Америка
растет как бы сверху и сбоку, а
не из земли, без пуповинной
связи с нею, которую здесь
имели индейцы, кого пришельцы
истребили, а не смешались, в
отличие от космоса Латинской
Америки, более в этом смысле
натурального. Если б они хотя
бы подчинили туземцев и
превратили в рабов и потом
потихоньку смешались в ходе
истории - как это было в
Евразии: многие ведь там, почти
все народы сложились из
смешения завоевателей с
аборигенами (итальянцы,
болгары, англичане - и не счесть
всех…), - то совершился бы
привой-подвой к Матери(и)
Природине и к народу - породе
местной, и культура
последующая проросла бы
натуральною. Но
демократические переселенцы
из низов Старого Света хотели
работать сами и вырубили
индейцев как деревья. Даже
национально-расовый сюжет и
конфликт тут не натуральный, а
ввезенный, импортированный:
негры ведь тоже переселенцы, а
не туземцы.
Уничтожение
индейцев - это первородный
грех, что лежит в основании
Американской цивилизации.
Сейчас, когда совесть
пробуждается и американское
общество становится более
гуманным, долг к краснокожим
платится, за неимением уже
почти тех, - чернокожим.
США - это
страна микронародов, первая
составная внеземная
цивилизация из высадившихся на
чужую планету сильных, хищных и
взыскующих Свободы индивидов,
порвавших со своими
Матерями-Природинами (в Старом
Свете) и начавших тотально
новую жизнь. Для Европы Эдипов
комплекс типичен: Сын убивает
Отца и женится на Матери.
Отсюда - динамизм молодости в
почете, культ нового,
"новостей", моды,
модерного, жанр "новеллы",
и роман - novel. Отсюда и культ прогресса.
Для Азии и отчасти России
типично обратное: старое
сильнее, традиция, былина. Это я
называю Рустамов комплекс
- по имени героя эпоса Фирдоуси
"Шах-Намэ" Рустама, кто в
поединке убивает, не узнав его,
своего сына, Сохраба. И в
России: Илья Муромец побивает
Сокольника, Иван Грозный, Петр
Первый и Тарас Бульба убивают
своих сыновей. И даже
снохачество наблюдается - у
Горького этот мотив - и в
рассказе "Хан и его сын", в
"Деле Артамоновых". То
есть обратное комплексу
Эдипову: Отец, побив лядащего
Сына, женится на снохе… А вся
советская история - это
контаминация Эдипова и
Рустамова комплексов.
Для США
характерен Орестов комплекс -
матереубийство. Причем Мать
убивают дважды - покидая старую
родину (Ирландию, Италию,
Польшу…) и третируя новую
землю не как мать, а как
материал для работы, как matter for
facts. Если европейский дух
мучительно прорывается из
Природы к Свободе, выискивая
себе самоопору и собственную
субстанцию - в Труде, Мышлении,
"Я" (Декарт, Кант, Гегель,
Маркс…), то в Америке первична
субстанция Свободы (=
переселенцы, выдернувшие свое
корни, а с ними - тягу земную, ей
уже мало подвластны), а
инстанция Природы в них
вначале ничтожно мала по
смыслу перед Свободой. Природа
тут чужая, в ней нуль смысла,
она - неорганический
бездуховный объект завоевания
и труда, сырье ему в
переработку. Американцы - герои
и мученики Свободы, не
умеряемой Природой. Лишь с
течением времени тут вышли к
открытию понятия Природины как
Матери(и) и ценности женского
начала. Теперь, изгваздав
природу новой земли
индустрией, столкнулись с
проблемой экологии и, начав
заботиться об окружающей
среде, себе как бы
искусственную Мать-Природу
сотворяют, алчут "ургией" -
"гонию" добыть.
Слабость
женского и материнского начала
характерна для американской
цивилизации: отсутствуют тут и
куртуазность-галантность, и ars
amandi, "наука страсти
нежной", которые так уж
выпестовали и утончили
евразийского индивида от Китая
до Франции. Еще Генри Адамс
горько сетовал на это,
восхищаясь творческой ролью
Матери-Девы, культом
Прекрасной Дамы в европейской
цивилизации. Но чтоб объяснить
понятно американцам, ему
понадобилось сделать
уравнение Матери-Девы - с
динамо-машиной: чтоб
воздвигнуть Шартрский собор,
поколения строителей черпали
энергию в Эросе к Божьей Матери
- как в электричестве. Вот
типичный ход американского
Логоса: непонятное себе -
Любовь - переводит в понятное: в
Труд и Силу, а точнее - Энергию,
электричество (Франклин,
Эдисон). "Ургийный" Логос…
"Сексуальная
революция" и феминистское
движение за равные права тоже
ведь - не женственность, а
мужественность развивают в
женщине: хочет везде так же
работать, как и мужчина… Так
что Америка - не Мать-Родина
чадам, но фактория своим
работникам. И философскую
категорию "материя" здесь
присущее бы поименовать
"патерией" (мужской
архетип Отца тут важнее) и даже
"факторией":
вещественность бытия здесь вся
изготовительна, а не
вырастающа.
Даже
Природа тут - работает. В
хрестоматийном стихотворении
Карла Сэндберга "Трава"
она говорит: I am the grass. Let me work.
"Я - трава. Дайте мне работать"
- не расти. А в "Листьях
травы" Уитмена листья - из
травы, не из дерева. Модель
Мирового Древа, столь
характерная для культур
Евразии (под древом Бодхи
пришло Будде озарение, и
Христос распят на кресте -
схеме дерева), тут не работает:
некогда ждать, пока вырастет
дерево. Как и нет времени
растить своих гениев в науке и
искусстве: давайте импортируем
их из Старого Света, и будет у
нас "самое лучшее" -
Эйнштейн, Чаплин, Стравинский,
Тосканини…
Тут все
молодо-зелено: не успевает
естественным путем набухания
своей субстанции дорастать до
зрелости, но форсируется - как
свиньи на чикагскую бойню, так
и урожай удобрениями
химическими. Категория
Времени тут претерпела
изменения. Из его ипостасей:
прошлое, настоящее и будущее - в
Америке, порвавшей традиции, не
важно прошлое, а важно
настоящее, растущее спереди -
из будущего, оттуда
подтягиваемое. "Я проектирую
историю будущего", - писал
Уитмен. И нашу категорию Истина
тут бы означить - как
"Будьтина". Жизнь в кредит
и пользование вещами в
рассрочку есть явное житие в
настоящем из будущего (а не из
корней в прошлом, как это
привычно в Евразии, где
"отчизна" - и "отчий
дом", и наследственный
сундук…). Часы как символ
европейской цивилизации,
самодвижное Время и perpetuum mobile
там сопоставимы с Авто-мобилем
- как самодвижным
Пространством, изобретением
американского
кинетико-динамичного гения.
Часы = движение по кругу,
о-предел-енность, динамика на
службе у статики. Авто-мобиль -
коробка скоростей - на
службе у безудержности. Если
Время, шар, статика часов
сопряжены с женским началом
"гонии", то прямолинейное
движение и ускорение в
пространстве адекватны
мужскому началу "ургии".
Человеческий тип здесь
энергийно-заряженный:
электричество в душе у него -
недаром в США оно в науке и
изобретении развито (Франклин,
Эдисон), а У. Джемс сравнивает
устройство психики и
религиозное чувство с
электрическим полем (в
"Разнообразии религиозного
опыта").
Американец
- новый кентавр: man-in-a-car = человек-в-машине,
в ком естественно-животные,
"гонийные" части тела все
более заменяются искусственно
произведенными,
"ургийными". "Ков-бой"
был ему предтеча. Но то - в
Техасе, вблизи Мексики,
"гонийного" принципа
Латинской Америки. И когда янки
Форд изобрел horseless carriage,
"безлошадную повозку",
ковбои были разгромлены. И это -
самая главная победа в
Гражданской войне Севера с
полуроманским,
аристократическим Югом. Между
американцем и его машиной
симбиоз, их ткани переплетены.
Я там вздрогнул, увидев вывеску
Body-shop = "Магазин тел". "Вы
что, торгуете телами?" -
"Нет, - успокоил мой друг, -
так называется наружная часть
автомобиля - кузов". Но
характерна интуиция так
назвать - "телом". Все тут -
на скорости и у-спехе к спеху.
Даже блюдо их характерное - "гамбургер":
котлета между двумя ломтями,
съедаемая на ходу, даже не
выходя из машины, запивая
полухимической
"кока-колой". Да и сам
американец = гамбургер: кусок
мяса в машине, пьющей химию
бензина. Ноги заменены
колесами. Предтеча - "ноги на
стол" у
пионеров-первопроходцев. Тоже
символическая поза. Американец
начинает там, где евразиец
кончает: стол ведь - место для
верхней части тела - для еды,
книги, симпозиума, обмена
идеями, для социальной жизни. А
тут - пьедестал для работы на
следующем уровне цивилизации.
Если в
Евразии преобладает в Психее
торможение (рефлексия
германца, сдержанность
англичанина, застенчивость
русского, французский страх
быть смешным), то здесь -
возбуждение, раскованность,
внутренняя свобода, быстрота
моментальной реакции шофера.
Недаром в музыке тут
"джаз" развился (от
негритянского слова,
означающего "будоражить",
"торопить"), тогда как в
музыке Европы, еще с
пифагорейцев, цель - укрощать
животное начало в человеке.
Отрочески-опрометчивый
дух царит в американской
цивилизации. Тут национальные
герои - Том Сойер и Гек Финн, и
никто не достиг возраста
возмужалости, тем более -
статуса мудрого старца.
Подростки непринужденные,
фамильярные… И "ургия"
тут какая-то хулиганская,
веселая, карнавальная - не мрак
работы, а вечный праздник
деяния, без чего не мыслит себе
здесь человек существования,
так что безработица - казнь
американцу. В этой бесшабашной
одержимости Трудом,
изобретением потребностей,
изготовлением все новых вещей,
все лучших, открывается
тождество современного
американца, работающего уже в
гигантских корпорациях
винтиком, - с
индивидуалистом-фригольдером
XIX века, пионером в стране
"открытых возможностей",
чей образ и душа романтически
воспеты в капитане Ахаве и Геке
Финне. В этой безудержной
скачке - и в том американце, и в
нынешнем - ощущается гонка за
идеалом, за чудом, преследуется
какая-то несбыточная идея, так
что капитан Ахав на
искусственной ноге, убегающий
от уюта в даль труда, - это, так
сказать, "психей" и
современной Америки.
Перехлест
"ургии" над "гонией" -
и в том, что тут искусственно
производятся потребности (а
они ведь обычно были
прерогативой естества, мерой
Природы человека): рекламой
навязываются все новые. Но ведь
"потребность" = нужда,
зависимость. И вот парадокс: в
стране Свободы через
обвязыванье человека все
новыми и новыми потребностями
(а на них - работай, убивай
свободу времени, превращай его
в деньги, купи!) ненасытный Труд
забивает человека в новое
рабство, причем наиболее
развиваются и
дифференцируются потребности
нижнего этажа существования,
касающиеся удобств телу, и на
то вынужден работать высокий
дух и ум, таким образом тоже
понизовостью порабощаемый...
И в духе, в
Американском Логосе сюжет
"ургии" без "гонии"
вполне сказывается. Не
способен американец к
женски-пассивному созерцанию
платоновского типа,
проращивать мысль в
гегелевской филиации (=
почковании) идей, что есть тоже
"гонийная" процедура.
Философское открытие
американства - это прагматизм
(Дьюи, У. Джемс), бихевиоризм
(Скиннер), операционализм
(Бриджмен): ценится умение
схватить-понять вещь сразу в ее
работе ("ноу-хау"!), без
того, чтобы в генеалогическое
древо ее происхождения из
причин и начал вникать, да так
до сути и не добраться, как это
делает европейская
философско-научная традиция,
заквашенная на "гонии" и
природовитости
сословно-аристократической
(иерархии "субстанций" и
"акциденций",
"эссенций",
"экзистенций",
"ноуменов-феноменов" тут
чинопочитательски важны). Если
в Евразии правило: смотри в
корень, то здесь акцент: "по
плодам узнаете их" (на этом у
Джемса упор). Вещь берется
сразу сверху и технически.
Понять, как работает вещь здесь
и теперь, - вот что есть ее суть
и критерий истины (вся
гносеология операциональна), а
не относить к ее предпосылкам.
В лингвистике - семиотика, идея
Чарльза Пирса: функциональное
понимание языка и слова как
знака для работы теперь -
полярна индо-германскому,
"гонийному" подходу, с
интересом к происхождению
языков, к "праязыку" =
прародителю, к телесности
фонетики и этимологии…
И в Логосе
- демократия: самоначатие от
"я", а не от рода. Тут не
спрашивают у вещи: "А ваши
кто родители?" - подобно тому,
как Форд при приеме на свой
конвейер не интересуется:
профессор пришел, барон или
только что выпущенный из
тюрьмы убийца? То есть столь
важные на Руси вопросы
"кто?" и "чей?" - тут
без значения. Зато - "как?"
работаешь, умеешь - вот что
имеет ценность.
Франклином
человек определен как
существо, изготовляющее орудия
труда (Маркс с его культом
труда, производства часто
цитировал это определение), то
есть как субъект "ургии", а
не как "животное
политическое" (Аристотель).
Политика и история, и воинские
добродетели в человеке здесь
презренны, в отличие от
Евразии, где они чересчур
почтенны. Мальчишки тут
мечтают стать не полководцами,
а дельцами, и не славными, а
мощно работающими. Слава и
реклама - большая разница. И
то, и другое - виды известности.
Но слава центробежна, а реклама
центростремительна: есть
стяжание потребительских
ожиданий к моему текущему
бизнесу, кредит ему, прикорм из
будущего, чтобы дело мое в
настоящем шире развивалось:
"без паблисити нет
просперити". А
"паблисити" - это
рекламный вариант славы…
Принцип
Истории - "новое", мода,
новелла, новость; принцип Ургии
- "лучшее" (об этом у Форда
есть рассуждение в "Моей
жизни"). И если у Гомера боги
хохочут над трудягой Гефестом
(хромым, как капитан Ахав) и
одобряют адюльтер Афродиты с
Аресом-полководцем, то
американский эстетический
вкус такого не потерпит:
скорее, воин тут осмеян будет (и
Уитмен, и Эмерсон, и Сэндберг
неоднократно по Наполеону
прохаживаются и высмеивают
тщеславных героев европейской
истории и их кесаревы
добродетели). Архетип Колумба -
открывателя-изобретателя - в
каждом американце, а не
европейская модель солдата,
носящего в ранце маршальский
жезл.
Вот и
разница функций Государства
проглядывает: в Америке оно
призвано сдерживать
хищную "ургию"
самодеятельных
предпринимателей, которые, дай
им волю, переработали б в свои
изделия и Природу, и леса-земли,
и воз-дух, и тела-жизни людей.
Государство своими законами
гармонизирует и без него
работающих производителей. В
России же Государство - главный
мотор и завод производства в
стране и подстегиватель к
труду склонных к созерцанию и
более к жизни в душе и в духе,
нежели в сверхкомфорте телу,
жителей.
Американский
ургийный Логос отчетливо
проступает в классическом
определении Государства,
данном Линкольном в его
знаменитой речи в Геттисберге
над телами погибших в сражении
(ее сопоставляют с аналогичной
речью Перикла): Government of the people, by
the people and for the people -
"Государство (правительство)
народа, народом, для народа".
Через предлоги of, by, for означены
основные отношения в процессе
производства и потреблении
данной вещи: субъект труда и
чья собственность (of), орудие
труда, исполнитель работы (by) и
кто потребитель (for).
Государство, значит, служебно
Народу.
Напрашивается
- сопоставить Россию и Америку.
Уже из соположения рядом их
портретов разность очевидна.
Лишь несколько пунктов
акцентирую. И та, и другая
цивилизация искусственны: в
России - наполовину, в США -
целиком. Агентом строительства
в России было прежде всего
государство, в Америке -
индивид-трудяга, жадный на
работу и за-работок (то,
что за работой, ее горизонтом).
В России первично Целое, а
индивиды, граждане - его
функции. В США первичны
индивиды, множество
самосделанных энергетических
атомов; а уж из них собирается
целое. Государство - функция
индивидов.
Пространством
обширным оба Космоса схожи.
Чувство незавершенности в
России, "бесконечного
простора"; в США - ощущение
"открытых возможностей":
простор для деяния впереди,
тяга. Но Россия границей,
передвигая ее, тут же закрывала
себя, чтоб внутри себя жить по
своим мерам и потребам и
ценностям, отличным от других
миров, как монастырь, или как
дамба плотины охраняет низину
от затопления. В США тоже
граница все отодвигалась на
Запад, пока не уперлась в Тихий
Океан, в четкий предел, и
возникла обратная связь,
отражение от предела. В России
обратная связь слаба: лишь из
центра и Государства импульсы,
но не слышна реакция ни
Природы, ни Народа, ни Личности,
ни Жизни… А все шли, да и идут
односторонние импульсы; и
сейчас реформы - из схем и
расчетов рассудка, не выверяя
реакцией Бытия. И кажется: тут
так можно всегда. Согласие на
долготерпение в Психее
местной. Видны начала, а концов
не сыщешь - и ответа нет (и
ответственности: отвечать
некому никогда), как Поэту - в
"Эхе" Пушкина: "Тебе ж
нет отзыва…" Потому Суд слаб
(как и расСУДок тут слабо
работает), и непонятна ценность
и поприще Закона и Судебной
власти. И верно: для их работы
нужна определенность космоса и
социума: чтоб было о что
отражаться мерам, актам и
предприятиям, а не беспредел -
бесконечность и неслышимость
отзвука. Тут космос Апейрона =
"беспредельного",
по-эллински, что аналогично
Женскому (с ним стоит в
пифагорейских парах), так что в
России издревле упор не на
Закон, а на Благодать (в
"Слове" еще митрополита
Илариона в XI веке), на Милость,
что есть, конечно, "суд"
Женского начала, Материнского:
Любовь и ее абсурд и каприз, а
не Справедливость
прямолинейная и мужская,
жесткая…
Ну а
главная разница - в темпоритмах
Времени. Космос России - Север
суровый присоединен к линии
умеренных широт. Космос США - к
линии умеренных широт
присоединен Юг. Так что и
вегетационный период роста в
США почти круглый год, два
урожая снимать можно, а в
России - от силы 5 месяцев. В США
все темпы естественно скоры, да
еще и искусственно ускорены -
"ургией". У нас же
естественно замедленны все
процессы, а
ускоряются-подстегиваются
волей Державы, организатора
трудов.
Завершая
текст, должен орудие анализа
уточнить. Как в квантовой
механике различны выкладки для
частицы или волны, так и есть
"мысль-частица", точная и
точечная, рассудочная, а есть
"мысль-волна",
"мысль-поле", что работает
с приблизительной истинностью.
Но в Бытии полно проблем, тем и
объектов, что размытой мыслью,
"мыслеобразом"
улавливаются, а от точной -
ускользают. Таков и мой объект -
Национальный
Космо-Психо-Логос. Так что нет у
меня претензий на точность
утверждений, но - на
интересность…
ПРИМЕЧАНИЕ
Подробнее об этом
см. в моей книге "Наука и
национальные культуры.
Гуманитарный комментарий
к естествознанию".
Ростов-на-Дону, 1992.
|
|
|
|
|