Антон Нестеров |
|||||||||||||
СТЕЙН МЕРЕН ИЗ
ПЕРЕВОДОВ К ГОТОВЯЩЕЙСЯ К ИЗДАНИЮ
КНИГИ Поэт и художник Стейн Мерен родился в 1935 году. Его первый сборник, «Сквозь тишину ночи» вышел в 1960 г ., но уже в этой дебютной книге различимы все черты, свойственные поэтике Мерена, - сознательно ограниченный словарь, в котором присутствует ряд особо нагруженных слов: свет, тьма, изменение, детство, смерть; использование синтаксических повторов, создающих своеобразные «грамматические рифмы»; обращение к мифологическим архетипам. В начале 60-ых годов
Стейн Мерен был в норвежской
поэзии чужаком, потому что
выступал как поэт «книжности»,
а не «реальной жизни»,
казался слишком «высоколобым».
В 70-ые годы, когда тон в
культуре стали задавать
рассерженные молодые
бунтари из университетов,
Мерену пеняли на то, что от
социальной борьбы и злобы
дня он бежит в
мифотворчество… В 80-ые годы
новое поколение стало
обвинять Стейна Мерена в
многословии, старомодности
и «натужной серьезности» -
он сохранил верность
высокому модернизму и в
эпоху, когда в моду стали
входить постмодернизм и дух
отстраненной игры со всем,
чем можно… Но уже сам спектр
этих обвинений говорит о том,
что «мешать» стольким и
стольких «раздражать» может
только поэт с неповторимым
голосом, верный себе вопреки
всем и вся… Собственно, «книжность»
и «мифологичность» Стейна
Мерена есть
лишь способ смотреть на
настоящее через призму
вечности, стремление сквозь
прозрачный (а порой, увы, и
мутный) поток времени
различить дно… В 70-ые годы Мерен
всерьез пробует себя в прозе.
Надо заметить, что это в
принципе довольно
характерно для Норвегии, где
нет жесткого деления на
поэтов и прозаиков - скорее,
к норвежскому писателю
уместнее применить слово «литератор»
в том значении, в котором оно
бытовало в пушкинскую эпоху.
В С 1993 года Стейн Мерен
активно занят не только
поэзией, но и живописью, - его
полотна не
раз экспонировались на
многочисленных выставках,
причем профессиональная
художественная среда
приняла его на равных, а не
как живописца-любителя. Некоторые из живописных работ Стейна Мерена:
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
ИЗ СБОРНИКА «СКВОЗЬ ТИШИНУ НОЧИ», 1960 СКВОЗЬ ТИШИНУ НОЧИ Ночь, где холодно и звезды, и в ней – ветер Но откуда он, никто скажет… По-над полем – но трава недвижна В кронах – но лежат спокойно тени Ветер – в сердце, ветер, что невидим Ночь дыханье затаила, вслушивается, – будто за спиной шаги звучали да вдруг стихли Это сдвинулась и задышала тишина Темнота плеснулась в темноте. И звезды вздрогнули, словно продуло ветром их Ветер, тот который веет льдом сквозь тишину ночи, ветер, как сквозняк из дальней дали Звезды колыхнулись и придвинулись – и стали ближе, чем далекий низкий гул из города Я мерзну, будто ночь дохнула на меня И шепчу я: Отче. Одинок и неприкаян. Льдистый свет дрожит, как музыка и ночь ночей во мне ей вторит Ночь, которую я знаю всем нутром – ту тьму что во тьме ворочается, тот ночной Гольфстрим в котором дышит ночь а в ней мерцают звезды Сквозь тишину ночи, ветер, что невидим – веет над всем: быть может, это Бог, Он открывает небо в вечность, непохожую на холод-бесконечность-свет которые мы называем космос – на это одиночество средь звезд, которому обречены мы на земле ИЗ СБОРНИКА «ВОЗРАСТ ВРЕМЕНИ», 1966 ИЗ ГЛУБИНЫ НОЧНОЙ Апрель приходит светом и срывает печати, на пригреве зерна бросает в жар и образы стремятся в рост… В глубине земли зерно вдруг начинает когтить тьму, царапаться – чтобы в потомстве продолжиться, пробившись через лавину лет и времен года Солнце – ведь оно весенняя звезда, солнце-зерно в ночи сияющей, что отделяет это небо от другого - А время – тьма. Из глубины ночной свет стихотворенья
Мы открывали дверь - хотели
Троянский конь? Что-то было – позабыл….
Солнце – с ним совсем иначе |
|||||||||||||
niw 03.09.2009 |
|||||||||||||