18

Давид  

Dupuжepy -
для хорового ансамбля

 
 
Псалом раба Господнего — Давида.
Слова сей песни рек он в дивный день,
когда Господь помог ему в беде:
спас от руки Шауля — и обида
померкла пред победой...
 
                                Бог! — сказал он, —
люблю Тебя! Ты — вот! Ты — мощь! Ты — мой!
Скала и крепость на уступе скальном!
Походный щит! Победный рог! Покой!
 
Врученье Небесам судьбы — залог
счастливого конца борьбы со злом.
 
За миг до казни сердце полагалось
на Божью логику, ладонь и благость!
 
Я восхваляемым Его назвал —
и с тем пробился сквозь врагов навал.
 
Когда, потоком бедствий сбитый с ног,
запутанный во вражеские сети,
застрявший в ужасе в ловушке смерти,
я вопль немой послал в Его чертог —
 
Он внял.., мольба коснулась Божья уха...
И Божий гнев ударил по земле.
Качнув утёсы, дрогнула округа.
И вот — небесный край клоня ко мне,
Бог Адонай сошёл по сизой мгле:
 
дым рвался из ноздрей, огонь — из уст,
обгладывая мир, как жухлый куст...
 
Затем, на ветрокрылом херувиме
воссев верхом, понёсся Адонай,
как всадник, мглой обёрнутый, незримый, -
от волн морских — до туч небесных стай.
 
И шёл морозный град и угль горящий
от сердца Божьего сквозь мглистый плащ.
Был слышен Бог, громами говорящий.
Подобный сонму игл с сосновых чащ —
 
во взвитый скоп палёных вражьих тел
вонзился сноп калёных наших стрел.
 
Бог — молнии метал: блистали лентой
извилины пещерных тайных вод.
Стал зримым, раскалясь, скелет вселенной —
от гласа Божьего и выдоха Его.
 
Бог вызволил меня из вражьих толпищ,
как тонущего — из болотной толщи.
 
Сильней меня был ненавистник мой,
упорно шедший на меня войной.
 
Враги разбили лагерь близ пещеры,
где был я одинок, чтоб взять врасплох.
Но не учли, что Бог мне — свой, и щедрый
на тысячи подмог, что мною Бог
любим,
я — Им!
 
Бог вывел на простор меня, воздав мне
по чистоте намерений и рук.
Я — чист!, сверяя по привычке давней
со стуком Божья сердца — сердца стук.
Как требовал Господь — так я и делал.
Боясь греха — от смут я был далёк.
По праведности мыслей, слов и дела —
по справедливости воздал мне Бог.
 
Бог с милостивым — милостив, святого —
по святости его Он чтит с лихвой.
Но дерзкого — наказывает строго,
не жалуя строптивости лихой.
 
Тобою, Бог, спасается смиренность.
Тобой на место ставится надменность.
 
Твоим огнём горит светильник мой,
и — не охвачен я тревожной тьмой.
 
С Тобой — вотру в песок врага наскок.
Вал крепостной возьму с девизом «Бог!».
 
Бог — щит от зла. Лишь Бог. А нам осталось
лишь уповать на Божий долг и благость.
 
Кто, кроме Ягве..? С чьих сбегая дланей,
под ноги стелются дороги мне?
Кто голень мне скроил, подобно ланьей?,
стопу установил на крутизне?
 
Победы план открыв мне перед схваткой,
Кто мощью препоясывает стан мой?
 
В мгновенье медный лук врага разбит мной —
Ты обучил мой дух владенью битвой!
 
Твой правый локоть — моему опора.
Боюсь в бою — лишь Твоего укора.
 
Я следом шёл — а Ты мой ширил шаг:
вот — мной настигнут побежавший враг.
 
Пока не сокрушу я всех их, многих —
в своё убежище не возвращусь.
Бог! Ты вручил мне лук, копьё, пращу:
вот — падают враги ко мне под ноги.
 
Твоя любовь превознесла меня,
всех лютых недругов мне подчиня.
 
Ты обратил ко мне их лагерь тылом —
я разложу их войско по могилам.
 
Вопят — но нет спасителя: Всевышний
в ответ мятежным не отверзнет рот.
Вот — пали в прах.., как сор, вдоль улиц лишний,
смету их.., хоть они и мой народ...
 
Ты спас меня от казни — лютой самой:
своими быть убитым на войне, —:
нездешним людом признан царский сан мой..,
народ, мне незнакомый, служит мне...
 
Заискивают.., но предать готовы..!
Нет! — души их иссохнут от вины,
их кисти, голени — иструт оковы,
век доживут, красот не видя новых,
там, где и будут мной заточены.

 

Лгут чужаки!, лгут их чужие боги!,
жив дивный Бог спасенья моего!!!,
мстя за меня, открытый пикам бок их
мне подставляя в схватке боевой.
 
Ты спас меня от зла и от злодея —
царя рабов Твоих.., а был в беде я..!
 
Любовь Твою венчая славы нимбом,
слог «Эль» пою!, меж кем и где б я ни был.
 
Ты Своего помазанника, Бог,
побереги и дале, как берёг!
 
Потом... услышь меня!.. — с Тобой Давид
устами правнука заговорит...
 

Херувим -

«здесь: имя собирательное для херувимов — существ, несущих Божью колесницу. Всевышний, восседая верхом на ней, спускается с небес на землю»
                    Пояснения к 18-ому псалму из книги «Тэгилим» — «Псалмы» многотомника                     «Толкования Танаха». М. Д. Касуто, изд-во «Явнэ», Тель-Авив. 1963 г.

(к 18-ому псалму)

«И увидел я: вот, бурный ветер пришёл с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг облака, и как бы хашмаль (сверкание) — изнутри огня. И внутри него — подобие четырёх живых существ, и вид их подобен человеку. И четыре лица у аждого, и четыре крыла у каждого из них... И ступни ног их — как ступни ног тельца... И руки человеческие под крыльями их... И образ лиц их: лицо человека и лицо льва — справа у каждого из четырёх, и лицо быка — слева у каждого из четырёх, и лицо орла — у каждого из четырёх... По одному колесу у каждого из живых существ этих для четырёх лиц его... А ободья их... — кругом полны глаз у всех четырёх. И когда шли живые существа эти — двигались колёса подле них, а когда поднимались живые существа эти снизу вверх — поднимались и колёса... И над головами живых существ этих — подобие небосвода, словно ужасающий лёд... И под сводом этим — крылья их, простёртые от одного к другому... И слышал я, когда они шли, шум крыльев их, как бы шум многих вод, как голос всемогущего, рёв, подобный шуму стана... И раздавался голос над сводом, который над головами их, когда они останавливались, опустив крылья свои. Над сводом же, который над головами их, — образ престола, подобный камню сапфиру, и над образом этого престола — образ, подобный человеку...»

Нэвиим (Пророки), книга седьмая: «Йехэзкель» — «Иезэкииль», глава 1, фразы: 4-8, 15, 18, 19, 22-26.
Перевод — рав Давид Иосифон и Натан Файнгольд, изд-во «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1978 г.
«Враги разбили лагерь близ пещеры...» - см. главы «В пещере Эйн-Гёди» и «Авишай, Авнэр»