окончание
В предыдущем выпуске
журнала мы рассмотрели русских
канадцев как заметную (и растущую)
этнокультурную группу населения
Канады – указав, что значительную её
часть составляют канадцы русско-еврейского
происхождения. Действительно, по
оценке проф. С.И. Брука, в 1898-1920 годах из
России в Канаду прибыло около 70 тысяч
евреев, что составило около половины
всех российских иммигрантов в эту
страну и четыре пятых всех прибывших в
неё евреев (см. Народы России. М.,1994, стр.55).
Но это не значит, что все их потомки
могут сейчас рассматриваться как
представители “российско-канадской”
этнокультурной группы. Во-первых,
большинство их, перейдя на английский
язык, ассимилировалось с
англоканадцами; во-вторых, в
современном канадском (да и вообще –
западном) обществе евреев принято
сейчас рассматривать не как отдельную
“национальную” или “этническую”
группу, а исключительно как
конфессиональные (религиозно-культурные)
группы в составе тех или иных наций
или крупных этнических групп (американцев,
англичан, французов, русских и т. д.).
Тем не менее, своё
однозначно еврейское
происхождение, по переписи 1991 г.,
показали 246 тыс. канадцев, а в 1996 г. - 196
тыс. назвались “чистыми” евреями и
ещё 156 тыс. - “смешанными”. Но, как уже
было сказано, значительную их часть,
видимо, можно рассматривать скорее
как конфессиональную группу
внутри англоканадского народа и ряда
других этнокультурных групп. Число
считающих идиш своим родным языком
сократилось с 130 тыс. в 1941 г. до 21 тыс. в
1996 г. (и еще 13 тыс. в 1996 г. назвали
таковым иврит, до 1991 г. в Канаде в
качестве родного языка практически не
представленный). Тем не менее,
присутствие еврейского культурного
элемента в крупных городах Канады
весьма заметно, чему способствует
деятельность многочисленных
еврейских культурных центров и
различных полурелигиозных
объединений на базе синагог. В
последние годы в Канаде возникли
новые общины недавних еврейских
иммигрантов из неевропейских стран –
такие, как франкоязычная община
марокканских евреев в Монреале (более
30 тыс. чел.). В Монреале же - одна из
крупнейших в мире общин чернокожих
эфиопских евреев (фалаша), а также
ивритоязычная община реэмигрантов -
израильтян. Еврейские культурные
центры, в свою очередь, превращаются в
многоязычные и “многокультурные”, в
которых представителей различных
этнокультурных и даже различных
расовых групп объединяет общая
религия - иудаизм.
Конфессиональная мозаика
В масштабах всей Канады в
целом никакую религиозную конфессию в
качестве общенациональной,
объединяющей назвать нельзя.
Существует протестантская Объединенная
церковь Канады (созданная в 1925 г. в
результате объединения части
пресвитерианских, баптистских,
конгрегационистских и евангелистских
общин), но ее прихожане составляют
лишь 11,5% канадцев. По числу
последователей она значительно
уступает католической церкви,
к которой, тем не менее, относит себя
также не большинство, а несколько
менее половины всех канадцев - 45,2% (франкоканадцы,
итальянцы, ирландцы, поляки, испано- и
португалоязычные канадцы и др.); сюда
же примыкают “украино-католики” (униаты)
- 0,5%. Англоканадцы в большинстве -
прихожане упомянутой Объединенной
церкви Канады, англиканской (8,1%)
и ряда других протестантских церквей.
Более 10% жителей Канады -
прихожане менее крупных
протестантских церквей и сект; лютеране
- 2,4% (часть канадцев немецкого и
скандинавского происхождения), кальвинисты-пресвитериане
2,4% (часть шотландцев), баптисты
2,5%, пятидесятники 1,6%, меннониты
и гуттериты (“бывшие
российские” немцы) 0,8%, русские духоборы
(менее 0,1%) и многие другие. Православных
(греки, часть русских и украинцев) –
около 1%. Из нехристианских религий в
Канаде представлены иудаизм –
по переписи 1991 г. 318 тыс. чел., или 1,2%
всех канадцев, ислам – 253 тыс.
или 0,9%, буддизм – 163 тыс. или 0,6%,
индуизм - 157 тыс. или 0,6% и сикхизм
– 147 тыс. или 0,5%.
Все эти конфессиональные
общины располагают сетью храмов и
других культовых сооружений,
совмещающих с ролью религиозной также
и роль культурных центров
преобладающих этнических групп своих
прихожан. Так, в православной церкви
г.
Квебека помещен национальный флаг
Греции, а в ее подвальном помещении,
действует греческий клуб. Аналогичная
роль “русских клубов” принадлежит
православному храму Христа Спасителя
в Торонто, монреальскому
Петропавловскому и – до случившегося
в нем в начале 1998 г. разрушительного
пожара – кафедральному собору
Святителя Николая (местопребыванию
митрополита Русской Православной
Церкви Заграницей) в Монреале.
Хотелось бы подчеркнуть,
что отмеченная выше “для простоты”
связь вероисповедания с этническим
происхождением (“итальянцы –
католики”, “шотландцы –
пресвитериане”, и т. п.) в Канаде, – да
и не только там, – далеко не столь
пряма и однозначна. В “мозаическом”
обществе люди имеют возможность
выбора той веры, которая им более по
душе – или вообще никакой. Так, в
Монреале, наряду с другими, действует
итальянская (точнее, италоязычная)
пресвитерианская церковь.
Большинство канадцев корейского
происхождения – не буддисты, а
протестанты. Более половины
украинских канадцев из “традиционных”
для них православной (менее 20% их числа)
и украино-католической (около 30%)
церквей перешли в лоно той или иной “западной”
церкви (римско-католической,
различных протестантских. Неверующие,
по переписи 1991 г., составляют 12,5%
жителей Канады; их доля более высока в
населении западных провинций (в
Альберте – 20%, в Британской Колумбии –
более 30%).
Католики численно
преобладают в провинциях Квебек (88%
жителей) и Нью-Брансуик (54%), а из
крупных городов – в Монреале (78%),
Квебеке (94%), Оттаве (57%). В остальных
провинциях и крупных городах (за
пределами Квебека) большинство
верующих – протестанты (различных
деноминаций). Православные
наиболее заметны в провинциях Онтарио,
Манитобе, Саскачеване и Альберте – по
1,5-2% жителей. Иудеи расселены
преимущественно в крупных городах:
Торонто (4% от его населения), Монреале
(3%), Виннипеге (2%), Оттаве и Калгари (1%); буддисты
и сикхи – в Ванкувере.
Многоэтничные города –
центры национальной культуры
Наиболее
многоконфессиональным, как и самым
многоэтничным городом Канады нельзя
не признать четырехмиллионный
Торонто, 56% жителей которого в 1991 г.
указали на свое “этнически чистое”
не-английское и не-французское
происхождение и еще 10% – на “смешанное”.
Иммигранты первого поколения (родившиеся
за рубежом) составили 38% населения
города – более полутора миллиона
человек. Сюда же направлялось около
половины и всех новых иммигрантов,
въезжавших в Канаду в 90-е годы (в 1999 г.
– 83 тыс. из общего числа в 190 тыс.).
Пестрота этнического и
расового состава населения – это
ярчайшая сторона Торонто, то, что
выделяет его даже среди канадских
городов. Доля “видимых меньшинств” в
населении Торонто – самая высокая в
Канаде: 31,6% или 1 338 тыс. чел. в 1996 г. (тогда
как в Ванкувере -31,1%, в Калгари 15,6%,
Эдмонтоне 13,5%, Монреале 12,2%, Оттаве 11,5%;
менее всего из крупных городов – в
Квебеке: лишь 1,5%). В Торонто проживают
крупнейшие в Канаде китайская (335 тыс.
чел.) и индо-пакистанская (330 тыс.)
общины, почти половина всех
чернокожих канадцев (275 тыс. из их
общего числа в Канаде в 574 тыс. - в
основном иммигранты с Ямайки и других
островов Карибского моря), филиппинцы
(100 тыс.), арабы (72 тыс.),
латиноамериканцы (62 тыс.), вьетнамцы (46
тыс.), корейцы (30 тыс.) и японцы (17 тыс.).
Если учесть полмиллиона живущих в
Торонто смугловатых итальянцев,
десятки тысяч португальцев, югославов,
греков, испанцев и других южных
европейцев, то неудивительно, что
живущие в Торонто англоканадцы
сначала в шутку, а теперь уже и всерьез
стали называть именно себя “видимым
меньшинством”.
Тем не менее Торонто -
важнейший центр англоканадской
культуры, и цементирует культурную
жизнь торонтцев всеобщее знание
английского языка, на котором
свободно говорят 96% жителей города (из
них 8% владеют еще и французским).
Пестр и религиозный состав
населения. 36% жителей Торонто -
католики, 35% - протестанты, 15%
нерелигиозны, нехристианские религии
(буддизм, ислам, сикхизм, индуизм)
исповедуют 8%. Четыре процента жителей
Торонто – иудеи (самый высокий
процент в Канаде). Православных - менее
2%, это в основном греки, часть
украинцев (которых в 1996 г.
насчитывалось во всей провинции
Онтарио 90 тыс. чел.) и русских (число
которых в Торонто в середине 90-х гг.
оценивалось в 50-75 тыс. чел.).
Пестрота этнического
состава населения Торонто (как и
других городов Онтарио) связана с его
бурным ростом в последние четыре
десятилетия: интенсивным
экономическим развитием, ведущим к
возникновению все новых рабочих мест,
которые привлекают сюда иммигрантов
со всего мира. Здесь представлены
абсолютно все многочисленные
этнокультурные группы канадцев и
находятся их ведущие культурные
центры: достаточно сказать, что в
городе издаются 112 периодических
изданий на языках 40 этнических “меньшинств”.
На многочисленных языках, включая
украинский и русский, ведутся
передачи радио и телевидения (такой “этнический”
телеканал имеется и в Монреале; всего
в Канаде действуют 8 телестанций и 68
радиостанций, ведущих передачи на не-английском
и не-французском языках). Однако при
всей этнической пестроте,
сцементированной, впрочем,
преобладанием английского языка,
провинция Онтарио остается оплотом
современной англоканадской культуры,
главным центром развития которой
считается именно этот самый “самый
многоэтничный” Торонто: каждая
этническая группа вносит в эту
культуру свой заметный вклад,
обогащает ее.
То же можно сказать о
многоэтничном Монреале: роль его в
развитии франкоканадской культуры
несомненно выше, чем роль долгое время
остававшейся моноэтничной (91% жителей
- “чисто-французского” происхождения)
столицы провинции - г. Квебека. По
удачному (хотя и несколько
рискованному) определению одного из
опрошенных монреальцев, в условиях
сосуществования и параллельного
развития в городе многих
этнокультурных общин здесь
происходит “взаимооплодотворение” (prolification
mutuelle) различных мировых культур.
Не уступают по своему
культурному многообразию и провинции
Западной Канады. Достаточно сказать,
что в различных школах провинции
Альберта многие предметы преподаются,
кроме английского и французского, на
украинском, немецком, древнееврейском
(иврит), арабском и китайском языках, а
также индейском языке кри.
Все это соответствует
главным целям канадской национальной
политики развития многокультурности
ради достижения национального
единства и культурного
взаимообогащения канадцев. Эти цели
можно сформулировать следующим
образом:
- поддержка этнокультурных
групп;
- помощь в преодолении ими
барьеров на пути их участия в жизни
всей Канады;
- помощь в изучении ими
официальных языков страны;
- поощрение культурных
обменов между группами в интересах
достижения общенационального
единства.
Думается, что канадский
позитивный опыт в этой области мог бы
быть плодотворно использован при
разработке национальной политики в не
менее многоэтничной и
многокультурной Российской Федерации.
Во всяком случае, очевидно то, что его
тщательное изучение оказало бы
немалую помощь в успешном разрешении
продолжающейся дискуссии
относительно разработки “национальной
идеи” России.
Аркадий Черкасов
Canadian Ethno-Cultural Mosaic: Part 7 (Conclusion)
By Arkady Cherkasov, Ph. D. (Geography), Moscow
State University
The ethno-confessional mosaic of the Canadian
society is briefly described in this final part of the article. Canada
is a Land of Minorities in this perspective as well: no religious
denomination can claim the status or the position of one preferred by
the majority of its population. The striking confessional and
ethno-cultural diversity of Toronto is especially stressed, with a
paradoxical conclusion that this modern Babylon where English
Canadians seem to have become a visible minority – is at the same
time the real stronghold of the true English Canadian culture and
identity: the numerous groups, not necessarily merging together,
contribute to the creation of an authentic Canadian cultural
phenomenon. A similar positive role for the epanouissement de la
culture quebecoise/canadienne-francaise is performed by the
ethno-cultural plurality of Montreal.
The author believes that Russia, being a country at
least as multi-ethnic and multi-cultural as Canada, has to study and
even to borrow the positive Canadian experience of not only coping
with the problems of ethno-cultural diversity, but turning them into a
source of national pride and cultural wealth. The key words to this
Great Canadian Secret are: Tolerance and/et Bienveillance.
Части:
словарь,
I, II, III
, IV, V, VI
Niworld 11.09.01
Статья предоставлена
редакцией журнала Канадский
Паспорт
NN2-7/ 2001г.
Информационное Агентство "Мобиле"
www.mobile.ru
обновление
12.03.02