-  
 
         
       | 
      
        
          - Были такие времена: чтобы с
        пользой потратить неуемную энергию, я
        посещал спортивную детско-юношескую
        школу, сокращенно – ДЮСШ.
 
          - Когда мои результаты перестали
        стремительно расти, я завязал с
        легкоатлетической карьерой, испытав,
        впрочем, чувства легкого сожаления и
        досады. Самолюбие подростка было
        уязвлено: ни Виктора Санеева, ни
        Валерия Борзова, ни Валерия Брумеля из
        меня не получилось. Оставалось
        утешаться жизнерадостной песенкой
        Высоцкого о незадачливом атлете,
        потерпевшем полное фиаско в прыжковом
        секторе:
 
          
             
            - Разбег,толчок, и - стыдно
        подниматься!
 
            
          
          
             - В глазах опилки, слезы из-под
        век.
 
          
          
             - На рубеже проклятом два
        двенадцать
 
          
          
             - Мне планка преградила путь
        наверх…
 
          
          - Особое уважение вызывал у меня
        таинственный, так и не названный по
        имени соперник главного героя, похоже, взобравшийся
        на высшую ступень пьедестала почета:
 
          
             
            - Разбег, толчок, мне не догнать
        канадца!
 
            
          
          - Он мне в лицо смеется на лету!!!
 
          
             - Я снова планку сбил на два
        двенадцать,
 
          
          - И тренер мне сказал напрямоту,
 
          - Что начальство в десятом ряду,
 
          - И что мне прополощут мозги,
 
          - Если враз, сей же час не сойду
 
          - Я с неправильной правой ноги…
 
          - К тому времени канадские хоккейные
        профессионалы были неоднократно
        повержены, как выражались в наших
        газетах, “советскими ледовыми
        рыцарями”. Тем более удивительным
        казался небывалый взлет канадского
        легкоатлета, постоявшего за честь
        своей далекой и, как представлялось,
        самой холодной страны на планете,
        находящейся в плену вечных снегов и
        льдов, на которых как раз и начинали
        свою хоккейную карьеру будущие
        профессионалы вроде Горди Хоу, Бобби
        Халла и Стива Маховлича, к полному
        восторгу советских мальчишек
        носившиеся по площадке без хоккейных
        шлемов, которые, по нашему мнению,
        добровольно одевали только трусы и
        маменькины сынки!
 
          - Впоследствии выяснилось, что в Канаде
        ровно столько же снежных равнин,
        сколько цветущих оазисов; хоккей, лыжи
        и фигурное катание – отнюдь не
        единственная забава канадцев, склонных
        и к культурному времяпрепровождению, и
        к жизнерадостным народным гуляньям, и к
        летним видам физкультуры и спорта! Вот
        почему решение властей Торонто,
        поддержанное местной общественностью,
        провести в 2008 году Олимпиаду –
        представляется сегодня вполне
        логичным и закономерным.
 
          - Случится – не случится, узнаем чуть
        погодя. Но как бы то ни было, никакие
        спортивные праздники давно не
        обходятся без фотографов и
        кинематографистов. Канада же – страна
        с чрезвычайно высоким уровнем
        визуальной культуры, в чем не усомнится
        сегодня даже самый оголтелый скептик,
        хотя бы бегло просмотревший обзоры
        канадской кинопродукции, регулярно
        появляющиеся на страницах “Канадского
        паспорта”. Спорт и кино встречаются не
        только в зрительных залах и на
        стадионах, сегодня их объединит эта
        статья, отнюдь не претендующая, впрочем,
        на полноту и всестороннее освещение
        темы.
 
          - Как ни странно, спорт, ставший сегодня
        неотъемлемой частью городской
        цивилизации, символизирует скорее
        единение человека и природы,  нежели
        внутреннюю близость человека с его
        теперешней урбанистической,
        технотронной средой обитания.
        Олимпийское движение зародилось когда-то
        в древнегреческом полисе, прообразе
        современного города, но греки все еще
        оставались детьми и воспитанниками
        природных стихий, огня, ветра, воды. Их
        состязания обозначали желание атлета
        совпасть с природными ритмами,
        вернуться к первоистокам бытия.
        Диалектика борьбы и преодоления,
        метафизика скорости, синтез интуиции и
        мощи – вот составляющие той идеологии,
        которая питала древнее олимпийское
        движение и поднимала спортсменов на
        один уровень с поэтами, мыслителями и
        полководцами.
 
          - Красота – вот что древние греки
        искали и находили в динамичных позах
        атлетов, в драматургии состязаний, в
        ярости схваток и триумфе победителей.
        Еще не существовало фотографии и кино,
        функцию репортретов брали на себя
        скульпторы и рисовальщики. Кто же не
        знает знаменитых работ Фидия и
        компании, всех этих “копьеметателей”,
        “дискоболов”, “всадников”, бегунов и
        прыгунов, навсегда впечатанных в
        росписи греческой посуды? В советское
        время к могучим атлетам добавится
        умопомрачительная, поражающая
        воображение совершенством форм и
        неодолимой мощью фигуры – “девушка с
        веслом”. Впрочем, это несколько другая
        история…
 
          - Важно отметить, что первоначальные
        виды спорта вели свое происхождение от
        повседневных занятий природного
        человека: охотника, добытчика,
        преследователя, борца за свою жизнь,
        борца с опасностями, внешними врагами и
        конкурентами. В этом смысле первым
        канадским фильмом, если не о спорте, то
        о сопутствующих спорту дисциплинах,
        следует признать легендарную работу
        Роберта Флаэрти “Нанук с Севера” /1922/,
        подробно описанную в прошлом году в
        одном из наших кинообзоров. Флаэрти
        специально приехал в Канаду, чтобы
        подробно проследить за повседневной
        реальностью местных эскимосов –
        инуитов, как принято называть их
        сегодня. Нанук уверенно управляется с
        копьем и собачьей упряжкой, в этом
        смысле он может быть признан родным
        братом и прямым наследником греческих
        олимпийцев. Грекам было куда теплее:
        они обнажали торсы и устраивали
        состязания, не слишком заботясь о
        хлебе насущном: в самом деле, плоды
        обильны, овечьи стада доступны и
        неагрессивны. У Нанука враги
        пострашнее персидского царя Кира и
        подобных ему завоевателей,
        беспокоивших олимпийцев не слишком
        часто. Нануку регулярно и одновременно
        противостоят: холод, волки и вконец
        озверевший белый медведь! Думаю, вступи
        Нанук в состязание с греческим “копьеметателем”,
        рука бы не дрогнула, и победа осталась
        бы за мужественным и ловким эскимосом.
 
          - В 1918 году при Министерстве торговли и
        промышленности Канады организовано
        Выставочно-рекламное бюро, одной из
        задач которого стал выпуск
        документальных картин,
        популяризирующих туризм, живописующих
        прелести путешествий по
        труднодоступным районам страны.
        Впервые на экране появились натурщики,
        изображавшие счастливых
        путешественников, горновосходителей и
        гребцов. Сегодня смотреть подобные
        картины достаточно забавно: натурщики
        фальшивят, скалолазы забираются
        слишком невысоко. Между тем, в Европе
        подобные фильмы делают на очень
        высоком профессиональном уровне. В 20-е
        годы в Германии формируется
        самостоятельный жанр: “горное кино”.
        Это уже не документальные, а игровые
        картины. Группа героев отправляется
        там на горную прогулку в живописные
        места. В процессе совместного
        преодоления опасностей героев
        соединяет крепкое чувство. Весь
        цивилизованный мир смотрел и
        восхищался!
 
          - Между прочим, в подобных лентах
        участвовала в качестве актрисы Лени
        фон Рифеншталь, сделавшая в конце 30-х
        легендарную картину “Олимпия” об
        Олимпийских играх в Берлине.
        Симпатизировала Лени нацистскому
        режиму или нет - Бог весть! Кажется, она
        жива до сих пор, по-прежнему ныряет с
        аквалангом и отрицает свою лояльность
        к фашистскому режиму, притворяясь
        закосневшей в старческом маразме
        дурочкой. Рифеншталь сместила акценты
        в показе спортивных состязаний. Она
        впервые преподнесла атлета не как
        ПРИРОДНОГО человека, а как НЕЖИВУЮ
        МАШИНУ, сильную, ловкую, выносливую,
        не рассуждающую, готовую к выполнению
        любых задач, спортивных или иных. Фильм
        безупречно технологичен, человек –
        тоже технологичен и выключен из
        естественного природного цикла.
 
          - В послевоенное время Международный
        олимпийский комитет (МОК) берет
        производство фильмов о спортивных
        ристалищах под свой контроль, опекая
        мастеров экрана. С 1948 года видные
        деятели кино регулярно привлекаются к
        созданию картин о летних и зимних
        Олимпиадах. Наряду с этим
        увеличивается интерес к игровому кино
        о спорте, о моральных проблемах и
        драматизме борьбы за победы, очки,
        рекорды. Практически все крупнейшие
        спортсмены западного мира, включая
        знаменитых канадских чемпионов,
        привлекаются в качестве исполнителей
        центральных ролей в фильмах на самые
        разные темы, иногда не имеющие к спорту
        никакого отношения. Фигуристка Соня
        Хени, пловец Джон Вайсмюллер,
        горнолыжники Тони Зайлер и Жан-Клод
        Килли блистают на экранах, возглавляя
        парады популярности уже в новом
        качестве!
 
          - Канадское кино не сразу включается в
        этот процесс. Допустим, картина 1942 года
        “Квебек – стратегический трамплин”
        навряд ли имеет отношение к
        популярному зимнему виду спорта,
        заявленному в названии, скорее к
        геополитике и экономике. Большую роль в
        развитии канадского кинематографа
        сыграла так называемая “Студия Б”,
        организованная Национальным советом
        фильмов Канады. Руководимая Томом
        Дейли “Студия Б” стала местом, где
        кинематографисты могли безбоязненно
        экспериментировать с новыми идеями,
        осуществляя независимые постановки.
        Дейли призывал коллег говорить на
        языке ясных образов, с которыми могут
        соотнести себя рядовые, массовые
        зрители. В 1952-м на “Студии Б” был
        произведен фильм “Город злата”. Эта
        заказная и весьма успешная работа
        имела целью “рекламу туризма и спорта
        на Юконе”.
 
          - Под руководством Тома Дейли начинал
        свою работу на “Студии Б” знаменитый
        впоследствии Мишель Бро. В 1957-м этот
        режиссер сделал в содружестве с другим
        франкоканадцем Жилем Гру
        замечательную картину “Снегоходы” /
        “Les Raquetteurs” /- по свидетельству
        современников “блестящий пример
        правдивого кино, где квебекцы с
        волнением увидели и услышали самих
        себя”. Действие картины происходит во
        время традиционного снежного
        карнавала, ну а где снег – там
        непременные спортивные забавы и
        состязания.
 
          - Бро и Гру на всю жизнь сохранили
        преданность спортивной тематике. После
        серии острых социально-психологических
        картин они сделали замечательную во
        все отношениях работу “Такая простая
        игра” / “Un jeu si simple”, 1964 /. Это смешная и
        точная картина, где авторы
        незлобливо подшучивают над
        неспособностью квебекских спортивных
        болельщиков отличить спортивную игру
        от подлинной, зачастую суровой
        реальности. С другой стороны, фильм
        ненавязчиво упрекает квебекцев, что
        они зачастую пассивны в социальной
        жизни и довольствуются ролью зрителей,
        а не участников и полноправных “игроков”
        повседневной действительности. Темой
        фильма “Такая простая игра” стал
        хоккей с шайбой. В числе прочего
        болельщиков, тренеров, хоккейных
        функционеров волновало: на самом ли
        деле хоккейная звезда Роки Ришар
        подрался с судьей, а если да, то кто кому
        набил морду лица и как это
        обстоятельство повлияет на место в
        турнирной таблице и престиж родной
        команды?!
 
          - Канадские фильмы о спорте не
        зациклены на технологической стороне
        подготовки атлетов и проведения
        состязаний. Авторов больше интересует
        психология героев, как правило,
        включенных в широкий контекст
        обыденной жизни. Канадцы, подобно
        гениальному Флаэрти, акцентируют
        моменты, связанные с теми реальными
        проблемами, которые встают перед
        человеком, озабоченным сохранением
        гармонии со своим телом, окружающим
        миром, природными началами, словом,
        всем тем, что лежит в основе подлинной,
        а не коммерчески ориентированной
        философии спорта.
 
          - На 54-м, едва закончившемся в Канне
        Международном кинофестивале
        почетнейшую “Золотую камеру” во
        втором по значению конкурсе “Особый
        взгляд” получил канадский
        кинорежиссер Захариас Кунук! Его почти
        трехчасовой эпос “Атанарьят – Быстрый
        бегун” самым удивительным образом
        рифмуется и с “Нануком”, и со сквозной
        темой статьи. “Атанарьят”-
 
          - “Нанук” наших дней. Удивительная
        картина основана на древней
 
          - инуитской легенде, родившейся в
        начале первого тысячелетия. В
        Канадской Арктике, в регионе Северный
        Баффин, на одном из островов обитают
        1200 инуитов, сохраняющих верность и
        участливое внимание к своей
        тысячелетней традиции. Археологи
        считают, что предки нынешних инуитов
        поселились здесь 4 тысячи лет назад!
 
          - Фильм дает отличное представление о
        жизни, быте, борьбе инуитов как в
        прошлые века, так и теперь. В то же время
        это едва ли документальная картина в
        том смысле, в каком их регулярно
        производит Национальный совет фильмов
        Канады, выступивший в качестве одного
        из продюсеров ленты. Скорее, фильм
        Кунука – это яркая драма, которая
        демистифицирует экзотику и разрушает
        стереотипы, которыми обычно
        манипулируют “цивилизованные люди”
        рассуждая о людях “природных”.
 
          - Женщины носят лицевые татуировки,
        роскошные волосы, заплетенные в
        тяжелые косы, платья, сшитые из шкур
        волков и канадских оленей-карибу.
        Мужчины охотятся, в самом прямом
        смысле сражаются за спорную женщину,
        под звуки ритуального барабана
        исполняют пластические движения,
        одновременно напоминающие танцы и
        гимнастические упражнения. Жизнь здесь
        еще не потеряла своей первозданной
        жестокости и непосредственности,
        метание копья, бег, прыжки, гонки на
        собачьих упряжках еще не
        эмансипировались, не выделились в
        отдельные, светские дисциплины.
        Попросту потому, что никакой светской
        жизни, отдельной от борьбы за
        существование, здесь нет. Реальность
        – до греческого полиса, до Олимпийских
        игр, до цивилизации и современного
        спорта…
 
          - Жили два брата: Амакьюак, Самый
        Сильный, и Атанарьят, Быстрый Бегун. В
        результате не очень понятного мне
        конфликта с участием братьев-
        спортсменов, неизвестного, но
        могущественного шамана, вождя племени
        по имени Оки и целого ряда статистов –
        братьям пришлось несладко. Оки
        отомстил Самому Сильному, уничтожив
        его во время сна. А вот Быстрому Бегуну
        повезло, он чудесным образом
        ускользнул от злодеев и совершенно
        голым убежал туда, где начинается
        ледяной океан. Убежал, прямо скажем, без
        труда: на то он и Быстрый Бегун!
 
          - Мораль: хорошая физическая
        подготовка – недостаточное, но
        необходимое средство выживания. В
        одном случае из двух она радикально
        помогает. Впрочем, в цивилизованном
        обществе награда найдет всех достойных
        – сильных, быстрых, ловких и даже умных.
        Современные люди разбираются друг с
        другом на олимпийских аренах. Возможно,
        через семь лет подобные разборки
        состоятся на стадионах канадского
        Торонто. Как там у Высоцкого:
 
          
             
            - Пусть болит моя травма в паху,
 
            
          
          
             - Пусть допрыгался до хромоты,
 
          
          - Но я все-таки был наверху,
 
          
             - И меня не спихнуть с высоты!
 
             
          
          -  Иллюстрации:
 
         
        
          
            - 1. “Нанук с Севера”.
 
            - 2. “Атанарьят – Быстрый Бегун”.
 
            - 3. “Атанарьят – Быстрый Бегун”.
 
           
         
       | 
      
        
          -  
 
         
       |