результате объединения части
          пресвитерианских, баптистских,
          конгрегационистских и евангелистских
          общин), но ее прихожане составляют
          лишь 11,5% канадцев. По числу
          последователей она значительно
          уступает католической церкви,
          к которой, тем не менее, относит себя
          также не большинство, а несколько
          менее половины всех канадцев - 45,2% (франкоканадцы,
          итальянцы, ирландцы, поляки, испано- и
          португалоязычные канадцы и др.); сюда
          же примыкают “украино-католики” (униаты)
          - 0,5%. Англоканадцы в большинстве -
          прихожане упомянутой Объединенной
          церкви Канады, англиканской (8,1%)
          и ряда других протестантских церквей.
          Более 10% жителей Канады -
          прихожане менее крупных
          протестантских церквей и сект; лютеране
          - 2,4% (часть канадцев немецкого и
          скандинавского происхождения), кальвинисты-пресвитериане
          2,4% (часть шотландцев), баптисты
          2,5%, пятидесятники 1,6%, меннониты
          и гуттериты (“бывшие
          российские” немцы) 0,8%, русские духоборы
          (менее 0,1%) и многие другие. Православных
          (греки, часть русских и украинцев) –
          около 1%. Из нехристианских религий в
          Канаде представлены иудаизм –
          по переписи 1991 г. 318 тыс. чел., или 1,2%
          всех канадцев, ислам – 253 тыс.
          или 0,9%, буддизм – 163 тыс. или 0,6%,
          индуизм - 157 тыс. или 0,6% и сикхизм
          – 147 тыс. или 0,5%.
          Все эти конфессиональные
          общины располагают сетью храмов и
          других культовых сооружений,
          совмещающих с ролью религиозной также
          и роль культурных центров
          преобладающих этнических групп своих
          прихожан. Так, в православной церкви            
          г.
          Квебека помещен национальный флаг
          Греции, а в ее подвальном помещении,
          действует греческий клуб. Аналогичная
          роль “русских клубов” принадлежит
          православному храму Христа Спасителя
          в Торонто, монреальскому
          Петропавловскому и – до случившегося
          в нем в начале 1998 г. разрушительного
          пожара – кафедральному собору
          Святителя Николая (местопребыванию
          митрополита Русской Православной
          Церкви Заграницей) в Монреале.
          Хотелось бы подчеркнуть,
          что отмеченная выше “для простоты”
          связь вероисповедания с этническим
          происхождением (“итальянцы –
          католики”, “шотландцы –
          пресвитериане”, и т. п.) в Канаде, – да
          и не только там, – далеко не столь
          пряма и однозначна. В “мозаическом”
          обществе люди имеют возможность
          выбора той веры, которая им более по
          душе – или вообще никакой. Так, в
          Монреале, наряду с другими, действует
          итальянская (точнее, италоязычная)
          пресвитерианская церковь.
          Большинство канадцев корейского
          происхождения – не буддисты, а
          протестанты. Более половины
          украинских канадцев из “традиционных”
          для них православной (менее 20% их числа)
          и украино-католической (около 30%)
          церквей перешли в лоно той или иной “западной”
          церкви (римско-католической,
          различных протестантских. Неверующие,
          по переписи 1991 г., составляют 12,5%
          жителей Канады; их доля более высока в
          населении западных провинций (в
          Альберте – 20%, в Британской Колумбии –
          более 30%).
          
          Католики численно
          преобладают в провинциях Квебек (88%
          жителей) и Нью-Брансуик (54%), а из
          крупных городов – в Монреале (78%),
          Квебеке (94%), Оттаве (57%). В остальных
          провинциях и крупных городах (за
          пределами Квебека) большинство
          верующих – протестанты (различных
          деноминаций). Православные
          наиболее заметны в провинциях Онтарио,
          Манитобе, Саскачеване и Альберте – по
          1,5-2% жителей. Иудеи расселены
          преимущественно в крупных городах:
          Торонто (4% от его населения), Монреале
          (3%), Виннипеге (2%), Оттаве и Калгари (1%); буддисты
          и сикхи – в Ванкувере.
          
          Многоэтничные города –
          центры национальной культуры
          
           Наиболее
          многоконфессиональным, как и самым
          многоэтничным городом Канады нельзя
          не признать четырехмиллионный
          Торонто, 56% жителей которого в 1991 г.
          указали на свое “этнически чистое”
          не-английское и не-французское
          происхождение и еще 10% – на “смешанное”.
          Иммигранты первого поколения (родившиеся
          за рубежом) составили 38% населения
          города – более полутора миллиона
          человек. Сюда же направлялось около
          половины и всех новых иммигрантов,
          въезжавших в Канаду в 90-е годы (в 1999 г.
          – 83 тыс. из общего числа в 190 тыс.).
          Пестрота этнического и
          расового состава населения – это
          ярчайшая сторона Торонто, то, что
          выделяет его даже среди канадских
          городов. Доля “видимых меньшинств” в
          населении Торонто – самая высокая в
          Канаде: 31,6% или 1 338 тыс. чел. в 1996 г. (тогда
          как в Ванкувере -31,1%, в Калгари 15,6%,
          Эдмонтоне 13,5%, Монреале 12,2%, Оттаве 11,5%;
          менее всего из крупных городов – в
          Квебеке: лишь 1,5%). В Торонто проживают
          крупнейшие в Канаде китайская (335 тыс.
          чел.) и индо-пакистанская (330 тыс.)
          общины, почти половина всех
          чернокожих канадцев (275 тыс. из их
          общего числа в Канаде в 574 тыс. - в
          основном иммигранты с Ямайки и других
          островов Карибского моря), филиппинцы
          (100 тыс.), арабы (72 тыс.),
          латиноамериканцы (62 тыс.), вьетнамцы (46
          тыс.), корейцы (30 тыс.) и японцы (17 тыс.).
          Если учесть полмиллиона живущих в
          Торонто смугловатых итальянцев,
          десятки тысяч португальцев, югославов,
          греков, испанцев и других южных
          европейцев, то неудивительно, что
          живущие в Торонто англоканадцы
          сначала в шутку, а теперь уже и всерьез
          стали называть именно себя “видимым
          меньшинством”.
          Тем не менее Торонто -
          важнейший центр англоканадской
          культуры, и цементирует культурную
          жизнь торонтцев всеобщее знание
          английского языка, на котором
          свободно говорят 96% жителей города (из
          них 8% владеют еще и французским).
          Пестр и религиозный состав
          населения. 36% жителей Торонто -
          католики, 35% - протестанты, 15%
          нерелигиозны, нехристианские религии
          (буддизм, ислам, сикхизм, индуизм)
          исповедуют 8%. Четыре процента жителей
          Торонто – иудеи (самый высокий
          процент в Канаде). Православных - менее
          2%, это в основном греки, часть
          украинцев (которых в 1996 г.
          насчитывалось во всей провинции
          Онтарио 90 тыс. чел.) и русских (число
          которых в Торонто в середине 90-х гг.
          оценивалось в 50-75 тыс. чел.).
          Пестрота этнического
          состава населения Торонто (как и
          других городов Онтарио) связана с его
          бурным ростом в последние четыре
          десятилетия: интенсивным
          экономическим развитием, ведущим к
          возникновению все новых рабочих мест,
          которые привлекают сюда иммигрантов
          со всего мира. Здесь представлены
          абсолютно все многочисленные
          этнокультурные группы канадцев и
          находятся их ведущие культурные
          центры: достаточно сказать, что в
          городе издаются 112 периодических
          изданий на языках 40 этнических “меньшинств”.
          На многочисленных языках, включая
          украинский и русский, ведутся
          передачи радио и телевидения (такой “этнический”
          телеканал имеется и в Монреале; всего
          в Канаде действуют 8 телестанций и 68
          радиостанций, ведущих передачи на не-английском
          и не-французском языках). Однако при
          всей этнической пестроте,
          сцементированной, впрочем,
          преобладанием английского языка,
          провинция Онтарио остается оплотом
          современной англоканадской культуры,
          главным центром развития которой
          считается именно этот самый “самый
          многоэтничный” Торонто: каждая
          этническая группа вносит в эту
          культуру свой заметный вклад,
          обогащает ее.
          То же можно сказать о
          многоэтничном Монреале: роль его в
          развитии франкоканадской культуры
          несомненно выше, чем роль долгое время
          остававшейся моноэтничной (91% жителей
          - “чисто-французского” происхождения)
          столицы провинции - г. Квебека. По
          удачному (хотя и несколько
          рискованному) определению одного из
          опрошенных монреальцев, в условиях
          сосуществования и параллельного
          развития в городе многих
          этнокультурных общин здесь
          происходит “взаимооплодотворение” (prolification
          mutuelle) различных мировых культур.
          Не уступают по своему
          культурному многообразию и провинции
          Западной Канады. Достаточно сказать,
          что в различных школах провинции
          Альберта многие предметы преподаются,
          кроме английского и французского, на
          украинском, немецком, древнееврейском
          (иврит), арабском и китайском языках, а
          также индейском языке кри.
          Все это соответствует
          главным целям канадской национальной
          политики развития многокультурности
          ради достижения национального
          единства и культурного
          взаимообогащения канадцев. Эти цели
          можно сформулировать следующим
          образом:
          - поддержка этнокультурных
          групп;
          - помощь в преодолении ими
          барьеров на пути их участия в жизни
          всей Канады;
          - помощь в изучении ими
          официальных языков страны;
          - поощрение культурных
          обменов между группами в интересах
          достижения общенационального
          единства.
          Думается, что канадский
          позитивный опыт в этой области мог бы
          быть плодотворно использован при
          разработке национальной политики в не
          менее многоэтничной и
          многокультурной Российской Федерации.
          Во всяком случае, очевидно то, что его
          тщательное изучение оказало бы
          немалую помощь в успешном разрешении
          продолжающейся дискуссии
          относительно разработки “национальной
          идеи” России.
          
          Аркадий Черкасов
          
          Canadian Ethno-Cultural Mosaic: Part 7 (Conclusion)
          
          By Arkady Cherkasov, Ph. D. (Geography), Moscow
          State University
           The ethno-confessional mosaic of the Canadian
          society is briefly described in this final part of the article. Canada
          is a Land of Minorities in this perspective as well: no religious
          denomination can claim the status or the position of one preferred by
          the majority of its population. The striking confessional and
          ethno-cultural diversity of Toronto is especially stressed, with a
          paradoxical conclusion that this modern Babylon where English
          Canadians seem to have become a visible minority – is at the same
          time the real stronghold of the true English Canadian culture and
          identity: the numerous groups, not necessarily merging together,
          contribute to the creation of an authentic Canadian cultural
          phenomenon. A similar positive role for the epanouissement de la
          culture quebecoise/canadienne-francaise is performed by the
          ethno-cultural plurality of Montreal.
          The author believes that Russia, being a country at
          least as multi-ethnic and multi-cultural as Canada, has to study and
          even to borrow the positive Canadian experience of not only coping
          with the problems of ethno-cultural diversity, but turning them into a
          source of national pride and cultural wealth. The key words to this
          Great Canadian Secret are: Tolerance  and/et  Bienveillance.
        
          
          
           Части:  
          словарь, 
          I,  II,   III
          ,  IV, V, VI
           Niworld 11.09.01
          
          Статья  предоставлена
          редакцией журнала  Канадский
          Паспорт
          NN2-7/ 2001г.
          Информационное Агентство "Мобиле" 
          www.mobile.ru
          обновление 
          12.03.02