ВЕРА ГОРТ

О себе…
 Я – киевлянка до 1973-его года. Но вот уже двадцать девятой дождевой зимой передо мною – Хайфа “моет хвойную голову”…
Половина прожитого – у Днепра, половина – у Средиземного.
135-ая киевская школа, учительница речи (а значит – и вещи, и знака вещего) – Эвелина Шорохова, важнейший персонаж из повести моей жизни, ставшая в 2000-ном году редактором и корректором моих “Псалмов” и болеющая ныне за благополучный их исход в люди…
Горьковский ин-т водного транспорта… Чертежи… Корабли… Ребята и девушки…
Киевский судостроительный завод “Ленинская Кузница”, “семейное”
наше предприятие, так как отработали мы на нём в сумме 100 лет:
дедушка, папа, мама и я…
Супруг мой, Александр, первый и наипридирчивый критик моих
текстов – промышляет электричеством. Дочь Мейталь (что по-русски
означает – росинка) – красиая, 25-летняя…
Из друзей – особенно люблю преданных, из стран – особенно – Грузию, в честь которой написала сонату (словесную, конечно), пересказала ( чтоб не произнести бранное слово перевела) 30 эфемер Галактиона Табидзе. Книжица “ЭФЕМЕРЫ”, включившая их и мою “сонату” вышла в 1996-ом году в Тель-Авиве, изрисованная осторожно и аккуратно – Ольгой Рубиной, киевско-беэр-шевской художницей…
Далее – в течение 4-ёх лет я проникала в ПСАЛМЫ царя Давида,
жреца Асафа, трёх Ко'раховых сыновей – певцов, Моше'-пророка, царя Шломо', Эйтана-мудреца…, пытаясь извлечь из-под спуда их
молитвенности – их поэзию и выдать её на гора современным бытовым
и – одновременно – романтическим слогом, сохраняя верность смыслу,
объёму строфы, и, за редкими обоснованными исключениями, букве.
Книга вышла в Москве, в некоммерческом изд-ве Э. Ракитской “ЭРА”,
в 2000-ом году, через 3000 лет после написания основной массы псалмов – царём Давидом. Я счастлива, что есть прекрасные отзывы о ней, в том числе Ирины Любавиной из “Международной Еврейской Газеты” в статье “Мужская поэзия”, Виктора Малеева из московского
“Книжного Обозрения” в заметке “Кто к Богу прислонён…”, от Александра Гениса, представившего мои “ПСАЛМЫ…” к премии Инолита, а также многих и многих читателей.
 
Сейчас я работаю над собственной своей книгой “Вещи и вещицы”,
почти готовой, но подлежащей ещё косметической правке, которая у меня часто длится дольше самого написания чего бы то ни было…
Живу в Атлите, под Хайфой. Окна – на уровне крон кедровых сосен…
Вера Горт
 
    ПОЭМА: Тахана¢ Меркази¢т
(Центральная Автобусная Станция)
  ПЕРЕВОДЫ Галактиона Табидзе
     СТИХИ
 
 
 
БЕЛЫМ-БЕЛО... О ТОМ И ПЕСНЬ
 
1
 
Ты неинтеллигентно зол, ездок, – опешь!,
ошеломись собой!, перелиставшись вчуже.
Не трафь зазря блатной бузой молве досужей!
По вечерам твой холл, экс-бог, гол-обезлюжен, –
как прежде – яро, позарез – друзьям не нужен,
ты стёртой пуговицей сдёрнут с фрака дружбы,
отщёлкнут за город, в межсосенную плешь.
 
Предсумеречный лес распят глазами стужи.
По алым комьям снега клан вороний тужит.
 
Дуэль – палачество, а ты не прав – хоть режь!
 
Жорж – юн. Умильным доводом обезоружен,
притормози вожжой, стопой, – скомандуй!, ну же!
 
В дому – неласковость промеж женой и мужем.
В снегу – прицел выходит косо неуклюжим, –
стой!!!, а не то – даст сонм расщепов в брюхе брешь,
соча кровавую строку в поэму лужи.
Наглядна письменность нутра. Твой русский – глубже.
 
2
 
Не лги, ни в жисть ты не лишил бы Натали
из ревности (беда ль? – ржёт по углам прислуга!)
кого б, к примеру? – да её лосёнка! – (вьюга
его вметнула в лабиринт Санкт-Петербурга,
ржаная – с рук её – им сжёвана краюха...)
боясь её обиды, слёз, испуга, –
как всякий аристократического круга:
 
дичок ей люб? – что ж.., се ля ви.., ты нехристь ли?, –
натаскивая пистолет на шёпот "пли!",
палить в её ровесника и друга,
влюблённого врасплох, чтоб тот – казнил тебя,
обузного, как хворь, крепостника-супруга, –
хребет поэзии попутно подрубя.
 
3
 
Взвесь: поутру забеспокоится впросонках
ядрёный выводок – в льняную масть – ребят.
Ведь у тебя их – как у льва – четыре львёнка,
впритык по штуке – на колени, руки. Срок
святой возни вам не истёк! Не корчь сатрапа!
 
"Нянь!" – спросят – "Встал ли раненый? – вечор прилёг..."
Та – в рёв: "Будь лысый дед – восьмидесяти трёх..,
ан – тридцати восьми..! – крупнокурчавый папа..!"
 
4
 
Одно лишь честь: отринуть серость. Сер – свинец.
 
Подъедь к оттаптывающим у рыхлой глади,
в твой бок не глядя, – плац в пятьсот квадратных пядей!,
скажи, что ты – на самом деле – не каратель
двух, потревоженных одно другим, сердец –
и третьего – в медовый месяц – блёклой Кати
(твой враг – ей мил!..) и что на смерть жаль время тратить.
 
Забыл? – бил снайперски, но – стоик и мудрец –
тебя сберёг, не взяв на мушку спеси ради,
тот фронтовик, чьей беглой Анны ты – предатель:
избыл, любя.., а был любим! – зван под венец! –
так ею вызнан, читан, чтим! – гож счастье дать ей!..
Прости...
 
5
 
                                 Собою ошарашься, наконец!
Брось на авось свой дом! – пусть с видом на дворец,
пускай отлучка от родимого порога
близка по сути Моисеевой – от Бога,
не ввязывайся всуе в ход вещей, в хор слов –
пусть разбираются!, кивок – и будь таков.
 
"Банальная, – ощеришься, поэт, – уступка
Вселенной..." – слышь? – всплакнувшей таяньем снегов,
ценя неброское изящество поступка.
 
6
 
Пожалуйста!, повороти коней на юг!,
хоть долгий сирый путь не больно пуст и пресен:
 
нагаечный прогон сквозь строй народных песен!,
 
чья вражья безупречность – ух! – не спустит с рук
ни скудный рост, ни профиль странного обвода,
ни, вследствие чего, – страсть к пасмурным погодам,
ни зряшность упоенья бальным переходом
от кринолина к кринолину молодух..,
 
как – с упованием на чуткий Божий слух –
от колокола к колоколу – Квазимодо...
 
7
 
Тебе – знаком, но всякий раз экспромт – Кавказ:
от тонкоиглых крон до монолитных баз –
твоим проникнется, тебя голубя, горем,
припав к твоей щеке дельфиньим боком голым,
взамен – вколдовывая в душу мир и лад,
даря, в расслой слюды пускающее корень,
голубоокое растение цикорий;
 
твой подбородок, локоть, помысел и взгляд –
себя укромно приютят в замшелых лунках,
как скрипки – в замшевых футлярах, дятлы – в дуплах,
унявшиеся хулиганы – на поруках;
 
твою упряжку остановит местный князь,
пол-замка отведя тебе, пол-неба;
 
"Чередованием твоих согласных – нега
такая правит!, словно рукописи вязь –
впрямь продолжение предплечевого нерва" –
 
похвалит, грустному смущению не внемля;
вопросов – ноль, стол яств, постели пух и бязь,
стеллаж шедевров... – ас!, упрёк не в бровь, а в глаз:
 
под недописанным тобой пустует полка!
 
8
 
Ты – повод для чужих стишков дурного толка
о редком паиньке – тебе – при остальных:
пустых, мол, подлых, чёрных кровью... (автор – псих!),
о ней.., мол, свойской в кодле их... (пиитша – тёлка!),
из-за тобою не погашенного долга
словесность-нищенка берёт у всех подряд!
 
9
 
Царь льнул в приятели к тебе, на плагиат
твоих гримас польстясь и реплик... Прост стократ,
дешёвый парадокс – в твоих перстах – снаряд:
в таких взыскательных – так незамысловат.
 
10
 
Хоть ты в повальной нервотрёпке виноват,
тебя – исчезни – хватится твой стольный град.
 
И днесь иском ты каждым сотым на планете!
 
Чуть смётан быт, утыкан саженцами сад –
с твоих ноздрей гнут загогулины оград
в апофеоз чутья, тончайшего на свете,
твоими ямбами, чтя меткость, говорят
об осени, зиме, весне, любви и лете.
 
11
 
Ты проклял, ты облёк нас каверзной судьбой:
терзаться хаосом, не пронятым тобой,
лишь из каретных окон узренным снаружи,
вскользь зашифрованным в тетради черновой;
 
"...в начале было слово..." – скопом столь же нужных
слов!, слов!, недосколоченных в фалангах дружных,
твоих!, не ставших друг за другом в конный строй,
нас мучиться обрёк, как полунемотой.
 
Тобой Не Спетое торопится – с лихвой
разжиться песней. Гений да не бьёт баклуши! –
зане потомок отвечает головой:
сырец, запруживая нам глаза и уши,
ломясь в трахеи безалаберной гурьбой,
заклиниваясь в них торцами – вразнобой
торчащих строк, в столбцы не сбитых (некем!), – душит.
 
12
 
Ты – вечный пыточник, мосье!, ханжа и сноб!, –
а мнительные, изжевав кротами тему,
подскажут иудейке мне, мол, – юдофоб!,
 
но - так блаженно.., так с пелёнок.., так по гроб..,
 
что, если в дебрях псковских елей и дубов
тебя занёсший опрокинется сугроб
при мне, – не долго быть тебе заиндевелу
(а веруют: своя рубашка – ближе к телу!),
освежевавшись, однова скребнув по целу,
расправив стянутый с себя жилой покров, –
в полученный скафандр, пока горяч и нов,
сиречь – спасителен!, – вопну тебя по лоб,
бескожной кистью путаясь в знакомом чубе,
парным мясцом познав, что мир щемящ, как Шуберт,
пока доставят нам бинты, вино и шубы.
 
13
 
Как я? – Да чёрт со мной! Мерси, нездешнегубый!
 
Твоё перо хранит твой бывший домовой
в стеклянном кубе, словно холя рыбку гуппи.
 
Январь на улице. Будь добр, езжай домой!
 
Макая в мякоть клякс, сиреневых по белу, –
грех – ничегонеделание!, – каясь, – к делу!!!
 
 
Ул. ВОЗДВИЖЕНСКАЯ
 
Ах, дедушка! – от смертной скуки гамм,
от стука метрономов в такт сонат –
с урока музыки – сбежим сегодня!
 
Внезапная теплынь прожгла снега.
Вдоль улицы весёлый плакса Март
сметает влажной кистью пепел полдня.
 
Цыплёнком ожил слёжанный с боков
в стенной кирпичной кладке каждый камень.
Для передышки птиц и облаков
пять куполов расставлены буйками.
 
Оставь в покое старый нотный хлам!
Пусть гениально строги менуэты, –
по заново натянутым стволам
так скоморошно пробегают ветры!
 
В сезон распутиц у времён и стран
открыты явные эффекты сдвига, –
ах, дедушка! – вот юнга Роберт Грант
подходит к нам, теряя контур брига!
 
Он заблудился в Киевской Руси,
но в разговорнике набрёл на фразу “Sorry,
what is the way into the sea?”
– Простите, где дорога в море?
 
Я провожу его, держась Днепра,
до спущенной на волны шлюпки с судна
по имени “ДУНКАН”… Дед, мне пора!..,
я – мигом!.., ведь весна – сиюминутна…
 
 
ПОПЫТКА ЖИВОПИСИ
 
                                     Для Марка Шехтмана –
                                     художника из Беэр-Шевы
По двадцать восемь грамм на лепесток.
Тяжёл и жёлт цветок. Клондайк настурций!
Турист Джек Лондон из окна авто
швырнул в кюветы к нам излишки унций
в румяных слитках. Ярко вдоль дорог!
 
Май. Накалясь от мая, битум плавя, –
сокровище сожгло бурьян-полынь.
Червонно-жёлтая взошла теплынь.
Подсолнухи оторочило пламя.
 
Весна – как обновлённая реклама
чужого романтического хлама,
нас с детства подстрекавшая упрямо
к побегу из домашнего бедлама:
 
заляг в отчаливающий трюмок –
ребром к шпангоуту!, сдай крысам бок!,
отбудь в беде несколькодневный срок!.. –
в открытом океане босс не строг,
а преисполнен к беглецам участья, –
 
и вот ты – юнга или младший кок,
твой курс – норд-вест, в мираж, под куполок
забытого старателем вигвама,
где тлела керосиновая лампа,
сушилось сито, взвешивался плавно
мешочек аурума, то есть счастья...
 
Сэр Запад! – ноу! – ёк!.. – калека-пальма
под Хайфой, на виду у толп, у пляжа,
полулежачая, в обносках платья, –
остатком рваных пальцев вьёт линёк,
треножа наши грот, бизань и фок.
Не отпускает поводка Восток.
 
Покуда суд да дело – бриз, от жажды
с лиц наших слизывая капли слёз,
повис на шеях зверем кровожадным.
Без речек – вади, впав в анабиоз,
 
не дышат, не хватает влажных жабр им.
Зной прибывает, как за рысью – рысь.
Мир – до ожога хищных глоток жарок.
Пугает еретическая мысль,
что жар – когтист, а что Спаситель – жалок.
 
Переходя на сторону жары,
я также предаю былую просинь.
Дымят костры из хвои и коры
облезлых эвкалиптов, лысых сосен.
 
Быть заодно – алчнейшая из жажд!:
заправленными жаром утюгами
я вглаживаюсь в пыточный пейзаж
кроваво-сукровичной жухлой гаммы,
живой себя вписав в него пассаж.
 
Да мы с жарой впрямь не были врагами!
По мне – как в пасху квашеное – блажь,
так в засуху всплеск океана – фальшь!
 
Лишь... с Вами как мне быть?.. Как быть мне с Вами?..
 
Став прочно на ноги, жар входит в раж,
уже нагромождая бельэтаж
на заколоченные солнцем сваи.
 
Какая суша!, ох, какой Израиль!
Каких горячих охр с мелком гризайль!
 
Взять смуту на душу?, пусть – зря, пускай
холодноватые мазки – любые! –
крамольны в этот поздний душный май, –
простить Вам очи небереговые..?,
при блёклой люстре – ёмко-голубые...
 
Прощу.
Как приючу.
Как полюблю впервые.
 
Лишь.., зябкий диссонанс, не ускользай!