Из расчесанной кудели прялись нитки. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Оно заключалось в равномерном вытягивании волокон из пучка кудели и свертывании их пальцами в нить. У марийцев, удмуртов и частично верховых чувашей при прядении использовались простые прялки, состоящие из донца и вставленной в него под прямым углом палки, к которой привязывалась кудель. Скрученные нитки наматывались на веретена. У мордвы при прядении кудели чаще использовались прялки с деревянным гребнем. Колесные самопрялки у финно-угорских народов встречались значительно реже, чем у тюркских народов. С веретен пряжа сматывалась в мотки и обрабатывалась для придания прочности и осветления в щелоке (воде с золой), кислом молоке и т. п. Много труда и времени требовала подготовка пряжи к тканью. Нити, предназначенные для основы (продольные нити ткани), сновались, т. е. распределялись в длинные ровные пучки. Нити утка (поперечные нити) наматывались на цевки, вставлявшиеся при прядении в челнок. Для изготовления тканей у большей части татар, низовых чувашей и мордвы-эрзи применялись ткацкие станки русского типа, состоящие из двух становин, в которых укреплялись два деревянных вала. Задний вал (навой) предназначался для намотки ниток основы, а передний (пришва) - для наматывания готовой ткани. Сверху на становины клались две палки, к которым на блоках подвешивались нитченки, образующие при нажатии на подножки "зев" в нитях основы. Перед нитченками подвешивались берды, при помощи которых нитка утка плотно прибивалась к готовой ткани. Марийцы, удмурты и мордва-мокша чаще использовали более примитивные ткацкие станки без рамы и навоя. Основа закреплялась в косу и прикреплялась к стене, к планке станка или к потолку помещения. У всех народов Среднего Поволжья изготовлялись главным образом белые холсты. У удмуртов и восточных марийцев ткали и пестрядь - двухцветные или многоцветные ткани в полоску или в клетку. Кроме конопляных и льняных холстов ткались также и шерстяные ткани, использовавшиеся для пошива теплой одежды.
Одним из широко распространенных домашних занятий была вышивка, которой украшались повседневная и особенно праздничная одежда, головные уборы, полотенца - в соответствии с традициями и эстетическими критериями. К домашним промыслам относилось изготовление инвентаря и утвари, плетение лаптей, изготовление войлочных шляп. Во второй половине XIX века многие из домашних занятий народов Среднего Поволжья приобретают товарный характер. Холсты, лапти, деревянная посуда, лопаты, грабли и т. п. составляют существенную часть привоза на местных базарах и ярмарках. Помимо домашних промыслов, у народов края были распространены всевозможные кустарные производства, продукция которых предназначалась для рынка. Веревочный промысел был шире распространен в Закамье, частично в Предволжье, где татарские кустари конкурировали с чувашскими. У всех финно-угорских народов абсолютно преобладали промыслы, связанные с обработкой древесины. Мордва, марийцы, удмурты занимались жжением угля, выгонкой дегтя, смолокурением. В конце XIX века Марийский край давал более половины всей смолы, добывавшейся в России. Широкое развитие имело мочальное и рогоже-кулеткацкое производство. Кроме того, сельское население изготовляло ободья, колеса, всевозможные колесные экипажи и сани.
У марийцев и мордвы был развит плетеночный промысел: плелись кузова для тарантасов и саней, а также всевозможные корзины. В некоторых селениях горно-марийского района и в Мордовии было известно производство гнутой мебели. Промыслы, связанные с обработкой продукции сельского хозяйства, не имели у финно-угорских народов такого широкого распространения, как обработка древесины. Их развитие имело очаговый характер. В некоторых мордовских селах имели место прядильно-ткацкое, поясное, чулочное, рукавичное и веревочное производства. У удмуртов и татар был известен кожевенно-обувной промысел.

 

Поселения и жилища

 

Наиболее характерным типом заселения для всех народов Среднего Поволжья был приречный. Участник академической экспедиции XVIII века Г. Миллер писал: "Множество находящихся в сих местах лесов есть тому причиною, что все вышеупомянутые народы (черемисы, удмурты, мордва) жилища имеют или в лесах или между лесами и к поселению своему выбрали такие места, что каждая деревня построена при нарочитой реке или речке или озере, а при том поблизости и к пашням". Характерным был и приовражный тип заселения, по днищам оврагов и балок, там где были ключи или сравнительно неглубокий уровень грунтовых вод. Водораздельный или сыртовый тип заселения встречался преимущественно у марийцев и удмуртов, живущих в северных районах Среднего Поволжья. Здесь на водоразделах более плодородные почвы и сравнительно неглубокий уровень залегания грунтовых вод. Это связано со слабым эрозионным расчленением и наличием глинистой морены, расположенной неглубоко от поверхности. Во всех остальных районах расселения народов Среднего Поволжья поселения на водоразделах стали появляться лишь во второй половине XIX века в связи с разработкой полезных ископаемых, строительством промышленных предприятий, железнодорожных станций. Водоснабжение в этом случае осуществлялось с помощью артезианских колодцев.
Типы поселений отражены в типовых названиях населенных пунктов. Это села, деревни, околотки, погосты и др. Так, Воскресенская летопись 1377 года сообщает, что русские князья и воеводы "взявши всю землю мордовскую, села и погосты и зимницы пограбиша". Погостами по-видимому русские летописи называли достаточно крупные населенные пункты, имевшие значение административных и торговых центров. Зимницы - однодворные поселения, которые ставились на лесных полянах. У марийцев вновь возникшие поселения назывались околотками. Марийский термин "ял" употребляется в значении околотка (нурьял, торьял, лопьял и т. д.). Татары все сельские поселения называли авыл, а башкиры - аул. Название "село" на языках финно-угорских и тюркских народов отсутствовало. Термин "село" присваивался русской администрацией тем селениям, в которых строилась церковь. Остальные населенные пункты народов Среднего Поволжья в XIX веке назывались деревнями независимо от размеров населенного пункта.
Планировка селений была связана с социально-экономическими условиями, временем возникновения селения и рельефом местности. Анализ имеющейся литературы, картографического и полевого материала свидетельствует, что в XIX веке имели место разнообразные формы застройки: кучевая, круговая, кольцевая, радиальная, рядовая и др. Наиболее характерной была кучевая застройка. Она представляла собой застройку, в которой строения расположены группами, кучами. В одном случае постройки размещались по буграм, в другом - были разбросаны без всякого порядка, в третьем - наблюдалось стремление объединить постройки в отдельные гнезда. О беспорядочной застройке писали многие авторы изучавшие деревни Среднего Поволжья: В.А.Сбоев, В.М.Черемшанский, А.Артемьев и ряд других. Так, Н. Троицкая, говоря о марийских селениях во второй половине XIX века, отмечала: "Избы в прежнее время черемисы строили не по плану, а как заблагорассудится, выбирая каждый для себя удобное место". Происхождение кучевой застройки связывается с пережитками патриархального быта, для которого было характерно расселение родственными коллективами. С родовыми традициями связывается и наличие радиальных поселений. Родственники селились "концами", отходящими от одного центра, обычно площади. Древней является и круговая планировка, что связано с необходимостью обеспечения безопасности от нападения кочевых народов. Рядовая и уличная планировки являются более поздними, и появление их связано с перестройкой селения, которая особенно интенсивно стала проводиться с 70-80-х гг. прошлого века. Размеры селений у всех народов Среднего Поволжья в прошлом были очень небольшими. Они насчитывали не более 15-20 дворов. Быстрый рост селений стал отмечаться лишь со второй половины XIX века в связи с интенсивным проникновением капиталистических отношений в деревню. Исследователь мордовского жилища Н. П. Макушин писал, что до вхождения мордвы в состав Русского государства мордовские населенные пункты состояли в основной из 5-8 домов, а во второй половине века уже насчитывались десятки домов, в середине же XVII века отдельные мордовские селения разрослись до нескольких сот домов. Жилой дом у всех народов края представлял собой однокамерную срубную постройку, к которой уже позднее стали пристраиваться сени. Жилища народов Среднего Поволжья, проживающих в лесной полосе, друг от дуга фактически не отличались. Отличительной чертой строения жилища тюркских народов, проживающих в степной части, была войлочная юрта и глинобитные дома. Преобладающим типом марийского жилища в XVIII веке и начале XIX века была курная изба (шэм порт). Это был бревенчатый сруб. Вместо потолка делался накат из бревен, поверх которого насыпался слой земли. Пол делался земляной. Топилась изба "по черному", то есть печка была без дымохода. Такое же отопление домов отмечалось (до начала XX века) у темниковских и сергаческих мишарей, мордвы и чувашей. У башкир и татар для отопления жилища использовался особого типа камин (чувал) с цилиндрическим, выходящим на крышу дома дымоходом. Наряду с наземными избами, существовали и полуземляночные жилища, которые дожили до наших дней в виде различных построек хозяйственного назначения (погреба, бани). В конце XIX века, в связи с развитием капитализма и классового расслоения, в деревне стали появляться дома, состоящие из двух срубов, и пятистенные дома с приделом.
Типы связи дома с надворными постройками у народов края в конце XIX века были разнообразны. Это было связано с различным экономическим развитием отдельных народов, социальным положением крестьян, природно-географическими условиями, а также в значительной мере и с культурно-бытовыми традициями. В конце XIX века широко были распространены покоеобразные, г-образные и двухрядные дворы. Однако наиболее древней была разобщенная постройка на усадьбе. Так, участник академической экспедиции XVIII века Георги описывает марийский двор: "Каждый двор состоит из одной особо построенной черной избы, из состоящих розно хлевов, и из небольших на невысоких столбах сгроможденных кладовых, кои служат и летними горницами. Все сие строения выведены четырехугольником и срублены из дерева, а промежутки между ними ничем не забираются". В конце XIX века у поволжских финнов в большинстве своем отмечалось связное расположение надворных построек на усадьбе в виде п-образной формы, а в северной части иногда - двухрядных дворов.
Из хозяйственных построек для всех народов края были характерны амбары и клети. Они либо непосредственно примыкали к дому, либо ставились напротив дома по линии ворот. Клети и амбары использовались для хранения хлеба и других продуктов питания, а также различного хозяйственного скарба и инвентаря. У марийцев и удмуртов часто встречались двухэтажные клети-амбары. Они строились с балконом, который делался на уровне пола второго этажа за счет выступания концов потолочных балок первого этажа. Это были срубные постройки, достигавшие высоты 5-6 метров -22-25 венцов. Такие амбары крылись двускатной крышей на сомцах. В нижнем этаже размещались клеть, погреб, а иногда, в богатых домах, при больших размерах амбара, и каретник. Верхний этаж, как правило, использовался для хранения сена и различного сельскохозяйственного инвентаря, а также домашнего имущества. Двухэтажным амбарам, по-видимому, предшествовали амбары на столбах, которые были широко распространены у многих финно-угорских народов. Необходимыми постройками на усадьбе в каждом крестьянском хозяйстве были навесы, конюшни, хлевы, сараи. Сарай делался преимущественно из плетня и обмазывался глиной, смешанной с коровьим навозом. Иногда стены делались с заполнением пространства между ними соломой или землей, смешанной с сухими листьями. Дощатые и бревенчатые надворные постройки в конце XIX века встречались лишь в северных районах, преимущественно у татар. Навесы имели сверху плоский настил - длинные жерди, положенные на перекладины. Здесь хранилось сено, а также отводилось место для домашней птицы. Под сараями отгораживалось пространство для скота, в основном для овец. Крупный рогатый скот и лошади помещались в срубных помещениях - "конюшнях". Аналогичные хозяйственные постройки были характерны для всех поволжских народов и отличались лишь добротностью, что зависело от экономической состоятельности хозяев. Несколько отличались лишь клети. У мордвы и чувашей клети обычно делались с подклетом. Вход в клеть устраивался из сеней с помощью небольшой лесенки. В подклеть входили со двора. У марийцев и удмуртов клети были одноэтажные, с нависающей крышей по всей боковой стороне и крыльцом, несколько поднятым над землей. У татар клетей, тем более соединенных с домом, почти не было, место клети у них занимали амбары. Характерной хозяйственной постройкой у марийцев было "кудо" - срубное помещение без пола и потолка с очагом из камней и подвешенным над ним на деревянном крючке котлом. Кудо обычно служило в качестве летней кухни и столовой. Здесь имелась необходимая мебель и посуда. В кудо, как правило, варилась обрядовая пища и домашнее пиво. Здесь же хранился различный обрядовый инвентарь. У мордвы аналогичной постройкой была кавня - легкое бревенчатое строение без очага, которое стояло в глубине двора. Кавня также имела обрядово-бытовое назначение. На усадьбе, в некотором отдалении от нее, а чаще на берегу реки, ручья, озера, оврага располагались бани. Это небольшие срубы с полом и потолком, крытые четырехскатной костровой крышей. К срубу пристраивался небольшой плетневый или тесовый предбанник. У всех народов Среднего Поволжья бани существовали с глубокой древности. Известный исследователь финно-угорских народов В. Н. Белицер усматривает генетическую связь между традиционной мордовской избой и баней. Бани, как правило, использовались для бытовых и обрядовых целей. В них лечили различные заболевания, помещали рожениц, осуществляли ритуальное омовение. Помыть гостя в бане считалось выражением особого уважения и внимания. Внутренняя обстановка крестьянской избы у тюрков и финно-угров Поволжья имела много общего и отличалась лишь несущественными деталями. Значительную часть жилого помещения занимала печь. В марийских, удмуртских и эрзянско-мордовских избах печь стояла слева или справа от входа и была прижата к задней и боковой стенам избы. В мокшанских избах в XIX и первой четверти XX века печь преимущественно стояла в одном из дальних углов, чаще всего в левом, против двери, а ее устье было обращено к окнам в боковой стене. В наиболее старых мокшанских избах устье печи было обращено к двери, а красный угол находился около двери. Оба положения печи, характерные для мокшанских изб, идентичны западному и восточному вариантам южно-великорусской планировки жилища. Отличительной чертой татарской избы от соседних народов было деление жилой части при помощи глухой перегородки на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины - тур як и очмак як. Для интерьера мордовской избы был характерен кершпиль, представляющий собой дощатый настил шириной около 2 м и находящийся от пола на высоте 35-50 см. Кершпиль занимал всю половину избы между печью и задней стеной. На кершпиле спали. Над ним, под потолком укреплялись жерди, на которых сушилась одежда, обувь, холсты. Вдоль стен у всех народов устраивались лавки. Днем они служили местом для сидения, а ночью для сна. Поэтому лавки были очень широкие, добротные, из двух-трех тесин. Лавка напротив двери называлась мужской, а по боковой стене - бабьей. На этой лавке женщины занимались прядением, ткачеством и другими работами, используя благоприятное естественное освещение. Здесь же стоял ткацкий стан. Под потолком у задней стены устраивались полати. В красном углу обычно стоял стол, висел киот с иконами. Это место завтрака, обеда и ужина всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные и похоронные обряды. Над лавками по стенам избы устраивались полки, на которых хранились различные вещи (мелкая утварь, инструменты). Домашняя утварь размещалась также на полавошниках, около печи, на лавке у печного чулана.