Дмитрий Псурцев Волшебное зеркало (очерк поэзии Николая Тряпкина (1918-1999)) ч.6 | ||
"И великое пламя над
миром прошло, И хранится оно в
золотом терему Чтобы постичь свою истинную меру (меру созданного по образу и подобию Божию), человеку не нужно вступать в схватку с природой, противопоставлять себя ей. Он меньше природы, но занимает в мироздании особое место, благодаря способности творить. Эта мысль, это чувство прекрасно передано во многих стихотворениях Николая Тряпкина. "А на улице снег" (1968) – серьезный, возвышенный гимн сочетания человека, в момент творчества, с природой; поэт не стесняется торжественно и серьезно, нараспев (с многочисленными повторами и восклицательными знаками!) произнести простые слова, обретающие вдруг чарующую волшебную силу; снег, слеги и крыши, утопающие в снегу, весь внешний мир, утопающий в снегу, приникает к окнам, бережно обступает человека, находящегося в своем внутреннем мире, сокровенном уединении, в скиту, в глуши и в тиши (тоже простые сущностные слова!); человек принимает в себя этого внешнего мира ровно настолько, чтобы ощутить свою связь с природой и свою благословенную отдельность, способность к творчеству: "А на улице снег, а на улице
снег, А в скиту моем глушь, а в скиту
моем тишь, Затопляется печь, приближается
ночь. А в кости моей – хруст. А на
жердочке дрозд. Радостное чувство освобождения от господства обыденного, банального мира с его казавшимися незыблемыми, но на самом деле человеком же придуманными догмами, законами и условностями, чувство, столь необходимое для осознания себя художником, а может и просто человеком, – в замечательном раннем стихотворении "Рождение" (1958), которое можно считать поэтическим девизом Н. Тряпкина на многие годы (многие черты своей поэзии он верно ухватил, или даже предсказал уже тогда). Особенно мне нравится этот эллинский Феб, унаследованный из золотого 19 века русской поэзии, вольготно севший в красный угол русской избы, над которой “гуляет космос”, и расправививший “длань своей десницы” в не совсем понятном, но привлекательном по глубине языкового ощущения жесте: "Душа томилась много
лет, Друзья мои! Да что со мной? Гремят моря, сверкают дымы, Гуляет космос над избой, В душе поют легенды Рима. Друзья! Друзья! Воскрес
поэт, Весь мир кругом –
поющий дол, И я кладу мой черный
хлеб Призвал закат, призвал
рассвет, Как и для многих художников, одной из важнейших сил, питающих творчество, для Н.Тряпкина является детство, "это неоценимое сокровище, этот ларчик воспоминаний” (Р.М.Рильке). Ощущение воспоминаний о детстве как особенного, экзистенциального материала, приближающего к разгадкам тайны бытия, присуще поэту с давних пор и присутствует во многих стихотворениях: “Заря моя, мелькнувшая давно, И вдруг проснешься. Был ты или
нет? И снова чуешь
склизость холодов Но воспоминание воспоминанию рознь. Одно дело вызвать из памяти образ деда (“Деду” (1961), чтобы просто поговорить с ним о чем-то, еще даже не зная толком о чем, лишь чувствуя насущную потребность в разговоре, общении с предком: “Зачем я в песне воскрешаю / Тебя мой трудный, сивый дед? / Вот снова образ твой хватаю, / А ты мелькнешь – и снова нет!”. И другое дело почувствовать, как под твоим пером материал воспоминаний, оживляемый и одушевляемый, преображается в целый мир, в созидаемый тобой миф, поначалу пока еще только для тебя самого: “Я свято чту фамильное родство И говорю: да будет все – во всем: И вот в какой-то миг этот новый мир, вызванный тобой в бытие, обретает значимость не только для тебя, но и для читателей, для потомков, начинает жить по своим законам, отдельной жизнью, – это и есть настоящее искусство. Долгие годы “вылеживались” в сердце поэта воспоминания о деревенском детстве, чтобы сложиться в 1982 г. в циклы “Гнездо моих отцов”, “Земля моих отцов”, “Земля моих песен” – возможно, самые лучшие и сокровенные песни Николая Тряпкина. Почти все они написаны характерным длиннострочным балладным размером, который впервые появляется у Тряпкина, кажется, в 1949 г., в “Песне о хлебе” (“Мы споем эту песню в просторах с хорошими днями…”): “Прокатилось “ура”. И взлетают воскресные кепи. / На трибуне девчонка. Две шелковых русых волны. / Вот, по сути, сейчас и рождается песня о хлебе: / Перед нами вожак. Полеводка с медалью страны”. Итак, размер тот же, но какая же разница между стихами – разница длиной в жизнь! “<...> До чего же давно прошумели все
эти забавы! Но живут в моем сердце все те
перезвоны ржаные, В этих поздних "детских" стихах обретается истинное, гармоническое соотношение масштаба личной судьбы, судьбы рода – и масштаба исторических событий; соотношение, бесконечно далекое от ложного гигантизма тем, от плакатности, часто свойственных советской поэзии, – но также далекое и от заумных степеней погружения в себя, нередко свойственных авангарду. Н.Тряпкин впускает в в свою сокровенную песню, вызывает в бытие лишь то, что исторично-конкретно, осязаемо – и вместе абсолютно подлинно по чувству, освящено сердечной, душевной работой: "Какие тайны прошлое хранит! Младенчество! Загадочный туман! А в горнице кудахчет вся родня: Ах, серенькие валенки мои! И вижу я под мартовским окном Пускай там шли гражданские бои, Но столь детски-частный ракурс истории вовсе не означает безмятежности и идиллии, вот краткая, но емкая и исторически достоверная формула причастности судьбы героя к смутным событиям эпохи: "Колыбель мою качали голод,
холод и война. Тема "защиты земли-воли" интересно, я бы сказал, захватывающе, продолжается в замечательном стихотворении "Встреча" (1982), окрашиваясь в тона, цвета былины, эпоса – и одновременно лишаясь идеологической окраски – победа экзистенции, констант истории над ее злободневными переменными (необходима полная цитация): "Это было в таком далеком А вокруг меня скачет бабка И маманя все выше, выше И дядья, и зятья, и тетки, А маманя все выше, выше И поныне так четко вижу: В конармейской длинной шинели, Ах, не свет исторгает глина, И наверно – вот эта глина, Не припомню, что дальше было, И сквозь тысячи Млечных светов И как самый лучший избранник И кружился над миром сокол
|
||