Аркадий Черкасов Открытие Французской Америки |
|||
1. КТО ТАКИЕ КВЕБЕКЦЫ Есть в Северной Америке народ, не похожий на своих соседей – американцев и англоканадцев, зато – своим национальным характером, образом жизни, а во многом – в том числе и своей исторической судьбой – в чем-то сходный скорее с русскими. Этот народ - франкоканадцы. За четыре века жизни в северных лесах они превратились в совершенно отдельный народ, не похожий на европейских французов и, главное, не считающий себя «французами». Франкоканадцев в Канаде – более семи миллионов (все они - потомки всего лишь десяти тысяч переселенцев 17-го – начала 18 века из Северной Франции), из которых 6 млн. живут в самой большой провинции Канады – провинции Квебек. Впрочем, в последние два-три десятилетия франкоязычные жители Квебека предпочитают называть себя просто квебекцами – «кебекуа» (Québecois). По площади Квебек больше Франции, Испании и Великобритании вместе взятых, и очень богат природными ресурсами: лесом, гидроэнергией, рудами металлов. Но большая часть этих ресурсов – в холодных районах Севера, занимающих две трети провинции, где живут только индейцы и эскимосы (которых теперь принято называть инуитами). Почти все франкоканадцы живут в южной части провинции Квебек, на берегах великой реки Святого Лаврентия, такой же полноводной, как наша Волга. Здесь и климат такой же, как в России. На берегах реки Св. Лаврентия находится самый большой город Квебека - трехмиллионный Монреаль, здесь же и столица Квебека, по которой провинция получила свое современное название - старинный город Квебек, основанный французскими переселенцами в 1608 г. (вторым был основан Труа-Ривьер в 1634 г., следом - Монреаль в 1642 г.). Когда-то г. Квебек был первой столицей всей Канады, а точнее - североамериканской «Новой Франции», охватывающей и значительную часть территории современных США. Французы появились в Северной Америке раньше англичан. Первым сюда приплыл французский моряк Жак Картье, в 1534 г. открывший реку Св. Лаврентия - прекрасный водный путь вглубь континента. Английские североамериканские колонии, жители которых враждовали с индейцами, расположились южнее, узкой полоской вдоль Атлантического побережья, тогда как французы, установившие с индейцами хорошие отношения, быстро расширили свои владения, присоединив к ним и район Великих озер, и долину Миссисипи – сердце нового континента. Казалось – великая держава, которая неизбежно должна была возникнуть в плодородной и благодатной Северной Америке, разовьется на базе французской культуры и будет говорить на французском языке Но история распорядилась иначе. Из-за стратегической ошибки французского правительства, решившего не допускать в колонии гугенотов и прочих «диссидентов» (наиболее энергичную и мобильную часть общества), заселение «Новой Франции» шло очень медленно. В результате Семилетней войны 1757-1763 г., которую можно назвать «самой первой мировой войной» (она велась десятком стран и в Европе, и на других континентах, в ней принимала участие и Россия – сначала на стороне Франции, а потом – на стороне англо-прусской коалиции), Франция потерпела поражение и лишилась своих североамериканских владений. Потомки французских поселенцев в Квебеке (в ту пору – 70 тыс. чел.), частично смешавшиеся с индейцами, остались здесь жить в положении покоренного народа: в уже чуждую им Францию согласились уехать лишь 270 чел. Всякие связи с Францией (в которой, к тому же, вскоре разразилась революция) были прерваны. Обширные районы Канады к западу от Квебека (теперешняя провинция Онтарио и далее на Запад), как и к востоку от него (нынешняя Новая Шотландия) начали интенсивно заселять англоязычные британские переселенцы и ассимилирующиеся с ними иммигранты из других европейских стран. Но франкоканадцы не утратили свой язык и культуру. Когда Канада, в конце концов, добилась полной независимости от Великобритании (а этот постепенный процесс длился с 1867 по 1982 годы), официальными языками страны были в 1969 г. провозглашены оба языка ее «народов-основателей»: и английский, и французский. А в провинции Квебек единственным официальным языком (с 1974 г.) является французский. Причем в народе говорят на старинном северофранцузском диалекте с множеством «местных» слов и выражений, родившихся уже в Канаде под влиянием английского и даже индейских языков. Достаточно сказать, что французское «шеваль» (лошадь) звучит в Квебеке как «жуаль» (за что и сам местный диалект прозвали «жуалем»), «до свидания» - «бонжур!» (т.е. так же, как и «здравствуйте»), а «туа э муа» (toi et moi, т.е. «ты и я») здесь превращается в «туэ пи муэ». (Кстати, в Квебеке очень часто обращаются к незнакомым и полузнакомым людям на «ты» – не обижайтесь на эту добродушную крестьянскую фамильярность). Долгое время покоренный Квебек был одной из самых бедных провинций Канады. Все богатство, промышленные предприятия, бизнес, технологические навыки принадлежали потомкам новых, позднейших переселенцев в Канаду- англоканадцам и американцам. Для франкоканадского юноши было только три дороги наверх: стать священником, адвокатом или врачом. Местная элита говорила: «так и должно быть: бизнес и техника – дело еретиков, протестантов-англосаксов, а мы, франкоканадцы, традиционные католики, бедные, но гордые, сильны своей духовностью». В квебекском обществе развилось своеобразное чувство – смесь комплекса неполноценности (из-за бедности и отсталости) и комплекса превосходства (из-за своей католической «духовности»). Не правда ли, похоже на Россию? Но с этим было покончено, когда на выборах 1960 г. к власти в Квебеке пришли молодые либералы. «Духовность – духовностью, – сказали они, – но и в остальном мы должны быть не хуже других». Новое правительство начало реформы, которые в Квебеке назвали «Тихая революция» (а в России назвали бы «перестройкой») – и за 20 лет успешно ее осуществило. Квебекцы начали с перестройки народного образования, направив его на практические цели. За 20 лет было создано целое новое поколение инженеров, технологов и, главное, бизнесменов, ведущих современный бизнес на родном, французском языке. Квебек не побоялся сделать крупные займы у США и направил американские инвестиции на развитие и освоение ресурсов своего Севера, а также на помощь своему мелкому и среднему бизнесу. На Квебекском Севере были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции. Самая дешевая в мире электроэнергия, часть которой направили на экспорт в США, чтобы расплатиться со всеми долгами американцам, позволила быстро развить свою собственную промышленность. В результате Квебек превратился из самой бедной в одну из самых богатых провинций Канады. По экономической мощи отдельно взятый Квебек, где сейчас производится около четверти всего валового внутреннего продукта Канады, примерно равен Австрии или Швеции. И, что очень важно, значительная часть этого богатства была направлена на защиту и поддержку собственной национальной культуры и французского языка. Обретя с помощью богатых англоязычных соседей богатство, Квебек не потерял, а даже укрепил свою национальную франкоканадскую самобытность. Это ли не пример для России? Квебекцы помнят и сохраняют свои обычаи и гордятся ими. Здесь проходят красочные фольклорные праздники, самый яркий из них – зимний карнавал в городе Квебеке, на который приезжают тысячи туристов из соседних англоязычных провинций Канады, США, Франции и других стран мира (это второй по числу гостей карнавал после знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро). Гостей привлекает столица провинции – старинный город Квебек, основанный в 1608 г. – подлинная жемчужина позднесредневековой французской архитектуры. Для американца поездка в Квебек - это «самый дешевый способ увидеть Европу - не пересекая океан!». Единственный город в Северной Америке, где сохранилась городская крепостная стена, Квебек объявлен ЮНЕСКО частью «Мирового культурного наследия». Другой праздник, заимствованный у индейцев - весенний сбор сладкого кленового сока, из которого в лесных «сахарных» домиках варят вкусный и полезный кленовый сироп. Он не содержит сахара, но сладок, как мед, и входит во многие блюда квебекской кухни. Главный же праздник Квебека - это День Жана-Батиста (т.е. Иоанна Крестителя, считающегося «небесным покровителем» франкоканадцев), иногда называемый просто «День Квебека». Он празднуется 24 июня, когда проводятся веселые шествия, танцы на улицах и вечерние фейерверки. В сущности, это тот же праздник, что наш Ивана Купала (в России он тоже 24 июня, но у нас это – по старому, церковному календарю, то есть по «новому», гражданскому, он приходится у нас на 7 июля). «День Квебека» празднуется в провинции гораздо более обширно, чем приходящий неделей позже общеканадский национальный праздник – «День Канады» Первого июля. Коренные жители Квебека – индейцы (по переписи 1996 г. – 140 тыс.) живут бок о бок с франкоканадцами, отчасти смешались с ними, и так же, при поддержке правительства провинции, стараются сохранить свои национальные обычаи и культуру, как и живущие на Крайнем Севере Квебека эскимосы-инуиты (10 тыс.). Впрочем, в провинции живут люди многих этнических групп, предки которых поселились в Квебеке позже, чем предки франкоканадцев; многие из них, особенно из числа католиков - ирландцев или шотландских горцев, оказавшись в франкоязычной среде, полностью офранцузились (сохранив при этом фамилии типа Джонсон, Райан, Роуан, Харви или Бёрнс). Немало здесь англоканадцев – ирландского (310 тыс.), английского (290 тыс.) и шотландского (190 тыс.) происхождения, итальянцев (250 тыс.), немцев (100 тыс.), евреев (100 тыс.; среди них – значительная доля русских; по оценкам, русскоязычное население Монреаля в 1996 году превысило 25 тыс.: в значительной части оно сконцентрировано в городском районе Кот-де-Неж), чернокожих франкоязычных гаитийцев (80 тыс.), греков (60 тыс.), китайцев (60 тыс.; обширный китайско-вьетнамский квартал в самом центре Монреаля стал одной из экзотических достопримечательностей города). Отношение квебекцев к новым иммигрантам – хорошее, главное – знали бы французский язык, который (специальным провинциальным «законом 22» 1974 г., а потом и торжественной «Хартией французского языка» 1977 г.) провозглашен единственным официальным языком провинции. Квебекцы хотят жить не хуже англоканадцев и американцев, но не хотят американизации своего языка и культуры, и тут нам, россиянам, есть чему у них поучиться. Например, по действующим в провинции законам, все вывески и реклама в Квебеке должны быть на местном, французском языке (английский перевод допустим, но – более мелким шрифтом!). Нередко одноязычны даже дорожные знаки: так, вместо международного «STOP» пишут французское слово «ARRКT» (такого не увидишь даже во Франции). В Квебеке – очень хорошее отношение к России, с которой провинция еще в 1985-1988 годах заключила соглашения об экономическом сотрудничестве, в т.ч. в освоении Севера. В феврале 1999 г. в Квебеке проходила международная «Встреча на высшем уровне по вопросам Севера», в которой участвовали представители 15 северных стран, в том числе и российская делегация. У этой встречи был неофициальный девиз: «Квебек – столица мирового Севера» (принято решение проводить подобные встречи каждые два года). Ее участники делились опытом освоения северных ресурсов, сотрудничества в развитии экономики и культуры северных народов мира. А ведь самые обширные и богатые ресурсами северные территории мира принадлежат России и Канаде, двум северным братьям-близнецам. Хочется надеяться, что международное сотрудничество в освоении этих северных ресурсов и изучение квебекского социально-экономического опыта помогут и России осуществить свою «тихую революцию», как в канадском Квебеке (заметьте, тихую!) и стать такой же богатой и счастливой, как Канада, сохранив при этом свою национально-культурную самобытность - как сохранил ее канадский Квебек. 2. СОВРЕМЕННЫЙ КВЕБЕК: ПРОВИНЦИЯ, ГОРОДА И ЛЮДИ Современный Квебек – крупнейшая по площади, вторая по числу жителей, индустриально высокоразвитая провинция Канады; единственная, где подавляющее большинство жителей составляет очень своеобразный в этнографическом отношении народ – франкоканадцы. За более чем два века изолированного развития (после британского завоевания 1763 г. иммиграция из Франции прекратилась, зато рождаемость и естественный прирост до середины ХХ века держались на рекордном для европейских народов уровне) они обособились в культурном, языковом и социально-экономическом плане от европейских французов в гораздо большей степени, чем англоканадцы от англичан. Единственным официальным языком в Квебеке объявлен французский. Население Квебека официально признано в Канаде «особым обществом»; сами же квебекцы в большинстве рассматривают себя как отдельную нацию, и парламент провинции носит название «Национальная Ассамблея». Борьба франкоканадцев за свои национальные права, обострившаяся в ходе преодоления былой социально-экономической отсталости Квебека в 60–70-е годы, породила в провинции сепаратистское движение, периодическое усиление которого представляет серьезную угрозу целостности Канадской федерации. В настоящее время у власти в провинции стоит правительство Квебекской партии, ставящей целью достижение политического суверенитета Квебека (при сохранении экономического союза с «остальной Канадой»). На проведенном 30 октября 1995 г. референдуме по вопросу о суверенитете Квебека за его отделение от Канады проголосовало 49,4% жителей провинции (причем большинство франкоканадцев), за сохранение его в составе Канады - 50,6%. Единство Канады спасли всего 53 тыс. голосов. На территории провинции Квебек могли бы разместиться Франция, Испания и Великобритания, вместе взятые. Однако почти все его население сконцентрировано в южной части – на землях плодородной и живописной долины реки Св. Лаврентия и к югу от нее. На южных 30% территории Квебека сконцентрировано 99,5% его населения; остальное – почти безлюдные пространства тайги и тундры (которая здесь начинается уже от 55° северной широты, т.е. даже чуть южнее широты Москвы), с редким индейским и эскимосским населением – и огромными гидроэнергетическими и минеральными ресурсами Канадского кристаллического щита. С юга к долине полноводной реки Св. Лаврентия выходят северные отроги Аппалачских гор, на севере к ней обрывается Лаврентийское плоскогорье, с которого водопадами низвергается множество малых рек. Одна из таких рек, впадающая в р. Св. Лаврентия чуть ниже города Квебека, образует знаменитый водопад Монморанси - почти вдвое выше Ниагарского и намного его живописнее. Ландшафты Квебека настолько разнообразны и чарующи, что он получил в Канаде неофициальное название "La Belle Province" – "Прекрасная провинция". Официальное же современное название провинции произошло от названия ее столицы – города Квебека, а оно в свою очередь – от слова "кебек" на языке одного из индейских племен. Оно означает "место, где сужаются воды" (реки Св. Лаврентия). По-французски это название произносится как "Кебек", по-английски – как "Квибек", с ударением в обоих случаях на второй слог; так следует произносить и по-русски. (Значок, похожий на наш знак ударения, который ставится над первым "е" во французском правописании слова "Québec", означает только то, что это безударное "е" нужно произносить отчетливо, не глотая.) Другая лингвистическая тонкость, которую стоит знать: когда слово «Québec» употребляется с артиклем ( le Québec, au Québec, du Québec...) – имеется в виду провинция, а если без артикля (а Québec, de Québec...) - то это город Квебек. Кстати, его название всё чаще и англоканадцы начинают произносить на французский манер, без звука «в»… Знакомство с городами провинции Квебек обычно начинают с города, который почти три века играл роль экономической и культурной столицы Канады, а для России и многих других стран - роль морских и воздушных ворот этой страны - с Монреаля. В красочном рекламном журнале Аэрофлота, который в 1999 г. прилагался к каждому креслу самолета на рейсе Москва-Монреаль, этот город на полном серьёзе – то ли просто сгоряча, то ли от большой любви живущих в Монреале представителей Аэрофлота – был представлен как «столица Канады». (Кстати, название города по-английски произносится как «Мантриол», с ударением на конечное «-ол», и только так! Уж не знаю, кто научил сотрудников Аэрофлота делать ударение на первый слог...) Между тем, этот прекрасный город никогда не был столицей не только Канады, но даже столицей хотя бы провинции Квебек, крупнейшим городом которой, впрочем, он был и остается. Монреаль всегда играл огромную роль в развитии Канады – примерно как Нью-Йорк в США. Ведь Нью-Йорк, крупнейший город США, тоже не является даже столицей одноименного штата – кто не знает, напомню: столица штата Нью-Йорк – сравнительно малозаметный город Олбани. А столицей провинции Квебек, «Французской» (а точнее, «франкоязычной») Канады является очень даже заметный, хотя и в пять раз уступающий по величине Монреалю город Квебек – в честь которого и названа вся провинция. (Только не называйте его «Квебек-сити», когда говорите о нем по-русски – это обидит его жителей, если они расслышат. Очень мило, что вы знаете английское слово «сити», но жители Квебека говорят по-французски, и слово «город» на их языке – «вилль»: «Вилль-де-Кебек». Если вы немец, говорите «Квебек-Штадт», если испанец – «Сьюдад-де-Кебек», а если русский, то «город Квебек», и оставьте «сити» англичанам!). Провинция Квебек – это в какой-то степени особый мир, не только внутри Канады, но и для всего Североамериканского континента. Здесь сложилось то, что в Канаде называют «особым обществом» («distinct society», «société distincte»), со своим особым языком, стилем жизни, системой ценностей, – и со своей системой и иерархией городов. И прежде, чем рассказать об этих городах по отдельности, хотелось бы отметить то общее, что их объединяет, вне зависимости от размеров: все крупные, средние и большинство «мелких» городов Квебека - франкоязычные (в том числе и те, которые носят английские названия). Три крупнейших и стариннейших города Квебека - Монреаль, Квебек и Труа-Ривьер - расположены на берегах могучей (по многоводности равной нашей Волге) реки Святого Лаврентия, долину которой национальный гимн Канады (сложенный в Квебеке) называет «благословенной колыбелью» канадцев («...béni fut son berceau !»). |
|||