" РАЗНОЛИКОСТЬ" УКЛАДОВ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Е.Попова.


 

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.
К народам Поволжья относятся: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ или ПОВОЛЖСКИЕ ТАТАРЫ и БАШКИРЫ. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим.
Цель настоящей работы - дать насколько возможно полное сравнительное описание традиционного хозяйства и бытового уклада народов Поволжья в XVII - первой половине XX веков.

 

Хозяйство.

 

Основу хозяйства народов Среднего Поволжья во все времена составляло земледелие, служившее главным источником их существования. В XIX - начале XX веков оно было преобладающим занятием у мордвы. У марийцев, татар и удмуртов земледелие в значительной степени дополнялось и другими, неземледельческим занятиями. У башкир до XVII века традиционным типом хозяйства было полукочевое скотоводство. А у марийцев до XVI века преобладающими занятиями были охота и рыбалка.
Но у всех народов Среднего Поволжья, важнейшей отраслью земледелия было полеводство. Оно имело полунатуральный характер и отличалось очень низкой продуктивностью, например, урожайность зерновых на территории Чувашии не превышала 40-45 пудов с десятины1. Повсеместно преобладало общинное землепользование. Община регулировала все земельные отношения крестьян-общинников. Она производила переделы земли, лугов и других угодий. Уравнительное подушное распределение земли приводило к тому, что крестьянское хозяйство получало надел в виде небольших, расположенных в разных местах участков. В XIX веке у финно-угорских народов под влиянием русского населения господствовала трехпольная система, при которой вся пахотная земля делилась на три части (три поля). Первое поле предназначалось под озимые культуры, второе засевалось яровыми культурами, а третье под пар, то есть вообще не засевалось и чаще всего использовалось для выгона скота. На следующий год паровое поле вскапывалось под озимь, озимое засевалось яровыми культурами, а яровое оставалось. В течение трех лет происходила смена всех полей. В южных районах выращивалась также пшеница, горох, конопля; последняя выращивалась на приусадебных участках и была основной технической культурой народов Поволжья. Картофель появился в Поволжье, в середине прошлого столетия, но не получил широкого распространения и возделывался в качестве огородной культуры.
Наиболее распространенным пахотным орудием у всех народов Поволжья была соха русского типа. Основная часть сохи (россоха) представляет собой деревянную вогнутую лопасть с двумя выступами в нижней части. На них надевались железные сошники. В лесном Заволжье (в основном у мордвы) в конце XIX века в качестве пахотного орудия получала распространение однолемешная соха-косуля с вертикально укрепленными железным резцом и большим деревянным отвалом. Для вспашки луговых и залежных земель финно-угорские народы использовали двухколесный плуг-сабан, близкий по своей конструкции к татарским, башкирским и чувашским сабанам. Все его детали делались из дерева. Исключение составляли железный резец и лемех. Сабан был тяжелым пахотным орудием и требовал для упряжи несколько лошадей. Поэтому он использоваться очень редко. В капиталистический период сабан, описанный в XVIII веке П.Рычковым2 и И.Лепехиным3, исчез из употребления, его место заняла соха.
Основным районом применения сабана в среднем Поволжье являлась полоса лесостепная и степная, также отмечалось использование в южных районах Марийской и Удмуртской республики.
Для рыхления почв, представляющего следующий этап их обработки, использовались деревянные бороны разных конструкций. Повсеместное распространение имели рамочные бороны, изготовлявшихся из деревянных брусьев, брусья скреплялись в раму, в которую вставлялись два-три продольных (реже поперечных) бруса. Боковые брусья выступали вперед, ими прикрепляли бороны к упряжке. Зубья рамных борон делались из дуба или березы. С конца XIX века стали делать бороны с железными зубьями.
Сев проводился вручную. Сеятель равномерно разбрасывал семена по полю, беря их из круглого лубяного или берестяного лукошка, которое висело у него на груди. Для удобства перед посевом поле разбивалось на равные полосы, границы которых обозначались бороздами, соломой, комьями земли.
Запахивание семян производился боронами или специальными сохами без полиц.
Урожай собирался при помощи серпов и кос. Рожь, пшеницу, ячмень, полбу обычно убирали серпами, только при очень плохих урожаях использовались косы. Овес, горох и некоторые другие культуры чаще косились косами-литовками с прикрепленными к ним специальными граблями. В процессе уборки хлеб связывался в снопы и тут же укладывался на поле различными способами в небольшие склады (суслоны, кресты, бабки). После просушки на открытом воздухе необмолоченные снопы перевозили на специальных телегах на гумно4 и укладывали в большие конусообразные клади - скирды. Для предохранения хлеба от сырости и мышей скирды ставили на специальные приподнятые над землей на 20-50 см помосты, которые делались из жердей и бревен. Этот способ укладки был описан еще в конце XVIII века известным естествоиспытателем и географом П.С.Палласом в труде ''Путешествие по различным провинциям Российского государства''. Он писал: ''Хлеб вяжут они в снопы и ставят в круглые остроконечные скирды на четырех перекладинами связанных и корою устланных столбах, отчего мыши и гнилость самого нижнего снопа повредить не могут''. В центре помоста обычно ставили жердь, вокруг которой укладывали снопы. Их клали колосьями внутрь. Сверху скирд накрывался обмолоченными снопами. Хлеб в скирдах мог храниться по несколько лет. Подобный тип скирда был характерен для всех народов Поволжья. Даже название скирда звучало почти одинаково на всех языках. Например, русские называли его кабан, татары - кибен, чуваши - хубэн.
Общность типа скирда и его наименования говорит о том, что он, вероятнее всего, заимствован от древних булгар, с приходом которых обычно связывается начало плужного земледелия в крае. В южных частях края, особенно в Заволжье, скирды ставили редко, хлеб молотили полностью сразу после уборки. Почти не встречалось там и приспособлений для сушки снопов - их сушили в поле или на току.
Молотили преимущественно вручную цепами. Обмолот зерновых культур проводился осенью, а иногда зимой. Молотьбе обычно предшествовала сушка снопов с помощью разных приспособлений. Наиболее распространенными среди них были ямные шиши. Они представляли собой конус из большого числа длинных жердей. Конус ставился над ямой, в которой устанавливалась печь-каменка4. У мордвы были известны безъямные шиши. Сушка проводилась теплом костра, разводившегося внутри конуса. Шиши были очень опасны, так как при неосторожном обращении часто возникали пожары.
В отдельных районах Среднего Поволжья финно-угорскими народами использовался способ молотьбы при помощи лошадей. Он применялся у удмуртов, живущих в южной части республики, у мордвы Самарской области, Татарии и Башкирии и у некоторой части марийцев. Для обмолота снопы расстилались на току, и по ним гоняли лошадей, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Этот способ молотьбы был описан еще во второй половине XVIII века известным русским путешественником, географом и этнографом И.И.Лепехиным. В своем труде '' Дневные записки путешествия… по разным провинциям Российского государства'' он писал: " Особливый способ, молотить, который не где в других местах не употребляют, состоит в том, что сию работу отправляют лошади.
Сзади гумна утверждают столб, на верхней зазубрине которого кладут движущееся деревянное кольцо; к кольцу привязывают веревку, а к веревке двух лошадей рядом. Около столба, расстояние на сажень, кладут развязанные снопы так, чтобы лошади всегда ходили по оным. Лошадей гоняют вокруг столба, которые своими копытами топча колоса, тут же отправляют должность, какие отправляют цепы".
Способ конной молотьбы был, вероятно, заимствован финно-угорскими народами у своих тюрко-язычных соседей, у которых он был распространен значительно шире.
Размол зерна в XIX - начале XX века проводился на водяных и ветряных мельницах. У удмуртов и северных татар преобладали водяные мельницы, у мордвы и башкир - ветряные шатрового типа, у остальных народов края применялись как те, так и другие.
Неотъемлемую часть хозяйства составляло животноводство. Однако оно не имело самостоятельного значения и являлось своеобразным дополнением к земледелию. Причиной этого являлась в основном недостаточная кормовая база.
Тем не менее, все народы Среднего Поволжья имели в своих хозяйствах: лошадей, коров, овец, свиней, разводили кур, гусей, уток. Наибольшее значение в крестьянских хозяйствах имела лошадь, представлявшая основную тяговую силу. Поэтому кормили и содержали лошадей лучше, чем других животных. Уход за лошадьми у татар был более тщательным, чем у соседних народов5. Местные породы лошадей были малорослыми и слабосильными. В то же время, они отличались неприхотливостью, что при плохой обеспеченности кормами имело важное значение. Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь "вятка", выращенная удмуртами, местной селекции, и романовская овца, дававшая шерсть и овчину.
Одним из древнейших занятий у народов Среднего Поволжья была охота. Издавна она носила товарный характер. Шкурки пушных зверей, в изобилии добывавшиеся на территории края, являлись основным средством торговых обменов с другими народами. Ими уплачивались дани, ясачные оклады, а позднее подати и налоги. У удмуртов, марийцев и мордвы широко были распространены пассивные способы охоты. У татар и башкир - активные. Ставились всевозможные ловушки, капканы, сети, силки, устраивались западни. При активной охоте использовались копья, рогатины, ножи. В качестве оружия дальнего боя до конца XIX века применялись луки и стрелы. В зависимости от назначения, стрелы имели деревянные, костяные или железные наконечники. В этнографическом музее Казанского университета экспонируются стрелы с тупыми деревянными и костяными наконечниками, применявшиеся марийцами при охоте на белку.
В XIX веке среди охотников получает распространение огнестрельное оружие, однако оно не вытеснило традиционных орудий и способов охоты, которые продолжают использоваться параллельно с ружейной охотой. Объектами охотничьего промысла были лоси, медведи, волки, лисы, рыси, куницы, выдры, бобры, белки, зайцы. В больших количествах добывалась птица: рябчики, тетерева, глухари, различные виды уток и куликов. Вырубка лесов и хищническое истребление зверей и птиц привело к сокращению ареала промысловой охоты у финно-угорских народов Среднего Поволжья. В условиях интенсивно развивающегося капитализма промысловый характер охоты сохраняется лишь в левобережной части края у удмуртов, а также у луговых и восточных марийцев.
Древнейшей формой хозяйственной деятельности у народов Среднего Поволжья являлось также и рыболовство. Большое количество рек, речек и других водоемов способствовало широкому распространению этого промысла. В отличие от охоты, рыболовство носило потребительский характер. Оно служило подспорьем в обеспечении крестьянских семей продуктами питания. Для личных нужд ловля рыбы производилась либо в одиночку, либо небольшими группами односельчан. Лишь для немногих рыболовство являлось основным занятием. Рыбаки и рыботорговцы арендовали рыбные угодья у крестьянских общин, городов, монастырей. Ловили частиковую (лещ, щука, сом, язь, судак, окунь и др.) и осетровую (стерлядь, осетр, белуга). Выловленная рыба продавалась скупщикам или сбывалась на местных рынках. Ценные сорта рыбы, особенно сурскую стерлядь, вывозили в Петербург, Москву, Нижний Новгород и другие города. Техника и орудия рыбной ловли у финно-угорских народов края не имели каких-либо существенных отличий от способов рыбной ловли, применявшихся у других народов Поволжья. Рыбу ловили на удочки, подпуска, переметы. Применяли неводы, плавные сети, бредни. Широко использовались снасти-самоловы (ванды, морды, жаки). Практиковался также древний способ добычи рыб при помощи остроги (при лучении). В зимнее время проводили подледный лов черпалками, самоловами и другими способами. В период весеннего паводка в озерных протоках, соединяющих озера с реками, а также в устьях небольших рек устраивались "сетные запоры", запруды, преграды из плетня, еловых веток и т. п.
Немалое внимание уделялось бортевому пчеловодству. Например, удмуртские семьи имели по несколько десятков бортей в лесу. Для различия, их помечали семейными знаками (пус). На рубеже XVIII века борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, затем их заменили ульи-колоды, которые ставили на приусадебных участках. Так постепенно удмурты перешли к пасечному пчеловодству. В общем, все народы Поволжья меду уделяли большое внимание, ведь еще в XVII веке мед и воск вывозили на продажу.
Большое значение в жизни народов края имели домашние и кустарные промыслы. Во второй половине XIX - начале XX века, несмотря на интенсивное распространение в поволжской деревне товарно-денежных отношений, крестьянские хозяйства сохраняли полунатуральный характер. Значительная часть инвентаря и предметов потребления изготовлялись собственными силами в рамках семейных коллективов. Наиболее распространённым домашним производством являлось ткачество. Производством тканей занимались почти в каждом доме. Ткани изготовлялись из конопли, реже льна, и шерсти. Ткачество было исключительно женским занятием. Участие мужчин в этом производстве ограничивалось только посевом волокнистых культур. Получение волокна из конопли представляло длительный и чрезвычайно трудоёмкий процесс. Уборку конопли производили в два приема. В конце июля выдергивали посконь (мужские особи растений) и некоторую часть зеленца (женские особи с недозревшими семенами), а в конце августа убирали матерку (женские особи с созревшими семенами). Из поскони и зеленца получалось более качественное волокно, идущее на изготовление тонких холстов. Из матерки, как правило, ткались грубые холсты, полога. После уборки и обмолота стебли конопли замачивались в стоячих водоемах в течение 2-5 недель. Затем их сушили на открытом воздухе или в банях и мяли на специальных мялках для того, чтобы отделить волокно от кострики (внутренней не волокнистой части стебля). Полученное таким образом волокно толкли в ступах, трепали при помощи деревянных ланцетовидных трепалок или гладких круглых палок и, наконец, расчесывали щетками, изготовленными из свиной щетины. У марийцев для этих целей нередко употреблялись чесалки, сделанные из шкурок ежей.