Общим
местом является утверждение,
что культура корнями уходит в
мифологию. Но что стоит за
этими словами? Значит ли это,
что мифологический пласт в
современном художественном
мышлении - это лишь
трансформированные
осколки-архетипы, о которых
писал еще К. Юнг? Или же речь
идет о сохранности и
воспроизведении цельной
мифологической системы,
утратившей внешнюю чудесность,
но сохранившей глубинную
значимость?
Справедливы
оба суждения. Однако обычно
исследователи основное
внимание уделяют первому (так,
Е.М. Мелетинский отмечает
ориентацию ранних форм романа
на героический эпос,
генетическую связь романа с
волшебной сказкой, который
"возникает в результате
трансформации героического
эпоса и сказки, часто в ходе их
взаимодействия"1).
Нам уже приходилось писать о
том, что эпос и сказка восходят
к гораздо более архаическим
повествовательным формам -
сказаниям о герое-первопредке
(творце современного облика
мира, победителе чудовищ)2, и мы
утверждаем, что сюжет
современного произведения
может сохранять даже такие
архаические представления.
Более того - вся структура
литературного произведения,
вся система образов может
строиться с сохранением
законов мифологического
повествования (разумеется, при
утрате мифологического
содержания). Эту сохранившуюся
структуру архаических текстов,
используемых авторами еще с
конца Возрождения и в течение
Нового времени неосознанно, в
силу традиции, будем называть
"мифологическим клише".
Мифологическое
клише - это цельная система, где
заранее заданы
образы-архетипы, отношения
между ними, сюжетные линии и
тип оценок. Следование
мифологическому клише никак не
связано у автора ни со
сверхъестественным элементом
в повествовании, ни с
фольклорными мотивами, ни,
вообще говоря, со знакомством
писателя с мифологией как
таковой. Мифологическое клише -
застывшая схема, "каркас
произведения", где то, что в
фольклорных текстах было
сверхъестественным, в
литературных стало
значительным, выдающимся,
однако вполне человеческим, а
волшебство перешло в метафоры.
Автором
мифологическое клише
употребляется интуитивно
(после Юнга нет необходимости
доказывать, что
образы-архетипы, входящие в
клише, принадлежат сфере
бессознательного).
Жизнеспособность клише
объясняется преемственностью
традиции: исторически
развиваясь, сюжетное
повествование
демифологизируется по
содержанию, но сохраняет
архаическую форму; кроме того,
знакомство каждого будущего
писателя с литературой
начинается со сказок, мифов,
героических преданий -
произведений, где сохраняется
архаическая логика, еще не
застывшая в статичной форме
клише. Конечно, нарисованная
схема не обязательно будет
воплощена. Возможны случаи,
когда автор перерабатывает уже
существующий до него сюжет,
основанный на мифологическом
клише, однако традиционные
схемы использует механически,
лишая их изначального смысла,
отчего вся система клише
рушится.
Чтобы
продемонстрировать
правильность сформулированной
гипотезы, рассмотрим
произведения, казалось бы,
совершенно разные: трагедии
Шекспира "Король Лир" и
"Гамлет", роман Пушкина
"Евгений Онегин" и
классику отечественного
кинематографа - сюжеты фильмов
"Ирония судьбы, или С легким
паром!" и "Белое солнце
пустыни".
Центральное
место в кругу мифологических
сюжетов (сказаний о богах,
героического эпоса, волшебной
сказки) занимает инициация
героя, то есть путешествие в
потусторонний мир (временная
смерть), общение с его
хозяевами и в результате
получение магических сил,
оружия и т.п. Обряд инициации у
архаических народов, как
правило, включал увод
посвящаемых близкими
родственниками в лес,
мучительные пытки в шалаше,
вход в который изображал пасть
хозяина мира смерти, различные
ритуалы, символизирующие
поглощение и изрыгание
посвящаемого зооморфным
прародителем, многочисленные
испытания, наконец возвращение
в племя и женитьбу3.
Шекспировский
Эдгар, как всякий посвящаемый,
в начале лишается своего
социального статуса - он изгнан
отцом из-за клеветы брата.
Именно в лес бежит Эдгар. Там он
расстается с человеческой
одеждой, превращаясь (точно
следуя логике обряда!) едва ли
не в дикого зверя:
|
Приму нарочно
самый жалкий вид
Из всех, к каким людей
приводит бедность,
Почти что превращая их в
зверей4.
|
|
Более
того, поскольку Эдгар изгнан,
ему, чтобы уцелеть, следует
стать невидимым, а в
мифологическом мышлении
аналог невидимости - нищета:
|
Лицо измажу сажей,
обмотаюсь
Куском холста, взъерошу
волоса
И полуголым выйду в
непогоду…
|
|
Описание
пыток, которым подвергают себя
сумасшедшие, напоминает
инициатические испытания. О
том же, изображая "бедного
Тома", сам Эдгар
рассказывает Лиру: "Черт
носил его через костры
огненные…" - проход через
огонь как символ рождения
заново обязательно
присутствует в мифах об
инициации; "Черт подкладывал
Тому ножи под подушку, подсыпал
яд ему в похлебку", -
посвящаемым действительно
давали наркотики или слабые
яды, чтобы убедить их в том, что
они умерли и воскресли;
"Соблазнял его скакать
верхом на гнедом через
мосты-жердочки за своей
тенью…" - переход по мосту
толщиной в человеческий волос
(этот мост идет через реку,
отделяющую мир живых от мира
мертвых) часто встречается в
мифах, описывающих обряд. Как
всякий посвящаемый, Эдгар
вступает в общение с духами:
"Берегитесь моего демона,
вот он рыщет. Брысь, Смолкин!
Брысь, нечистый!"
Встречаясь
в шалаше посреди степи с
королем Лиром, "бедный
Том" так описывает себя
(заметим, в третьем лице, что
можно сопоставить с утратой
личности в состоянии
"временной смерти"): "Он
питается лягушками, жабами,
головастиками и ящерицами…"
Это поедание человеком пищи
мертвых в мифе, мяса тотема,
хозяина мира смерти, в обряде
символизировало поглощение
человека патроном инициации;
столь неэстетичное "меню"
"бедного Тома" может быть
сопоставлено с вообще присущей
владыке мира смерти
отвратительностью облика.
Цель
инициации Эдгара, согласно
логике клише, абсолютно
традиционна - юноше нужны
небывалые силы, чтобы победить
своего личного врага Эдмонда. В
образе последнего мы узнаем
классический тип злодея,
обладающего многими чертами
мифического Змея - владыки мира
смерти, главного врага героя.
Это и невероятная жестокость
(Эдмонд готов уничтожить брата
и отца, отдает приказ о казни
Лира и Корделии), и соблазнение
женщин (шекспировский герой
соблазняет сразу обеих старших
дочерей Лира; "Такой рожден,
чтобы увлечь любую", -
говорит о нем Гонерилья). Мы не
видим развития характера
Эдмонда, напротив - герой
предстает уже принявшим
решение и полным сил для его
осуществления. Откуда у
Эдмонда силы, чтобы одолеть
отца и брата? Можно ли
предположить, что, согласно
логике клише, его инициация уже
позади? Ответом послужат слова
Глостера: "Он девять лет был
в отъезде и скоро опять
уедет…" - длительное
пребывание вне дома аналогично
пребыванию в ином мире.
"Змеиным"
чертам в образе Эдмонда
соответствуют те же черты в
образе преданной ему
Гонерильи: "золотой змеей"
называет ее герцог Альбанский.
Он прямо сравнивает свою жену с
уродливым сатаной.
Для
Шекспира и его современников
порочность Эдмонда
предопределена внебрачным
происхождением. Эдгар и Эдмонд
воплощают в себе силы
неписанного человеческого
закона и всегубящего
разрушения; Эдмонд обладает
некоторыми чертами
мифического Змея, тем самым
Эдгар оказывается в роли
героя-змееборца. Родство Змея и
его противника - непременный
элемент древнейших мифов: Змей
настолько силен, что только его
родственник может обладать
такой же сверхъестественной
силой5.
Победив брата, старший сын
Глостера возвращает себе
доброе имя и титул - так же
герой мифов, пройдя посвящение,
получал власть и богатство.
В самом же
Глостере причудливо
сочетаются два мифологических
образа: ложный герой,
оказывающийся не в состоянии
выдержать инициацию и
погибший, и слепой владыка
иного мира, отец Змея. Ложный
герой - часто встречающийся в
архаических мифах персонаж,
чьи неудачи должны оттенять
выдающиеся достоинства
собственно героя - именно таким
героем предстает Глостер по
сравнению с Лиром. С другой
стороны, слепота приводит
Глостера к истинному вuдению
событий - с мифологической
точки зрения это означает, что
человеку, который не видит мир
людей, открыт мир духов и
потому доступно всеведение
(вспомним греческого слепого
провидца Тиресия,
скандинавский миф об Одине,
отдавшем глаз за мудрость и
т.д.). Слепота - непременный
признак владыки смерти (Баба
Яга русских сказок, индийский
Дхритараштра - отец
"змеев" Кауравов6,
который, подобно Глостеру,
абсолютно пассивен и невольно
потакает злодействам сыновей).
Судьбу
Эдгара и Эдмонда Шекспир
излагает языком
мифологического клише,
соблюдая его вплоть до
мельчайших деталей.
Привнесение истории Глостеров
в трагедию о короле Лире
является заслугой именно
Шекспира, а не его литературных
предшественников7.
Какое же
отношение ко всему этому имеет
центральный персонаж - король
Лир? Судьба короля, лишившегося
всего, от горя потерявшего
рассудок, скитавшегося среди
нищих, а затем обретшего
истинное понимание жизни,
напоминает судьбу
посвящаемого. Уход короля в
начале трагедии от привычного
существования, отказ от власти,
начало цепи его скитаний
вполне могут быть сопоставлены
с уводом посвящаемых в лес,
лишением социального статуса
перед инициацией. Далее
следует "раздевание",
причем проходит оно в
несколько этапов. На первом
этапе Лир постепенно лишается
своей свиты - в древнем обряде
это лишение посвящаемых
одежды. Владения дочерей Лира
мало напоминают иной мир - мы
вправе провести это сравнение
только потому, что сам король
исторгнут из привычной ему
жизни. Но нет сомнения в том,
что степь, в которую уходит Лир,
- это самое сердце мира духов:
там "на много миль в округе
нет ни куста", там бушует
сверхъестественная буря.
Ночная
тьма часто встречается в
описаниях иного мира, так же и
Лир уходит в степь ночью.
Душевную боль, заставившую
короля бежать в ночь и в бурю,
можно сравнить с
инициатическими пытками. Лир
называет себя жертвой стихии:
|
Так да свершится
Вся ваша злая воля надо
мной!
Я ваша жертва - бедный,
старый, слабый…
|
|
Спутники
короля приводят его к шалашу.
Именно в шалаше происходит
встреча Лира с тем, кто одним
видом своим заставит короля
взглянуть на мир по иному, - с
"бедным Томом". В чем же
сходство и в чем различие между
тем, что случилось в шалаше с
Лиром и что происходило в
инициатической хижине с
посвящаемым?
В обряде
сам облик хижины
символизировал владыку мира
смерти, и в мифах владыка
представлялся ожившим трупом,
выглядевшим отвратительно.
Именно так и описывает себя
"бедный Том":
|
Глядел он парой
глаз, больших как месяц,
Он был рогат и с тысячей
носов.
То был какой-то бес.
|
|
"Бедный
Том", в отличие от шута и
Кента, не пытается что-либо
объяснить Лиру, однако вид
несчастного оказывается для
короля красноречивее
наставлений спутников - точно
так же и в обряде, и в мифе
только встреча с владыкой
иного мира перерождала
посвящаемого. Шекспир очень
точно следует законам
инициации. (Сцены блуждания
короля Лира в степи
отсутствовали у
предшественников Шекспира,
гений которого столь точно
воспроизвел те формы, что были
присущи архаическому
посвящению, наполнив их
совершенно новым содержанием).
Во время
обряда посвящаемого
заворачивали в шкуру тотемного
животного, тем самым
символизировалось превращение
юноши в этого зверя,
приобретение истинного
родового облика8.
В трагедии же происходит
обратное - Лир срывает с себя
одежды. Однако смысл здесь тот
же - обретение истинного
облика: "Все мы с вами
поддельные, а он ["бедный
Том"] - настоящий.
Неприкрашенный человек - и есть
именно это бедное, голое
двуногое животное, и больше
ничего. Долой, долой с себя все
лишнее!.. (Срывает с себя
одежды.)"
Поначалу
Лир был убежден, что почести,
воздаваемые ему как королю,
относились к нему как к
человеку9.
Шекспир стремится доказать,
что истинная сущность человека
- вне богатства и положения в
обществе. Потому и срывание
одежд Лиром здесь - символ его
отречения от социального
статуса. У предшественников
Шекспира, начиная с Гальфрида
(Джеффри) Монмутского,
говорилось о бедности, в
которую впал Лир, лишенный
всего дочерьми, однако только у
Шекспира Лир сам уподобляет
себя "бездомным нагим
горемыкам", разрывая со
своим прошлым (о значимости
раздевания в обряде инициации
сказано ранее). Отсюда
становится понятно, почему
трагичен финал у Шекспира: если
его предшественников
интересовала судьба короля,
лишенного владений и снова
обретшего их, то Шекспир
создает трагедию о пути короля
к человеку в себе.
Возвращение к прежнему Лиру
невозможно. У Гальфрида
Монмутского король,
"сразившись с зятьями,
одержал верх над ними. Затем,
восстановив свою власть над
всеми своими былыми
подданными, он на третий год
умер"10.
Благополучен финал и в
анонимной дошекспировской
трагедии о Лире. Шекспир
обрекает своего героя на
смерть не только потому, что
хочет показать
несправедливость мира, но
этого требует внутренняя
логика развития образа - после
посвящения вернуться в прежнее
качество нельзя.
В архаических
мифах герой, странствуя по
иному миру, пройдя посвящение,
встречался с хозяйкой. В образе
Корделии есть черта, прямо
роднящая ее с героиней мифов -
она проводница. Еще в первой
сцене девушка, как бы предрекая
грядущие события, обвинила
сестер в еще не проявленной
жестокости, она же сумела
разыскать переодетого Кента и
чудесным образом нашла
безумного отца. Встреча Лира с
Корделией может быть
сопоставлена с заключительным
этапом обряда - возвращением
посвящаемого в племя: там он
снова обретает человеческий
облик, став после инициации
совершенно другим.
Тяготы
странствий с королем разделяет
шут. С точки зрения
мифологического клише его
можно считать магическим
помощником - отдельной от героя
персонификацией его качеств,
"умом" Лира. Пока король
превратно судит о
действительности - его
"ум" находится подле него,
когда король обретает
понимание мира --его ум
лишается внешней
персонификации и шут уходит из
действия. (Так мифологическое
клише позволяет ответить на
трудноразрешимый для
литературоведов вопрос о
причине таинственного
исчезновения шута из
дальнейшего хода событий). Но
этим мифологические черты в
образе шута не исчерпываются.
Социальное положение шута
позволяет сравнить его с
обитателями иного мира - он
бедняк из бедняков11,
к тому же "дурак", то есть
ему предназначена роль
полоумного, над
"глупостью" которого
потешается знать. Безумие и
нищета, как уже отмечалось, -
символ принадлежности к иному
миру. В образе шута
прослеживаются черты
потустороннего учителя,
аналогичного сказочным
старцам-странникам, проводящим
как бы "предварительную
инициацию" героя (они
помогают герою добыть
волшебное средство, с помощью
которого тот совершает
основные деяния). Так и
шекспировский шут
подготавливает Лира к
пониманию истины, полное
осознание которой произойдет
при встрече с "бедным
Томом".
Как можно
убедиться на примере "Короля
Лира", не только отдельные
образы-архетипы продолжают
существовать в литературном
произведении, но и сохраняется
вся структура мифа об
инициации. Несомненно, она
воплощается в тексте
неосознанно, в силу
художественной традиции,
однако с точностью до деталей.
Проблемы "Короля Лира" -
это проблемы общечеловеческие,
поэтому оказывается возможным
и даже необходимым говорить о
них языком мифа. И даже там, где
архаический образ, казалось бы,
отрицается (Лир в шалаше),
логика мифа все равно
соблюдена, но с обратным знаком
(вместо заворачивания в шкуру
происходит раздевание, но это
воплощение одной и той же идеи
лишения обычной одежды).
Еще на
одном моменте следует
задержать внимание - на
"двойном посвящении" в
шалаше (Лир выступает в роли
патрона инициации для Эдгара, а
Эдгар - для Лира). Эта взаимная
инициация не есть знак
разрушения логики мифа,
напротив, она встречается,
например, в таком архаическом
эпосе, как "Калевала"
(герой, будучи проглочен, ест
чудовище изнутри, в результате
чего мудрость приобретают оба).
|