Дмитрий Псурцев Волшебное зеркало (очерк поэзии Николая Тряпкина (1918-1999)) ч.4 | ||
Увы, обольщения и наивные надежды, которыми жила страна, не оправдались, утешаться можно разве что тем, что не первые мы ошибаемся: "А сколько их
было за нашим столом! И вот они нынче
– грозою гроза, Нераздельность и неизменная интенсивность этого исторического чувства и мысли ведет к поэтическому откровению. Наша история, особенно современная, страшна, трагична, распалась связь времен, и склеивать столетий позвонки поэт может лишь кровью – зачастую покаянною кровью – своей песни: "<...> И вот свалился
весь дедов лес И только в
строчках озноб луны И стал я жаден,
как злой цыган, И все суставы,
за стыком стык, И все составы
на всех путях – Конечно, не только о себе лично говорит здесь поэт, но и о любом русском человеке. Сразу два Апокалипсиса в душе его: советско-исторический (струпья славы, брат на брата, сын на отца), и глобально-исторический (рушится под ударами цивилизации, новой безжалостной торговли, жестокой цивилизации, технологии – древний патриархальный мир) – здесь неизбежны параллели с "Сорокоустом" Сергея Есенина, с "Инонией". Поэт видит, как "...горит над городом / Атомный закат, / И стоит над городом / Атомный солдат...", и понимает: "...в этом городе / С мэром заводным / Даже делать нечего / Песенкам моим". Вообще, нужно заметить, что из всей есенинской поэзии Тряпкину всего ближе именно вот эта апокалиптичность мироощущения, ему дорог не только хрестоматийный Есенин – певец любви, природы, но и не слишком добрый "пророк Есенин Сергей". Да и сам Тряпкин не пророк-дитя, невинностью постигающий тайны мира, а пророк знающий, ведающий причину бед людских. Параллель с Ветхозаветным Израилем, вернее, связь, прокладываемая творческой волей поэта от Ветхозаветной эпохи к нашим временам, кажется неприятной и неуютной, но что возразишь против жгучей правды этих строк, написанных в 1982 г., когда еще только начинал покачиваться наш колосс на глиняных ногах: “Рыдайте же,
старцы! И дщери Сиона, рыдайте! За что же уготована нам Божья кара? За неправедную жизнь, за жизнь в неправде и во зле: Пускай же раздавят нас
камни из божьих истоков (“Стенания у развалин Сиона”) Одна из традиционных русских "пророческих" "масок" – маска юродивого, дурачка. Эту "маску" Николай Тряпкин примерял довольно часто, и вряд ли это можно считать случайностью. Так народное сознание, отображенное в сознании своего певца, реагирует на несправедливость, на жестокость земного устройства, земной власти, подразумевая, что в высшем смысле правда остается за дурачком, ибо он хоть и обижен, но не свыше; его стихи – ему награда; обижены свыше – бывают те, кто стяжает земные блага при жизни своей. Эти стихи, народные по духу, повествуют вместе с тем о конкретной личности, их авторе, перипетиях его судьбы (кстати, автором они исполняются именно как частушки, или попевки): "Знать, жива
еще планета, так, перефразируя Некрасова, начинает Тряпкин. Быть поэтом – призвание почетное, ведь Тряпкин Николай: "Ходит прямо
к богу в рай, Но дурачок не настолько безобиден – он призывает гнев Божий на головы врагов; само слово "враги", употребленное автором, мягко скажем, не смиренно, – тем более что относится не к врагам-завоевателям, а к неким своим же согражданам, мешающим дурачковой песне. Впрочем, враги эти несчастные, в том смысле, что ничтожны против высшей воли. Да может быть, это даже и не люди, а некая собирательная враждебная категория, объединяющая всё – поступки людей и обстоятельства; загадочный гроб-сарай, куда их "упрячут" одновременно и страшен и смешон (вообще, "речевая характеристика" Бога (если можно так выразиться) – вполне земная, близкая к просторечной традиции, ведь излагает-то дурачок!): "Отпускает
каравай И в твоем
родном районе Однако за заботу и попечение Господа дурачок должен платить высоким качеством своей поэтической работы, иначе его постигнет кара свыше, кара совести – и какая! "Заходи
почаще в рай. А не сделаешь
такого, ("Стихи о Николае Тряпкине", 1973) Недоброе веселье, злая язвительность играет в некоторых строках поэта, сознающего свой талант, но не избалованного вниманием прессы, критиков, не оцененного по заслугам, более того, не однажды "битого" идеологами от поэзии (получающими за это кличку "долбунов" – "Долбуны мои подохли", – сказано весьма сильно!): "Меня били-колотили В той избушке-лесовушке, Меня били-колотили Тропы гончие
заглохли, ("Меня били-колотили...", 1966) Также как и для народа, для Тряпкина спасением от злости на жизнь нередко является юмор, ирония; способность узреть смешное, забавное в себе и в мире – и тем самым преодолеть зависимость от материальных оков мира: "<...> У кого-то снег,
у нас тут – снеги А валять
сапожки – не игрушка. У кого-то снег,
у нас тут – снеги, Противопоставление себя, своего местного мира миру больших городов и заморских стран – есть интересная, хотя и не бесспорная (с оттенком провинциальности) попытка самосознания, самоопределения. Будь интонация серьезной, эта попытка выглядела бы смешно; но смешна, самоиронична интонация (особенно прелестны "коты амбарные") – и попытка обретает значимость: "Пусть где-то
там есть город Зензибар, Пусть где-то
есть там бухты, и суда, Жизнь загадывает загадки, но и мы можем загадывать их, вернее говорить о жизни вроде бы несерьезно, с ухмылкой, шутовскими присказками, а на деле – куда уж серьезней: "<...> <...> То ли сыну, то
ли батьке, то ли матке А теперь бы нам
к последям в рукавичку - Подержал бы я
голубушку, погладил, То ли в горе, то
ли в хворе, то ли в славе То ли в Каме, то
ли в храме, то ли в клети, ("Загостился я, земля, в твоих долинах...", 1973) Порою отчаяние, мысль о неспособности изменить безжалостный ход исторических событий настолько овладевает душой поэта, что полные самого мрачного пессимизма, ёрнические, черные строки выходят из-под его пера; хотя за внешней бесшабашностью – боль и ощущение утраты ориентиров. Такие стихи, как "Песня всемирных кастаньет" (1973) – важное свидетельство народного умонастроения в эпоху глухого застоя. Черные кости домино, забивание козла – символ равнодушия, оцепенения: "<...> Ни свадебных
лилий, ни Пиковых дам, А черные кости
– что звон кастаньет, Горят
гороскопы, а нам все равно, Но все же именно прошлое, память народа, живая вода языка хранят спасение, нужно лишь вновь обрести в своей душе этот таинственный питающий источник, чтобы душевно возродиться; в этом же, 1973 г. поэт пишет "Предание": "Хотим иль
нет, а где-то вьется нить: Где скрылся он
– тот огнепалый стих? Поэтическое слово самого Николая Тряпкина, несомненно, исходит именно из этого "незримого колодца". По его пером оживают, обретают непреходящую жизнь в языке самые разнородные вещи. От красочных бытовых зарисовок ("Колхозная новогодняя пирушка" (1948 – 1958), с ее эпиграфом из А. В. Кольцова и размашистой словесной живописью) – до славянско-языческих реконструкций, призванных помочь нам в нашей современной немощи – своей старинной жизнеутверждающей силой (стихи 70-х гг.: "Огнистая белка!..", “А я пойду опять к восходу…”, "Листья дубовые...", "Горячая полночь! Зацветшая рожь!..."). "Горячая
полночь! Зацветшая рожь! Я филином ухну,
стрижом прокричу, Семь раз
перепрыгну чрез жаркий костер - Приду,
поклонюсь и скажу: "Исполать!" И снова поклон
перед ним положу - И будет он там
– глубоко, глубоко, Животное млеко,
наполнив кувшин, Покатится к
Волге, Десне и на Сожь... А я из кувшина
средь злаков густых Умножатся роды,
прибавится сил, А я возле дуба,
чтоб зря не скучать, |
||