Наиболее полная подборка статей Аркадия Черкасова.

 
 

Аркадий Черкасов. Шесть регионов Канады  

 
 

 

2. КВЕБЕК

        Знакомство с провинцией Квебек обычно начинают с города, который почти три века играл роль экономической и культурной столицы Канады, а до недавнего времени для России и многих других стран роль морских и воздушных ворот этой страны с  Монреаля.
         В красочном рекламном журнале Аэрофлота, который в 1999 г. прилагался к каждому креслу самолета на рейсе Москва-Монреаль, этот город на полном серьёзе (то ли просто сгоряча, то ли от большой любви к нему живущих в Монреале представителей Аэрофлота) был представлен как «столица Канады». Между тем, этот прекрасный город никогда не был столицей не только Канады, но даже провинции Квебек, крупнейшим городом которой он был и остается. Но всегда он играл огромную роль в развитии Канады примерно, как Нью-Йорк в США. Ведь Нью-Йорк, крупнейший город США, тоже не является даже столицей одноименного штата кто не знает, напомню: столица штата Нью-Йорк сравнительно малозаметный город Олбани. А столицей провинции Квебек, «Французской» (а точнее, «франкоязычной») Канады является очень даже заметный, хотя и в пять раз уступающий по величине Монреалю город Квебек в честь которого и названа вся провинция. (Только не называйте его «Квебек-сити» , когда говорите о нем  по-русски это обидит его жителей, если они подслушают и поймут. Очень мило, что вы знаете английское слово «сити», но жители Квебека говорят по-французски, и слово «город» на их языке «вилль»: «Вилль-де-Кебек». Если вы немец, говорите «Квебек-Штадт», если испанец «Сьюдад-де-Кебек», а если русский, то «город Квебек», и оставьте «сити» англосаксам!).
         Провинция Квебек это в какой-то степени особый мир, не только внутри Канады, но и для всего Североамериканского континента. Здесь сложилось то, что в Канаде называют «особым обществом» («distinct society», «société distincte»), со своим особым языком, стилем жизни, системой ценностей, и  со своей системой и иерархией городов. И прежде, чем рассказать об этих городах по отдельности, хотелось бы отметить то общее, что их объединяет, вне зависимости от размеров: все крупные, средние и большинство «мелких» городов Квебека франкоязычные (в том числе и те, которые носят английские названия). Три крупнейших и стариннейших города Квебека  Монреаль, Квебек и Труа-Ривьер расположены  на берегах могучей (по многоводности равной нашей Волге) реки Святого Лаврентия, долину которой национальный гимн Канады (который был, кстати, сложен именно в Квебеке) называет «благословенной колыбелью» канадцев («...béni fut son berceau !»).
          Крупнейший город Квебека Монреаль, «переписной метрополитенский ареал» (CMA)  которого насчитывал в 1996 г. 3 327 тыс. жителей (а в 2002 г. 3 549 тыс.) и состоял тогда из «собственно г. Монреаля»  1016 тыс. чел. и фактически слившихся с ним «городов»» (а фактически, городских районов) Лаваль 330 тыс., Лонгёй 128 тыс., Монреаль-Нор 82 тыс., Сен-Лоран 74 тыс., Верден 60 тыс., Шатогэ 41 тыс., Лашин 35 тыс. и десятков других, многие из которых находятся внутри «собственно Монреаля», представляя собой, тем не менее, официально «отдельные города» с собственными муниципальными органами (таковы, например, богатейшие и престижнейшие Вестмаунт 20 тыс. жителей, Утремон 23 тыс., Мон-Руаяль  18 тыс., Хампстед 7 тыс., более скромный Кот- Сен-Люк 30 тыс., и многие другие). В конце 2000 г. правительство провинции приняло решение об официальном слиянии всех примыкающих друг к другу «городов», расположенных на речном острове Монреаль, с занимающим его центральную часть «собственно г. Монреалем» (а всех мелких городков на правом, южном берегу реки Св. Лаврентия с крупнейшим из них Лонгёем), и образованием единых муниципальных органов под властью единого мэра. Это вызвало протесты со стороны муниципальных чиновников и части жителей многих из этих мелких городков, в особенности, наиболее богатых из них, утрачивающих свой независимый статус и, соответственно, отдельный бюджет.
         Второй по величине город провинции столичный город Квебек (672 тыс. жителей) также состоит из исторического ядра «собственно города Квебека», в котором живет всего 167 тыс., и фактически слившихся с ним «городов» Бопор 73 тыс., Сент-Фуа 72 тыс., Шарлебур 71 тыс.,  Силлери (12 тыс.), Ванье 11 тыс., а также множества других, в т. ч. живописного  Леви (40 тыс. жителей) на противоположном, правом берегу реки Св. Лаврентия. Здесь провинциальные власти также настаивают на официальном слиянии муниципальных органов всех «городов» левобережья под эгидой мэрии г. Квебека, а правобережья «во главе» с г. Леви, что, как и в Монреале, вызвало протесты части населения. Муниципальная реформа городских агломераций провинции Квебек, охватившая и левобережные пригороды федеральной столицы (объединение квебекских городов Гатино с Халлом, Эйлмером и др., но без образования «столичного федерального округа», как в США[1], ещё далека от завершения.
         Далее по численности жителей следуют: образованный в 2002 г. СМА, также состоящий из сросшихся городов: Сагеней 160 тыс. (в т.ч. университетский Шикутими 63 тыс., его промышленный сосед Жонкьер - 57 тыс.);  старинный (основан в 1634 г.), но ныне чисто промышленный («мировая столица газетной бумаги») г. Труа-Ривьер - 140 тыс.; «столица» самого благодатного сельскохозяйственного района Южного Квебека «Эстрии», или «Восточных кантонов» г. Шербрук 139 тыс.
         Самое главное, что отличает города Квебека, большие и малые, от других городов Канады это не только преобладание французского языка, но и особый стиль жизни, связанный с тем, что большинство населения здесь составляет совершенно особый народ – франкоканадцы , или, точнее, франкоквебекцы. О нем бы и хотелось сначала рассказать[2].        
         Есть в Северной Америке народ, не похожий на своих соседей американцев и англоканадцев, зато своим национальным характером, образом жизни, а во многом и своей исторической судьбой- в чем-то сходный скорее с русскими. Этот народ франкоканадцы. За четыре века жизни в северных лесах они превратились в совершенно отдельный народ, не похожий на европейских французов и, главное, не считающий себя «французами».
         Франкоканадцев в Канаде более семи миллионов (все они потомки всего лишь десяти тысяч переселенцев 17-го начала 18 века из Северной Франции), из которых 6 млн живут в самой обширной провинции Канады провинции Квебек. Впрочем, в последние два-три десятилетия франкоязычные жители Квебека предпочитают называть себя просто квебекцами «кебекуа» (Québécois).
         По площади Квебек больше Франции, Испании и Великобритании вместе взятых, и очень богат природными ресурсами: лесом, гидроэнергией, рудами металлов. Но большая часть этих ресурсов в холодных районах Севера, занимающих две трети провинции, где живут только индейцы и инуиты-эскимосы . Почти все франкоканадцы живут в южной части провинции Квебек, на берегах великой реки Святого Лаврентия, такой же полноводной, как наша Волга. Здесь и климат такой же, как в России. На берегах реки Св.Лаврентия находится самый большой город Квебека 3,5-миллионный Монреаль, здесь же и столица Квебека, по которой провинция получила свое современное название старинный город Квебек, основанный французскими переселенцами в 1608 г. (вторым был основан  Труа-Ривьер в 1634 г., следом Монреаль в 1642 г.).
         Когда-то г. Квебек был первой столицей всей Канады, а точнее североамериканской «Новой Франции», охватывающей значительную часть территории и современных США. Французы появились в Северной Америке раньше англичан. Первым сюда приплыл французский моряк Жак Картье, в 1534 г. открывший реку Св. Лаврентия прекрасный водный путь вглубь континента. Английские колонии, жители которых враждовали с индейцами, расположились южнее, узкой полоской вдоль Атлантического побережья, тогда как французы, установившие с индейцами хорошие отношения, быстро расширили свои владения, присоединив к ним и район Великих озер, и долину Миссисипи сердце нового континента. Казалось великая держава, которая неизбежно должна была возникнуть в плодородной и благодатной  Северной Америке, разовьется на базе французской культуры и будет говорить на французском языке.
         Но история распорядилась иначе. Из-за стратегической ошибки французского правительства, решившего не допускать в колонии гугенотов и прочих «диссидентов» (наиболее энергичную и мобильную часть общества), заселение «Новой Франции» шло очень медленно.  В результате Семилетней войны 17571763 г., которую можно назвать «самой первой мировой войной» (она велась десятком стран и в Европе, и на других континентах, в ней принимала участие и Россия сначала на стороне Франции, а потом на стороне англо-прусской коалиции), Франция потерпела поражение и лишилась своих североамериканских владений. Французские поселенцы в Квебеке (в ту пору 70 тыс. чел.), частично смешавшиеся с индейцами, остались здесь жить в качестве покоренного народа: в уже чуждую им Францию согласились уехать лишь 270 чел. Всякие связи с Францией (в которой, к тому же, вскоре разразилась революция) были прерваны.
         Но франкоканадцы не утратили свой язык и культуру. Когда Канада добилась полной независимости от Великобритании (а этот постепенный процесс длился с 1867 по 1982 годы), официальными языками страны были в 1969 г. провозглашены сразу два: английский и французский. А в провинции Квебек единственным официальным языком (с 1974 г.) является французский. Причём в народе говорят на старинном северофранцузском диалекте с множеством «местных» слов и выражений, родившихся уже в Канаде под влиянием английского и даже индейских языков. Достаточно сказать, что французское «шеваль» (лошадь) звучит в Квебеке как «жуаль» (за что и сам местный диалект прозвали «жуалем»), «до свидания» «бонжур!» (т.е. как и «здравствуйте»), а «туа э муа» (toi et moi, т.е. «ты и я») здесь превращается в «туэ пи муэ». (Кстати, в Квебеке очень часто обращаются к незнакомым и полузнакомым людям на «ты» не обижайтесь на эту добродушную крестьянскую фамильярность).
         Долгое время покоренный Квебек был одной из самых бедных провинций Канады. Все богатство, промышленные предприятия, бизнес, технологические навыки принадлежали потомкам новых, позднейших переселенцев в Канаду- англоканадцам и американцам. Для франкоканадского юноши было только три дороги наверх: стать священником, адвокатом или врачом. Местная элита говорила: «так и должно быть: бизнес и техника дело еретиков, протестантов-англосаксов, а мы, франкоканадцы, традиционные католики, бедные, но гордые, сильны своей духовностью». В квебекском обществе развилось своеобразное чувство смесь комплекса неполноценности (из-за бедности и отсталости) и комплекса превосходства (из-за своей католической «духовности»). Не правда ли, похоже на Россию?
         Но с этим было покончено, когда на выборах 1960 г. к власти в Квебеке пришли молодые либералы. «Духовность духовностью, - сказали они, но и в остальном мы должны быть не хуже других». Новое правительство начало реформы, которые в Квебеке назвали «Тихая революция» (а в России назвали бы «перестройкой») и за 20 лет успешно ее осуществило. Квебекцы начали с перестройки народного образования, направив его на практические цели. За 20 лет было создано целое новое поколение инженеров, технологов и, главное, бизнесменов, ведущих современный бизнес на родном, французском языке. Квебек не побоялся сделать крупные займы у США и направил американские инвестиции на развитие и освоение ресурсов своего Севера, а также на помощь своему мелкому и среднему бизнесу. На Квебекском Севере были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции. Самая дешевая в мире электроэнергия, часть которой направили на экспорт в США, чтобы расплатиться со всеми долгами американцам, позволила быстро развить свою собственную промышленность. В результате Квебек превратился из самой бедной в одну из самых богатых провинций Канады. По экономической мощи отдельно взятый Квебек, где сейчас производится около четверти всего валового внутреннего продукта Канады, примерно равен Австрии или Швеции). И, что очень важно, значительная часть этого богатства была направлена на защиту и поддержку собственной национальной культуры и французского языка. Обретя с помощью богатых англоязычных соседей богатство, Квебек не потерял, а даже укрепил свою национальную франкоканадскую самобытность. Это ли не пример для России?
         Квебекцы помнят и сохраняют свои обычаи и гордятся ими. Здесь проходят красочные фольклорные праздники, самый яркий из них - зимний карнавал в Квебеке, на который приезжают тысячи туристов из соседних англоязычных провинций Канады, США, Франции и других стран мира (это второй по числу гостей карнавал после знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро). Гостей привлекает старинный город Квебек, основанный в 1608 г. подлинная жемчужина позднесредневековой французской архитектуры. Для американца поездка в Квебек это «самый дешевый способ увидеть Европу не пересекая океан!». Единственный город в Северной Америке, где сохранилась городская крепостная стена, Квебек объявлен ЮНЕСКО частью «Мирового культурного наследия». В 2002 г. Квебек рассчитывал провести Зимние Олимпийские игры, на их подготовку были затрачены немалые средства – но в последний момент право на их  проведение перехватил американский мормонский Солт-Лейк-Сити.
            Другой квебекский праздник, заимствованный у индейцев весенний сбор сладкого кленового сока, из которого в лесных «сахарных» домиках варят вкусный и полезный кленовый сироп. Он не содержит сахара, но сладок, как мед, и входит во многие блюда квебекской кухни.
         Главный же праздник Квебека это День Жана-Батиста (т.е. Иоанна Крестителя, считающегося «небесным покровителем»  франкоканадцев), иногда называемый просто «День Квебека». Он празднуется 24 июня, когда проводятся веселые шествия, танцы на улицах и вечерние фейерверки. В сущности, это тот же праздник, что наш Ивана Купала (в России он тоже 24 июня, но это по старому, церковному календарю; по «новому» же он приходится у нас на  7 июля). «День Квебека» празднуется в провинции гораздо более обширно, чем приходящий неделей позже общеканадский национальный праздник «День Канады» 1 июля.
         Коренные жители провинции Квебек индейцы (по переписи 2001[3] г. 130 тыс.) живут бок о бок с франкоканадцами, отчасти смешались с ними, и также, при поддержке правительства провинции, стараются сохранить свои национальные обычаи и культуру, как и живущие на Крайнем Севере Квебека эскимосы-инуиты (10 тыс.). Впрочем, в провинции живут люди многих этнических групп, предки которых поселились в Квебеке позже, чем предки франкоканадцев; многие из них, особенно из числа католиков ирландцев или шотландских горцев, оказавшись в франкоязычной среде, полностью офранцузились (сохранив при этом фамилии типа Джонсон,  Райан, Роуан, Харви или Бёрнс).
         Немало здесь англоканадцев ирландского (290 тыс.), английского (220 тыс.) и шотландского (160 тыс.) происхождения, итальянцев (250 тыс.), немцев (90 тыс.), евреев (80 тыс.); русских (25 тыс), чернокожих франкоязычных гаитийцев (75 тыс.), греков (60 тыс.), китайцев (65 тыс.; обширный китайско-вьетнамский квартал в самом центре Монреаля стал одной из экзотических достопримечательностей города). Отношение квебекцев к новым иммигрантам хорошее, главное знали бы французский язык, который (специальным провинциальным «законом 22» 1974 г., а потом и торжественной «Хартией французского языка» 1977 г.) провозглашен единственным официальным языком провинции. Квебекцы хотят жить не хуже англоканадцев и американцев, но не хотят американизации своего языка и культуры, и тут нам, россиянам, есть чему у них поучиться. Например, по действующим в провинции законам, все вывески, объявления и реклама в Квебеке должны быть  на французском  языке (английский перевод допустим, но более мелким шрифтом!). Нередко одноязычны даже дорожные знаки: так, вместо международного «STOP» пишут французское слово «ARRET» (такого не увидишь даже во Франции).
В Квебеке очень хорошее отношение к России, с которой провинция еще в 1985-1987 гг. заключила соглашения об экономическом сотрудничестве,в т.ч. в освоении Севера[4]. В феврале 1999 г. в Квебеке проходила международная «Встреча на высшем уровне по вопросам Севера», в которой участвовали представители 15 северных стран, в том числе и российская делегация. У этой встречи был неофициальный девиз: «Квебек –  столица мирового Севера». Ее участники делились опытом освоения северных ресурсов, сотрудничества в развитии экономики и культуры северных народов мира. А ведь самые обширные и богатые ресурсами северные территории мира принадлежат России и Канаде, двум северным братьям-близнецам. Хочется надеяться, что международное сотрудничество в освоении этих северных ресурсов  и изучение квебекского социально-экономического опыта помогут и России осуществить свою «тихую революцию», как в канадском Квебеке  и стать такой же богатой и счастливой, как Канада, сохранив при этом свою национально-культурную самобытность – как сохранил ее канадский Квебек. 
Современный Квебек крупнейшая по площади, вторая по числу жителей, индустриально высокоразвитая провинция Канады; единственная, где подавляющее большинство жителей составляет очень своеобразный в этнографическом отношении народ – франкоканадцы. За более чем два века изолированного развития (после британского завоевания 1763 г. иммиграция из Франции прекратилась, зато рождаемость и естественный прирост до середины ХХ века держались на рекордном для европейских народов уровне) они обособились в культурном, языковом и социально-экономическом плане от европейских французов в гораздо большей степени, чем англоканадцы от англичан. Единственным официальным языком в Квебеке объявлен французский. Население Квебека официально признано в Канаде «особым обществом»; сами же квебекцы в большинстве рассматривают себя как отдельную нацию[5], и парламент провинции носит название «Национальная Ассамблея».
Борьба франкоканадцев за свои национальные права, обострившаяся в ходе преодоления былой социально-экономической отсталости Квебека в 60–70-е годы, породила в провинции сепаратистское движение, периодическое усиление которого представляет серьезную угрозу целостности Канадской федерации. В 1976-1985 и 1994-2003 гг. у власти в провинции стояли правительства Квебекской партии, ставившей своей целью достижение политического суверенитета Квебека (при сохранении экономического союза с «остальной Канадой»). На проведенном 30 октября 1995 г.  референдуме по вопросу о суверенитете Квебека за его отделение от Канады проголосовало 49,4% жителей провинции (причем большинство франкоканадцев), за сохранение его в составе Канады 50,6%. Единство Канады спасли всего 53 тыс. голосов. На провинциальных выборах 2003 г. к власти в провинции вернулась Либеральная партия Квебека во главе с бывшим федеральным консерватором Жаном Шарэ – профедералистски настроенная, но придерживающаяся курса на автономию Квебека во многих областях (в т.ч. языковой и иммиграционной политики).
На территории провинции Квебек могли бы разместиться Франция, Испания и Великобритания, вместе взятые. Однако почти все его население сконцентрировано в южной части – на землях плодородной и живописной долины реки Св. Лаврентия и к югу от нее. На южных 30% территории Квебека сконцентрировано 99,5% его населения; остальное – почти безлюдные пространства тайги и тундры (которая здесь начинается уже от 55 северной широты, т.е. даже чуть южнее широты Москвы), с редким индейским и эскимосским населением – и огромными гидроэнергетическими и минеральными ресурсами Канадского кристаллического щита. С юга к долине полноводной реки Св. Лаврентия выходят северные отроги Аппалачских гор, на севере к ней обрывается Лаврентийское плоскогорье, с которого водопадами низвергается множество малых рек. Одна из таких рек, впадающая в р. Св. Лаврентия чуть ниже города Квебека, образует знаменитый водопад Монморанси  - почти вдвое выше Ниагарского и намного его живописнее.  Ландшафты  Квебека настолько разнообразны и чарующи, что он получил в Канаде  неофициальное название "La Belle Province" – "Прекрасная провинция".
Официальное же современное название провинции произошло от названия ее столицы – города Квебека, а оно в свою очередь – от слова "кебек" на языке одного из индейских племен. Оно означает "место, где сужаются воды" (реки Св. Лаврентия). По-французски это название произносится как "Кебек", по-английски – как "Квибек", с ударением в обоих случаях на второй слог; так следует произносить и по-русски. (Значок, похожий на наш знак ударения, который ставится над первым "е" во французском правописании слова "Québec", означает только то, что это безударное "е" нужно произносить отчетливо, не глотая.) Другая лингвистическая тонкость, которую стоит знать: когда  слово «Quebec» употребляется с артиклем ( le Québec, au Québec, du Québec...)  имеется в виду провинция, а если без артикля ( à Québec, de Québec...)  то это город Квебек. Кстати, его название всё чаще и англоканадцы начинают произносить на  французский манер, без звука «в». (Между прочим, Монреаль по-английски произносится  «Монтриол», с ударением на «-ол», и только так! Уж не знаю, кто научил сотрудников Аэрофлота делать ударениe на первый слог...)
По последней опубликованной «полной» переписи  населения (включавшей прямой вопрос о происхождении предков нынешних канадцев до их прибытия на Американский континент), три четверти, а точнее, 74,6% жителей Квебека имели "чисто французское" происхождение и еще 5,5% смешанное (французско-английское и т.п.). Таким образом, предки 80% квебекцев вышли из Франции – в подавляющем большинстве не менее трех веков назад. Жители "чисто британского" происхождения составили лишь 4,2% населения, итальянского – 2,6, еврейского – 1,2, арабского – 1, греческого – 0,7, китайского – 0,5. Этнический состав жителей провинции Квебек  менее пестр, чем в Онтарио, хотя здесь также представлены десятки народов. Говорят, что Монреаль по расовому составу долгое время был самым "белым" из многомиллионных городов Северной Америки. В последнее десятилетие здесь, впрочем, возникла своя "черная община", но говорящая на... французском языке. Это иммигранты с острова Гаити (22 тыс. в 1991 г. и уже 80 тыс. в 1996 г.), которые сейчас составляют заметную долю среди монреальских таксистов. Есть в Монреале и компактный китайский квартал, где значительную долю составляют выходцы из стран Индокитая, также владеющие французским языком. По переписи 1996 г. («частичной»), так называемые «видимые меньшинства», которые федеральный «Акт о равных возможностях трудоустройства» определяет как «лица неаборигенного происхождения, не принадлежащие к кавказской (т.е. европеоидной - А.Ч.) расе или с небелым цветом кожи», составили 12,2% жителей Монреаля (для сравнения: в Торонто 31.6%,  в Ванкувере  31,1%, тогда как в городе Квебеке 1,5%, Шербруке 2,1, Труа-Ривьер 0,9,  а в Шикутими   0,4%). Из 434 тыс. представителей «видимых меньшинств», проживающих в провинции (перепись 1996 г.), на долю Монреаля приходится  401 тыс., в т.ч. 122 тыс. чернокожих квебекцев, 74 тыс. арабов, 48 тыс. китайцев, 47 тыс. латиноамериканцев, 46 тыс. индо-пакистанцев, 38 тыс. выходцев из стран Индокитая, и т.д.
На французский язык за последнее столетие перешла и значительная часть индейцев Квебека, составляющих около 2% его населения. Населяющие Крайний Север инуиты (эскимосы) сохраняют свой родной язык.
 Французским языком в 1996 г. свободно владели 93,4% жителей провинции, английским – только 40,9%. Согласно провинциальному законодательству, на французском языке (и только на нем) должно вестись официальное делопроизводство в государственном аппарате и частных фирмах Квебека, оформляться витрины магазинов, этикетки любых продаваемых в провинции товаров (здесь возможно двуязычие) и т.д.; дети иммигрантов обязаны направляться во французские школы. Такая политика, проводимая с 1974 г., заметно изменила ("офранцузила") внешний облик Монреаля и других квебекских городов.
Итак, более 46% населения Квебека (3511 тыс. чел. из 7596 тыс. в 2001 г.) сосредоточено в его крупнейшем городе – Монреале, одном из прекраснейших городов Канады, который вскоре после его основания (1642 г.) более чем на три века занял место крупнейшего экономического центра Канады: монреальский порт  доступен для океанских судов, поднимающихся по могучей реке Св. Лаврентия. В конце 70-х гг. его обошёл и по населению, и по экономическому значению, англоканадский Торонто. Но Монреаль не был превзойден последним ни по его значению как крупнейшего культурного центра Канады всемирного масштаба, ни по "европейскому" очарованию этого стилистически безупречного, романтического города .
Это один из красивейших городов Северной Америки; в его облике и архитектуре причудливо сплелись западноевропейские и североамериканские градостроительно-архитектурные концепции, и все же европейские, пожалуй, пока еще преобладают. В отличие от многих североамериканских городов с их ярмарочной, попугайной раскраской, где бьющие в глаза краски огромных реклам прикрывают едва ли не фанерные стены безликих коробок, Монреаль в значительной части застроен солидными, стилистически выдержанными зданиями, соединяющимися в стройные ансамбли. Многие здания имеют гранитную облицовку, скульптурные украшения. Монреаль сравнивают то с Парижем, то с Будапештом, то даже с Санкт-Петербургом ведь он тоже раскинулся на множестве речных островов. Трехмиллионный город, разрастаясь, вышел и на оба берега реки, поглощая многочисленные пригороды Лаваль, Лонгёй, Верден, Лашин и множество городков, названия которых, как и названия большинства улиц города, даны в честь католических святых и потому начинаются на «Сен-» или «Сент-» (за эту особенность весёлый Монреаль получил весьма ироничное прозвище «Город святых»).
Среди многих достопримечательностей Монреаля особое внимание привлекают старейшая церковь Нотр-Дам-де-Бонсекур, построенная в 1657 г., и знаменитый своим роскошным внутренним убранством собор Нотр-Дам-де-Монреаль (1824г.), снаружи отчасти копирующий Собор Парижской Богоматери. На старый Монреаль, однако, ведут наступление небоскребы - штаб-квартиры банков и различных компаний, господствующие в центре города. Две соседствующие гигантские коробки уже подавили величие монреальского Нотр-Дама; другие неудержимо рвутся к главной улице города  Сент-Катрин, и вид на Монреаль с правого берега р. Св. Лаврентия хотя и впечатляет, но уже слишком напоминает виды нью-йоркского Манхэттена.
По социальной структуре своего населения Монреаль разделен по вертикали: богачи живут вдали от порта на горе Мон-Руайяль («Королевская гора»); этот 200-метровый потухший вулкан  возвышается над островом, давшим начало (и название) всему городу. Но разделен город и по горизонтали: более богатые, заселенные преимущественно англоканадцами районы исторически располагались в его западной части, а франкоканадские рабочие районы к востоку от «Горы» на так называемом Плато. Фешенебельная в своей центральной и западной части, днем и ночью сверкающая огнями реклам дорогих магазинов (и еще более дорогих мелких лавочек), театров, кино, ресторанов, улица Сент-Катрин пересекает город с запада на восток, и преобладающая в уличной толпе речь постепенно меняется с английской на исключительно французскую. «Граница» долгое время проходила близ ее пересечения с бульваром Сен-Лоран, ведущим с севера на юг, и здесь, на этом бульваре, видишь, сколь многонационален современный Монреаль: многие иммигранты живут в «коридоре» между «английским» и «французским» районами города, протянувшемся по обе стороны бульвара; здесь множество «этнических» ресторанов и магазинов (кстати, здесь недорогих). Итальянскую, испанскую, греческую речь услышишь здесь не реже во всяком случае английской. Впрочем, за последние 20 лет эти традиционные «этнические границы» заметно размылись и переместились: французский язык успешно наступает на  «английский» Запад; совершенно исчез центральный еврейский квартал: его жители переместились на более престижный  Северо-Запад города; исчезли (снесены, перестроены и благоустроены) бывшие кварталы иммигрантов и бедноты  в районе порта.
По числу музеев, художественных галерей, театров Монреаль не имеет себе равных среди городов Канады. Хотя Торонто обогнал его сначала как промышленный, потом как банковский и деловой центр (туда переехали штаб-квартиры крупнейших монреальских банков), а в конце 70-х гг. и по численности населения, но ведущая роль Монреаля как крупнейшего культурного центра Канады остается незыблемой. Здесь - четыре престижнейших университета Канады франкоязычные Монреальский и Квебекский-в-Монреале (UQAM) и англоязычные Мак-Гилл  и  Конкордия.
В Монреале до сих пор действуют павильоны давшей когда-то сильный толчок к дальнейшему развитию города Всемирной выставки «Экспо-67» (на острове Сент-Элен). Эта одна из крупнейших в мире экспозиций носит название «Земля людей» (взятое из творчества Антуана де Сент-Экзюпери) или, в английском варианте, «Человек и его мир». Крупным событием международной культурной жизни были летние Олимпийские игры 1976 г. в Монреале. Построенный  к Играм ультрасовременный велотрек в начале 90-х годов был переоборудован в великолепный «Biodôme» «Биокупол» музей, или, если угодно,  собрание «действующих моделей» различных биоклиматических зон мира (туда стоит сходить! как, впрочем, и в Монреальский ботанический сад, один из лучших в мире).
Еще более самобытен и романтичен облик столицы провинции (а когда-то и всей Канады) – города Квебека, основанного в 1608 г., где сохранились единственная в Северной Америке городская крепостная стена и целый район позднесредневековой застройки – Латинский квартал. Город Квебек отчетливо делится на Верхний город, расположенный на скале, и Нижний город, зажатый между обрывом и рекой Св. Лаврентия. В Верхнем городе, очень похожем на эстонский Таллинн, множество старинных жилых зданий, католических соборов и других архитектурных памятников XVII-XIX вв. Здесь же несколько десятков превосходных исторических и художественных музеев, включая восстановленную цитадель, Музей цивилизации (не хуже одноименного в г. Халле на берегу реки Оттавы, но иной по организации), Музей Квебека и др. На узких улочках, обычно заполненных туристами, располагаются многочисленные магазины, лавочки, рестораны и бары. Привлекает внимание импозантное здание Национальной ассамблеи, построенное в стиле французского Ренессанса, другие правительственные здания. Над городом господствует огромный отель «Шато-Фронтенак», построенный в 1893 г. в виде гигантского замка. Недалеко от него расстилается зеленое поле - равнина Авраама, на которой в 1759 г. произошло решающее сражение за Канаду между англичанами и французами, окончившееся победой англичан. По знаменательным датам здесь разыгрывается театрализованное представление, повторяющее ход этой битвы. В Квебеке воздвигнуты монументы основателю Канады («Новой Франции»)  Самюэлю де Шамплену, многим государственным и религиозным деятелям Новой Франции, другим историческим деятелям Канады и всего мира от Жанны д’Арк и Симона Боливара до Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Это поистине город - памятник и город памятников.
Нижний город с «самой узкой и самой древней улицей Северной Америки» Су-ле-Кап это район, где лет 20 назад проживала преимущественно беднота. В начале 80-х гг. в большинстве старинных домов Нижнего города были произведены ремонт и внутренняя перепланировка (что, естественно, привело к значительному повышению цен на жилье и уровня квартплаты). Он превратился во вполне респектабельный и даже модный район Квебека . Поводом к этой реконструкции послужила организация летом 1984 г. празднования 450-летия открытия р. Св. Лаврентия («дороги в Канаду») Жаком Картье. .
Наличие дешевой гидроэнергии и минерального сырья, обилие лесов, выгодное транспортно-географическое положение, а в недавнем прошлом еще и постоянный избыток относительно дешевой рабочей силы (массовый переезд в города ранее преимущественно сельскохозяйственного населения) обусловили быстрое развитие в Квебеке таких отраслей, как цветная металлургия, выплавка алюминия (на импортном сырье), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, нефтепереработка (импортной нефти), текстильная, швейная и пищевая промышленность. Из отраслей машиностроения здесь развиты судостроение и самолетостроение, в меньшей степени – автомобилестроение (филиалы "General Motors" и других иностранных фирм). Основная часть промышленных предприятия сосредоточена в Монреальской агломерации. В г. Квебеке – легкая и пищевая промышленность (которые, однако, уступают по масштабам главной здесь "индустрии туризма"), в Халле и Труа-Ривьер – целлюлозно-бумажная; выплавка алюминия сосредоточена вблизи крупных ГЭС в районе Шикутими-Жонкьер. С каскадов ГЭС на северных реках (Маникуаган, Утард, а также в бассейне залива Джемса, где расположена крупнейшая ГЭС – "Ла-Гранд-2" имеет мощность в 5,3 млн кВт) поступает электроэнергия на экспорт в США, снабжая штат Нью-Йорк.
Франкоканадская культура Квебека, к сожалению, еще мало известная у нас в России, отличается "европейской" изощренностью и одновременно, богатой и глубокой самобытностью. Здесь сложилась своя школа художественной литературы, театрального искусства, национальная кинематография, своеобразная живопись и – на базе богатейшего народного музыкального фольклора – плеяда великолепных шансонье, творчество которых в свое время дало сильнейший толчок к послевоенному возрождению и расцвету хорошо известной у нас современной музыкальной культуры Франции (а не наоборот, как можно было бы подумать). Похоже, что знакомство россиян с культурой Квебека, чрезвычайно созвучной русской культуре, – дело близкого будущего.
 
 
 
Шесть регионов Канады:
СТЕПНОЙ (ПРЕРИЙНЫЙ) РАЙОН
 
ГОРОДА САСКАЧЕВАНА
 
В городах живут лишь 627 тысяч саскачеванцев – 63% всего населения провинции, которое по переписи 1996 г. составило 990 тыс. человек. Здесь –самая низкая доля городского населения среди всех провинций Канады (не считая совсем уж маленьких и промышленно  мало развитых Приморских (Атлантических) провинций. Причина этого в преимущественно сельскохозяйственной специализации провинции, за которую Саскачеван получил прозвище «хлебная корзина Канады». Это – та самая степная, пшеничная, ковбойско-индейско-украинская Канада, какой ее обычно и представляют. Помимо зернового хозяйства, в Саскачеване развиты нефтедобывающая промышленность, добыча полиметаллов и две отрасли мирового значения: добыча урана (на малонаселенном Севере провинции) и калийных солей (по-английски «potash», но это не «поташ» в русском значении) – ценнейшего сельскохозяйственного удобрения, удачно найденного посреди необъятных пшеничных полей. Эти отрасли не располагают к развитию больших городов.
Две трети всех горожан Саскачевана проживают в двух не очень больших городах: столице провинции Реджайне (194 тыс. жителей, по переписи 1996 г.) – степном городе ковбоев, индейцев и... чиновников, и в его «северном сопернике» - промышленном и университетском Саскатуне (219 тыс.) , едва ли не «самом украинском» из крупных городов Канады. Кроме них, в провинции есть два небольших города – степной «спутник» Реджайны  г. Мус-Джо (33 тыс. чел.) и «ворота таёжного Севера» г. Принс-Альберт в 140 км от Саскатуна. Остальные городские поселения – еще меньше; многие из них носят «этническую» окраску - например, «немецкий» Гумбольдт, «венгерский» Эстергази, «русские» (духоборческие) Камсак, Веригин и др. В северной части - немало франкоязычных метисских и индейских поселений – Батош, Ла-Ронж, Иль-а-ла-Кросс и т.д. ( кстати. франкоязычные саскачеванцы называют себя не франкоканадцами, а  «франсаскуа» - fransaskois, – неологизм, созданный по модели «кебекуа» – «квебекцы»).
Заселение  плодородных чернозёмных степей южной трети Саскачевана шло в таком порядке: не менее 10 тысяч лет назад здесь появились охотники - индейцы; с конца 17-го века с юга стали проникать франкоканадские «вояжёры»-мехоторговцы, возникло метисное население (часть метисов прибыли из Манитобы после подавления там их восстания в 1870 г.); следующими прибыли... полицейские Северо-Западной конной полиции (образованной в 1873 г.) – и лишь после этого начался массовый приток в прерии настоящих сельскохозяйственных переселенцев, фермеров-хлеборобов, причем не столько из освоенных районов Канады, сколько непосредственно из стран Центральной и Восточной Европы. В 1874-1880 гг. в Саскачеван прибыло 8 тыс. российских немцев - членов религиозной секты меннонитов, решившей вновь «сменить родину». В 1891 г. началась массовая иммиграция украинцев из австро-венгерской тогда Буковины, а также из Галиции (из Восточной же, тогда «российской» Украины сюда иммиграции не было: в местных телефонных книгах вы вряд ли найдете привычные для россиян фамилии типа Коваленко или Гнатенко – здесь преобладают Ковальчуки, Гнатюки или Гнатышины).
В 1899 г. в Саскачеван переселились 7,5 тыс. русских духоборов (или «духоборцев») – крестьянской протестантской секты коллективистов, пацифистов, трезвенников и, вдобавок, вегетарианцев, преследовавшихся официальным православием и  властями царской России. Деньги на переезд духоборам дал близкий им по духу Лев Толстой (на что пошел специально запрошенный им гонорар за роман «Воскресение»); их сопровождал  один из сыновей писателя – Михаил. Впрочем, часть духоборов не нашла общего языка с местными властями и в Саскачеване (они сочли за грех давать клятву верности, положенную при получении предоставляемой им земли) и переселились, ведомые своим духовным лидером Петром Васильевичем Веригиным,  в Британскую Колумбию.
Кто только не переселялся в поисках новой  «земли обетованной» в Саскачеван! Задолго до израильских киббуцев, здесь делались попытки создать еврейские сельскохозяйственные поселения. В тех же целях сюда переселялись группы американских негров, бежавшие от дискриминации и безземелья на Юге США. До сих пор среди степей можно натолкнуться на изолированные, замкнутые «колхозы» одетых в черное (и в черных шляпах, как ортодоксальные евреи-харидим) представителей другой секты российских немцев – гуттеритов,  до сих пор не забывших русский язык. Но всех их привлекали не города, а сельская местность Саскачевана, его благодатные черноземы. Города провинции стали расти не в результате  прямой иммиграции, как большинство более крупных городов Канады, а в результате урбанизации местного сельского населения.
 Поэтому, хотя по этническому составу население городов Саскачевана не менее пестро, чем в городах Онтарио, эта пестрота здесь совсем другого свойства и связана вовсе не с притоком «свежих» иммигрантов (таковые составляют лишь 8% жителей Реджайны и 10% – Саскатуна; в эти города в 1999 г. прибыло соответственно лишь 533 и 783 новых иммигранта – вместе 0,8% всех поселившихся в Канаде за этот год). Культурное многообразие здесь отражает разношерстность окружающего сельского населения – причем, несмотря на различия в этническом происхождении, подавляющее большинство жителей Саскачевана – канадцы как минимум в третьем поколении, родным языком  для 85% которых является английский.
Другая особенность этнического облика саскачеванцев – самый высокий в Канаде процент этнически смешанного населения (в 1996 г. - 49,7% против 35,8% в среднем по стране). В ходе переписи 1996 г. свое полностью или частично немецкое происхождение указали 283 тыс. саскачеванцев, в т.ч. «чисто-немецкое» – только 91 тыс. ;  английское – 262 тыс. ( в т. ч. «чистое» – 54 тыс.), шотландское – соответственно 178 (19), ирландское – 143 (12), украинское – 125 (45), аборигенное индейское – 117 (73), французское – 115 (19), норвежское–61 (16), польское – 51 (8), голландское – 36 (7), шведское – 31 (4), русское – 25 (4), венгерское – 24 (6). Вездесущих в Канаде китайцев в Саскачеване почти нет, – не считая владельцев вкусных, как везде, и дешевых китайских ресторанов на центральных улицах всех местных городов.
Столица провинции Реджайна – один из самых молодых городов Степных провинций. Первоначально город был известен под названием Уоскана, что в переводе с языка индейцев кри значит «груда костей». Это связано с тем, что на месте города была древняя стоянка индейцев – охотников на бизонов, поэтому здесь и скапливались кости этих животных. В 1882 г. город был переименован в Реджайну (английское произношение латинского Regina – королева) в честь английской королевы Виктории, в 1883 г. он стал столицей Северо-Западных территорий, занимавших тогда более половины площади современной Канады – включая территории нынешних провинций Альберта и Саскачеван. В 1905 г., когда была создана провинция Саскачеван, Реджайна была провозглашена ее столицей.
По своему внешнему облику Реджайна – типичный город канадского Запада, лежащий на плоской равнине, с шахматной планировкой прямых улиц и двух-трехэтажными домами. В центре города растут высотные дома. Реджайна – основной транспортный, промышленный, торговый, финансовый и культурный центр южной части провинции. Здесь размещена штаб-квартира Королевской канадской конной полиции (так она называется с 1920 г.; ранее – Северо-Западная конная полиция) . В  городе имеются небольшой университет (University of Regina, с 1974 г., с 4 тыс. студентов), где впервые в стране был введен курс украинского языка, литературы и истории, Центр искусств, построенный по последнему слову архитектуры, драматический театр «Глобус». С историей завоевания и освоения канадского Северо-Запада знакомит экспозиция реджайнского музея Королевской канадской конной полиции. В городе также открыт музей истории телефона - «Телорама». Множество гостей из других провинций  Канады и из США привлекает в Реджайну проходящая здесь ежегодно в ноябре знаменитая на все прерии сельскохозяйственная выставка «Агрибишн» (Agribition).
Столица Саскачевана относится к числу тех канадских городов, которым пришлось развиваться в неблагоприятных естественных условиях. Реджайна была основана на гладкой безлесной равнине, открытой всем ветрам прерий и не имевшей достаточных водных ресурсов. На преодоление этих трудностей усилиями тысяч оседавших здесь поселенцев ушли десятки лет. Постепенно были озеленены улицы города. Соорудив дамбу на речке Уоскане, реджайнцы не только урегулировали проблему водоснабжения, но и создали почти в центре города хорошее место для отдыха и занятий спортом. Разбитый на берегу созданного здесь искусственного озера парк стал гордостью Реджайны.Часть его отдана в распоряжение водоплавающих птиц, которых привлекает сюда незамерзающий водоем, воды которого в зимнее время специально подогреваются. Неподалеку, среди зелени, видны представительные здания Законодательного собрания (парламента) провинции, Музея естественной истории,  Реджайнского университета и Центра искусств.
В центре города – там, где 1885 г. приняли смерть вожди Второго Северо-Западного восстания, – стоит памятник казненному здесь лидеру восставших метисов и индейцев –  Луи Риэлю. На открытой площадке у здания законодательной ассамблеи с июня до августа трижды в неделю исполняется документальная драма «Процесс Луи Риэля», события которого захватывают зрителей не в меньшей мере, чем подлинный судебный процесс сто лет назад.
«Северный соперник» Реджайны – не уступающий ей в людности, живописный, быстро развивающийся как промышленная и транспортная база освоения северных районов провинции, город Саскатун является одним из важнейших культурных центров Степного района. Здесь расположен крупнейший и старейший в провинции (основан в 1907 г.) Саскачеванский университет с 15 тыс. студентов, в котором, помимо других научных дисциплин, ведутся разносторонние исследования Канадского Севера.
Основанный в 1883 г. Саскатун (получивший это название в честь обильной здесь дикой сладкой красной ягоды saskatoon berry) раскинулся на берегах быстрой и многоводной реки Саут-Саскачеван, по которой получила  название и сама провинция: «Саскачеван» означает на языке индейцев кри именно «быстрая река». Та часть города, что расположена на правом, крутом и высоком берегу, получила прозвище «университетская сторона», а та, что на левом, низком берегу - «украинская сторона»; оба берега связаны семью мостами. На левом берегу, недалеко от центра города, можно увидеть уникальный для Канады памятник – поставленную на средства украинской общины прижизненную(!) статую Рамона (Романа) Гнатышина – и ныне здравствующего местного уроженца, первым из украинских канадцев занимавшего пост генерал-губернатора Канады (в 1990-1995 гг.; его предшественником на этом почетнейшем посту официального представителя британской королевы – номинального главы канадского государства в 1984-1990 гг. была также уроженка Саскачевана франко-индейская метиска Жанна Совэ. Кстати, премьером правительства провинции Саскачеван с 1987 г. является лидер местных социал-демократов (Новой Демократической партии –NDP), канадец русского происхождения Рой Романов.
  На «университетской» стороне среди прекрасного парка на горе живописно возвышаются здания факультетов и научных центров. Основная часть города – на противоположном, «украинском» берегу, где расположен большой Украинский музей Канады (на его базе действуют другие, региональные украинские музеи, фольклорные ансамбли украинской песни и  танца и т.д.). Кроме того, здесь расположены Музей развития канадского Запада, художественная галерея, несколько театров. Привлекают внимание похожее на замок здание роскошного отеля «Бессборо» (того же типа, что «Шато-Фронтенак»  в Квебеке или  «Форт-Гэрри» в Виннипеге; такие отели были построены более века назад компанией «Канейдиан Пасифик» в больших городах вдоль принадлежащей ей трансканадской Тихоокеанской железной дороги - в них часто устраиваются крупные международные конференции), а также, невдалеке – трех церквей подряд: англиканской Св. Иоанна, католической Св. Павла и Объединенной церкви Нокса ; в их помещениях часто даются концерты классической музыки.
Реджайна и Саскатун располагают собственными симфоническими оркестрами. Во многих городах провинции ежегодно проводятся костюмированные праздники, посвященные открытию и освоению канадских прерий, в т.ч. индейский «Powwow» в Реджайне  и  Фестиваль украинского танца в Бэттлфорде в апреле, Фестиваль французского молодежного театра в Саскатуне в мае, фольклорный фестиваль  в Реджайне в  июне, и т.д.
 
ГОРОДА  АЛЬБЕРТЫ  
По своим размерам, климату, структуре хозяйства, «рисунку» системы городов провинция  Альберта очень похожа на соседний Саскачеван, – с той только разницей, что здесь соответствующие  демографические показатели придется умножить на три, а экономические, – как и данные о размерах ее городов, – на все четыре. По оценке  на середину 1999 г., численность жителей Альберты достигла 2965 тыс. чел. (тогда как в Саскачеване, на такой же площади, – 1028 тыс.), – а ее крупнейших городов – провинциальной столицы г. Эдмонтона и «нефтяной столицы всей Канады» – г. Калгари – соответственно 929 тыс. и 933 тыс. чел.
 В последние 30 лет эти два города растут, как на дрожжах – роль «закваски» здесь играет бурное развитие нефтегазовой провинции,  «тянущее» за собой и развитие отраслей обрабатывающей промышленности, обслуживающего сектора, финансовых учреждений, инфраструктуры и т.п.  Их рост привлекает сюда как мигрантов из большинства других провинций Канады, так и иммигрантов из-за рубежа, даже из соседних штатов США (особенно много американцев в Калгари). Из 12 тыс. иммигрантов, въехавших в Альберту в 1999 г. (6,4% всех поселившихся в Канаде), 6,7 тыс. направились в Калгари и 3,8 тыс. – в Эдмонтон. Между тем, еще 100 лет назад это был самый малоосвоенный район степной Западной Канады с редким и воинственным индейским населением, которое постепенно оттесняли ковбои-скотоводы – нечто вроде «канадского Техаса». Открытые здесь крупные месторождения нефти, газа и каменного угля (более 70% общеканадских запасов) долгое время оставались малоосвоенными: слишком далеко они находились от основных потребителей, слишком дорого стоила транспортировка.
Альберта получила статус провинции одновременно с Саскачеваном – в 1905 г.; до этого в рамках тогдашних Северо-Западных территорий здесь существовал округ Альберта, названный так в честь принцессы – дочери английской королевы Виктории. Превратиться из бедной Золушки в богатую принцессу Альберте помогли развитие нефтедобычи и резкое повышение цен на нефть и другие энергоносители в 70-х годах. Сегодня в Альберте добывается большая часть канадской нефти и природного газа (более 85%). Сейчас это один из самых богатейших и могущественнейших членов Канадской федерации. Экономика Альберты развивается очень быстрыми темпами. В Альберте добывают не только нефть и газ, но и каменный уголь. В 1995 г. добыча составила 37 млн. тонн, а это половина всей канадской продукции. Уголь вывозят на экспорт через тихоокеанские порты соседней Британской Колумбии. Власти провинции за счет отчислений от нефтедобычи создали «Фонд наследия», и уже к середине 80-х годов он достиг 15 млрд. долларов: деньги идут на развитие промышленности. Развиваются здесь и традиционное зерновое хозяйство, и «ковбойское» мясное скотоводство. Недаром на гербе провинции изображены колосья пшеницы. 
Альберта живописнее других Степных провинций, по крайней мере в ее западной части, где плоские степи подступают к предгорьям Скалистых гор (Кордильер).
Состав населения – такой же, как в других Степных провинциях, но только здесь несколько меньше доля франкоканадцев, индейцев и украинцев (доля этих групп, но не их абсолютная величина!). Близость Тихого океана выдает наличие китайских кварталов в крупнейших городах. Немало здесь и переселенцев из США, привлеченных развитием нефтегазовой промышленности. По переписи 1996 г., из 2,7 млн жителей провинции только 173 тыс. указали на свое «чисто-английское» происхождение (и еще 583 тыс. – на английское, «смешанное» с другими), соответственно, на шотландское – 59 тыс. (и еще 457 тыс. «смешанных»), ирландское – 39 тыс. (+ 373 тыс.), немецкое – 144 тыс. (+ 387 тыс.), французское – 47 тыс. (+ 260 тыс.), украинское – 85 тыс. (+ 183 тыс.), индейское – 65 тыс. (+ 91 тыс.), и т.д. Так называемые «видимые меньшинства», которые «Акт о равноправии в принятии на работу»  Employment Equity Act») определяет как «лица неаборигенного происхождения не-кавказской (т. е. не-европеоидной - А. Ч.) расы или не-белого цвета кожи» (как раз на устранение их дискриминации направлен этот тщательно соблюдаемый федеральный закон) составляют в Калгари 15,6%, а в Эдмонтоне 13,5% всего населения, уступая по этому показателю только Торонто и Ванкуверу. В основном здесь идет речь о канадцах китайского (около 100 тыс.) и индо-пакистанского (60 тыс.) происхождения. При самой высокой в Канаде доле лиц «смешанного» происхождения (а так себя определили более 47% альбертцев – при том, что еще 13%, или 342 тыс. чел., здесь назвали себя просто чистокровными… канадцами), можно сказать, что в Альберте сложилось наиболее гомогенное (для Канады, конечно), наиболее «усредненное» англоканадское общество – почти аналог американского «плавильного котла» - но на канадский лад, с «собственной гордостью» этой богатейшей в Канаде (и побогаче соседствующих американских штатов!), процветающей провинции. 98%  жителей как Эдмонтона, так и Калгари говорят по-английски; по 7,5%  и там, и там свободно владеют (как родным или вторым) французским языком.
Столица Альберты – Эдмонтон находится почти в самом центре провинции. Многое роднит его с Виннипегом: оба города стоят на перекрестках важных транспортных магистралей, ведущих из обжитых районов континента в молодые, развивающиеся. Но если Виннипег прозван «воротами на Запад», то Эдмонтон, расположенный на пути в Северо-Западные территории, в Юкон и далее на Аляску, - это, бесспорно, «ворота на Север». События на Севере сыграли в свое время большую роль в его судьбе. Пункт скупки мехов у индейцев, поселок Форт-Эдмонтон, своим преобразованием в столицу Альберты был обязан известной «золотой лихорадке» на Клондайке, вспыхнувшей на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Сейчас это внушительный город, который по своему экономическому и культурному потенциалу конкурирует с Виннипегом и Ванкувером.
Эдмонтон имеет музей истории провинции, консерваторию, художественную галерею. Здесь также созданы музеи под открытым небом – «Виллидж-оф-Эдмонтон», где  сохранена в первозданном виде целая улица 80-х гг. XIX в., и «Форт-Эдмонтон», в котором воссоздана деревянная фактория Компании Гудзонова залива. В городе работает ряд хорошо известных во всей Канаде книжных издательств, выпускающих литературу  по актуальным общественным проблемам Канады, краеведческие издания о Степных провинциях и художественную литературу местных, альбертских авторов.
В Эдмонтоне недавно открыт новый общественный центр, многоярусное здание которого, повторяющее изгибы протекающей рядом реки, уступами спускается в ее долину. С 33-го этажа штаб-квартиры компании «Альберта телефон» открывается красивый вид на город и окрестные поля, усеянные нефтяными вышками. Эдмонтон - один из религиозных центров Канады; здесь находятся резиденции католического, англиканского и православного архиепископов, построена первая в Канаде мусульманская мечеть.
Соперник Эдмонтона – Калгари вырос на месте поста Северо-Западной конной полиции. Ныне за ним утвердилась репутация нефтяной столицы Канады. В городе обосновалось свыше 4000 национальных и иностранных нефтегазовых фирм, и почти треть населения Калгари так или иначе причастна к этой отрасли экономики. По своему укладу жизни и архитектурному облику, а также по доле выходцев из США Калгари - один из наиболее американизированных канадских городов. В центре города много небоскребов и мало зелени. Однако урбанистический ландшафт скрашивается обилием солнца. Да и воздух здесь все-таки не настолько загрязнен, как где-нибудь в Детройте или Питтсбурге. Среди достопримечательностей города – музей «Гленбоу», рассказывающий об истории Альберты  и имеющий также коллекцию оружия от средних веков до второй мировой войны, 190-метровая телебашня с видом на Скалистые горы. В последние годы в Калгари открылось несколько художественных галерей, основанных на деньги нефтяных магнатов и прозванных поэтому «нефтегалереями». В преддверии проходивших здесь в 1986 г. Всемирных зимних Олимпийских игр  город украсился новым спортивным комплексом «Олимпик сэддлдоум», архитектурный силуэт которого напоминает ковбойское седло.
       И Эдмонтон, и Калгари – великолепно обустроены, с ультрасовременными небоскребами в центральной части и не менее суперсовременными надземными и подземными торговыми центрами с оборудованными в них рекреационно-развлекательными комплексами (говорят,что нередко даже  американские кинематографисты нередко приезжают в Калгари снимать фантастические фильмы "о будущем"). Богатство здесь бьет в глаза повсеместно (в особенности на «Холме снобов» близ Калгари, где архитектура новых вилл нефтяных нуворишей заставляет невольно вспоминать анекдоты о «новых русских»).
 Массу зрителей из Канады и США привлекают летние ковбойские состязания (родео, или "стампид") в Калгари, проводимые ежегодно с 1912 г. Аналогичные, но несколько меньшие по масштабу проводятся в небольшом степном городе Летбридже (63 тыс. жителей).
Небольшой, но очень благоустроенный городок Медисин-Хэт (47 тыс. жителей)  часто служит местом съездов различных научных, деловых и профессиональных ассоциаций провинциального, общеканадского и международного масштаба (это забавное название , означающее «докторская шляпа», связано с индейской легендой о том, что на этом месте шаман племени кри (он же знахарь-«доктор») потерял свой головной убор из перьев (а не «шляпу») во время битвы его соплеменников с племенем черноногих. Кри приняли это за дурное предзнаменование, пали духом и были разбиты). Не менее популярны в Канаде как места встреч, съездов и конференций города Ред-Дир (60 тыс. жителей) и особенно Банф (6 тыс.) – горный курорт при национальном парке в Скалистых горах на границе с Британской Колумбией – пожалуй, красивейшее место во всей Канаде, которое ежегодно посещает более 3 млн чел.
В городах Альберты – 3 крупных университета: основанный в 1906 г. Альбертский университет (25 тыс. студентов) и основанные в 1966-1967 гг. университеты Калгари (18 тыс.) и Летбриджа (4 тыс.) В 1976 г. из Макгилльского университета (Монреаль) в Университет Калгари переехал существующий с 1945 г. и очень авторитетный в научном мире Арктический Институт Северной Америки.  

[1] Такая идея носится в воздухе ещё с 1958 г., когда была создана федеральная Комиссия по национальной столице. Но она постоянно наталкивается  на непримиримую оппозицию провинциальных властей Квебека («ни пяди сввященной квебекской земли федералам!»)

[2] Подробнее см.: В.А. Коленеко. Французская Канада в прошлом и настоящем. М.: Наука,2006, 314 с.; Н. И. Голубева-Монаткина. Французский язык в Канаде и США. М.: Комкнига, 2005, 190 с.; В. Т. Клоков. Французский  язык в Северной Америке. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005, 400 с.

[4] Подробнее см.: А.И. Черкасов Модернизация квебекской экономики в 60-90-х гг.: опыт развития   Севера./ США: экономика, политика, идеология, 1996,  № 11, с. 116-120; он же,  Квебек: северные связи России. / США v Канада: экономика, политика, культура,1999, № 2, с. 74-79

[5] В 2007 г. существование квебекской нации было официально признано федеральным правительством консерваторов С. Харпера, что вызвало серьёзные возражения в рядах его собственной партии, вплоть до отставки одного из министров.

          

 
   
2004-NIW   Все права защищены. При перепечатке ссылка на niworld обязательна. 
Webdesign, оформление журнала , рисунки -О.Романовоймастерская О.Романовой