Георгий Гачев НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСМО-ПСИХО-ЛОГОС 

В Англии обитает self-made-man = "само-сделанный" человек. И там спрашивают не "Как поживаешь?", а "How do you do?" = "Как ты делаешь деланье?" - с двумя do, выражая интерес к тому, как тебе работается. И даже в молитве Господней "да будет (у нас просто идея Бытия, как и в Истине-Естине) воля Твоя" звучит как Thy will be done = "Твоя воля да будет сделана". Вообще универсальность и всеприсутствие глагола do как вспомогательного ("акушеркой") при каждом акте мысли - как раз и выражает ургийное наклонение Английского Логоса. В США орудует не только "самосделанный человек", но он произвел еще и self-made world = "самосделанный мир" искусственной цивилизации. Так что там - абсолютное преобладание принципа ургии, труда - над природой, естеством, гонией.
Рассмотрим теперь соотношение Мужского и Женского начал (китайские Ян и Инь). Россия = Мать-сыра земля, и наша главная река Волга - "матушка", и кукла наша - "матрешка". Германия же - Vaterland - "отцова земля", и их река Рейн - Отец: Vater Rhein. Существуют страстные отношения между странами в историческом Эросе: в сексуальных сношениях, в объятьях-соитиях и отталкиваниях их историй. Германия выступала как мужское начало в отношении к России, Англия - как самец по отношению к la douce France = "сладкой Франции" с ее девой Жанной д'Арк. Вообще страны романско-католического Юга с их культом Божьей Матери, мадонны-девы, - женские по отношению к германским, англосаксонским, протестантским странам Севера, как и в Новом Свете Соединенные Штаты - мужское по отношению к Латинской Америке.
Тут мы выходим на сюжет: национальные образы Бога и варианты религиозного чувства. Все мировые религии: христианство, буддизм, ислам - локализуются, когда попадают в ту или иную страну. Их обволакивает национальный Космо-Психо-Логос и в своем силовом поле одомашнивает, пропитывает и преобразует на свой лад и стиль - и догматы, и основные символы, и обряды. Рассмотрим варианты христианского Инварианта. Тут уловим геокосмический акцент догматических различений. Материковые страны: Византия, Россия склонились к православию, Средиземно-романский регион - к католицизму, германский Север Европы - к протестантизму, а США - к плюрализму религий и сект.
А Бог как понимается? В Нем две главные ипостаси: Творец и Отец. В Средиземноморье, сплавом гонийного эллинства и ургийного иудейства, возник Новый Завет, где Бог-Отец потеснил Бога-Творца и Бог понят как Любовь и Эрос, как благой Отец Сына единородного - все "гонийные" акценты. И сюжет Богородицы тут развился. Когда же христианство стало пропитываться Германским Космосом, где Природа скудна и человек призван к Труду, к ургии, совершилась Реформация, в коей умалены природные акценты в христианстве. Телесность иконописи, живописи заменена на абстрактность Слова и чтения Библии; померкли образ Богоматери и Отцовство в Боге (вместе с "папой"), зато нарастать стала ипостась Бога как Творца, что освящает Труд и протестантскую этику бесконечного производства в бесчувствии к Матери-Природе. В англо-американском варианте вообще сдвиг в сторону Ветхого завета. Недаром и имена там: Исаак (Ньютон), Адам (Смит), Давид Копперфильд, Урия Гипп (у Диккенса), Ребекка Шарп (у Теккерея). Библейские сюжеты разрабатывали Мильтон ("Самсон-борец") и Байрон (мистерия "Каин"), да и у Рембрандта их более новозаветных. В Германии-то еще есть Вечно Женское, Das Ewig Weibliche у Гете, и Muttersprache: родной язык понимается как "материнский", а в Англии и США ореол святыни содран с Женского начала.
А в Троице - каков удельный вес каждой ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух - в разнонациональных христианских мирах? Догмат filioque, что святой Дух исходит "и из Сына", повышает роль последнего в Божестве. Но Сын есть Богочеловек: тем повышен сан человека - и вот гуманизм, самочувствие человека повышено в романских странах: атеизм, социализм, богоборчество. Кстати, вообще Новый Завет есть проявление Эдипова комплекса в религии: Сын, Иисус Христос, оттеснил в поклонении Бога-Творца, Отца, и пара Мать и Сын выступила на первый план. Нагорная проповедь: "Вам сказано… а Я говорю вам…" - формула Эдиповой отмены Ветхаго деньми…
Зато в балансе Троицы при filioque понижен сан Святого Духа: Сын привел с Собой и Мать в круг Божества. Напротив, в германо-английском протестантизме главное событие - Пятидесятница: сошествие Св. Духа, и дар пророчествования каждому дан. И чтение и толкование Слова - тоже дело Духа. Отсюда - и рационализм в лютеранстве и англо-американских сектах. В Троице превалируют Бог-Творец и Св. Дух, умален же и все более очеловечен Иисус, так что негры его называют просто brother Jesus, "братец Иисус" (как "братец Кролик") - тепло и домашне, но не божественно, не трансцендентно.
Ну а какие акценты в Троице на Руси? Во-первых, как нерасчлененное Целое Божества переживается. Св. Сергий храмы Троице настроил. Но когда я спросил соседку по деревне Анюту (а она религиозна), когда день Троицы подошел: "А что такое Троица?", - она не реагировала на число "три". "Троица - она и есть Троица. На Троицу надо огурцы сажать" - то есть в сторону Матери-земли обращена идея. И как Георгий Федотов в книге про русские духовные стихи показал, в слове "Троица" реагируют на окончание "ица" и слышат в ней иное название Богородицы.
Если все же дифференцировать слитный образ Троицы по-русски, то Бог здесь не столько как Творец, и даже не как Отец, но как Пантократор, Вседержитель: статуарная внеисторическая космическая мощь. Как Царь - самодержец. Далее: Христос совсем мало чувствуется как Сын Отца, но разве что как Сын Божьей Матери. Но главное: Он - Царь Небесный и Судия. Основная икона - Спас в силах. Нам Он - Страшный Судия, перед кем лишь Матерь Божия нам заступница.
Христос мало человечен в русском сознании - в отличие, например, от тоже православной Болгарии, где имя "Христо" дается массово, одомашнен и фамильярен Бог-Сын; и не человек тут этим возвышен, а Бог лишается трансцендентности и пиетета, как и Бог-Слово лишен тут неисповедимости - тем, что имена себе понятные, славянски-корневые дают: "Божидар" (а у нас "Фео-дор": корня-то и смысла не слышим на Руси в имени с чужого плеча-языка), Пламен, Здравка, Снежана, Стоян, Добрин и т.п. Болгария - где Фракия, и не эллинский ли в этом антропоморфизм сказывается?..
Если на Западе Распятие - у изголовья, домашний образ и очеловеченность Христа, то у нас - лик Спаса, трансцендентный образ у Христа. Рождество там главный праздник - домашняя интимность и семейность, у нас же - Пасха, и акцент не на Страстной неделе, а на "Христос воскресе!" - торжество и изукрашенность Космоса и небес, и опять Спас в силах, мощи и величии.
Также и Святой Дух мыслится более космичным: как Свет и воз-Дух в традиции неоплатонизма, Дионисия Ареопагита. Также исихазм, "стяжание Святаго Духа" Серафимом Саровским - озарение, просветление плоти. И мир на Руси - "бел свет", и народ - Светер (Свет + Ветер - мой неологизм) - плоть Святого воз-Духа…
Но все ипостаси Божества меркнут на Руси перед Богоматерью. Здесь, где космос Матери-сырой земли, Богородица переняла на себя эти качества: Природа, Мать, Родина, земля рождающая и могила. И Она же - Покров = белая Русь под снегом, на Покров выпавшим. Она - лестница-мост между Небом и Землей, единение Духа и Матери-и. Она осуществляет то, что не делает здесь слишком трансцендентный Иисус-Богочеловек именно потому, что он - мало свойск: не дитя и не человек распятый, но Царь, Судия и Спас.
Так что идея Богочеловечества, которую выдвинул Вл. Соловьев, не случайно перекочевала в интуицию Софии и Софийности: не в мужской, а в женской ипостаси присуще в Космосе русском воссоединяться Природе и Духу. Как Богородица затмила всю Троицу в Бытии, так и София вместо Логоса тут встала (на правах четвертой ипостаси - у Сергея Булгакова). Искомое превозможение меры человека в Германстве явилось в мужском образе Сверхчеловека, а у нас - или в Богочеловечестве как соборном целом (бесполом, среднего рода), или вот в женском варианте Софии, а попросту - бабы русской, трехжильной и мудрой, что "вынесет все…".
Богородица = Дева-Мать. Во Франции акцент на том, что она Дева (как и Дева Орлеана). В Италии она - мадонна, молодая мать, очень бытовая, mamma mia, как и Богочеловек тут одомашнен, и Бог-Отец - в "папе". В Польше Она - скорее, Пани: молодая женщина. Матка Бозка Ченстоховска носит ожерелье, как колье. И она - "королева Польши", то есть Кесарево начало в нее введено. Поляк любит ее почти мужской любовью. Ведь польский народ уподоблен у Мицкевича Христу - по своему крестному пути, и он даже соперник Христу - как одноуровневому себе брату. Тут вообще - "Ромулов комплекс" (так его означу): брат на брата - и в "Пане Тадеуше" Мицкевича, и у Ивашкевича в "Березняке"… В России же Богородица именно Мать и в этом качестве заТМИла прочие ипостаси Божества, оСВЯТив тем материю и тьму вещества, землю. Недаром МА + ТЬ = ТЬ + МА в здешнем Логосе: из перестановки одних слогов словеуш
Через малое исследование в национальных образах Бога мы приблизились от Космоса к национальному Логосу. И здесь важно вникнуть, какой из основных вопросов первосуществен для ума и понимания. Что это за вопросы? Что? Почему? Зачем? Как? Кто?..

Что есть? Ti to on? - вопрос греков: о бытии.

Почему? Warum? - вопрос немцев: их интерес направлен к происхождению, к причинам вещей. И причины ищутся в глубинах прошлого, где корни древа бытия залегают. Warum? - это Was um? = "Что вокруг?" Мир предполагается состоящим из двух частей: "Я" и "Не-Я" (как это в философии Фихте), то есть оппозиция: Haus - Raum = Дом - Пространство, субъект - объект.

Для французов тот же самый вопрос "Почему?" имеет вид Pour-quoi? = Для чего? Зачем? Тут Цель важнее Причины. Сущность всего полагается лежащей где-то впереди, в будущем. Отсюда французские теории Прогресса (Руссо, Кондорсе), эволюции (Ламарк, Бергсон, Тейяр де Шарден), социальные утопии (Сен-Симон, Фурье, Конт). Между прочим, и польское "почему?" тоже звучит как dlaczego = для чего? И есть взаимное притяжение между Польшей и Францией в политике и культуре, и в отталкивании от Германии (католицизм и там, и сям; Шопен + Жорж Санд…).

А вот для англичан и особенно для американцев основной вопрос - "Как?" How? Как вещь работает, как сделана? Принцип "Ноу-хау" (know how = "знать, как": не скептическое "как знать?"…, но бодро-уверенное "знать, как") распространился по миру отсюда. Бесконечное количество книг про How to… Как сделать что? Как добиться успеха? "Как приобретать друзей и влиять на людей?" - стиль бестселлеров Дэйла Карнеги…

Ну а что же будет основной вопрос для русских? О, это - самое трудное: определить то, что близко, в чем сам обитаешь, - как трудно определить себя самого. Может быть, "а накой?" - вроде бы тоже "зачем?", но без позитивного интереса ни к "за", ни к "что", будучи априори уверен, что это не стоит усилия и не выйдет, так что лучше уж и не делать ничего…
Или вопрос "Кто?", "Кто виноват?" - знаменитый вопрос повести Герцена. И стиль взаимных подозрений: кто ты? каков? "А ваши кто родители?.." Анкеты, вопросники, расследования твоей подноготной в отделе кадров. Автобиографии. И сейчас мы снова вопрошаем: кто виноват в наших бедах? Кто бес, искуситель, враг?.. Но есть и благородный, возвышенный аспект в этом интересе к "кто?" Это - гуманизм русской классической литературы, ее открытия во внутренней жизни души, духа: Толстой, Достоевский…
Но в последнее время, когда будто выбивается из-под тебя платформа, на коей стоял, расползается земля, тает льдина, где мир-космос твой, по коему прописан ты и язык, и труд твой, а именно: русско-советская цивилизация, вслушиваясь в свое мироощущение, на своем опыте, словно в доказательстве от противного состояния, убеждаюсь, что основной вопрос во России - чей? Оказавшись теперь ничей, человек ощущает, что будто стержень, тягу и смысл жить из-под тебя выбивают. Недаром и фамилии русские поссессивны, родительны, как бы суть ответы на вопрос: чей ты? - ИванОВ, ВолгИН, ВяземСКИЙ… Человеку тут потребно чувствовать свою принадлежность какому-то Целому больше него: к роду, Родине, Идее, Богу. Человек здесь, в разреженном космосе и сыро-мерзлом, не может самостоять совсем один (потому так редок тут и мечтан русской женщине "самостоятельный мужчина" - то, что так запросто в Англии, где "самосделанный человек", self-made man), но в некоем "мы": дома-семьи, села, общины, страны. "Мы - псковские!" А "один в поле не воин" - но потому что "в поле", в голой Шири-Дали, в плоскости Балто-славянского щита…
Человек в Философии общего дела Н. Федорова определяется как "сын человеческий" и в братстве - по родству. И патриотизм на Руси - живая пуповинная связь. Понимаешь слова песни: "Была бы только Родина!.." - тогда я прикаян, на месте, при пространстве-времени. Это "чей?" слышится даже в песенке милой детской про чибисят: "Ах, скажите: чьи вы?.." И если и могли обличать русскую и советскую цивилизацию и хорошо творить русскую культуру блудные сыны бессемейные - там Чаадаев, Лермонтов, Гоголь, Ленин, Мандельштам… - то это потому, что крепко стоял Отец (дворянская цивилизация, а потом российско-советская) и при нем Сын послушный (служивый: крестьянин, солдат, чиновник, партаппаратчик), и было куда возвращаться, припасть-каяться, где на радостях и тельца подадут… Так что на привязи памяти чей он себя и Блудный Сын (шалун-люмпен, диссидент…) осознавал, содержим был и содержателен мог быть… Но ныне у нас ни отцов, ни сынов послушных, а из одних сынов блудных на принципе "человек человеку - вор" уповаем страну, хозяйство и культуру построить. "Патернализм" и "инфантильность" - эти ругательные слова фигурируют вместо "патриотизм" и "сыновство"…
Однако проблема есть: речь "не мальчика, но мужа" - когда на Руси раздастся?..
Назову другие важные элементы различений. Растительный или животный символизм преобладает в культуре? В России и Германии - более с растением, деревом, лесом самоотождествление, а в Элладе, в Италии (Волчица Ромула и Рема, три зверя в 1 песне Ада" Данте…) и, естественно, в кочевых народах - человек есть более животное, хотя бы и "политическое" (по определению Аристотеля).
Национальные интуиции сказываются и в физических теориях - в частности, строения вещества и света. В странах германского региона, где пространство мыслится дискретным, преобладают корпускулярные теории (Ньютон, Планк…), а во Франции, где по душе континуум, - волновые (Декарт, Френель, де Бройль…). И т.д.
Разумеется, все эти элементы: Пространство и Время, вертикаль и горизонталь, мужское и женское, "ургия" и "гония", четыре стихии, основные вопросы и прочее существуют в каждом национальном миропредставлении. Но я выясняю акценты, пропорции, чт"ре\"лад"ет. Вот, например, набор основных элементов, по которым Французский образ мира отличается от Германского, причем в каждой оппозиции (в духе пифагорейских пар) французский акцент подчеркнут. Иерархия 4-х стихий: вода, огонь, земля, воз-дух (германский вариант: огонь, земля, воз-дух, вода), причем огонь - как свет или жар; мужское или женское; "ургия" или "гония"; прямая или кривая; вертикаль или горизонталь; даль или ширь; зенит (высь, полдень) или надир (глубь, ночь); французская иерархия времен года: лето, весна, осень, зима; иерархия 5 чувств; осязание, вкус, обоняние, зрение, слух (германский вариант: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус); музыка или живопись; рисунок или цвет; свет и вещество - как частица или волна; время или пространство; дом или среда; форма или материя; Труд или Жизнь; происхождение или назначение; история или эволюция; причина или цель; лекция или беседа; система или афоризм; мысль как здание или мысль-пробег (discours); доказательство или очевидность; рефлексия или авторитет; опосредствование или достоверность; внутреннее или связи-отношения; индивид или социум; необходимость и свобода - или судьба (предопределение) и случай; пустота или полнота; дальнодействие или близкодействие; интравертность (психики) или экстравертность; внутреннее или внешнее; объем или поверхность; "тяни" или "толкай" как причина движения и т.п. Для французского Логоса характерна фигура баланса, или симметрии (а не антиномия).
И в заключение общей части попробую вычленить символическую фигуру, эмблему, модель мира. То, что предложу, конечно, - субъективно, плод моей интуиции. Но она опирается на некую частотность и существенность объективную, так что не случайна.


Эллада. Шар-круг с центром и диаметром. В виде Сфероса представляли Космос Платон, Архимед, Плотин…

Германия. Дом: все видится как структура с разделением на внутреннее, где "Я", и внешнее, где "Не-я"; оппозиция Haus - Raum, Дом - Пространство.

Италия. Арка: купол Неба, нисходящий на Землю.

Франция. Крест декартовых координат и на нем волна-синусоида. Симметрия, дуализм и баланс между экстремами противоположностей, между прямой-мужской и женской-кривой.

Англия. Корабль-остров с мачтой - "самосделанным человеком". Близко к эмблеме фунта.

Еврейство. Менора, семисвечник: столь малое основание - сцепление с Землей ("минус-Космос") и разветвленное развитие в воз-духовной сфере.

США. Эмблема доллара не случайна, но многозначаща. Тут вертикаль небоскреба со Змием, обвивающим Древо. Если же положить эту фигуру, то получим автобан с развилками в форме "спагетти" - типичный пейзаж в этой Фордом выделанной стране для человека-в-машине (man-in-a-car).

Болгария. Чаша вверх и вниз дном. Вверх - это горы Балкан, где юнак и гайдук, человек воз-духа и песни; вниз - ложбина-долина, где уют "дома-къща" и ввинченность в земное, практицизм.

Россия. Однонаправленная бесконечность: путь-дорога от порога по горизонтали равнины реактивно-ракетою, самоотталкиванием.