Аркадий Черкасов     окончание  ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАНАДЕ

  окончание

В предыдущем выпуске журнала мы рассмотрели русских канадцев как заметную (и растущую) этнокультурную группу населения Канады – указав, что значительную её часть составляют канадцы русско-еврейского происхождения. Действительно, по оценке проф. С.И. Брука, в 1898-1920 годах из России в Канаду прибыло около 70 тысяч евреев, что составило около половины всех российских иммигрантов в эту страну и четыре пятых всех прибывших в неё евреев (см. Народы России. М.,1994, стр.55). Но это не значит, что все их потомки могут сейчас рассматриваться как представители “российско-канадской” этнокультурной группы. Во-первых, большинство их, перейдя на английский язык, ассимилировалось с англоканадцами; во-вторых, в современном канадском (да и вообще – западном) обществе евреев принято сейчас рассматривать не как отдельную “национальную” или “этническую” группу, а исключительно как конфессиональные (религиозно-культурные) группы в составе тех или иных наций или крупных этнических групп (американцев, англичан, французов, русских и т. д.).

Тем не менее, своё однозначно еврейское происхождение, по переписи 1991 г., показали 246 тыс. канадцев, а в 1996 г. - 196 тыс. назвались “чистыми” евреями и ещё 156 тыс. - “смешанными”. Но, как уже было сказано, значительную их часть, видимо, можно рассматривать скорее как конфессиональную группу внутри англоканадского народа и ряда других этнокультурных групп. Число считающих идиш своим родным языком сократилось с 130 тыс. в 1941 г. до 21 тыс. в 1996 г. (и еще 13 тыс. в 1996 г. назвали таковым иврит, до 1991 г. в Канаде в качестве родного языка практически не представленный). Тем не менее, присутствие еврейского культурного элемента в крупных городах Канады весьма заметно, чему способствует деятельность многочисленных еврейских культурных центров и различных полурелигиозных объединений на базе синагог. В последние годы в Канаде возникли новые общины недавних еврейских иммигрантов из неевропейских стран – такие, как франкоязычная община марокканских евреев в Монреале (более 30 тыс. чел.). В Монреале же - одна из крупнейших в мире общин чернокожих эфиопских евреев (фалаша), а также ивритоязычная община реэмигрантов - израильтян. Еврейские культурные центры, в свою очередь, превращаются в многоязычные и “многокультурные”, в которых представителей различных этнокультурных и даже различных расовых групп объединяет общая религия - иудаизм.

 Конфессиональная мозаика 

В масштабах всей Канады в целом никакую религиозную конфессию в качестве общенациональной, объединяющей назвать нельзя. Существует протестантская Объединенная церковь Канады (созданная в 1925 г. в результате объединения части пресвитерианских, баптистских, конгрегационистских и евангелистских общин), но ее прихожане составляют лишь 11,5% канадцев. По числу последователей она значительно уступает католической церкви, к которой, тем не менее, относит себя также не большинство, а несколько менее половины всех канадцев - 45,2% (франкоканадцы, итальянцы, ирландцы, поляки, испано- и португалоязычные канадцы и др.); сюда же примыкают “украино-католики” (униаты) - 0,5%. Англоканадцы в большинстве - прихожане упомянутой Объединенной церкви Канады, англиканской (8,1%) и ряда других протестантских церквей.

Более 10% жителей Канады - прихожане менее крупных протестантских церквей и сект; лютеране - 2,4% (часть канадцев немецкого и скандинавского происхождения), кальвинисты-пресвитериане 2,4% (часть шотландцев), баптисты 2,5%, пятидесятники 1,6%, меннониты и гуттериты (“бывшие российские” немцы) 0,8%, русские духоборы (менее 0,1%) и многие другие. Православных (греки, часть русских и украинцев) – около 1%. Из нехристианских религий в Канаде представлены иудаизм – по переписи 1991 г. 318 тыс. чел., или 1,2% всех канадцев, ислам – 253 тыс. или 0,9%, буддизм – 163 тыс. или 0,6%, индуизм - 157 тыс. или 0,6% и сикхизм – 147 тыс. или 0,5%.

Все эти конфессиональные общины располагают сетью храмов и других культовых сооружений, совмещающих с ролью религиозной также и роль культурных центров преобладающих этнических групп своих прихожан. Так, в православной церкви             г. Квебека помещен национальный флаг Греции, а в ее подвальном помещении, действует греческий клуб. Аналогичная роль “русских клубов” принадлежит православному храму Христа Спасителя в Торонто, монреальскому Петропавловскому и – до случившегося в нем в начале 1998 г. разрушительного пожара – кафедральному собору Святителя Николая (местопребыванию митрополита Русской Православной Церкви Заграницей) в Монреале.

Хотелось бы подчеркнуть, что отмеченная выше “для простоты” связь вероисповедания с этническим происхождением (“итальянцы – католики”, “шотландцы – пресвитериане”, и т. п.) в Канаде, – да и не только там, – далеко не столь пряма и однозначна. В “мозаическом” обществе люди имеют возможность выбора той веры, которая им более по душе – или вообще никакой. Так, в Монреале, наряду с другими, действует итальянская (точнее, италоязычная) пресвитерианская церковь. Большинство канадцев корейского происхождения – не буддисты, а протестанты. Более половины украинских канадцев из “традиционных” для них православной (менее 20% их числа) и украино-католической (около 30%) церквей перешли в лоно той или иной “западной” церкви (римско-католической, различных протестантских. Неверующие, по переписи 1991 г., составляют 12,5% жителей Канады; их доля более высока в населении западных провинций (в Альберте – 20%, в Британской Колумбии – более 30%).

Католики численно преобладают в провинциях Квебек (88% жителей) и Нью-Брансуик (54%), а из крупных городов – в Монреале (78%), Квебеке (94%), Оттаве (57%). В остальных провинциях и крупных городах (за пределами Квебека) большинство верующих – протестанты (различных деноминаций). Православные наиболее заметны в провинциях Онтарио, Манитобе, Саскачеване и Альберте – по 1,5-2% жителей. Иудеи расселены преимущественно в крупных городах: Торонто (4% от его населения), Монреале (3%), Виннипеге (2%), Оттаве и Калгари (1%); буддисты и сикхи – в Ванкувере.

Многоэтничные города – центры национальной культуры

 Наиболее многоконфессиональным, как и самым многоэтничным городом Канады нельзя не признать четырехмиллионный Торонто, 56% жителей которого в 1991 г. указали на свое “этнически чистое” не-английское и не-французское происхождение и еще 10% – на “смешанное”. Иммигранты первого поколения (родившиеся за рубежом) составили 38% населения города – более полутора миллиона человек. Сюда же направлялось около половины и всех новых иммигрантов, въезжавших в Канаду в 90-е годы (в 1999 г. – 83 тыс. из общего числа в 190 тыс.).

Пестрота этнического и расового состава населения – это ярчайшая сторона Торонто, то, что выделяет его даже среди канадских городов. Доля “видимых меньшинств” в населении Торонто – самая высокая в Канаде: 31,6% или 1 338 тыс. чел. в 1996 г. (тогда как в Ванкувере -31,1%, в Калгари 15,6%, Эдмонтоне 13,5%, Монреале 12,2%, Оттаве 11,5%; менее всего из крупных городов – в Квебеке: лишь 1,5%). В Торонто проживают крупнейшие в Канаде китайская (335 тыс. чел.) и индо-пакистанская (330 тыс.) общины, почти половина всех чернокожих канадцев (275 тыс. из их общего числа в Канаде в 574 тыс. - в основном иммигранты с Ямайки и других островов Карибского моря), филиппинцы (100 тыс.), арабы (72 тыс.), латиноамериканцы (62 тыс.), вьетнамцы (46 тыс.), корейцы (30 тыс.) и японцы (17 тыс.). Если учесть полмиллиона живущих в Торонто смугловатых итальянцев, десятки тысяч португальцев, югославов, греков, испанцев и других южных европейцев, то неудивительно, что живущие в Торонто англоканадцы сначала в шутку, а теперь уже и всерьез стали называть именно себя “видимым меньшинством”.

Тем не менее Торонто - важнейший центр англоканадской культуры, и цементирует культурную жизнь торонтцев всеобщее знание английского языка, на котором свободно говорят 96% жителей города (из них 8% владеют еще и французским).

Пестр и религиозный состав населения. 36% жителей Торонто - католики, 35% - протестанты, 15% нерелигиозны, нехристианские религии (буддизм, ислам, сикхизм, индуизм) исповедуют 8%. Четыре процента жителей Торонто – иудеи (самый высокий процент в Канаде). Православных - менее 2%, это в основном греки, часть украинцев (которых в 1996 г. насчитывалось во всей провинции Онтарио 90 тыс. чел.) и русских (число которых в Торонто в середине 90-х гг. оценивалось в 50-75 тыс. чел.).

Пестрота этнического состава населения Торонто (как и других городов Онтарио) связана с его бурным ростом в последние четыре десятилетия: интенсивным экономическим развитием, ведущим к возникновению все новых рабочих мест, которые привлекают сюда иммигрантов со всего мира. Здесь представлены абсолютно все многочисленные этнокультурные группы канадцев и находятся их ведущие культурные центры: достаточно сказать, что в городе издаются 112 периодических изданий на языках 40 этнических “меньшинств”. На многочисленных языках, включая украинский и русский, ведутся передачи радио и телевидения (такой “этнический” телеканал имеется и в Монреале; всего в Канаде действуют 8 телестанций и 68 радиостанций, ведущих передачи на не-английском и не-французском языках). Однако при всей этнической пестроте, сцементированной, впрочем, преобладанием английского языка, провинция Онтарио остается оплотом современной англоканадской культуры, главным центром развития которой считается именно этот самый “самый многоэтничный” Торонто: каждая этническая группа вносит в эту культуру свой заметный вклад, обогащает ее.

То же можно сказать о многоэтничном Монреале: роль его в развитии франкоканадской культуры несомненно выше, чем роль долгое время остававшейся моноэтничной (91% жителей - “чисто-французского” происхождения) столицы провинции - г. Квебека. По удачному (хотя и несколько рискованному) определению одного из опрошенных монреальцев, в условиях сосуществования и параллельного развития в городе многих этнокультурных общин здесь происходит “взаимооплодотворение” (prolification mutuelle) различных мировых культур.

Не уступают по своему культурному многообразию и провинции Западной Канады. Достаточно сказать, что в различных школах провинции Альберта многие предметы преподаются, кроме английского и французского, на украинском, немецком, древнееврейском (иврит), арабском и китайском языках, а также индейском языке кри.

Все это соответствует главным целям канадской национальной политики развития многокультурности ради достижения национального единства и культурного взаимообогащения канадцев. Эти цели можно сформулировать следующим образом:

- поддержка этнокультурных групп;

- помощь в преодолении ими барьеров на пути их участия в жизни всей Канады;

- помощь в изучении ими официальных языков страны;

- поощрение культурных обменов между группами в интересах достижения общенационального единства.

Думается, что канадский позитивный опыт в этой области мог бы быть плодотворно использован при разработке национальной политики в не менее многоэтничной и многокультурной Российской Федерации. Во всяком случае, очевидно то, что его тщательное изучение оказало бы немалую помощь в успешном разрешении продолжающейся дискуссии относительно разработки “национальной идеи” России.

Аркадий Черкасов

Canadian Ethno-Cultural Mosaic: Part 7 (Conclusion)

By Arkady Cherkasov, Ph. D. (Geography), Moscow State University

 The ethno-confessional mosaic of the Canadian society is briefly described in this final part of the article. Canada is a Land of Minorities in this perspective as well: no religious denomination can claim the status or the position of one preferred by the majority of its population. The striking confessional and ethno-cultural diversity of Toronto is especially stressed, with a paradoxical conclusion that this modern Babylon where English Canadians seem to have become a visible minority – is at the same time the real stronghold of the true English Canadian culture and identity: the numerous groups, not necessarily merging together, contribute to the creation of an authentic Canadian cultural phenomenon. A similar positive role for the epanouissement de la culture quebecoise/canadienne-francaise is performed by the ethno-cultural plurality of Montreal.

The author believes that Russia, being a country at least as multi-ethnic and multi-cultural as Canada, has to study and even to borrow the positive Canadian experience of not only coping with the problems of ethno-cultural diversity, but turning them into a source of national pride and cultural wealth. The key words to this Great Canadian Secret are: Tolerance and/et Bienveillance.


Части:   словарь,  I,  II,   III ,  IV, V, VI

Niworld 11.09.01


Статья  предоставлена редакцией журнала  Канадский Паспорт
NN2-7/ 2001г.
Информационное Агентство "Мобиле" 
www.mobile.ru

обновление 12.03.02