-
|
- Были такие времена: чтобы с
пользой потратить неуемную энергию, я
посещал спортивную детско-юношескую
школу, сокращенно – ДЮСШ.
- Когда мои результаты перестали
стремительно расти, я завязал с
легкоатлетической карьерой, испытав,
впрочем, чувства легкого сожаления и
досады. Самолюбие подростка было
уязвлено: ни Виктора Санеева, ни
Валерия Борзова, ни Валерия Брумеля из
меня не получилось. Оставалось
утешаться жизнерадостной песенкой
Высоцкого о незадачливом атлете,
потерпевшем полное фиаско в прыжковом
секторе:
- Разбег,толчок, и - стыдно
подниматься!
- В глазах опилки, слезы из-под
век.
- На рубеже проклятом два
двенадцать
- Мне планка преградила путь
наверх…
- Особое уважение вызывал у меня
таинственный, так и не названный по
имени соперник главного героя, похоже, взобравшийся
на высшую ступень пьедестала почета:
- Разбег, толчок, мне не догнать
канадца!
- Он мне в лицо смеется на лету!!!
- Я снова планку сбил на два
двенадцать,
- И тренер мне сказал напрямоту,
- Что начальство в десятом ряду,
- И что мне прополощут мозги,
- Если враз, сей же час не сойду
- Я с неправильной правой ноги…
- К тому времени канадские хоккейные
профессионалы были неоднократно
повержены, как выражались в наших
газетах, “советскими ледовыми
рыцарями”. Тем более удивительным
казался небывалый взлет канадского
легкоатлета, постоявшего за честь
своей далекой и, как представлялось,
самой холодной страны на планете,
находящейся в плену вечных снегов и
льдов, на которых как раз и начинали
свою хоккейную карьеру будущие
профессионалы вроде Горди Хоу, Бобби
Халла и Стива Маховлича, к полному
восторгу советских мальчишек
носившиеся по площадке без хоккейных
шлемов, которые, по нашему мнению,
добровольно одевали только трусы и
маменькины сынки!
- Впоследствии выяснилось, что в Канаде
ровно столько же снежных равнин,
сколько цветущих оазисов; хоккей, лыжи
и фигурное катание – отнюдь не
единственная забава канадцев, склонных
и к культурному времяпрепровождению, и
к жизнерадостным народным гуляньям, и к
летним видам физкультуры и спорта! Вот
почему решение властей Торонто,
поддержанное местной общественностью,
провести в 2008 году Олимпиаду –
представляется сегодня вполне
логичным и закономерным.
- Случится – не случится, узнаем чуть
погодя. Но как бы то ни было, никакие
спортивные праздники давно не
обходятся без фотографов и
кинематографистов. Канада же – страна
с чрезвычайно высоким уровнем
визуальной культуры, в чем не усомнится
сегодня даже самый оголтелый скептик,
хотя бы бегло просмотревший обзоры
канадской кинопродукции, регулярно
появляющиеся на страницах “Канадского
паспорта”. Спорт и кино встречаются не
только в зрительных залах и на
стадионах, сегодня их объединит эта
статья, отнюдь не претендующая, впрочем,
на полноту и всестороннее освещение
темы.
- Как ни странно, спорт, ставший сегодня
неотъемлемой частью городской
цивилизации, символизирует скорее
единение человека и природы, нежели
внутреннюю близость человека с его
теперешней урбанистической,
технотронной средой обитания.
Олимпийское движение зародилось когда-то
в древнегреческом полисе, прообразе
современного города, но греки все еще
оставались детьми и воспитанниками
природных стихий, огня, ветра, воды. Их
состязания обозначали желание атлета
совпасть с природными ритмами,
вернуться к первоистокам бытия.
Диалектика борьбы и преодоления,
метафизика скорости, синтез интуиции и
мощи – вот составляющие той идеологии,
которая питала древнее олимпийское
движение и поднимала спортсменов на
один уровень с поэтами, мыслителями и
полководцами.
- Красота – вот что древние греки
искали и находили в динамичных позах
атлетов, в драматургии состязаний, в
ярости схваток и триумфе победителей.
Еще не существовало фотографии и кино,
функцию репортретов брали на себя
скульпторы и рисовальщики. Кто же не
знает знаменитых работ Фидия и
компании, всех этих “копьеметателей”,
“дискоболов”, “всадников”, бегунов и
прыгунов, навсегда впечатанных в
росписи греческой посуды? В советское
время к могучим атлетам добавится
умопомрачительная, поражающая
воображение совершенством форм и
неодолимой мощью фигуры – “девушка с
веслом”. Впрочем, это несколько другая
история…
- Важно отметить, что первоначальные
виды спорта вели свое происхождение от
повседневных занятий природного
человека: охотника, добытчика,
преследователя, борца за свою жизнь,
борца с опасностями, внешними врагами и
конкурентами. В этом смысле первым
канадским фильмом, если не о спорте, то
о сопутствующих спорту дисциплинах,
следует признать легендарную работу
Роберта Флаэрти “Нанук с Севера” /1922/,
подробно описанную в прошлом году в
одном из наших кинообзоров. Флаэрти
специально приехал в Канаду, чтобы
подробно проследить за повседневной
реальностью местных эскимосов –
инуитов, как принято называть их
сегодня. Нанук уверенно управляется с
копьем и собачьей упряжкой, в этом
смысле он может быть признан родным
братом и прямым наследником греческих
олимпийцев. Грекам было куда теплее:
они обнажали торсы и устраивали
состязания, не слишком заботясь о
хлебе насущном: в самом деле, плоды
обильны, овечьи стада доступны и
неагрессивны. У Нанука враги
пострашнее персидского царя Кира и
подобных ему завоевателей,
беспокоивших олимпийцев не слишком
часто. Нануку регулярно и одновременно
противостоят: холод, волки и вконец
озверевший белый медведь! Думаю, вступи
Нанук в состязание с греческим “копьеметателем”,
рука бы не дрогнула, и победа осталась
бы за мужественным и ловким эскимосом.
- В 1918 году при Министерстве торговли и
промышленности Канады организовано
Выставочно-рекламное бюро, одной из
задач которого стал выпуск
документальных картин,
популяризирующих туризм, живописующих
прелести путешествий по
труднодоступным районам страны.
Впервые на экране появились натурщики,
изображавшие счастливых
путешественников, горновосходителей и
гребцов. Сегодня смотреть подобные
картины достаточно забавно: натурщики
фальшивят, скалолазы забираются
слишком невысоко. Между тем, в Европе
подобные фильмы делают на очень
высоком профессиональном уровне. В 20-е
годы в Германии формируется
самостоятельный жанр: “горное кино”.
Это уже не документальные, а игровые
картины. Группа героев отправляется
там на горную прогулку в живописные
места. В процессе совместного
преодоления опасностей героев
соединяет крепкое чувство. Весь
цивилизованный мир смотрел и
восхищался!
- Между прочим, в подобных лентах
участвовала в качестве актрисы Лени
фон Рифеншталь, сделавшая в конце 30-х
легендарную картину “Олимпия” об
Олимпийских играх в Берлине.
Симпатизировала Лени нацистскому
режиму или нет - Бог весть! Кажется, она
жива до сих пор, по-прежнему ныряет с
аквалангом и отрицает свою лояльность
к фашистскому режиму, притворяясь
закосневшей в старческом маразме
дурочкой. Рифеншталь сместила акценты
в показе спортивных состязаний. Она
впервые преподнесла атлета не как
ПРИРОДНОГО человека, а как НЕЖИВУЮ
МАШИНУ, сильную, ловкую, выносливую,
не рассуждающую, готовую к выполнению
любых задач, спортивных или иных. Фильм
безупречно технологичен, человек –
тоже технологичен и выключен из
естественного природного цикла.
- В послевоенное время Международный
олимпийский комитет (МОК) берет
производство фильмов о спортивных
ристалищах под свой контроль, опекая
мастеров экрана. С 1948 года видные
деятели кино регулярно привлекаются к
созданию картин о летних и зимних
Олимпиадах. Наряду с этим
увеличивается интерес к игровому кино
о спорте, о моральных проблемах и
драматизме борьбы за победы, очки,
рекорды. Практически все крупнейшие
спортсмены западного мира, включая
знаменитых канадских чемпионов,
привлекаются в качестве исполнителей
центральных ролей в фильмах на самые
разные темы, иногда не имеющие к спорту
никакого отношения. Фигуристка Соня
Хени, пловец Джон Вайсмюллер,
горнолыжники Тони Зайлер и Жан-Клод
Килли блистают на экранах, возглавляя
парады популярности уже в новом
качестве!
- Канадское кино не сразу включается в
этот процесс. Допустим, картина 1942 года
“Квебек – стратегический трамплин”
навряд ли имеет отношение к
популярному зимнему виду спорта,
заявленному в названии, скорее к
геополитике и экономике. Большую роль в
развитии канадского кинематографа
сыграла так называемая “Студия Б”,
организованная Национальным советом
фильмов Канады. Руководимая Томом
Дейли “Студия Б” стала местом, где
кинематографисты могли безбоязненно
экспериментировать с новыми идеями,
осуществляя независимые постановки.
Дейли призывал коллег говорить на
языке ясных образов, с которыми могут
соотнести себя рядовые, массовые
зрители. В 1952-м на “Студии Б” был
произведен фильм “Город злата”. Эта
заказная и весьма успешная работа
имела целью “рекламу туризма и спорта
на Юконе”.
- Под руководством Тома Дейли начинал
свою работу на “Студии Б” знаменитый
впоследствии Мишель Бро. В 1957-м этот
режиссер сделал в содружестве с другим
франкоканадцем Жилем Гру
замечательную картину “Снегоходы” /
“Les Raquetteurs” /- по свидетельству
современников “блестящий пример
правдивого кино, где квебекцы с
волнением увидели и услышали самих
себя”. Действие картины происходит во
время традиционного снежного
карнавала, ну а где снег – там
непременные спортивные забавы и
состязания.
- Бро и Гру на всю жизнь сохранили
преданность спортивной тематике. После
серии острых социально-психологических
картин они сделали замечательную во
все отношениях работу “Такая простая
игра” / “Un jeu si simple”, 1964 /. Это смешная и
точная картина, где авторы
незлобливо подшучивают над
неспособностью квебекских спортивных
болельщиков отличить спортивную игру
от подлинной, зачастую суровой
реальности. С другой стороны, фильм
ненавязчиво упрекает квебекцев, что
они зачастую пассивны в социальной
жизни и довольствуются ролью зрителей,
а не участников и полноправных “игроков”
повседневной действительности. Темой
фильма “Такая простая игра” стал
хоккей с шайбой. В числе прочего
болельщиков, тренеров, хоккейных
функционеров волновало: на самом ли
деле хоккейная звезда Роки Ришар
подрался с судьей, а если да, то кто кому
набил морду лица и как это
обстоятельство повлияет на место в
турнирной таблице и престиж родной
команды?!
- Канадские фильмы о спорте не
зациклены на технологической стороне
подготовки атлетов и проведения
состязаний. Авторов больше интересует
психология героев, как правило,
включенных в широкий контекст
обыденной жизни. Канадцы, подобно
гениальному Флаэрти, акцентируют
моменты, связанные с теми реальными
проблемами, которые встают перед
человеком, озабоченным сохранением
гармонии со своим телом, окружающим
миром, природными началами, словом,
всем тем, что лежит в основе подлинной,
а не коммерчески ориентированной
философии спорта.
- На 54-м, едва закончившемся в Канне
Международном кинофестивале
почетнейшую “Золотую камеру” во
втором по значению конкурсе “Особый
взгляд” получил канадский
кинорежиссер Захариас Кунук! Его почти
трехчасовой эпос “Атанарьят – Быстрый
бегун” самым удивительным образом
рифмуется и с “Нануком”, и со сквозной
темой статьи. “Атанарьят”-
- “Нанук” наших дней. Удивительная
картина основана на древней
- инуитской легенде, родившейся в
начале первого тысячелетия. В
Канадской Арктике, в регионе Северный
Баффин, на одном из островов обитают
1200 инуитов, сохраняющих верность и
участливое внимание к своей
тысячелетней традиции. Археологи
считают, что предки нынешних инуитов
поселились здесь 4 тысячи лет назад!
- Фильм дает отличное представление о
жизни, быте, борьбе инуитов как в
прошлые века, так и теперь. В то же время
это едва ли документальная картина в
том смысле, в каком их регулярно
производит Национальный совет фильмов
Канады, выступивший в качестве одного
из продюсеров ленты. Скорее, фильм
Кунука – это яркая драма, которая
демистифицирует экзотику и разрушает
стереотипы, которыми обычно
манипулируют “цивилизованные люди”
рассуждая о людях “природных”.
- Женщины носят лицевые татуировки,
роскошные волосы, заплетенные в
тяжелые косы, платья, сшитые из шкур
волков и канадских оленей-карибу.
Мужчины охотятся, в самом прямом
смысле сражаются за спорную женщину,
под звуки ритуального барабана
исполняют пластические движения,
одновременно напоминающие танцы и
гимнастические упражнения. Жизнь здесь
еще не потеряла своей первозданной
жестокости и непосредственности,
метание копья, бег, прыжки, гонки на
собачьих упряжках еще не
эмансипировались, не выделились в
отдельные, светские дисциплины.
Попросту потому, что никакой светской
жизни, отдельной от борьбы за
существование, здесь нет. Реальность
– до греческого полиса, до Олимпийских
игр, до цивилизации и современного
спорта…
- Жили два брата: Амакьюак, Самый
Сильный, и Атанарьят, Быстрый Бегун. В
результате не очень понятного мне
конфликта с участием братьев-
спортсменов, неизвестного, но
могущественного шамана, вождя племени
по имени Оки и целого ряда статистов –
братьям пришлось несладко. Оки
отомстил Самому Сильному, уничтожив
его во время сна. А вот Быстрому Бегуну
повезло, он чудесным образом
ускользнул от злодеев и совершенно
голым убежал туда, где начинается
ледяной океан. Убежал, прямо скажем, без
труда: на то он и Быстрый Бегун!
- Мораль: хорошая физическая
подготовка – недостаточное, но
необходимое средство выживания. В
одном случае из двух она радикально
помогает. Впрочем, в цивилизованном
обществе награда найдет всех достойных
– сильных, быстрых, ловких и даже умных.
Современные люди разбираются друг с
другом на олимпийских аренах. Возможно,
через семь лет подобные разборки
состоятся на стадионах канадского
Торонто. Как там у Высоцкого:
- Пусть болит моя травма в паху,
- Пусть допрыгался до хромоты,
- Но я все-таки был наверху,
- И меня не спихнуть с высоты!
- Иллюстрации:
- 1. “Нанук с Севера”.
- 2. “Атанарьят – Быстрый Бегун”.
- 3. “Атанарьят – Быстрый Бегун”.
|
-
|