Национальные образы мира в кинематографе

Игорь Манцов
Веселые старты и дикие люди

 

 
 
Были такие времена: чтобы с пользой потратить неуемную энергию, я посещал спортивную детско-юношескую школу, сокращенно – ДЮСШ.
Когда мои результаты перестали стремительно расти, я завязал с легкоатлетической карьерой, испытав, впрочем, чувства легкого сожаления и досады. Самолюбие подростка было уязвлено: ни Виктора Санеева, ни Валерия Борзова, ни Валерия Брумеля из меня не получилось. Оставалось утешаться жизнерадостной песенкой Высоцкого о незадачливом атлете, потерпевшем полное фиаско в прыжковом секторе:
Разбег,толчок, и - стыдно подниматься!
В глазах опилки, слезы из-под век.
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх…
Особое уважение вызывал у меня таинственный, так и не названный по имени соперник главного героя, похоже, взобравшийся на высшую ступень пьедестала почета:
Разбег, толчок, мне не догнать канадца!
Он мне в лицо смеется на лету!!!
Я снова планку сбил на два двенадцать,
И тренер мне сказал напрямоту,
Что начальство в десятом ряду,
И что мне прополощут мозги,
Если враз, сей же час не сойду
Я с неправильной правой ноги…
К тому времени канадские хоккейные профессионалы были неоднократно повержены, как выражались в наших газетах, “советскими ледовыми рыцарями”. Тем более удивительным казался небывалый взлет канадского легкоатлета, постоявшего за честь своей далекой и, как представлялось, самой холодной страны на планете, находящейся в плену вечных снегов и льдов, на которых как раз и начинали свою хоккейную карьеру будущие профессионалы вроде Горди Хоу, Бобби Халла и Стива Маховлича, к полному восторгу советских мальчишек носившиеся по площадке без хоккейных шлемов, которые, по нашему мнению, добровольно одевали только трусы и маменькины сынки!
Впоследствии выяснилось, что в Канаде ровно столько же снежных равнин, сколько цветущих оазисов; хоккей, лыжи и фигурное катание – отнюдь не единственная забава канадцев, склонных и к культурному времяпрепровождению, и к жизнерадостным народным гуляньям, и к летним видам физкультуры и спорта! Вот почему решение властей Торонто, поддержанное местной общественностью, провести в 2008 году Олимпиаду – представляется сегодня вполне логичным и закономерным.
Случится – не случится, узнаем чуть погодя. Но как бы то ни было, никакие спортивные праздники давно не обходятся без фотографов и кинематографистов. Канада же – страна с чрезвычайно высоким уровнем визуальной культуры, в чем не усомнится сегодня даже самый оголтелый скептик, хотя бы бегло просмотревший обзоры канадской кинопродукции, регулярно появляющиеся на страницах “Канадского паспорта”. Спорт и кино встречаются не только в зрительных залах и на стадионах, сегодня их объединит эта статья, отнюдь не претендующая, впрочем, на полноту и всестороннее освещение темы.
Как ни странно, спорт, ставший сегодня неотъемлемой частью городской цивилизации, символизирует скорее единение человека и природы,  нежели внутреннюю близость человека с его теперешней урбанистической, технотронной средой обитания. Олимпийское движение зародилось когда-то в древнегреческом полисе, прообразе современного города, но греки все еще оставались детьми и воспитанниками природных стихий, огня, ветра, воды. Их состязания обозначали желание атлета совпасть с природными ритмами, вернуться к первоистокам бытия. Диалектика борьбы и преодоления, метафизика скорости, синтез интуиции и мощи – вот составляющие той идеологии, которая питала древнее олимпийское движение и поднимала спортсменов на один уровень с поэтами, мыслителями и полководцами.
Красота – вот что древние греки искали и находили в динамичных позах атлетов, в драматургии состязаний, в ярости схваток и триумфе победителей. Еще не существовало фотографии и кино, функцию репортретов брали на себя скульпторы и рисовальщики. Кто же не знает знаменитых работ Фидия и компании, всех этих “копьеметателей”, “дискоболов”, “всадников”, бегунов и прыгунов, навсегда впечатанных в росписи греческой посуды? В советское время к могучим атлетам добавится умопомрачительная, поражающая воображение совершенством форм и неодолимой мощью фигуры – “девушка с веслом”. Впрочем, это несколько другая история…
Важно отметить, что первоначальные виды спорта вели свое происхождение от повседневных занятий природного человека: охотника, добытчика, преследователя, борца за свою жизнь, борца с опасностями, внешними врагами и конкурентами. В этом смысле первым канадским фильмом, если не о спорте, то о сопутствующих спорту дисциплинах, следует признать легендарную работу Роберта Флаэрти “Нанук с Севера” /1922/, подробно описанную в прошлом году в одном из наших кинообзоров. Флаэрти специально приехал в Канаду, чтобы подробно проследить за повседневной реальностью местных эскимосов – инуитов, как принято называть их сегодня. Нанук уверенно управляется с копьем и собачьей упряжкой, в этом смысле он может быть признан родным братом и прямым наследником греческих олимпийцев. Грекам было куда теплее: они обнажали торсы и устраивали состязания, не слишком заботясь о хлебе насущном: в самом деле, плоды обильны, овечьи стада доступны и неагрессивны. У Нанука враги пострашнее персидского царя Кира и подобных ему завоевателей, беспокоивших олимпийцев не слишком часто. Нануку регулярно и одновременно противостоят: холод, волки и вконец озверевший белый медведь! Думаю, вступи Нанук в состязание с греческим “копьеметателем”, рука бы не дрогнула, и победа осталась бы за мужественным и ловким эскимосом.
В 1918 году при Министерстве торговли и промышленности Канады организовано Выставочно-рекламное бюро, одной из задач которого стал выпуск документальных картин, популяризирующих туризм, живописующих прелести путешествий по труднодоступным районам страны. Впервые на экране появились натурщики, изображавшие счастливых путешественников, горновосходителей и гребцов. Сегодня смотреть подобные картины достаточно забавно: натурщики фальшивят, скалолазы забираются слишком невысоко. Между тем, в Европе подобные фильмы делают на очень высоком профессиональном уровне. В 20-е годы в Германии формируется самостоятельный жанр: “горное кино”. Это уже не документальные, а игровые картины. Группа героев отправляется там на горную прогулку в живописные места. В процессе совместного преодоления опасностей героев соединяет крепкое чувство. Весь цивилизованный мир смотрел и восхищался!
Между прочим, в подобных лентах участвовала в качестве актрисы Лени фон Рифеншталь, сделавшая в конце 30-х легендарную картину “Олимпия” об Олимпийских играх в Берлине. Симпатизировала Лени нацистскому режиму или нет - Бог весть! Кажется, она жива до сих пор, по-прежнему ныряет с аквалангом и отрицает свою лояльность к фашистскому режиму, притворяясь закосневшей в старческом маразме дурочкой. Рифеншталь сместила акценты в показе спортивных состязаний. Она впервые преподнесла атлета не как ПРИРОДНОГО человека, а как НЕЖИВУЮ МАШИНУ, сильную, ловкую, выносливую, не рассуждающую, готовую к выполнению любых задач, спортивных или иных. Фильм безупречно технологичен, человек – тоже технологичен и выключен из естественного природного цикла.
В послевоенное время Международный олимпийский комитет (МОК) берет производство фильмов о спортивных ристалищах под свой контроль, опекая мастеров экрана. С 1948 года видные деятели кино регулярно привлекаются к созданию картин о летних и зимних Олимпиадах. Наряду с этим увеличивается интерес к игровому кино о спорте, о моральных проблемах и драматизме борьбы за победы, очки, рекорды. Практически все крупнейшие спортсмены западного мира, включая знаменитых канадских чемпионов, привлекаются в качестве исполнителей центральных ролей в фильмах на самые разные темы, иногда не имеющие к спорту никакого отношения. Фигуристка Соня Хени, пловец Джон Вайсмюллер, горнолыжники Тони Зайлер и Жан-Клод Килли блистают на экранах, возглавляя парады популярности уже в новом качестве!
Канадское кино не сразу включается в этот процесс. Допустим, картина 1942 года “Квебек – стратегический трамплин” навряд ли имеет отношение к популярному зимнему виду спорта, заявленному в названии, скорее к геополитике и экономике. Большую роль в развитии канадского кинематографа сыграла так называемая “Студия Б”, организованная Национальным советом фильмов Канады. Руководимая Томом Дейли “Студия Б” стала местом, где кинематографисты могли безбоязненно экспериментировать с новыми идеями, осуществляя независимые постановки. Дейли призывал коллег говорить на языке ясных образов, с которыми могут соотнести себя рядовые, массовые зрители. В 1952-м на “Студии Б” был произведен фильм “Город злата”. Эта заказная и весьма успешная работа имела целью “рекламу туризма и спорта на Юконе”.
Под руководством Тома Дейли начинал свою работу на “Студии Б” знаменитый впоследствии Мишель Бро. В 1957-м этот режиссер сделал в содружестве с другим франкоканадцем Жилем Гру замечательную картину “Снегоходы” / “Les Raquetteurs” /- по свидетельству современников “блестящий пример правдивого кино, где квебекцы с волнением увидели и услышали самих себя”. Действие картины происходит во время традиционного снежного карнавала, ну а где снег – там непременные спортивные забавы и состязания.
Бро и Гру на всю жизнь сохранили преданность спортивной тематике. После серии острых социально-психологических картин они сделали замечательную во все отношениях работу “Такая простая игра” / “Un jeu si simple”, 1964 /. Это смешная и точная картина, где авторы незлобливо подшучивают над неспособностью квебекских спортивных болельщиков отличить спортивную игру от подлинной, зачастую суровой реальности. С другой стороны, фильм ненавязчиво упрекает квебекцев, что они зачастую пассивны в социальной жизни и довольствуются ролью зрителей, а не участников и полноправных “игроков” повседневной действительности. Темой фильма “Такая простая игра” стал хоккей с шайбой. В числе прочего болельщиков, тренеров, хоккейных функционеров волновало: на самом ли деле хоккейная звезда Роки Ришар подрался с судьей, а если да, то кто кому набил морду лица и как это обстоятельство повлияет на место в турнирной таблице и престиж родной команды?!
Канадские фильмы о спорте не зациклены на технологической стороне подготовки атлетов и проведения состязаний. Авторов больше интересует психология героев, как правило, включенных в широкий контекст обыденной жизни. Канадцы, подобно гениальному Флаэрти, акцентируют моменты, связанные с теми реальными проблемами, которые встают перед человеком, озабоченным сохранением гармонии со своим телом, окружающим миром, природными началами, словом, всем тем, что лежит в основе подлинной, а не коммерчески ориентированной философии спорта.
На 54-м, едва закончившемся в Канне Международном кинофестивале почетнейшую “Золотую камеру” во втором по значению конкурсе “Особый взгляд” получил канадский кинорежиссер Захариас Кунук! Его почти трехчасовой эпос “Атанарьят – Быстрый бегун” самым удивительным образом рифмуется и с “Нануком”, и со сквозной темой статьи. “Атанарьят”-
“Нанук” наших дней. Удивительная картина основана на древней
инуитской легенде, родившейся в начале первого тысячелетия. В Канадской Арктике, в регионе Северный Баффин, на одном из островов обитают 1200 инуитов, сохраняющих верность и участливое внимание к своей тысячелетней традиции. Археологи считают, что предки нынешних инуитов поселились здесь 4 тысячи лет назад!
Фильм дает отличное представление о жизни, быте, борьбе инуитов как в прошлые века, так и теперь. В то же время это едва ли документальная картина в том смысле, в каком их регулярно производит Национальный совет фильмов Канады, выступивший в качестве одного из продюсеров ленты. Скорее, фильм Кунука – это яркая драма, которая демистифицирует экзотику и разрушает стереотипы, которыми обычно манипулируют “цивилизованные люди” рассуждая о людях “природных”.
Женщины носят лицевые татуировки, роскошные волосы, заплетенные в тяжелые косы, платья, сшитые из шкур волков и канадских оленей-карибу. Мужчины охотятся, в самом прямом смысле сражаются за спорную женщину, под звуки ритуального барабана исполняют пластические движения, одновременно напоминающие танцы и гимнастические упражнения. Жизнь здесь еще не потеряла своей первозданной жестокости и непосредственности, метание копья, бег, прыжки, гонки на собачьих упряжках еще не эмансипировались, не выделились в отдельные, светские дисциплины. Попросту потому, что никакой светской жизни, отдельной от борьбы за существование, здесь нет. Реальность – до греческого полиса, до Олимпийских игр, до цивилизации и современного спорта…
Жили два брата: Амакьюак, Самый Сильный, и Атанарьят, Быстрый Бегун. В результате не очень понятного мне конфликта с участием братьев- спортсменов, неизвестного, но могущественного шамана, вождя племени по имени Оки и целого ряда статистов – братьям пришлось несладко. Оки отомстил Самому Сильному, уничтожив его во время сна. А вот Быстрому Бегуну повезло, он чудесным образом ускользнул от злодеев и совершенно голым убежал туда, где начинается ледяной океан. Убежал, прямо скажем, без труда: на то он и Быстрый Бегун!
Мораль: хорошая физическая подготовка – недостаточное, но необходимое средство выживания. В одном случае из двух она радикально помогает. Впрочем, в цивилизованном обществе награда найдет всех достойных – сильных, быстрых, ловких и даже умных. Современные люди разбираются друг с другом на олимпийских аренах. Возможно, через семь лет подобные разборки состоятся на стадионах канадского Торонто. Как там у Высоцкого:
Пусть болит моя травма в паху,
Пусть допрыгался до хромоты,
Но я все-таки был наверху,
И меня не спихнуть с высоты!

 Иллюстрации:
1. “Нанук с Севера”.
2. “Атанарьят – Быстрый Бегун”.
3. “Атанарьят – Быстрый Бегун”.
 
 

Статья и фотоматериалы предоставлена редакцией журнала  Канадский Паспорт
N7/ 2001г.
Информационное Агентство "Мобиле" 
www.mobile.ru
niw 29.06.01 15:32:05 +0400