Национальные образы мира в кинематографе
Игорь Манцов
Политкорректность или смерть

 

 

 
 
Канада - страна, сочетающая высокий социально-экономический уровень с весьма развитым экологическим сознанием. Иными словами, цивилизация и природа объединяются здесь в одно

гармоничное целое. Общественное согласие, отсутствие радикальных идеологических противоречий внутри канадского социума (разве что иногда пошумит свободолюбивый Квебек!) провоцируют молодежь на поиски нетипичного, нетрадиционного выхода из ситуации благополучия и комфорта. Достаточно бегло пролистать ведущие западные киножурналы или часок-другой покопаться в интернетовских запасниках, чтобы убедиться в том, что канадская индустрия изображений (кино, видео, телевидение) уделяет экстремальному и нетрадиционному сексу повышенное внимание. Мало где встретишь такое количество звезд гейкультуры или всемирно известных кинематографисток-лесбиянок.

В свое время мы подробно рассказывали о творчестве Патриции Розема и о последней картине Джона Грейсона, представленной на Роттердамском фестивале 2001 года. Впрочем, и Грейсон, и Розема отнюдь не педалируют в своем творчестве нетрадиционную сексуальную проблематику. В конечном счете в мире кино их ценят отнюдь не за “это”. Брюс Ля Брюс - фигура более экстремальная.

Настоящее его имя - Джастин Стюарт (Justin Stewart). Родился
3 января 1964-го года в Саусхэмптоне, провинция Онтарио, Канада. Еще ребенком увлекся кино, чуть позже снимал 8-мм фильмы. “Я вырос на ферме, где мне приходилось работать в поле, разделывать туши, собирать яйца в курятнике, кастрировать свиней, отрубать курам головы и заниматься другими подобными вещами, - вспоминает сегодня писатель, режиссер и фотограф Брюс Ля Брюс, живущий и работающий в Торонто. - До 18 лет я жил в полной изоляции. Единственным моим развлечением было кино. Я смотрел телевизор по шесть часов в день. Я так любил кино, что решил стать критиком и пошел учиться в York University в Торонто, хотя в итоге поступил на режиссерское отделение. Я бросил учебу через два года, потому что не мог платить за обучение и за свои фильмы. Кроме того, я не знал толком, о чем снимать. Я был запутан в своих сексуальных комплексах. Не то чтобы я скрывал свою гомосексуальность, просто я ничего не знал об этом до тех пор, пока не бросил университет…”

Чуть позже Брюс Ля Брюс получил степень магистра по теории фильма. Его диссертация была посвящена “Головокружению” Альфреда Хичкока, едва ли не лучшей, добавлю от себя, картине всех времен и народов. На это, во всяком случае, настойчиво намекают результаты опросов критиков последних лет. Магистру приходилось подрабатывать на атомной электростанции, официантом и посудомойщиком в ресторанах. К этому времени относится знакомство Брюса с панк-культурой Торонто, которая, конечно, несводима к гей-культуре и представляет собой одну из наиболее радикальных форм протеста маргинальной молодежи против буржуазного комфорта, сытости, истеблишмента, нормативной культуры и вообще всего, что по той или иной причине не понравится брито-крашеному радикалу, которого проще всего узнать по прическе.

“В 80-е в Торонто была потрясающая панк-культура! - ностальгирует повзрослевший Брюс Ля Брюс. - Каждая американская панк-группа приезжала туда с концертами. Было по крайней мере три панк-клуба. Они снимали любительские фильмы и показывали их на концертах своих групп. По мере того, как я сближался с этой средой, я все больше разочаровывался в академической теории. Для меня было настоящей драмой - все время писать о чужих фильмах и не иметь возможности снимать собственные. Тогда я начал издавать академический журнал с интеллектуально-марксистским уклоном, но авторы из этой среды в основном писали о теоретических вещах. Я быстро осознал, насколько это было лицемерно…”

В 1991-м Ля Брюс выпустил свой первый полнометражный игровой фильм. “No Skin Off My Ass” был снят на 8-мм пленке и позднее переведен на 16-мм. До этого на счету новоиспеченного режиссера значилось четыре короткометражки. Поначалу предполагалось, что картина будет демонстрироваться лишь в панк-клубах и арт-галереях. Одна из коронных фраз фильма: “Я знал, что никогда никому этого не покажу. Слишком уж это личное!” Однако картина имела огромный успех, она была куплена Великобританией, Японией, большинством европейских стран, вышла на видео. “В одной Англии было продано больше 50 тысяч видеокассет! - уточняет Ля Брюс. - Согласитесь, для малобюджетного фильма это совсем неплохо. Общий бюджет трех моих полнометражных картин составляет менее 100 тысяч долларов. Большинству режиссеров этих денег не хватило бы и на один фильм. Находить деньги всегда сложно. Независимым режиссерам бессмысленно конкурировать с Голливудом, потому что сейчас не осталось организаций и киноактеров, рассчитанных на авангардное кино. В 60-е и 70-е годы на Западе существовала мощная система, поддерживающая авангардное кино, но сейчас ее нет”.

Следующей работой Ля Брюса стала лента “Супер 8 1/2”. Это автобиографический фильм о том, как автор превращался в культового персонажа. Картина завоевала множество призов на фестивалях. Снимали ее в Лос-Анджелесе. Главную роль сыграл Тони Вард, фотомодель, в прошлом - любовник Мадонны. Два года Ля Брюс путешествовал по миру с этим фильмом, а затем вернулся в Торонто. Его третий фильм называется “Hustler White”. Его бюджет составил всего 50 тысяч, но только в Штатах он собрал, по меньшей мере, в 6 раз больше. Во Франции “Hustler White” шел на большом экране в самых обычных городских кинотеатрах и рецензировался всеми крупными киноизданиями.

Сам Ля Брюс вполне трезво относится к проблемам с цензурой. “Нужно отдавать себе отчет в том, что гомосексуальность никогда не будет принята большинством. Я думаю, что гомофобия - это генетическая защита, заложенная в каждом живом существе с целью продолжения рода. Если бы все были гомосексуальны, живые существа вымерли бы. Кстати, со временем я надеюсь дистанцинироваться от гей-тематики настолько, насколько это возможно. Я не верю в гей-культуру и гей-движение и не хочу ограничивать себя этим. Я пытаюсь проложить дорогу в полноценную киноиндустрию. Я снимаю музыкальное видео для канадских групп, которые, как правило, не имеют гомосексуального контекста”.

Добавим для полноты картины несколько любопытных деталей. Родители Ля Брюса живут вместе уже более 50 лет. Они до сих пор существуют на своей ферме, куда сын иногда наведывается. Родители всегда были знатоками классического голливудского кино, но фильмов своего отпрыска не смотрели. “Такое впечатление, что они навсегда остались в прошлом веке!” - восхищается Ля Брюс.

Псевдоним Ля Брюса - это пародия на персонаж одного из фильмов Энди Уорхола, которого звали Род Ля Род. Родственники и старые друзья до сих пор зовут Ля Брюса старым, настоящим именем. “В этом определенно есть какая-то шизофрения!” - усмехается тот. Кумиры в кино? Например, Джерри Льюис и Элизабет Тейлор. Из режиссеров - Роберт Олтмен, в особенности его шедевры “Мак-Кейб и миссис Миллер” и “Долгое прощание”. “Это очень “взрослое” кино, почти “грязное”. Я помню, мои родители были в шоке от “Миссис”, но мне это очень нравилось. Мне приходилось просить старшую сестру, чтобы она проводила меня на сеансы “взрослых” фильмов, типа “Полуночного ковбоя”. Мне нравились фильмы об отчуждении людей. Я обожаю картины, в которых женщины сходят с ума. Не знаю, почему я так люблю сумасшествие. Я только что закончил видео для одной канадской рок-группы, где действие происходит в дурдоме”.

Ля Брюс с тревогой относится к своей популярности: “Я считаю, что слава - это форма психоза. Слава делает людей параноидальными и мнительными. Любому художнику необходимо рекламировать себя, но люди, которые делают это только ради известности и славы, обречены на безумие. Это “синдром Шерри Стрингфилд”. Она играла в знаменитом сериале “Скорая помощь” и ушла из него на пике популярности. Она очень логично объяснила свое решение: слава разрушительна; ей не нравилось, как вся эта машина индустрии развлечений устроена. Она стала гораздо счастливее после того, как бросила карьеру, она просто радовалась жизни, проводила время с друзьями…”

В последние пару лет Ля Брюс снял еще две картины: “Skin Flick” и “Come as You Are”. “Есть некоторое преимущество в том, что я базируюсь в Канаде, не без гордости заявляет он. - В последнее время здесь было снято несколько довольно крутых фильмов типа “Автокатастрофы” Кроненберга. Но я всегда критикую канадцев в своих колонках, которые веду сразу в нескольких газетах. В целом канадская культура провинциальна и где-то тупа, хотя я не стану отрицать, что я продукт этой культуры и в моем характере масса канадских черт…”

Ля Брюс остается в Торонто. Впрочем в его планах - Лос-Анджелес, Голливуд: “Это единственное место, где бы я хотел еще жить. Надеюсь, мои будущие фильмы будут сниматься именно там!”

Между тем, в Торонто окопались дамы, с большим или меньшим успехом развивающие кино и телевидение, в которых преобладают лесбийские мотивы. Кроме упомянутой Патриции Розема, это, положим, Миди Онодера, нашумевшая в середине 90-х психологическим лесбийским триллером “Sadness of the Moon”. Западные критики отмечают, что североамериканское кино, в котором преобладают отношения между женщинами, стилистически отличается от подобной продукции, производимой в других уголках света. Здесь преобладают картины документального характера или же такие, где авторы пытаются реконструировать историю своей собственной жизни и представить ее в игровой форме.

В середине 90-х в Канаде была выпущена целая обойма заметных кинокартин без лишнего ажиотажа и пикантной клубнички, анализирующих лесбийскую субкультуру. В первую очередь это “Forbidden Love”, сделанная на так называемой “Women’s Studio” при Национальном Совете Канады по кино двумя дамами: Эрлин Вайсман и Линн Ферни, выступившими одновременно в качестве соавторов сценария и сорежиссеров.

“Forbidden Love” воспроизводит душную атмосферу, томление плоти, характерные для “макулатурных” романов 50-60-х годов, эксплуатировавших лесбийскую тематику. Уютные ночные кафе, мурлыкающий саксофон, “испорченные девчонки”: блондинки-инженю в легком подпитии и мужеподобные (но элегантные!) брюнетки, обольщающие все, что движется в неясном, пульсирующем свете…

Вайсман и Ферни используют вымысел как основу для исторической реконструкции. Вымысел объединяется с устной историей: иные интервью могут тянуться неоправданно долго, добавляя фильму выморочный колорит. Тем не менее, фильм вышел далеко за пределы лесбийской субкультуры и был замечен многими крупными фестивалями. Изобретательность и точность, с которыми авторы осуществляли свои социокультурные раскопки, пригодились создателям документального канадского эпоса “Thank God I’m a Lesbian”, сделанного немногим позже. Картина исследуют проблемы маргинальной субкультуры и прилегающей территории, культуры феминизма, обращаясь ко многим знаменитым женщинам Канады, Франции и Соединенных Штатов. Литераторы Сара Шульман, Кристин Дельфи, Николь Броссар, теоретик Юлия Крит, поэт и режиссер Дионн Бранд, музыкант Ли Пуй Минг и другие рассуждают ни много ни мало о “лесбийской политической культуре” и ее развитии в последние 20 лет.

В этой полемической, местами откровенно провокационной картине с жаром и, как мне представляется, излишней горячностью обсуждаются роль лесбийского феминизма в широком гей-движении, садомазохизм и его последствия, бисексуальность, проблемы верности и полигамия, смежные вопросы, представляющие для уважаемых дам из Канады, Франции и Соединенных Штатов первостепенную важность. Эти интервью - то строгие, назидательные, то чрезмерно игровые, то фамильярные, а то - полные снобизма и даже откровенно лесбийского чванства, лежащего по ту сторону добра и зла. Сила картины, тем не менее, в том, что ей удается продемонстрировать весь диапазон реакций и откликов на так называемую “нетрадиционную сексуальность” в женском варианте. Постепенно выясняется, что сама лесбийская общность - миф. На деле эта “общность” складывается из конфликтующих, зачастую непримиримых мнений и точек зрения. Впрочем, у человека с “традиционной” ориентацией весь этот бедлам вызывает в лучшем случае едкую улыбку и здоровое любопытство. Вскоре выясняешь, что реакции и убеждения воинствующих феминисток вполне утилитарны, предсказуемы и, местами, трагикомичны. Интересно было бы услышать, что думают по сходным вопросам представители российских сексуальных меньшинств. Тогда удалось бы выяснить, где проходит граница между собственно “биологией” и “социальным контекстом”.

Западные теоретики феминистской, и не только, ориентации давно уже рассматривают популярные картины, идущие в мире широким экраном безо всяких ограничений, в контексте лесбийской субкультуры. Достаточно назвать такие фильмы как “Чужой” (1979) или “Основной инстинкт” (1991), где, согласимся, сообразительному и остроумному критику и впрямь есть чем поживиться, имея в виду очевидные и, видимо, осознанные умными авторами гендерные подтексты. Предлагаю читателю внимательно пересмотреть и “Чужого” (безусловный шедевр!), и “Основной инстинкт” (очень неплохое кино!), поминутно отслеживая, как соотносятся женская и мужская ролевые установки. Получите массу удовольствия!

“Нужно ясно определить это явление, - предупреждал полтора столетия назад французский писатель Жюль Мишле. - Между мужчинами и женщинами нет теперь ничего общего ни в мысли, ни в способе ее выражения; они даже не умеют говорить друг с другом о том, что равно интересно для обоих. Они слишком разошлись. И если пойдет так и далее, то вскоре, невзирая на случайные столкновения, это будут уже не два пола, а два народа”. Невеселый прогноз оправдался? Разбираясь с канадскими кинематографистами, приходишь к такому неутешительному выводу. Мужчины и женщины разошлись по своим углам, где, предаваясь однополой любви, фиксируют процесс и сопутствующие обстоятельства на пленку. При этом каждая из сторон доказывает свою метафизическую правоту…

Думаю, пора сделать шаги навстречу друг другу! Пускай канадский мужчина снова встретится с канадской женщиной! На худой конец, для начала - пускай подерутся, набьют друг другу морды лица. Лишь бы не равнодушие, лишь бы не гендерное сектантство. Смотрите, даже радикальный в прошлом Брюс Ля Брюс смягчился и намеревается “дистанцироваться”, “проложить дорогу в полноценную киноиндустрию”. Словом, даешь гетеросексуальное кино! Не валяй дурака, Канада!

А впрочем, политкорректность, - прежде всего.

Иллюстрации:

    1. Патриция Розема
    2. “Thank God I’m a Lesbian”
    3. Любовь до гроба?
    4. Brigitte Nielsen in “Red Sonja” (1985), a pin-up for lesbians

 

 
 

Статья и фотоматериалы предоставлена редакцией журнала  Канадский Паспорт
N7/ 2001г.
Информационное Агентство "Мобиле" 
www.mobile.ru
niw 14.09.01 00:52:13 +0400