БОГИНЯ-МАТЬ
Употребляя термин «Богиня-Мать»,
подразумевают универсальное воплощение женского начала, богиню-прародительницу, не имеющую равновеликого себе супруга.
Она – «созидательница
вселенной со всем, что в ней происходит». Н.Л. Жуковская отмечает, что в архаическом мышлении «ведущим было
женское начало, вездесущая, всемогущая, проявляющая себя во всём богиня-мать, а всё мужское было второстепенным,
подчиненным, проявляющимся в лице ее спутника-супруга». Одна из главных ее черт – амбивалентность: она предстает
воплощением и жизни, и смерти, она может выступать и как хозяйка небес, и, что особенно для нас важно, как владычица
подземного мира. В мировой мифологии преисподняя – это не только мир умерших, но и средоточие глубинной мудрости
(как видим, даже фразеология современного языка сохраняет эту связь мудрости с нижним миром), которая регулярно
отождествляется с женским началом, то есть является составляющей образа Богини-Матери.
Если в большинстве современных религий
(исключая локальные верования архаичных племен) господствующим началом является мужское, а от культа Богини-Матери остались
лишь слаборазличимые следы, то в тибетском тантризме картина совершенно иная. Здесь, как и в шиваизме, каждое мужское божество
имеет свою божественную супругу-шакти (в буддийской терминологии – «праджня»), с которой сливается в вечных объятиях.
Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти.
Шакти (женская энергия), праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости.
«Что касается блаженства и пустоты, — говорил в одной из своих лекций Далай-лама XIV, — то здесь подразумевается
неразрывное единство мудрости, постигающей пустоту, и глубокого переживания блаженства... Значение использования блаженства
для реализации постижения пустоты столь велико, что многие медитативные божества тантр высшей йоги изображаются в соитии.
Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте». Мудрость, символизируемая
женским началом («праджня»), считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод («упайя»),
посредством которого постигается мудрость. Рассмотрим понятие праджни детально. Этим словом обозначается женская ипостась божества,
его женская энергия, иконографически передаваемая как супруга; также праджня – это запредельная мудрость, постигаемая лишь интуитивно,
в состоянии озарения. Если мы проанализируем это не с религиоведческой, а с мифологической точки зрения, то придем к выводу,
что отождествление понятий «супруга» и «мудрость» означает, что женщине мудрость присуща изначально, в то время как мужчина
должен мудрость постичь, и постижение это идет через женщину, что на иконографическом уровне передается как «яб-юм»
(дословно «отец-мать»: бог и его праджня сливаются в супружеских объятиях), а на уровне текста – как многочисленные сюжеты
о великих святых, получавших мудрость от дакини, причем в некоторых случаях речь идет не только о духовной передаче, но и о плотском
соединении.
Воплощением мудрости как таковой предстает
Праджняпарамита – высшая из степеней духовного совершенства (парамит), символизирующая интуитивное познание, озарение.
Одновременно Праджняпарамита является и философским понятием, и названием корпуса священных текстов, и богиней,
иконография которой не только зрительно передает философскую концепцию, но и содержит ряд черт, позволяющих видеть
в Праждняпарамите элементы мифологемы Богини-Матери (в атрибутику богини входят и лотос, и меч – женский и мужской символы).
Тантрическим возвышением женщины как
воплощения мудрости объясняется женственный (и иногда женовидный) облик мужских божеств. Так, стоящего Авалокитешвару регулярно
пишут с большими, округлыми бедрами.
Здесь же следует отметить еще одну черту Богини-Матери, очень важную для понимания мировоззрения тибетского буддизма, – двуединство
эротизма и целомудрия. Поскольку Богиня-Мать не имеет супруга, но является прародительницей всего сущего, то это и создает названную
амбивалентную черту. В мировой мифологии она может реализоваться по-разному: от образа Иштар, одаривающей своей любовью
множество героев и губящей их, до образа Артемиды, которая, будучи изначально прародительницей и губительницей диких зверей,
в классической мифологии становится охотницей и девственницей; от сибирских богинь очага, именуемых «мать-огонь», до римской
девственной Весты с ее весталками.
В тибетском буддизме эта амбивалентная черта
воплощается, во-первых, в самой сути тибетского тантризма – в символической, а не плотской трактовке полового акта, в оксюмороне
«тантра для монахов». Во-вторых, это опять же будет связано с дакинями, иконографические изображения которых подчас весьма
эротичны (большинство дакинь полностью обнажены, не считая множества украшений), притом что эротичный аспект легенд о
дакини – скорее исключение, чем правило. Образ дакинь находит типологическую параллель в скандинавских мифах о валькириях – воинственных девах,
помогавших героям в бою, а также обучавших их мудрости (таковы Сигурд и Сигрдрива, Хельги и Свава–Сигрун и др.).
В мифологическом мышлении мужское
начало противопоставляется женскому как нечет и чет. Двоичность – универсальный способ передачи женского начала на знаковом уровне.
В тибетской иконографии это ярче всего видно на примере двойного изображения Тары – на большинстве картин богиня одновременно
предстает в Белой и Зеленой ипостасях (заметим, что для всех других божеств появление нескольких их ипостасей на одной картине – явление
несопоставимо более редкое). В образе Зеленой Тары двоичность выражается и в том, что богиня держит в руках два, а не один стебель лотоса.
О том, что богиня Тара как таковая имеет черты Богини-Матери, писал еще Ю.Н. Рерих.
Один из геометрических символов Богини-Матери – треугольник,
вершина которого смотрит вниз. Такова форма уже упомянутого озера, посреди которого растет лотосовый трон. Вода – стихия,
повсеместно отождествляемая с женским началом, а также с мудростью; о том, что всё это присутствует в образе Богини-Матери,
мы упомянули в начале этого раздела.
Текучесть образов привела нас
от Богини-Матери к Мировому Древу. Это закономерно, так как эти две универсалии в ряде случаев обладают общей символикой,
сливаясь воедино. Мировое Древо может представляться обиталищем Богини – вспомним уже встречавшийся нам индийский
иконографический сюжет «девушка под деревом». О связи Богини-Матери и Мирового Древа писалось неоднократно.
В нашем случае воплощением обеих универсалий одновременно является лотос, белый цвет которого входит в число символов Богини.
Лотосовый трон – круглой формы, а круг – также атрибут Богини, символ женского лона. Изображение божества сидящим или стоящим
на лотосовом троне означает постижение этим божеством мудрости, то есть в известном смысле может рассматриваться как
структурный синоним сюжета «яб-юм» или индийских лингама (фаллоса) и йони (лона).
Мы перечислили неантропоморфные образы,
несущие символику Богини-Матери. Из приведенного материала следует, что все они так или иначе связаны с воплощением мудрости,
причем как на религиозном, так и на универсальном уровне. Теперь перейдем к анализу иконографии буддийских богинь.
Большинство высших богинь
тибетского пантеона – белого цвета, который, как мы уже отмечали, символизирует Богиню-Мать. В мировой мифологии
белый цвет является синонимом света, сияния, женской красоты, но также и смерти. В буддийской иконографии он устойчиво связан
с милостивыми богами и богинями (гневные божества белого цвета единичны), применительно к богиням он символизирует мудрость:
семиглазая Белая Тара воплощает не только милосердие, но и всеведение, Ушнишавиджая – просветленную мысль всех будд,
Ситатапатра – «Богиня с белым зонтом», который входит в число восьми благих эмблем и уничтожает жар греховных желаний,
т.е. того, что препятствует пути к Просветлению. Особенно значим для нас образ Ситатапатрапараджиты – тысячеглавой, тысячерукой,
тысяченогой богини, которую Цзонхава называет «единственной матерью Джин прошлого, настоящего и будущего, чья слава проникает
повсюду в трех мирах». «В ее диадеме — изображение тысячи Татхагат, поэтому в молитвах и песнях ее называют «Матерью всех Джин».
Гипертрофированная сверхъестественность ее образа является зримым выражением сверхмощи. Обратим внимание, что головы
богини – пяти цветов, что позволяет видеть в ней отражение мифологемы Мировой Оси.
Особое место среди богинь,
имеющих черты Богини-Матери, занимает Лхамо – единственный женский персонаж среди дхармапал (гневных охранителей Закона).
Ее образ детально проанализирован Н.Л. Жуковской, и нам остается лишь кратко напомнить основные положения этого анализа:
она – хранительница тайн жизни и смерти, хозяйка времени (из ее короны появляются времена года), в своей основной форме
она – божество, опасное для детей, а в ипостаси Барджин Лхамо – богиня, дарующая потомство и облегчающая роды,
она – властительница судеб (по бокам ее мула висят жребии); она – «Великая хозяйка жизни», при том что значительная
часть ее атрибутов пришла из культа Кали и связана с каннибализмом.
Добавить к этому можно следующее:
само значение имени «Лхамо» – «Богиня»
– указывает на главенствующую роль в
пантеоне (аналогично в мифологии
большинства индоевропейских народов
верховный бог носит имя, восходящее к
индоевропейской пра-форме *deiuo, то есть
«бог»). Далее: на картинах над головой
Лхамо часто изображают белотелую
богиню красноречия Сарасвати, которая
является милостивой ипостасью Лхамо;
в руках Сарасвати – музыкальный
инструмент «въна», а в мифологическом
мышлении музыка, равно как и
красноречие, – это синонимы мудрости,
то есть опять же черты Богини-Матери.
Совместным изображением Лхамо и
Сарасвати выражена дуальность богини;
относительно символики белотелости
Сарасвати см. выше. Это наиболее яркие
черты Богини-Матери у Лхамо. Менее
показателен образ ее ваханы, которую
обычно определяют как мула. Мул –
помесь лошади и осла, а оба эти
животные связаны в мифологии с
преисподней, причем осел –
исключительно с нижним миром, и его
даже считают ипостасью Бога Земли;
цвет ваханы Лхамо – рыжий, а красный (или
рыжий) конь – символ смерти. Итак,
вахана Лхамо характеризует ее как
богиню смерти, то есть ипостась Богини-Матери.
Пожалуй, иконографический сюжет,
представляющей Лхамо в центре,
Сарасвати над ее головой и богинь
времен года по углам, наиболее полно
отражает мифологему Богини-Матери как
дуальной владычицы жизни и смерти,
воплощения мудрости, хозяйки времени.
|