О воплощении
мифологического клише в
"Евгении Онегине" уже
однажды приходилось писать,
хотя и чрезвычайно кратко12.
Начало
романа - традиционная для
сказки (и в меньшей степени для
эпоса) недостача (смерть дяди) и
отлучка героя (Онегин уезжает в
деревню). Петербург, который
покидает герой, представлен
как мир обыденности ("завтра
то же, что вчера"), сам Онегин,
несмотря на его хандру, - часть
этого мира. В деревне дело
обстоит совершенно иначе.
В первой
же строфе второй главы мы
встречаемся с мифологическим
образом: "Огромный,
запущенный сад, Приют
задумчивых дриад"; далее дом
дяди называется замком, и кроме
того, поэт подчеркивает, что в
этом доме время не идет
("календарь осьмого года").
Таким образом, деревня
воспринимается как аналог
иного мира, а его обитатели
соответственно - жители мира
смерти: помещики ездят на
"домашних дрогах" (дроги,
согласно словарю Даля, -
"колесница для отвоза
покойников"13),
а дядя встречает Онегина
будучи мертвецом.
Мир
смерти (негативная ипостась
иного мира) традиционно
представляется миром чудовищ -
ярче всего это выражено во
"Сне Татьяны":
|
Сидят чудовища
кругом:
Один в рогах с собачьей
мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей
бородой,
Тут остов чопорный и
гордый,
Там карла с хвостиком, а
вот
Полужуравль и полукот.
|
|
В ином
мире герой встречается с
хозяйкой. Татьяна описана в
романе как безусловно
иномирное существо - и с точки
зрения ее роли в сюжете, и с
точки зрения роли в мире людей
(при первой характеристике
героини воспроизводится мотив
рождения иномирного ребенка в
человеческой семье). Нечеловек
в человеческой семье
разительно отличается от
сверстников, с одной стороны,
быстрым (или мгновенным)
возмужанием, поскольку такой
герой - воплощенный предок, он
сразу рождается взрослым.
Героиня не знала детства:
|
Но куклы даже в
эти годы
Татьяна в руки не брала…
И были детские проказы
Ей чужды…
|
|
С другой
стороны, если воплощенный
предок рождается среди людей,
то он может долгое время
оставаться в неподвижности,
накапливая магическую силу
перед свершением подвигов (как,
например, былинный
"сидень" Илья Муромец). Эту
черту в образе Татьяны Пушкин
подчеркивает неоднократно:
|
Дитя сама, в толпе
детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
|
|
На
московском бале она тоже не
танцует.
Когда
герой из иного мира должен
родиться в мире людей, он все
равно сохраняет свои прежние
потусторонние связи, оставаясь
людям чужд. Данный мотив также
воплощен в романе: вместо
человеческих друзей у Татьяны -
книги (это может служить и
своеобразным преломлением
мотива мудрости хозяйки иного
мира). Другое воплощение мотива
- связь Татьяны с луной, которая
в сцене написания письма
предстает фактически третьим
действующим лицом, едва ли не
более активным, чем няня
("вдохновительная луна"
выступает в роли советчицы,
участливой подруги, в отличие
от непонимающей старушки).
Сказанное
об иномирных чертах героини
можно обобщить словами романа:
|
Дика, печальна,
молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
|
|
Важно
отметить, что сравнения с
животными в романе чрезвычайно
редки и являются своеобразным
знаком иномирности. Все это, а
также роль Татьяны в сюжете,
позволяет видеть в ее образе
отражение мифологических
представлений о хозяйке иного
мира, владычице леса (которая в
мифологии, как правило,
предстает в образе лани,
например греческая Артемида).
Согласно мифологическому
клише, жениться на хозяйке и
есть цель переправы героя в
иной мир. Однако в романе
свадьба не состоялась. Но это
не является отрицанием
мифологического клише. В
мифологических текстах
(особенно в героическом эпосе)
нередко встречается мотив
отвержения героем любви
богини. Этот мотив возникает в
эпоху ранней
государственности, когда
отношение к иному миру
становится по преимуществу
негативным. Такое отношение
людей к "чужакам" в высшей
степени характерно для русских
былин, в том числе былины о
Дунае, о сходстве романа с
которой речь пойдет далее.
Итак, и
образы, и сюжетные ходы романа
строятся на основе
мифологического клише. Это
относится и к образу Ленского.
В системе персонажей Ленский
занимает особое место: он чужд
и одновременно близок Онегину.
Ленский также приезжает в
деревню, но не из столицы
России, а из "Германии
туманной", его называют
"полурусским". Вообще
говоря, для героя русского
литературного произведения
этого вполне достаточно, чтобы
он был обречен на гибель,
поскольку особенностью
русского мифологического
мышления является отношение к
иноземцу как к врагу, даже если
он помогает. Обреченность
Ленского следует и из его роли
в сюжете. Он подобен Онегину, но
ошибается в выборе ценностей
(заблуждается в Ольге), то есть
является воплощением архетипа
ложного героя - неудачника.
Средоточием
мифологических мотивов в
романе является "Сон
Татьяны". Итак, Татьяне
снится, что она идет в темноте
по снежному полю (мрак и холод -
атрибуты мира смерти), она
должна перейти ручей (сравним с
рекой смерти, текущей на
границе самого сердца иного
мира - Стикс греков, черная река
Маналы в "Калевале"14 и т.п.). В роли
перевозчика (в романе -
помогает перейти) выступает
медведь, являющийся в русской
мифологии хозяином леса (то
есть мира смерти). Поскольку
переправа в центр иного мира
имеет в большей или меньшей
степени инициатический
характер, то неудивительно, что
путь Татьяны описывается как
частичное раздевание (о его
роли сказано в предыдущей
главе) или растерзывание
(аналогично пути шумерской
богини Инанны в "страну без
возврата"15):
|
То длинный сук ее
за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет
силой;
То в хрупком снеге с ножки
милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок…
|
|
Наконец,
Татьяна падает, и медведь ее
несет, причем
|
Она
бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет…
|
|
то есть подобна мертвой; в
мифологии перевозчик
тождествен поглотителю, а
переправа - временной смерти16. Далее следуют
"шалаш убогий", пир в
котором сравнивается с
похоронами (прямое
сопоставление с миром смерти),
и традиционные для мифологии
образы пирующих чудовищ. В
качестве хозяина мира смерти
выступает Онегин -
складывается ситуация,
аналогичная "Королю Лиру":
Онегин и Татьяна, так же как и
Лир, и Эдгар, являются
посвящаемым и патроном
инициации друг для друга. Целью
"инициации" Татьяны,
вероятно, следует считать
получение провидческого дара -
она узнает о грядущей смерти
Ленского.
Однако
вернемся к судьбе Онегина, к
его "инициатическим"
странствиям. Можно с полным
правом говорить о пребывании
Онегина в деревне как об
инициации потому, что он
возвращается в Петербург
совершенно другим, неузнанным
и почти что невидимым:
|
Но это кто в толпе
избранной
Стоит безмолвный и
туманный?
Для всех он кажется чужим.
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных
привидений…
Кто он таков? Ужель
Евгений?
|
|
(Понимая
слово "туманный"
буквально, можно сказать, что
Онегин описывается как
призрак, и подтверждается это
тем, что людей он видит как
привидения - в мифологии живые
люди и иномирные существа
невидимы друг для друга.) С
внешней стороны его новая
встреча с Татьяной может быть
рассмотрена как воплощение
мотива "муж на свадьбе своей
жены" - вспомним
"Одиссею", былину
"Добрыня в отъезде": герой
отправляется в иномирное
странствие и возвращается,
когда его жену насильно выдают
замуж. Очевидно, что этот мотив
в романе сильно
трансформирован и, главное,
повторим, касается лишь
внешней стороны событий. Здесь
интересно совсем другое:
трагическая невозможность
счастья для весьма незаурядных
главных героев.
Позволим
себе отступление в область
русских былин. Речь пойдет об
упомянутой былине о Дунае,
которую Пушкин, несомненно,
знал (в собственных
примечаниях поэта к
"Онегину" упоминаются
"Древние российские
стихотворения" Кирши
Данилова, и былина о Дунае
входит в этот сборник). Сюжет
былины напоминает
"Онегина": два друга, Дунай
и Добрыня, едут в Литву (иной
мир) добывать невесту (правда,
не себе, а князю Владимиру), в
Литве есть две королевны, одну
из них Добрыня увозит в Киев в
жены князю, а на другой,
богатырке, женится Дунай и
также увозит в Киев, но там и он,
и его жена погибают. В обоих
случаях речь идет о двух
друзьях и двух сестрах, один из
друзей гибнет, герой вместо
добывания невесты для себя
отдает ее другому. Однако дело
не в сюжетном, а в идейном
сходстве романа и былины.
Дунай,
герой-чужак, связан с иным
миром (былинная Литва), его
жена, литовская богатырка
Настасья, - тоже, оттого в
системе ценностей русского
эпоса они обречены на гибель.
Не из-за недостатков, не из-за
враждебности - только из-за
иномирности. Поэтому былина
заканчивается не счастливой
свадьбой, а невольным
убийством Дунаем своей жены и
его самоубийством. Именно это
клише воспроизведено в романе:
образы и Татьяны, и Онегина
обладают чертами иномирности,
поэтому герои обречены.
Татьяна остается на духовной
высоте, Онегин сражен - но жизнь
обоих приводит к краху. Не
только сюжет, но и идейная
линия романа строится на
мифологическом клише.
|