6.12.93. Да,
"человек вне общества - или
зверь, или бог", - верно
Аристотель формулировал. И
зверь, и бог - один, индивидуй,
эгоист, не сообразуется с
ближним. Таков закон и Природы,
и Абсолюта: Ab-solu-tus = соло,
один, отделенный. И я не умею
жить с людьми, бегу - в себя
(absolvere = отделиться, уединиться,
наедине с Абсолютом
быть-дышать) или на природу, в
деревню, или, как сейчас:
забился в келью писательского
монастыря в Переделкине.
А Бог - для
регулировки взаимоотношений
людей в Социуме. Тут - смири
себя, умаль, считайся, уступай,
теснись, терпи. (Христианство,
буддизм - религии для
городского обитания). Я же не
выношу стеснения - ни в
Пространстве (потому простор
природы и вида мне нужен), ни во
Времени (на службу к часу
ходить, дисциплину исполнять).
В городе ж - закон, мораль…
Вот
неприятный опыт: в бухгалтерии
плати за путевку на срок, на 24
дня, - со скидкой. Это удача -
сочли мы со Светланой, по нашей
бедности-то: видимо, в Литфонде,
когда давали путевку, забыли,
что я уже был тут в марте, так
что мне скидка не положена, а
вдвое платить. В это время в
бухгалтерию еще один приезжий
вошел и присутствовал при моей
расплате. Потом на лестнице с
ним сталкиваюсь, и он меня:
"Вы - по второму заходу?" Я
не сразу понял, но сказал:
"Нет!" - и пошел себе. Тут
дошло до меня, что он мог иметь
в виду. Значит, солгал я.
Нехорошо. Представил, как он
выяснять начнет и, если
установит истину, раскричится:
вот Гачеву дали скидку второй
раз, а мне?! - и меня позорить, и
мне доплачивать…
Вот что
значит: с человеком
встретиться! Но, с другой-то
стороны, он прав: это я нарушил
закон общины, проскользнул,
воспользовался промашкой
распределительницы путевок - и
словчил. А тут собрат меня и
поймал - на беззаконии.
Вот
исповедался Истине - и совесть
успокоил. К Богу легче,
оказывается, обратиться. Но
ведь равномощно надо - и к
ближнему (двуедина заповедь:
"возлюби Бога… и ближнего,
КАК САМОГО СЕБЯ"). А к
ближнему-то труднее
подступиться с любовию. И в
моем случае: самого себя я
возлюбил более собрата по
писательской общине. К Богу -
легче: далеко Он и лишь
совестью меня корит, а она вон -
записюрькою исповедальной
утолиться может. Признать же
грех перед ближним - стыдно,
унизительно очень. (Так что,
хотя слитно выражение: "стыд
и совесть", стыд в миру
труднее осилить. Значит, чтобы
зажить по совести, надо забыть
стыд… Как это - блаженные,
юродивые могут…) Да еще и плати
лишнее… Пойман как лжец и вор.
Опозорить могут! А так ведь
повезло было: незаметно
проскользнуть, обойти
порядок-закон!..
Потому-то
человеку - грозить надо: чтоб
Страшный Суд впереди и Ад видел
и боялся более, чем плети
позора и штрафа на уровне людей
и социума, в здешней жизни. То
есть, эту даль - такую
проблематичную! -
восчувствовать ближе к сердцу,
нежели только что встреченный
на лестнице 15 минут назад твой
ближний… И как упражняться в
таком приближании надо -
непрестанною молитвою,
обращенностию горе. Как
вон Лариса наша такова. И не
ленится встать зимой в темноте
и идти в церковь натощак. И
такая благоуханная душа стала:
так жалостливо и милосердно на
меня, тупого
"язычника"-папку, смотрит,
ангелица!..
Экстатические
раскаты сонаты Франка для
скрипки и фортепиано звучат.
Вот это - мое: жизнь моей души,
ей собеседа и ритмы ее. С
Абсолютом напрямую, минуя
человеков.
Внешний
подход к Богу - из Космоса
|
За
завтраком меня спросил
татарин, милый и умный - Юнусов
Миргазиян (исплавал весь мир
первым помощником капитана, и
когда я рассказал, что в 62 - 63
годах матросом в Черном море
плавал, много общих знакомых
припомнили):
- А какой
национальный космос вы теперь
описываете?
- Да вот:
"Национальные образы
Бога", или "Национальные
варианты религиозного
чувства" - за такую тему
взялся.
- Так и
предполагал я, что Гачев к
религии подойдет.
- Но тут
зубы обламываю: слаб
религиозный опыт и мало знаю.
Да еще - больно комфортно в
жизни сей себя чувствую,
счастлив в семье, любви, и в
Боге особой нужды не испытываю.
- А я так
представляю, - начал Юнусов
излагать свое воззрение. - Как
есть Мир, так есть и Антимир.
Это и есть Бог. Все же
симметрично в Бытии. Атеист
живет одну эту жизнь: она ему -
цикл. А верующий эту свою жизнь
чувствует - как эпизод, малый
отрезок: еще далеко тянется
линия-волна его существования.
Потому он спокойнее в
несчастьях и ритм удач и неудач
принимает.
А другой
сосед за столом, прозаик
Екимов, в ответ на мои слова:
- Что же
это: Бог - только для
несчастных, выходит, по-Вашему?
Так что
мой подход к национальным
образам Бога - с внешней
стороны; но это во многом - мимо
внутреннего религиозного
опыта пройдет. Внутреннее ж
религиозное переживание - из
жала греха, из памятования о
смерти, из покаяния. А подход к
Богу из восхищения: из красоты
Творения и разумности Бытия -
это внешний. Но его я и могу
упражнить… сейчас.
Как раз
аналогичное дело Евгений
Васильевич Курдаков
предпринял: встретились в
коридоре, просил поговорить-и
вот зашел и рассказывал:
- Я взялся
реконструировать русский
пантеон - по мифам и старинам. И
оказывается: есть стройный, и
уже 100 богов насчитал. Я из
Усть-Каменогорска на Алтае. Там
кержаки, и я в их старины и
обряды вникал. Обряд
"похороны Стрелы" -
знаете?.. Но там стало жить
невозможно, я переехал в
Новгород и там обошел все
церкви: в обряде все мифы
просвечивают. Потом они - в эпос
развертываются. Мой
метод-система:
"мэстадиал": Миф-Эпос - как
две стадии. Например: Илья
Муромец. Он "стар казак".
"Стар" = "Стрела".
"Казак" = "показался",
как Солнце. А был - заМУРавлен (а
не из Мурома). Все первые боги -
слепы. Потому что - ледник, и все
небо в облаках многие
поколения. Лишь с горы (Синай…)
- чудо Солнца: как Бог, на кого
нельзя смотреть: обжигает. Это
и в Апокалипсисе. Я проверял по
6 мифо-системам. Близка нам
Египетская. Если не
гипнотизироваться гласными (их
в семитских языках ученые
позднее вставили), то ПТАХ =
ПЕТУХ, кому голову на пороге
отрубают… Вообще первый бог -
Отец, Огонь. Потом - Вода. Затем
рушится эта система - и Новый
Бог, разных имен (как Озирис,
Иисус…)… Я проверял по
гляциологическим картам: 12
тысяч лет назад линия ледника
на низких широтах была. Все
события Библии - не там, а в
другом месте, севернее
происходили и лишь прописаны
словом по северу Африки… А
превращение Иакова в Израиля -
это ступень перехода мифа в
эпос: в факт истории народа
уже…
Как все
интересно! Он - не как я: гадаю, -
но как ученый-археолог, честно
исследует и перепроверяет:
каждое утверждение - четырьмя
фактами. И топонимика ему вся
прозрачна…
- Но
смущает меня проблема
теодицеи, - сказал он. Как бы не
оскорбить чувства верующих?..
Вот и я
тоже могу задеть. У нас обоих -
внешний подход к Богу: из
Космоса. Таковой имеет право на
существование: разборка
символики и ее акценты. Но все
равно-это факультативный для
веры пласт. А в святая святых
вход - изнутри души…
Но как
обильно Бытие! Вчера читал
книгу Макса Лернера
"Развитие цивилизации в
Америке". Какое
самодовольство!.. А в душе стон -
о разрушении Российской
цивилизации - от неумности
власти, народа и интеллигенции,
в непонимании того склада
бытия, что присущ здешнему
Космосу…
Но вот -
подход из археологии: масштаб
ледниковых эпох. Как
безразличны этому те или иные
устроения в Социуме и судьбы!..
Правда,
его, Курдакова, тоже задело:
изгнан с Алтая - теперь в
Новгороде. Но может, это ему и к
добру: место древнее и святое, и
ближе к Центру, культуре и
реализации… Так и все
"несчастья России" - может,
Бытию к развитию и благу?.
Разделение
труда между Заветами
|
5.30 веч.
Не смел приступать к
толкованию национальных
вариантов Нагорной проповеди -
пребывая в житейском попечении
и отдавая ему внимательные
слова в "жизнемыслях"
своих. Но вот улавливаю
великодушную и ко сему
интонацию в толкованиях на
Евангелия Феофилакта
Болгарского и Иоанна
Златоуста. Вникают они в
"Родословие Христа", как
его передает евангелист
Матфей, и вот задумывается
Феофилакт над стихом: "Иуда
же роди Фареса и Зару от
Фамары" (Мф. I,3) и так толкует:
"Иуда отдал Фамарь замуж за
Ира, одного из своих сынов. Но
как сей умер бездетным, то он
отдал ее за сына своего Аунана.
Когда и этот потерял жизнь за
свою срамоту, то Иуда уже не
выдавал ее за третьего сына. Но
она, сильно желая иметь детей
от семени Авраамова, сложила с
себя одежду вдовства,
притворилась блудницею,
смесилась с свекром своим и
зачала двух детей близнецов… А
впрочем и о Фамари, хотя она и
не похвальна за то, что
смесилась с свекром, он
(Евангелист - Г.Г.) упомянул,
чтобы показать, что Христос,
принявший ради нас все (!:
нанизал на Себя и
материально-телесное бытие и с
его низом - Г.Г.), принял и
порочных предков, дабы самым
рождением своим от них
освятить их, ибо Он не пришел призвати
праведники, но грешники на
покаяние"1).
Переписывая
это, понял разделение труда
между двумя Заветами: Ветхий
дает всю жизненную плазму и
магму материально-телесного,
кровяно-страстного бытия
человеков в многообразии и
пестроте ситуаций и отношений,
так что Новому не нужно
подобное
повторять-дублировать, а
достаточно Иисусу заявить, что
Он пришел не нарушить, а
исполнить-то есть принять
традицию и всю ответственность
за нее, как эстафету, - и
восходить дальше и радикально
выше. Но все же как Он принял
плоть и немощь нашу сирую - так
и сюжетцы, и темочки наших
межличностных отношений и
волнений, микропереживаньица
от взгляда возлюбленной или
начальства: все парцеллы и
клеточки, фибры и поры Жизни,
составляющие плоть (= душевную
телесность), от них же радость и
боль и мы, и Он - имеем. Ибо разве
не испытал Он негу, когда Мария
Магдалина пролила миро на ноги
Его и утерла своими власами,
роскошно распущенными, - так же,
как боль и жажду на кресте?
Почему же про боль мы смеем
догматически утверждать, а
сказать про чувственную
приятность применительно ко
Христу - будет еретично? Ведь
философы и ученые-физиологи
давно установили тождество
наслаждения и страдания
(буддизм, Декарт…). То же самое
осязание: малый градус касания
дает щекотку и
сенсуалистическую,
чувственную сласть, а сильный и
резкий - боль и мучение:
осязание - в истязание
переходит.
Потому
фиксируя копошение моих
"жизнемыслей" в
микросюжетцах житейщины и
умственности, - да, буду
стыдиться их, приступая к
размышлению о горнем, но не
аннигилировать, вычеркивать из
пути жизни - подобно тому, как и
блудница Раав, и Мария
Магдалина могут каяться, но не
стирают эти отметины-письмена
жизни прежней, ибо то был их
путь, приведший к новому
узрению, а не по вакууму и вдруг
они к нему перенеслись. Подобно
и Пушкин в "Воспоминании"
заключает:
|
И с отвращением
читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько
слезы лью,
Но строк печальных не
смываю.
|
|
Вот и
Златоуст Иоанн, милый, жалеющее
сравнение выдает: "Не
случалось ли тебе видеть, что
из телесных глаз, когда они
долго побудут в дыму, текут
слезы, а на свежем воздухе, на
лугах, при источниках и в садах,
они делаются острее и здоровее?
То же бывает и с зрением
душевным. Если оно обращено на
луг духовных писаний, то
делается чистым, ясным и
проницательным, так что может
видеть наветы бесовские; а если
остается в дыму житейских
попечений, непрестанно будет
испускать слезы, плакать в сем
и будущем веке. Ибо дела
человеческия подобны дыму, и
ничто не причиняет столько
болезни душевному зрению и не
мутит его, как множество
житейских попечений и
пожеланий. Как обыкновенный
огонь, охватывая вещество
влажное и промокшее,
производит большой дым, так и
всякая похоть рождает большой
дым и наводит тьму забвения,
когда объемлет чью-либо душу,
страстную и слабую"2.
Все верно
- если ты себя чувствуешь и
знаешь нормальным человеком,
умеренно телесным и
умственным. Но если твоя плоть -
не "вещество влажное и
промокшее", но чувствуешь
себя недовоплощенным воз-духом
(как персонаж Достоевского, кто
мечтает воплотиться в
семипудовую купчиху), то тебе
дар Божий - касание женского
тела и житейское волнение души
от неудачи в очереди за
подсолнечным маслом (значит,
воплотился! вочеловечился и
ты!), а не та или иная умная
мысль и даже духовное озарение.
И такие человеки бывают, и к ним
учение Христа равно обращено -
не менее, чем к мытарям и
блудницам. Хотя они чуть
смахивают на духов, демонов и
бесов-упырей…
Так
исповедавшись, осмелюсь
поднять очи души и ума горе
и приступать к толкованию
божественного текста. Конечно,
сразу чувствую - трепет: не
человечьи то понимания
человека и того, что нам нужно!
Такое проницание причин и
пружин, постановка целей и
избрание качеств -
парадоксально! Непредставимо
понизовому логосу рассудка.
Воистину дыхание Духа Свята
испытываешь, сей озон
вливается этими
словами-формулами. И стыдно
вставлять их в рамку своей
оптики: национальные, земные
обертоны тут выискивать, а не
заниматься толкованием по
существу. Но то я умею. И это
ведь тоже - земная краска
земного воплощения Духа в его
кенозисе: пестроту Матери-и
тоже учитывает, в коию
низходит…
Парадоксальный
Логос христианства
|
9.12.93. О
присяду: запущу лот ума в душу,
будучи направляем вертикалями
сосен и берез на снегу за окном.
Они мне - как рельсы в глубь
Бытия.
Вчера око
Божье на себя направил: читал
Нагорную проповедь на
французском языке, сравнивал
некоторые места и слова с
немецким, английским и русским
вариантами - и кое-что наблюл.
Но мало: мой национальный
взгляд таким тут мелочным
оказывается. Главное-то здесь
надмирность, восхождение к
Превышшему наших мер, к
Единому.
Вон
сегодня за завтраком Юнусов,
интересующийся всяким умом:
- А непорочное
зачатие, - спросил, - как его
толкуют?
Я сначала
помялся: мол, много толкований.
А потом:
- Это,
конечно, - шок: шибает сознание
прямо у входа в христианство,
как вызов. Сумеешь преступить
этот порог, камень
преткновения рассудку - тогда
сможешь вынестись в измерение,
на уровень
Сверхъестественного, высших
идей, а не сумеешь - так и
останешься приземленным и в
мерках разумишка своего, со
своим "хи-хи!" Да, это
Сверхъестественного знак и
дело.
- И первородный
грех - тоже у входа в веру, -
продолжил Юнусов. - Ведь то люди
сотворялись Богом и были одной
породы, а после этого стали -
совсем другой…
- Это тоже
вызывающая идея. Кстати, у
иудеев нет догмата о
первородном грехе - недавно
узнал. А для христиан - это
пружина развития: через
самоотталкивание покаянием - и
восхождение вперед и вверх. В
иудаизме же - не надо
развиваться человеку и
преображаться, а - сохранять
Завет и быть такими же как
патриархи: Авраам, Исаак, Иаков
и прочий Давид и Соломон - с их
грехами, но живыми и
полножизненными. Нужно хранить
Завет - и плодиться и
размножаться. Количественно. А
не новое качество человека из
себя произвести.
А именно
на это нацелено христианство,
Новый завет - и вот Нагорная
проповедь: "Вам сказано… - а
Я говорю вам…" - вот формула
превосхождения
земно-человеческих и
логических мер - к логике
парадокса. А высшие проблемы и
идеи - религии - именно в логике
парадоксальной выразимы. То-то
в них чудо - на наш
рассудительный взгляд и логос.
"Да как же это можно? Это
нелепо!" - автоматически
тянет возразить на каждую
заповедь Христа - поначалу. Но
только приподымешь себя,
превозможешь - и окажешься в
выси разумения, как тебе сразу
простор и полная внутри себя
логичность одного к одному
всего в учении Христа -
открывается.
Юнусов с
горечью предположил, что не
поняв "первородного
греха" и "непорочного
зачатия", нечего и пытаться
входить в понимание
христианства.
- Почему?
Там полно ясного и логического,
и понятного сразу содержания и
на бытово-житейском уровне
сознания; и можно через это
входить: притчи, рассказы,
правила…
|