Почему
заповеди именно
"блаженства"?
|
Вот что
пронзило вчера при чтении
Нагорной проповеди:
заповеди-то блаженства дает
нам Христос. То есть не просто
"счастье" (как, кстати,
переводят французы:
"счастливы бедные
духом…"): "счастье" ведь
- "с частью" и на "час"
(французское heureux от heur =
"час"), но сверхсчастье,
райское состояние души в неге
блага, в гедонизме духовном! А
чтобы так сталось - скинь все
мерки, как ветхие одежды,
тряпье и ветошь рассудка и
человеческих мерок, правил и
оценок, внутри которых, ими
руководясь, мы и злострадаем:
когда нищие, когда плачем,
когда гонят нас… Отщепи душу
от зацепления с телом и
психикой (нервами и реакциями
раздражения) - и станешь легок и
благ.
Помню:
наутро по крещении (всею семьею
в 1972 году) - ИСЧЕЗЛА НЕРВНАЯ
СИСТЕМА! - так свое состояние и
новорожденное существо ощутил
я. Да, исчезла "нервная
система", но родилась - ДУША,
как нечто простое: той же
субстанции, что и Бог…
И точно:
произошел скачок от нервов и
чувствительности-раздражительности
плоти и мяса, когда ты просто
зоо-био-существо, подвластное,
растерянное и разбросанное на
реакции, рефлексы-синапсы и
прочие дуги, - на не досягаемый
для нервов и раздражительности
(и гнева и греха) уровень Блага -
в блаженство. Это ошеломляющий
переход. И с тобой он случается
еще - когда молния Божьего луча
и сноп веры пронзит и исторгнет
слезы восхищения и умиления из
заскорузлости твоей - и нет
существа твоего и натуры
жестоковыйной, но ты свят и
благ - на миг! Но миг этот так
памятен и кормящ всю жизнь, и в
иные мгновения, когда ты -
павши(й), он тебе светит как
память, как возможность снова:
ведь было Небо в тебе, и ты
сам был Небом! Как и тот
разбойник на кресте, кто
уверовал - и сию же ночь
окажется с Иисусом в раю.
Но производить
себе надо этот уровень и
выносить себя на него - трудом
веры и упражнением молитвы: все
время держа пред оком души эти
образы горнего бытия, путь к
которым - через заповеди
блаженства.
Когда
изложил в таком аспекте эти
заповеди, вижу в них теперь
иной вектор: с Неба на землю,
кенозис. Значит: надо быть
тут и во всем: бороться за
правду, оказывать милость,
творить мир… То есть:
внедряться в поры жизни и
влезать в ее мелочи,
участвовать (а не отрешаться,
как это я начал было: мол,
одежды ветхие страданий от
зацеплений с житейским
скинуть, или как буддизм: не
желай, не связывайся…) - и при
том в душе у тебя мед и рай, и
блаженство как константа
удерживаются. Опять парадокс?
Да нет, вполне понятно и
рассудку: ведь все зависит от
главной установки. Если
проориентировал себя на
служение Благу, быть мостом
между Небом и Землей, как
Христос Иисус: быть лествицей, -
то подключена клемма твоего
духа прямо к Святому Духу, и
тебе оттуда подается
электричество, ум и энергия, и
ты у Христа за пазухой - в любой
момент житейского контакта со
всем земным и даже мучениями.
Как вон отроки в пещи огненной
при Навуходоносоре; иль как
Покров Богородицы надо тобою -
остужающий и греющий -
распростерт.
Так что ты
не выходишь из состояния
блаженства - и при всяком
мелком делании: стоя в очереди
или подметая, - и при боли и
муках тела. То есть можешь
не выходить: дано тебе такое,
эта возможность и аванс. Но,
конечно, усилие обращенности
души горе во всякий миг от
тебя требуется, да и в рутине
житейщины, засасывающей в
беспамятство о Небе - в свое
милое болотце… Как вон я:
хорошо мне, уютно в семейке
среди любименьких, под юбкой
жены - счастлив, и при деле
своем словесно-умственном, и
при времени свободном… Я тоже -
в блаженстве себя чувствую, в
неге, наслажденец…
Вот-вот:
разница! Наслаждение - и
Блаженство. Близки они, и одно
может приниматься за другое. Но
начинаю вникать - и вижу
пропасть меж ними. Наслаждение
- не парадоксально, но
монолитно: самотождественно и
тупо. А блаженство души может
сочетаться с ее страданием, с
со-страданием - другому
человеку, тогда как
наслаждение - эгоистично и
самозакупорено. А если и могу,
пребывая в наслаждении,
представить страдания - свои
прежние или другого человека, -
то это как тень для оттенения и
усиления градуса своего
наслаждения: вон там люди
мерзнут, а я - на печи!..
В блаженстве
не так: оно динамично, есть ток
и радуга меж Богом, раем (в
котором душа моя одним
корнем-полюсом своим пребывает
постоянно) и трудом-деланием в
Жизни на Земле. Меж ними -
"обмен веществ", чувств и
понятий идет непрерывный. Ведь
и земное, и природное интересно
Богу и Благу, Небу: они ж далеко,
а через человека - сообщаются и
могут касаться и понимать
всякую былинку и травку,
козочку и червячка; также и
героизм-патриотизм, и
лесть-зависть, и
садизм-гомосексуализм - все
разные и пестрые явления мира
тварного, саморазвившиеся по
Творении и после первородного
греха и грехопадения Природы
вместе с человеком.
Так что
человеку служба - быть во всем,
знать все (не знаю, можно ли
сказать: "быть всем",
"все делать" - значит, и
"зло"? - а иначе как
адекватно уведаешь и доложишь
Господу о сути сего феномена,
не испытав, не быв им?..) и по
проводу души и молитвы
со-общать, доносить Небу,
будучи Божьим
шпионом-соглядатаем-лазутчиком,
разведчиком-резидентом на
Земле и в Социуме, - и так себя
чувствовать на работе у Бога,
при Божьем деле - и значит, при
высоком смысле своего мига
каждого, сиречь - в блаженстве.
И далее:
после фортиссимо заповедей
блаженства - разработка идет
этой главной темы в симфонии
Нагорной проповеди. Ибо все
прочие правила и аргументы,
примеры и объяснения - это
чтобы и как достигать и
содержать душу в этом
состоянии блаженства - при всех
разных случаях и ситуациях
существования.
Ну да:
подставь щеку - это о том же. Не
противься злому = не вноси в
душу пружинности отпора - и не
заражайся злом, тем самым. Да,
гигиена, техника очищения -
вполне в еврейском духе,
ветхозаветном. Только там -
чистка тела, а тут - души,
помыслов, самой внутренности,
святой святых
душевно-духовного
существования.
Так что
прав, не кривит душой Иисус,
говоря, что пришел не нарушить,
а исполнить. Только - на высшем
уровне: низший оставляя закону
Моисея и предполагая его
исполняющимся. Так ведь потом и
Богатому юноше,
благонамеренному и
исполняющему все требования
Закона, - в два такта Его ответ:
сначала повторяет моисеевы
требования, а затем, узнав, что
тот и так их исполняет,
сказывает уже Свой призыв и
путь; и он невыносим существу
богатого и хорошего юноши,
который, оказывается, лишь умом
любопытствует о пути Христовом
и как унаследовать Жизнь
вечную, но не взыскует всею
душой и не готов идти на риск
веры: оставя все свое житейское
попечение и имущество…
Да, это
важное уразумение, на которое я
вышел: что вся Нагорная
проповедь - реализация
заповедей блаженства, их
технология разработанная. И
музыка ее - на органном пункте,
на тонике Блаженства, сей
основной темы и тезиса.
Велит и
ускользать от неприятностей:
отдай рубашку, или два поприща,
не попадайся судье, ибо обдерут
до последнего квадранта.
Мирись с соперником, не смотри
на женщину с вожделением: оно
цапуче; даже око вырви и руку
брось, ибо ты - в тайной любови с
Богом, который видит тайное и
питает твое потайное
блаженство, - как и поэт знает
"тайную свободу" (Пушкин):
свой сговор с музой, Аполлоном,
Истиной, Красотой… - и разве
заменят эти "звуки небес"
ему наши "скучные песни
земли"? (Лермонтов).
Однако,
акцент любви - не силен в
Нагорной проповеди. Может, это
так - в Евангелии от Матфея,
самом иудейском? Надо
посравнить с ее изложением в
Евангелии от Луки. А в
Евангелии от Иоанна, кто есть
апостол Любви, ее и совсем нет…
Тут же - забота о своем
блаженстве и как человеку его
сохранять, отцепляясь от
ближних, даже врагов: возлюбил
врага - и нет его, аннигилировал
это раздражение на горизонте
своего бытия.
Ну, пора
на лыжи: 12.20 уже… А
ведь я живу - согласно своему
истолкованию (только что)
блаженства. Опускаю себя (дух и
ум свой) в чернь округи и нутра
своего, исповедуюсь в гадости,
не убегаю этого, но подцепляю к
воздвигаемой лествице с земли
на Небо и, реактивно
отталкиваясь, возношусь в
превыспреннее умозрение. Но
оба полюса мне нужно
удерживать.
Нагорная
проповедь эзотерична
|
10.12.93. Нечего
мне сегодня расхлебывать -
своего черненького: ничто не
давит, не пищит. И как
преддверие к писанию, замираю в
молитве: "Господи, Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешнаго!" И сколь лучше
такое обращение взора души
горе: предоставляя Небу
глядеть в тебя, припаивать и
втягивать тебя вверх, нежели
лопатою ума в хлев сосуда
своего погружаться -
вычерпывать грязнотцу!..
Итак,
вчера снова читал Нагорную
проповедь - на сей раз
по-немецки (позавчера -
по-французски), и новые
уразумения заимел… Да, а
позавчера еще увлекся листать
и читать Православный
Богослужебный сборник, что мне
Лариса дала, где тексты на
календарный год, на все недели
и праздники. И подозрение в
меня заронилось: что негде
здесь вклиниться Нагорной
проповеди. В круге
богослужения более сюжетные
куски Евангелий читаются: там
Рождество, Пасха и страсти,
Неделя о мытаре и фарисее,
Усекновение главы Иоанна
Предтечи и т.п. А Нагорная
проповедь слишком
рационалистична, высший
пилотаж, мало там образов…
Хотя нет, полно! И дом на камне
иль на песке, и фигура
молящегося напоказ, что трубит
о своем благочестии… Но притч
сюжетных нет. Конечно,
фрагменты из Нагорной
проповеди берутся: заповеди
блаженства, Отче наш и проч. Но
чтоб изучать ее (а ее надо
именно изучать!) - этим, верно, в
баптистских собраниях, где все
- начетчики и толкователи, -
занимаются, а в хоровом
православном богослужении -
менее.
А вот
Толстой, с его
рационалистическим
перетолкованием христианства,
конечно из Нагорной проповеди
вышел. Она наиболее материала
умникам подкидывает, как и
Послания апостола Павла.
Народу же простому ближе жизнь
и страсти Христа, Его
чудеса-поступки: вокруг них
годовой цикл богослужения.
Все-таки
Нагорная проповедь эзотерична:
прежде всего, к ученикам
обращена, как им наставление.
"Вы - соль земли… Вы - свет…
Если праведность ваша не
превзойдет праведность
фарисеев…" - воззвание к
страсти первенствовать и
превосходить. Состязание…
Потому и требования
сверхмерные и сверхмирные им в
своих наставлениях,
предельные, - задает. Прямо Дух
здесь изливает и как со
взрослыми говорит, а не
притчами, как в другом месте
объясняет: пока люди - младенцы,
им пищу разжеванную дают,
мякишем питают притч и парабол,
ибо иначе не смогут внять. А
когда возрастут в вере, тогда
можно напрямую изливать смысл.
Но именно таков стиль Нагорной
проповеди: говорит, "как
власть имеющий" Учитель,
авторитетно вбивая свои
требования - в верных.
Да и
размещение в пространстве тут -
как в храме: три степени. На
верху горы - Иисус Христос =
Первосвященник. Внизу - народ. А
у ног Его, вокруг, - ученики, как
посредники, служители, клир.
Церковь верных - и оглашенных.
Эти - в алтаре, те - в притворе.
Ну и
главное слово тут - ЦАРСТВИЕ
НЕБЕСНОЕ: как стать его
обитателями? Земному царству
принадлежит то, что из земли:
тело-прах, вещи материальные,
пища, одежда. Сбрось все это,
подверженное моли, рже и тли. А
заботься о том, что есть
посольство-представительство
Неба в тебе, Духа: внутреннее,
сердце, помыслы, порывы души. Об
этом да будет твое попечение. А
прочее: рука, глаз, рубашка,
почет у людей - ничтожность.
Отслоить все это надо от
зацепления с душой. И Иисус, как
терапевт и хирург души, тонко
отслаивает эти налипшие и
чужеродные Духу ткани и мышцы.
Моисеев
закон был озабочен балансом на
земно-человеческом уровне: око
- за око, зуб - за зуб. Но для
обитания в царствии небесном
нужно резко нарушить сей
баланс, дисбаланс учинить в
земном, чтобы возник импульс -
рваться к горнему. Ибо когда на
земле и в мерках социума
мирского все у тебя на мази,
о-кэй, то и в душе кайф, и
незачем рваться в небеса:
таковые "уже получили
награду свою", намертво
земны и тупы, язычески
сбалансированы их души и тела в
гармонии… И я таков. Потому
часто предупреждаю себя:
"опасно счастлив я!" и не
из тех ли, кто "уже получил
свое", и нет мне места в
царствии небесном?..
Потому
несчастные, плачущие,
разбойники, т.е. те, в ком
нарушен баланс царствия
земного, кто находятся в
состоянии взыскания, алкания,
чаяния, - тех реактивная сила
покаяния и слез вынесет в Небо
отталкиванием от всех
ценностей земли, в том числе, и
от себя, отвратного (как
разбойник, мытарь и блудница).
Сейчас
окинул взглядом души и ума всю
Проповедь целиком - какая мощь!
Протуберанец! Извержение Духа
с Неба в нас, в наши сосуды,
разинувшие глаза и клювики,
внимая и сколько можем
вместить… Вот и я по мерке
своих малых смертных
уразумений что-то истолковываю
= к себе приближаю сей Свет и
Росу во излечение моей
погрязшести в мирском и
жестоковыйности.
И самый,
конечно, разряд молнии - это
первая заповедь: "блаженны нищие
духом". Этим сразу - как
трепанация черепа, где мозг
умника и совопросника мира
сего уютно свился, полагая
себя-то уж чем чем, а насчет
духа - богатым! Потому что
грамотный, книжки читал, думал
много. Эрудит!..
- ХЕРудит
ты! - хочется, прости, Господи,
такому (и себе) врезать. - Много
знаешь, да не того - Единого, что
на потребу. И все твое знание -
как алхимическое золото, что
наутро, при крике петуха, в пыль
и пепел рассыпается. Так пойми
это до крика петуха:
отбрось все, покайся, стань
пуст и чист, tabula rasa - нет, этот
языческий образ просто
пассивной плоскости-доски для
любых письмен - тут не годится.
Стань не просто пустым, нулевым
сосудом-чашей, а вакуумом, ниже
уровня: чтобы тяга и жажда,
взыскание и чаяние мучили тебя,
вихрились - и пробили бы тебе
череп-крышу, и создали
отверстие-воронку, куда бы сноп
истинного Духа - Свята - мог
излиться, войти.
Так что
"нищий духом" - это не
просто пустой (ни да, ни нет), а
ниже уровня горизонта
земно-социумного, их мер. Тогда
ты - в минусе, голоде, жаждущий -
и тебе дано будет.
Потому
что Глубина равномощна Высоте
на шкале ценностей - как засос
верха, Неба в себя, в низ, в
колодец души. В Германстве это
особенно прочувствовано -
тождество и равноценность Выси
(Hohe) и Глуби(Tiefe) и динамика их
взаимопритягивания и развития
через Nihil, Ничто (Мейстер
Экхардт), Отрицательность
(Гегель), что "ведет" - в
Становлении. Динамика Нищеты -
и в их Not = Нужда: она побуждает к
развитию и труду (Гегель,
Маркс). Да и в символической
философии Вагнера у Зигфрида
меч - Notung = клинок Нужды. А Not =
Нет - тот же корень: тяга
Небытия - как стимул к
истинному Бытию. "Нот" -
как кнут…
|
В мире есть Царь;
этот царь беспощаден,
Голод - прозванье ему, -
|
|
поучал Некрасов в
"Железной дороге" совсем
по-марксистски. Но и
по-шиллеровски: "Любовь и
Голод правят миром" - его,
кажется, изречение. Неважно,
чье: это - из универсальных
истин, всеми думаемых. Ее
структура - и в Христовой
заповеди: ты нищий, голодный на
Дух - благо тебе: ты вхож в
царствие небесное.
|