Значит,
есть некий образный
априоризм, что залегает под
рассудочным и понуждает в
своем силовом поле опилки
рассудочных выкладок так, а не
иначе располагаться. Но это
силовое поле - уже сверх или под
логикой: оно истекает из всего
бытия данного народа, включая и
особый склад природы (материю,
вещество), быт, язык, историю
(культуру), этнос и характер
(психику). Так я вышел к понятию
- национальный
Космо-Психо-Логос. Подобно
тому, как каждое существо есть
троичное единство: тело, душа,
дух, - так и всякая национальная
целостность есть единство
местной природы (Космос),
характера народа (Психея) и
склада мышления (Логос).
Следовательно, чтобы
проступила особая
национальная логика, надо
целостность бытия одного
народа сравнивать с
аналогичной целостностью
другого. На этом фоне и логики,
как верхушки сих айсбергов,
различимы и понятны станут.
Таким же образом и
"национальный характер", и
"национальный дух" - эти
трудно уловимые сущности,
импрессионистически
описываемые, - можно посадить
на более объективные
основания: тип природы,
культуры, языка… Подход к
национальным логикам со
стороны языка намечен в
гипотезе Сепира-Уорфа. Но сам
язык должен быть опущен в
целостность национального
бытия: он - ее глагол - Логос.
В Космо-Психо-Логосе
три элемента ("уровня")
национальной целостности
находятся в отношении и
соответствия (тождества), и
дополнительности
(противоположности и
уравновешивания) друг с другом.
В описании и анализе тут
требуется тонко работать,
ассоциируя и расчленяя,
дифференцируя.
Мой
подход - Космо-софия, то
есть "мудрость Космоса"
(по аналогии с
"историософией", которая -
"мудрость Истории"). Слово
"космос" берется в
первичном, эллинском смысле:
как "строй мира", гармония,
но с акцентом на природном,
материальном.
Природа,
среди которой народ вырастает
и совершает свою историю, есть
первое и оче-видное, что
определяет лицо национальной
целостности. Она - фактор
постоянно действующий. Тело
земли: лес (и какой), горы, море,
пустыни, степи, тундра, вечная
мерзлота или джунгли; климат
умеренный или подверженный
катастрофическим изломам
(землетрясение, ураган,
наводнение…); животный мир,
растительность - все это
предопределяет и последующий
род труда и быта (охота,
бортничество,
скотоводство-кочевье,
земледелие-оседлость,
торговля-мореплавание и т.д.), и
модель мира: устроен ли космос
как Мировое Яйцо, Мировое Древо
(ясень Игдразилль в
скандинавском эпосе), как тело
Кита (Левиафан и Моби Дик), как
священный Конь или Верблюд (у
кочевников, в символике
киргизского писателя Чингиза
Айтматова, например)… Здесь
коренится арсенал символов и
архетипов, национальная
образность литературы и
искусства, которые весьма
стабильны.
Природа
каждой страны - это не
географическое понятие, не
"окружающая среда" для
нашей эгоистической
человеческой пользы, но
мистическая субстанция -
ПРИРОДИНА (мой неологизм:
Природа + Родина в одном слове),
Мать-земля своему Народу, кто в
отношении ее одновременно и
Сын, и Муж - как в
древнегреческой мифологии Гея
(Земля) рожает себе Урана (Небо),
кто ей и сын, и супруг. Что же
тогда История? История есть
супружеская жизнь Народа и
Природины за смертный срок
данного
национально-исторического
организма. Культура же -
чадородие их брака.
Ныне
ахнули: что сделали с природой!
- и возникло слово
"экология". Но оно,
научненькое, - тоже
гуманистично-эгоистично: будем
жалеть природу, как
рачительный хозяин жалеет
кобылу: не загоняет конягу в
усмерть. Нет, вернуться к
благоговению перед Природой
как сокровищницей сверхидей
тайного разума. Природа - это
текст, скрижаль завета, которую
данный народ призван
расчитать, понять и
реализовать в ходе истории.
Здесь
является новый актор в
национальной
космо-исторической драме -
Труд, который - создатель
Культуры на этой Земле. Труд
работает в соответствии, в
гармонии с Природой - и в то же
время восполняет искусством
то, чего не дано стране от
естества. Например, в
Нидерландах, где Природа
отказалась дать достаточно
земли своему народу, последний
расширил себе территорию по
вертикали и по горизонтали
благодаря своему труду.
Другой
пример - Россия. Она - страна
равнин и степей, без
значительных гор, так что
Природа как бы отказала ей в
вертикали бытия. И вот, как бы в
компенсацию за это отсутствие,
в России в ходе истории
выстроилась искусственная
гора гигантского государства с
его громоздким аппаратом, и
жизнь страны обрела таким
образом вертикальное
измерение.
Уникальный
пример являет собой Еврейство.
В то время как другие
национальные целостности
сочетают Космос, Психею и
Логос, этот Народ смог
существовать в ходе истории
без своей Природы. Благодаря
этой уникальности (в частности)
они - "избранный народ".
Еврейский вариант я определяю
как "Психо-Логос минус
Космос". И как в математике
минус, отрицательное число
есть не просто отсутствие, но
значащая величина, так и
"минус-Космос" есть весьма
значащее отсутствие. Те
субстанции и энергии, которые в
других народах
распространяются экстенсивно
на их территориях (уходят в
возделывание земли, постройку
городов, тратятся в войнах с
соседями…), здесь содержатся в
Психее и в Логосе, делая их
необычайно активными и
дифференцированными.
"Тора" - их терри-тора.
Природа еврейства - это его
народ. Космос оказался как бы
вдавлен в Этнос. Главная
заповедь здесь - жить, выжить:
"Быть живым, живым и только,
до конца", - как это выражено
Пастернаком. И, кстати, когда в
России после разделов Польши
оказались миллионы евреев, тут
же возникло метафизическое
"влеченье - род недуга":
минус-Космос привился к такому
сверх-Космосу, как Россия. И
этот восторг - в
Левитане-пейзажисте, а у
Пастернака - так просто
плотоядная влюбленность в
русскую природу…
Если
национальный Космо-Психо-Логос
может быть понят как Судьба
данному народу, то Труд,
История и Культура могут быть
поняты как его Свобода. Или,
точнее, - как Творчество в
силовом поле между полюсами
Судьбы и Свободы.
Тут
важнейший пункт и акцент. Все
бытие человека и человечества -
между Предопределением
(природа, тело, этнос, смертный
срок, традиция…) и Свободой
(личность, дух, воля,
творчество…). И то, что я взялся
описывать: национальный
Космо-Психо-Логос, - это, в
общем, зона Судьбы. Я пытаюсь
понять волю объективного бытия
- до моего входа в мир,
предданность, как бы Ветхий
завет каждому народу. Но также
равномощно действует Новый
завет - Свободы, Личности - в
каждый данный миг, и будущее
созидается в их диалоге. Но
Новый завет пишется по
скрижалям Ветхого, и резец
Свободы гравирует по табло
Судьбы. Последнее (как бы
Пред-определение) я и
усиливаюсь рас-читать. А
значит, только один аспект и
сторону каждой национальной
целостности.
Другую
важную ограниченность своего
подхода выражу изречением
Гераклита: "Для бодрствующих
существует единый и всеобщий
космос, из спящих же каждый
отвращается в свой
собственный" (фр. 95). Так что
национальные образы мира - это
как бы сны народов о
Едином. Зачем же заниматься
снами? А чтобы не принимать их
за действительность, отдавать
себе отчет в ограниченности и
локальности наших даже самых
общих представлений. В то же
время через сопоставление и
взаимную критику разных
"снов" есть надежда и до
образа истинной реальности
докопаться. Ведь Инвариант
Бытия видится каждым народом в
своем варианте, как единое Небо
сквозь атмосферу, определяемую
разнообразием поверхности
Земли. И тот "Космос",
который я для каждого
национального мира описываю,
прежде всего понизовый:
земляной, а не звездный…
Для
работы такого рода понадобился
метаязык, которым можно бы
характеризовать и Космос, и
Психею, и Логос. В качестве
такового я использую древний
натурфилософский язык
"четырех стихий".
"Земля", "вода",
"воз-дух", "огонь" (в
двух ипостасях: "жар" и
"свет"), понимаемые
расширительно и символически,
суть слова этого метаязыка, а
синтаксис - Эрос (Любовь и
Вражда эмпедокловы,
притяжение-отталкивание
естествознания). Давно уже, и в
ХХ веке особенно, бьются над
тем, чтобы создать поверх
естественных национальных
языков, слишком обремененных
п(л)отной, тяжкой
вещественностью, и поверх
жаргонов
научно-профессиональных,
искусственных языков -
метаязык, которым можно бы
обозначать все единое,
всепроникающее. И вот
изобретают язык
условно-договорных знаков: А. В,
С… Но они даже не символы. От
этого языка нет перехода к
реалиям, к вещественности, от
нашего гнозиса - к логосу. Язык
же первоэлементов не надо
выдумывать, он есть и незыблемо
пребывает в смене времен, в
прибое племен. Его термины
внятны и эллинским
натурфилософам, которые
назвали их "стихиями"
(=устоями) бытия, и индийским
Упанишадам, где они выступают
как "махабхута" (=великие
элементы), правда, там их пять:
еще и "акаша" (=эфир), а в
разных системах и еще больше.
Но и современное научное
знание не станет от них
открещиваться. Ведь что такое
"четыре агрегатные
состояния вещества", как не
"земля" (твердое),
"вода" (жидкое),
"воздух" (газообразное),
"огонь" (как бы плазма)?
Но они
расширимы и в духовную сторону:
языки обиходный и поэтический
непрерывно производят это
зацепление Духа баграми
метафор, и вся художественная
образность в литературе и
искусстве может быть
распределима и
классифицируема по гнездам
четырех стихий. Но и дальше в
зону духовного с ними можно
углубиться. Например,
аристотелевы "четыре
причины" (категории уже
чисто духовного порядка)
допускают приуроченье к
стихиям, и вероятное
распределение может выглядеть
так: "земля" - причина
материальная, "огонь" -
деятельная. Это кажется
безусловным. "Вода" -
целевая причина, энтелехия (ибо
- течение, процесс, откуда и
куда). "Воздуху" остается
формальная причина -
воз-духовны, невещественны
эйдосы, идеи, хотя еще и световы
они, "огненны".
Таким
образом на языке стихий можно
выразить и физику, и
метафизику, идеальное. Он
универсален. Более того, он
демократичен, понятен даже
ребенку и простолюдину: каждый
может опереться на
вещественный уровень и
понимать на нем, о чем идет
речь, позволяя в то же время
отвлеченным умом воспарять по
стихиям в эмпиреи духа и
мыслить под ним его реалии. И
поскольку никто не отлучен от
этого метаязыка, по его каналам
может и наше сознание
подключаться к любому явлению
и тексту и , читая его, как бы
сотрудничать в представлении
разных вещей и в толковании их
значений посредством
некоторого совоображения. Сам
акт наложения древнего языка
четырех стихий на
современность, заарканивая и
отождествляя концы и начала
духовной истории человечества,
есть фундаментальная мета-фора
(пере-нос) и образует поле, с
которого снимается богатый
урожай образов и ассоциаций
посредством дедукции
воображения и воображением
(иль "имагинативной
дедукции" - обозначим это
дело так для любителей
иностранных терминов: тогда
оно пребудет в "научном
законе").
Свои
подходы к реконструкции
национальных космо-логосов
предлагает фонетика стихий.
Естественные национальные
языки трактуемы - как голоса
местной природы в человеке. У
звуков языка - прямая связь с
пространством естественной
акустики, которая в горах иная,
чем в лесах или степи. И как
тела людей разных рас и народов
адекватны местной природе, как
этнос - по космосу, так и звуки,
что образуют плоть языка, в
резонансе находятся со складом
национальной природины. Рот и
есть такой резонатор,
микрокосм - по космосу. В нем нёбо
= небо, язык = человек,
индивид, единица, "огонь" -
стихия. Губы = мягкое,
женское, влажное, волна, Двоица,
стихия "воды". Зубы =
кость, твердь, горы, множество,
стихия "земли". Дыхание
= "воз-дух". Гласные =
чистые координаты
пространственно-временного
континуума: А = вертикаль,
верх-низ, открытое
пространство. Е = ширь. И = даль.
О = центр. У = глубь, нутро-недро. Согласные
заполняют чистый космос
разнообразием. Глухие смычные =
мужское начало,
"огнеземля". Звонкие и
носовые, а также сонорное
"л" = женское, "вода".
"Р" = "огонь" (звук
тРуда, истоРии и гоРдыни,
"я"). Фрикативные =
"воз-дух": струя ветра
трется в С, З, Ш, Ф… Выясняя
удельный вес этих элементов в
фонетике данного языка (еще
учитывать передне-, задне-,
верхне- и нижнеязычные звуки),
удается в лаборатории рта
прочитать иерархию ценностей в
данном пространственно-
временном континууме, что
здесь важнее: верх / низ, даль /
ширь, перед / зад, зенит / надир,
мужское / женское и т.п.
Во рту
совершается таинство
перетекания Космоса в Логос,
материи в дух: язык еще
вещественен (звуки), но уже и
спиритуален (смыслы). В
фонетике каждого языка имеем портативный
космос в миниатюре: именно -
переносимый, так что можно и не
ездить в чужую страну, чтоб
постичь ее менталитет, а
вслушиваться в язык… Вот,
например, берусь выяснять
Польский Космос. Потрясающее
преобладание шипящих в
языке - мне подсказ для
перевода на язык стихий.
Шипение = огонь в воде:
загашение стихии огня -
влаго-воздухом, драма
человеческого факела (по
прогорании которого, в идеале,
остаются - "Пепел и Алмаз",
но это самоидеализация
Польства). Проверяю - Шопеном.
Клубление волнующегося вокруг
мелодии, темы - пространства:
пассажи, овевания, мелизмы, дух,
дышащий в
"аккомпанементе", - все это
активность посреднических
стихий: "воды" и
"воз-духа". Сравните
щелкающий в пустоте сухой
форшлаг, затакт и даже трель на
одном горизонте в германском
космосе "огнеземли" - с
шопеновскими фигурациями и
мелизмами: в них Логос
влаго-воздуха. Пассажи Шопена,
фактура трепещущая его,
рокотание и дрожь - это аналог
шипящих в фонетике. Даже
"р" превращается в Польше
в "ж" (латинское res тут
овлажняется в rzecz, звучащее как
"жеч"): то оженствление
мужского, ургийно-гордынного
начала "огнеземли"… Еще и
носовые гласные польского, как
и французского языка,
соответствуют активной роли
женщины: дамы и пани - там. Ибо
носовые - это "вода" +
"воз-дух" = пена (а это -
состав Афродиты
"пеннорожденной", хотя там
та еще пена: из спермы
отсеченного фаллоса). Пена -
Пани…
Теперь
рассмотрим элементы
разнообразия. Существенны
национальные варианты Пространства
и Времени. Под латинским
spatium (откуда французское l'espace и
английское space) лежит интуиция
шагания: глагол spatior -
"шагать", ср. немецкое
spazieren; пространство мыслится
рубленым, дискретным. Немецкое
же Raum (от rдumen - "очищать") -
есть "чистое",
"пустое". В картине мира
здесь приемлема пумтота, тогда
как романский гений преследуем
"страхом пустоты" (horror vacui),
и здесь внятны континуум и
полнота (plein air, пленер,
буквально "полный
воздух") - такова космогония
по Декарту и Лапласу. В русском
же "проСТРАНство" явно
слышится "страна" = ширь,
бок, край, "родимая
сторонка"…
Вообще в
паре: Пространство и Время
русскому интимнее, роднее -
Пространство. Недаром и
священное слово "страна" -
того же корня. И показательно,
что проникшийся русским
Космо-Психо-Логосом поэт
Пастернак так обожал слово
"Пространство" - очень
частотно оно у него, а вот
насчет Времени -
высокомерно-пренебрежительно
к нему: поэт, "Вечности
заложник у Времени в плену",
вопрошает: "Какое, милые, у
нас Тысячелетье на дворе?" -
так фамильярно. Когда же Россия
вступает в контакт и клинч с
Западом (как после 1-й мировой
войны), тогда истерика
ускорения: "или мы догоним,
или нас сомнут!" - и
подстегиванье Времени:
"Время, вперед!", и
Маяковский заигрывает с
Временем: "Время, начинаю про
Ленина рассказ" и "Время -
вещь необычайно длинная…" -
как о чем-то весьма
экзотическом тут и
искусственно форсированном.
А вот в
Германстве Время первее
Пространства (которого,
"жизненного", здесь не
хватает). Пространство, по
Канту, - форма внешней
чувственности, а священна для
немца область Innere -
"внутреннего", и Время как
раз априорная форма внутренней
чувственности, жизни души и
строительства личности и
"я". И у Хайдеггера главный
труд и проблема: "Бытие и
Время" (Sein und Zeit).
Англосаксонское
уравнение: "Время = деньги"
не могло бы прийти в голову
русским. Что же до Соединенных
Штатов Америки, то страна эта
столь же обширна, как и Россия.
Но англосаксы прибыли сюда с
принципом Труда - и Временем
как его мерой. Так что отношение
Пространства ко Времени: S/T=V -
идея Скорости важнейша для
американца, нового кентавра,
"человека-в-машине", - успех…
Конечно,
все элементы, которыми
описываются национальные
космосы, присутствуют в каждом,
но - в разных пропорциях,
акцентах и качествах. Их-то
уловить - и есть нам задача.
Или
возьмем преобладание горизонтального
или вертикального
измерений. Для России, страны
"бесконечного простора"
(выражение Гоголя),
горизонтальные (в)идеи: Даль,
Ширь, Путь-дорога - превалируют
в шкале ценностей. То, что в
гористом космосе Болгарии
"горе-долу" (буквально:
"вверх-вниз"), по-русски -
"при-БЛИЗ-ительно". Для
Германии же основные символы:
Глубь (Tiefe) и Высь (Hцhe), модель
Древа и структура Дома (Haus)
усматриваются априори во всем.
Тут вертикальное измерение
преобладает в координатах
Космо-Психо-Логоса.
То же
самое - в Италии, где
"комната" - stanza, что значит
"стоянка" (ср. с
французским logement =
"лежанка" -
"протяжению" декартову
аналог, горизонталь…), а
приветствие "Как живешь?" -
Come sta? - "как стоишь?"… Но
тут проступает различие уже
внутри вертикальной
ориентации. Италия - космос
нисходящей вертикали, а
Германия - восходящей. Сравним
архитектуру. В Италии купол,
арка суть образы неба,
опускающегося на землю. В
Германии - готический собор со
"стрельчатостью", кирха со
шпилем - все выражает усилие
земли, низа - взобраться вверх (протестантизм!),
пронзить, завоевать небо, как
Вавилонским столпом, построя
свой "дом бытия". В
немецком языке - восходящие
дифтонги: auf, aus, ein, а в
итальянском - нисходящие: ua
(quanto), ue (questo), ia (mia)… В Италии
Галилео Галилей изобрел в
механике теорию "свободного падения"
тел. И в итальянской музыке
мелодия вида
"вершина-источник" (как
этот тип мелоса именуют в
музыковедении), ниспадающая
арками, часта. Вспомним
неаполитанскую тарантеллу,
"Санта Лючия", арию
Чио-Чио-сан и т.п. Все они -
секвенции нисходящих арок, как
в итальянских палаццо. В
германской музыке, напротив,
восходящее усилие преобладает
(в их более суровом космосе,
требующем Труда, а не так
дарово и благодатно жить, как
под небом Италии…). Сопоставим
аналогичные по настроению и
выразительности - предсмертный
дуэт Аиды и Радамеса у Верди и
смерть Изольды у Вагнера. В
последней - взбирание, даже
карабканье в высь, завоевывая
ступень за ступенью новый этаж
бытия (небытия). Это же
мускулистое стремление (Streben,
Schwung - "порыв" - тоже из
германских архетипов) в высь - и
в разработках бетховенских
сонат и симфоний…
Культуры
и ментальности различаются и
по тому, как в них понимается
происхождение мира и всего. Порождаются
ли они Природой, или производятся
трудом? ГЕНЕЗИС или ТВОРЕНИЕ?
Для греков возникновение всего
- это Теогония и Космогония:
существа и явления мира
рождаются титаншами и богинями
в бесконечных совокуплениях с
титанами и богами. Для евреев
же безусловен акт Творения
мира Богом - креационизм. Эти
два принципа я называю ГОНИЯ и
УРГИЯ: первое - от греч. gone =
"рождение", откуда и
"ген", а второе - от греч.
суффикса делания - ourg, как в
"деми-ург", или как в моем
имени "Ге-орг-ий", что
значит "возделывающий
землю".
В Германии
ургия превалирует. Немцы
славны как мастера в труде и
форме и в инструментальной
музыке, не вокальной, что более
натуральна, "гонийна" (и в
Италии торжествует). Ургия
в Германстве перехватывает и
продолжает гонию. Даже
слово Baum = "дерево" -
означает в то же время нечто
"построенное": есть
причастие от глагола bauen -
"строить". И
"крестьянин", по-немецки
это Bauer, то есть
"строитель", конструктор с
землей… В России
возникновение вещей
понимается более пассивно, с
нашей, человеческой стороны:
Бог знает, как все произошло…
Может быть, само собой, или
рождено Матерью-землей… И
вообще нет маниакальной
вперенности германского ума в
происхождение, причины, начала
всего, отчего каждый немецкий
научный труд открывается
обширнейшим введением в
историю вопроса. Кстати, сам
термин "история" - Ge-schichte =
буквально: "со-слойность",
набор, объединение
пластов-"шихт" - интуиция
народа горняков, посвященных в
недро и нутрь, в
фундамент-основу, туда
автоматически наводится
немецкий Логос, притягиваемый
этим полюсом тяготения.
|