Можно
дать и формальное определение
(весьма тощее). Особое
сочетание элементов, общих
всем народам, - вот что слагает
национальный образ мира.
Естествен вопрос: а изменяется
ли национальный
Космо-Психо-Логос в ходе
истории? Да… - незначительно.
Национальный год отличен от
хронологического.
Национальная структура с
корнями в прошлом и в традиции
обладает большой инерцией и
волей к жизни, к разветвлению и
к регенерации. Это род Ветхого
завета (повторяю образ) для
каждого нового поколения и
личности, которые призваны
писать свой Новый завет - в
Свободе воли. Но он пишется по
скрижалям Ветхого, с учетом
линий Судьбы.
Во втором
разделе статьи предложу
"портреты" двух
национальных целостностей:
России и Америки.
Космософия
России и русский Логос
Удивительно,
как гадавшим о судьбах России
не приходило на ум
"спросить" ее природу:
чего она хочет, какой бы
истории она могла желать от
народившегося на ней
человечества? Все русские
мыслители - от Чаадаева до
Шафаревича - думали в рамках историософии.
То есть брали некоторые схемы
развития и устроения обществ,
которые сказались на
поверхности Земли за
тысячелетия цивилизаций, и
прилагали эти карты к России,
раскладывали ей пасьянсы.
"Западники",
"славянофилы",
"соборность",
"православие и
католицизм", "Византизм и
Славянство", "Россия и
Европа",
"народ-богоносец",
"Развитие капитализма в
России", "Русская идея",
"Евразийство",
"Социализм",
"Русофобия"… - все берут
некие надземные готовности
вокруг России и принимаются
ими соображать насчет нее. Так
это и в нынешних страстных
политико-публицистических
спорах: "что нам менять и
брать?" Будто страна и ее
природа есть некая пассивная
безгласность и безмысленность
и просто материал-сырье
истории в переработку. Но ведь
уже устроение природы здесь
есть некий текст и сказ: горы
или море, лес или пустыня,
тропики или времена года, - это
же все некие мысли бытия,
сказанные словами природы.
"Русь!
Куда ж несешься ты?" "Что
пророчит сей необъятный
простор?"
Писатели-художники, поэты
чуяли излучения воли и смысла
от Русского Космоса и пытались
угадывать их значения. Пушкин,
Гоголь, Тютчев, Блок, Есенин,
Пастернак… Но чистые умники -
философы, политики, даже
историки (есть чуть-чуть о
русской природе в начале
"Историй" Соловьева и
Ключевского) - как-то решали за
Россию без хозяйки. Не говорю
уж о МРАКсизме в нашенском
варианте, который будто уж
"МАТЕРИализм", а совсем не
любит "матушки-природы"
(слышу это в иронической
интонации Э.В. Ильенкова,
гегельянца) и попросту
налагает на нее схемы своих
пяти всеобщих формаций.
Какую же
мудрость излучает Космос
России? Она - "мать-сыра
земля", то есть
"водо-земля" по составу
стихий. И она - "бесконечный
простор". Беспредельность -
аморфность. Россия - огромная
белоснежная баба,
расползающаяся вширь:
распростерлась от Балтики до
Китайской стены, "а пятки -
Каспийские степи" (по образу
Ломоносова). Она, выражаясь
термином Гегеля, -
"субстанция-субъект"
разыгрывающейся на ней
истории. Очевидно, что по
составу стихий ее должны
восполнить "воз-дух" и
"огонь", аморфность должна
быть восполнена формой (предел,
границы), по Пространству
должно врубиться работать
Время (ритм Истории) и т.д.
Это и
призвано осуществлять Мужское
начало здесь. Природина,
Россия-Мать рождает себе Сына -
русский Народ, что ей и Мужем
становится. Его душа -
нараспашку, широкая: значит,
стихия "воз-духа" в нем
изобильна. Он легок на съем в
путь-дорогу дальнюю. Русский
народ - СВЕТЕР: гуляет, "где
ветер да я", летучий,
странник и солдат, плохо
укорененный. Неважно он, такой
беглый, пашет свою землю - по
вертикали, так что его даже
пришпиливать приходилось
крепостным правом, а то все в
бега норовил…
Потому
второго Мужа России
понадобилось завести (уже не
как Матери-Родине, а именно
Женщине-жене) в дополнение,
который бы ее продраил по
вертикали да крепко
обнял-схватил обручем с боков,
чтобы она не расползалась:
заставой богатырскою,
пограничником Карацупою,
железным занавесом - бабу в
охряпку… И этот мужик -
чужеземец. Охоча холодноватая
Мать-сыра земля до огненного
чужеземца плюс к своему
реденькому, как иная бороденка,
Народу: он свой, родимый,
любимый, да больно малый да
шалый. Воз-дух и Свет (недаром и
мир тут - "белый свет", как
снег) он ей подает, но ведь у
стихии Огня вторая важнейшая
ипостась - Жар, а сего недодает.
Вот и вынуждена Россия варяга
приглашать на порядок-форму и
закон, из грек правостояние православия
(тоже прямая, вертикаль и закон
- Божий), половца и турка с Юга
притягивает, татаро-монгола - с
Востока. Потом немцы с Петра
правили, социализм западный с
Ленина, грузин Джугашвили, в
коем соединились Петр с
Тамерланом (догматический
марксизм и талмуд идеологии с
Запада - и султан
"секим-башка" с Востока).
Уж он-то так продраил Русь-бабу,
что бездыханная лежала… Потом
полегче: хохлы-малороссы с
Хрущева пошли, с выговором на
фрикативное "гх" - и у
Брежнева, и у Горбачева.
Даже стратегия
русских войн - от охоты
России-бабы на чужеземца. Она
его приманивает (поляка,
француза, немца), затягивает в
глубь себя: никогда не на
границах ему отбой, а внутрь
его вовлекает - и уж тут, во
глубине России, самый разгар
битв: летят головушки и тех и
других. Ведь еще в "Слове о
полку Игореве" битва как
свадьба описана, как
смертельное соитие. Если
германская тактика -
"свинья", "клин" =
стержень, то русская -
"котел", "мешок" - как
вагина, влагалище. (Кстати,
французская тактика у
Наполеона - "маневр" -
изгиб, волна).
Итак, в
Русском Космосе три главные
агента Истории: Россия =
Мать-сыра земля, а на ней
работают два мужика: Народ и
Государство-Кесарь. И оба
начала ей необходимы. Народ -
это тот малый, что
протягивается по горизонтали:
из Руси - всю Россию собою покрыть
(и в эротическом смысле слова
тоже) напрягается, хотя и
убогий числом-населением: мал
да удал! Но - бегл, не сидит на
месте. Потому и понадобилось
жесткое начало власти, порядка
- и оно, естественно, с Запада
натекло. Оттуда же - индустрия
("огне-земля"
промышленности) и город. Народ =
воля, а Государь(ство) = закон.
Меж ними и распялена Психея,
душа русской женщины. Недаром в
русском романе при ней два
героя, что реализуют эти
ипостаси. При Татьяне - Онегин
("воз-дух", беглый, охотник
до перемены мест) - и Генерал,
князь. При Анне - солдат
Вронский, что не вьет гнезда, и
министр Каренин. При Ольге -
Обломов ("голубь" - так она
его чувствует, тоесть
"воз-дух") и немец Штольц
("гордость" - его имя
значит, в нем труд, рассудок и
воля); при Аксинье - непутевый и
бесстанный Григорий и есаул
Листницкий. При Ларе - поэт
"воз-дух"новенный, доктор
Живаго, и комиссар Стрельников.
И т.д.
Теперь - о темпоритмах
русской жизни и истории.
Представим эту обширную страну
в ее начале, со скудным
населением, обитавшим в лесах
северо-западной Руси. Чтобы
заселить и цивилизовать это
пространство путем
естественного размножения ее
флегматичного, инертного
народа (бегл-то он и подвижен -
от власти стал), понадобились
бы десятки тысяч лет. Однако
Россия была окружена более
динамичными и агрессивными
народами, особенно с юга,
жарко-страстными
кочевниками-степняками,
которые вожделели обладать ею
и не раз оплодотворяли
холодную русскую красавицу. В
защиту от соседей понадобилось
выстроить Государство. Однако
призвание его в России не
только милитарное, но и
строительное: оно - главный
хозяин и предприниматель,
толкач цивилизации в этом
пространстве лесов, степей,
тундр, тайги, льдов Океана и
вечной мерзлоты, которые,
положась на охотку индивида, не
освоишь. Петр с топором и Ленин
с бревном - вот символы
русского государства.
И вот у
Народа и Государства в России
разные темпоритмы во Времени.
Народ тяготеет к натуральному
развитию медленным шагом
времени. Но соседство с Западом
и вплетенность в историю
Европы подстегивало, и, к
страданью для народа и жизни
индивида = капилляра в нем,
мера, скажем, волка ("аршин
общий") навязывались нашему
мамонту-медведю - как
нормальный пульс, и
выталкивали его на
ярмарку-Рынок плясать
чужемерно и неуклюже, на
посмешище. А если не поспевал,
подгоняли его кнутом и
насилием: слово
"ускорение" у Государства
на устах. Так и сложилось
веками, что русский народ
свыкся трудиться не столько
движимый своей охотой к
зажиточности (он привык
довольствоваться малым, как и
свойственно мудрому - Сократу,
Декарту и Ивану-"дураку"),
но исполняя наряд организующей
воли Державы. Так что
"командно-административная
система" есть не прихоть на
потеху нынешним острословам,
но работающий костяк-остов,
присущий Космосу России.
Позвоночники Государства и
Народа искривлены навстречу
друг другу и образуют Арку
хозяйства у нас, которая тем и
крепится, что оба устоя не
самостоят колоннами, но падают
друг на друга. Отсюда очевидно,
что расчет нынешних
реформаторов России
распустить государственную
организацию экономики в
надежде, что русский человек
враз воспламенится Эросом
труда и станет рыночно
вкалывать, вожделея жить как
американец, - без понимания
Космо-Психо-Логоса России и
темпоритмов русской жизни
принят. Все процессы и фазы
истории в Росии медленнее
должны бы протекать.
Итак,
несовпадение шага
Пространства и такта Времени -
вечная судьба и трагедия
России, но и закономерность ее
истории.
Какие же
последствия и особенности
Русского Логоса проистекают
из такого именно склада
Космоса, Эроса и Психеи здесь?
Русский Логос - функция этих
четырех аргументов:
Родина-Мать, Народ,
Государство, Личность. У
каждого из них - свое слово и
логика.
Россия
есть рассеянное бытие-небытие,
разреженное пространство с
островками жизни. "Как точки,
как значки, неприметно торчат
среди равнин невысокие твои
города" (Гоголь). Точка жизни
- тире пустоты. Пунктир, а не
сплошняк цивилизации: нет
связи, дорог, посредства,
слабость среднего сословия и
среднего термина в силлогизме.
"Умом Россию не понять" =
рассудок (который работает в
притирке опосредствования
звено за звеном) теряется. Тут
лучше работает образ, который
может перепрыгивать через
зияния в мета-форе = пере-носе
(вот наш "трансцензус"!).
Потому строгая философия
невозможна в России, но она - на
грани с художественной
литературой или религией. Ибо
Россия, как Бого-Матерь-я, -
религиозный объект,
христианский. Тем более - для крестьянства
= почти "христианства".
Потому патриотизм тут - в
благой, но и опасной близости к
христианству: одно может
приниматься за другое,
понятийное qui pro quo получается.
Государство
в России (как осуществляющее
принцип Формы в ее аморфности),
напротив, порождает и излучает
жестко рассудочный Логос,
догматический, и им
обслуживается: формализм,
бюрократия, начетничество
синодального катехизиса и
талмудизм
марксистско-ленинской
идеологии, культ рассудка и
научности, План и
Предопределение, неприятие
Случая и Свободы воли. Как alter
ego, "свое другое" Логоса
Государства, - Логос антиподной
ему интеллигенции, что так же
вестернизована, как и
истэблишмент-аппарат, и
ученическа у Запада и
боготворит Науку, Разум,
логичность (Чернышевский,
либералы, социалисты,
марксисты, диссиденты, Сахаров,
рыночники ныне, демократы…).
Ну а Народ
русский, каков его Логос? Это -
песня, поэзия, мат, блатной язык
- и безмолвие. "Народ
безмолвствует". "И лишь
молчание понятно говорит" (В.
Жуковский "Невыразимое").
В силовом
поле этих трех сверхличных
субстанций-субъектов русского
бытия бьется Логос русской
Личности: Пушкина,
Достоевского, Федорова,
Горького, Бердяева… - с
"мукой понять непонятное"
и "объять необъятное". Тут
есть свои общие черты. Если
формула логики Запада, Европы
(еще с Аристотеля): это есть
то ("Сократ есть
человек", "некоторые
лебеди белы"), то русский ум
мыслит по формуле: не то, а…
(что?)…
Нет, я не Байрон, я
другой (Лермонтов).
Нет, не тебя так пылко я
люблю (Лермонтов).
Нет, я не дорожу мятежным
наслажденьем (Пушкин).
Не то, что мните вы, природа
(Тютчев).
Не ветер бушует над бором
(Некрасов).
Русский
ум начинает с некоторого
отрицания, отвержения (в
отличие, например, от
немецкого: отрицание - второй
такт в триаде Гегеля, но начало
развертывания мысли -
"тезис" = положительное
утверждение), и в качестве
"тезиса-жертвы" берется
некая готовая данность, с
Запада, как правило, пришедшая
("Байрон" у Лермонтова, те
рассудочники, кто мнят, что
природа - "бездушный лик" у
Тютчева), или клише обыденного
сознания… Оттолкнувшись в
критике и так разогревшись на
мысль, начинает уже шуровать
наш ум в поиске положительного
решения-ответа. Но это дело
оказывается труднее, и долго
ищется, и не находится чего-то
четкого, а повисает в воздухе
вопросом. Но сам поиск и его
путь - уже становятся ценностью
и как бы ответом.
Мир
удивляется: как это у нас
критика и полемика такая
жестокая и страстная между
собой: западники и славянофилы,
народники и марксисты,
демократы и партократы… А я
это так понимаю - как
необходимый разогрев: в
промозглом космосе Мати-сырой
земли, чтобы не свалиться на
обломовский диван, на успенье в
медвежью берлогу иль в запой,
все средства хороши - в том
числе и разогрев злости. Да и
работяга русский когда хорошо
работает? Когда разозлится,
раззадорится…
Модель-схема
Русского Космоса - это
"путь-дорога",
"Русь-тройка", космодром в
однонаправленную
бесконечность. Она и ценность,
по Бахтину: открытость,
вопрошание, не сказанность ни о
чем последнего слова. Русские
шедевры - незавершенны:
"Евгений Онегин",
"Мертвые души", "Братья
Карамазовы"… Есть начало -
нет конца. Как и на советчине:
есть начальники - и
незавершенка (в строительстве).
И задушевная мечта русская -
начать все снова, жизнь -
сначала! Разрушим - и построим,
наконец, то, что надо! И не
устаем - начинать!
С точки же
зрения Времени (а пока я
русский Логос из свойств
Пространства выводил) -
задний ум тут крепок:
очухиванье пост фактум. В силу
несовпадения шага Времени с
шагом Пространства (о чем выше)
возникает в Логосе истерика
биений и шараханий
односторонних: сначала все
почти полагают одно, затем
уразумевают противоположное и
проклинают первое… А Медведь
не успевает поворачиваться, и
юркие иноземцы успевают
схватить-попользоваться,
пока-то русак расшевелится…
Сейчас, правда, не затеяли ль из
мамонта Союза, из медведя
России понасечь два десятка
собак?
Американский
образ мира
США - это
мир "ургии" без
"гонии", то есть
искусственно сотворенный
переселенцами, а не
естественно выросший из
Матери(и) Природины, как все
культуры народов Евразии, где
"ургия" (труд, история)
продолжают "гонию" в своих
формах и где культура
натуральна, а население = народ.
Здесь же население не на-род
(= нарожденность), а съезд, собирательность
иммигрантов ex pluribus unum (девиз
США: "Из многих - одно"), но
вначале именно не единое Целое
(как в России, например), а
самостоятельность индивидов. Соборность
России, где формула: "один
за всех и все за одного"
(также и прячутся…) - совсем
иное, нежели собирательность
соединенных штатов и особей,
где формула "каждый и все"
(Each and all - стихотворение
Эмерсона). И поэма Уитмена
"Листья травы" (сие
американское Евангелие от
Уолта) - это
обозрение-соединение штатов =
состояний человека,
собирательность USA в Myself
("Я"). Но слабо тут "мы"
и "наше". Отсюда вечные
жалобы американцев на
недостаток чувства общности,
единства в стране.
Переселение
через Атлантику - это для
человека как пересечение Леты
в ладье Харона: смерть и новое
рождение, инициация в
американца - сие новое
существо. Атлантика - купель
перекрещенства, баптизм. Да, в
Америке уже нет вселенскости
("кафоличности") в
религиях: все - секты: и католик,
и православный, и мусульманин
там - как сектант обитает.
Иммигрантов встречает первым
делом Океан. Потому такую роль
в американской символике
играют Левиафан, Иона во чреве
кита, кит Моби Дик, Рыба в
"Старике и море"
Хэмингуэя… Материк Америки -
как Ноев ковчег, всплывший во
Всемирный потоп меж вод двух
океанов, и там и всякой твари по
паре, и ощущение спасенности
среди всемирного катаклизма,
которого избежали, в отличие от
не рискнувших на отплытие и
оставшихся в Старом Свете.
Образ ковчега - и корабль
"Пекод" у Мелвилла, и
"Корабль дураков" - фильм
Стэнли Крамера, да и плот
Гекльберри Финна, подобравший
и негра, и "короля"…
|