Леонид Колганов |
||
Сновидчество и
вневременность некоторых стихов Если взять за аксиому то, что каждый человек - это целый мир, то что же говорить о подлинной большой поэзии. Передо мной наиболее полный на сегодняшний день поэтический сборник Владимира Добина “Горькое вино”. Разумеется, это целый поэтический мир. Лично мне в поэтическом мире Владимира Добина больше всего нравится его сновидчество, вневременность, как говорится, для всякого столетия, и высветлённый лиризм - отсвет Великой русской поэзии. Разумеется - отсвет, а не подражание. Как, например, отсвет творений Льва Толстого виден во многих произведениях Хемингуэя. Наиболее всё перечисленное выше вместили в себя четыре стихотворения из книги, которые надо цитировать полностью и говорить о них как можно подробнее. Вот как этот страдальческий отсвет или же отзвук виден и слышен в неброско-мучительном стихотворении, в котором ненавязчиво воплотилась вся противоречиво-потаённая, несмотря ни на .что, любовь поэта к стране Исхода-
Тут всё: и сквозное пространство, и тоска расстояний, и душевный разлом, и раздвоенность сознания, и ледяной ожог, который оставила на всех нас Россия. Лиризм в этом стихотворении скорее мрачный, чем высветленный. И, тем не менее, какая, если можно так. сказать, исподлобная нежность. Ну, а, само по себе, лирическое начало этого: стихотворения несёт в себе и эпическое, и философское начало. Тот же лирический отсвет виден и в сновидческо-вневременном стихотворении “Голос”, которое тоже необходимо процитировать полностью:
Не знаю как тебя, дорогой читатель, но меня это стихотворение заставило рыдать. Мне кажется, что его каждый может приложить к себе, к своим болевым точкам. Разрыдаться и очиститься, ведь в нём каждая строчка плачет. Стих держится на одном дрожании голоса. Такая тихая – “рыдалистая дрожь”. И ещё одно, и снова - сновидческое, и опять полностью:
Тут вспоминается и Годо из пьесы Беккета* “В ожидании Годо”, который так и не появляется в самой пьесе, а также тёмные и одновременно завораживающие стихи позднего Блейка**. Ведь вся магия этого таинственного стихотворения заключена в том, что мы не знаем, кто этот Последний, но, тем не менее, мы, как и предыдущее стихотворение, можем приложить его к себе, ведь в каждом из нас есть Кто-то или Что-то, чего нельзя объяснить словами, но такое - таинственно-родное, что, чувствуя его и внутри себя и вовне, мы опять же хотим разрыдаться. В нём уловлено неуловимое. Это одно из самых странных, в лучшем смысле этого слова, стихотворений в книге. Также хочется полностью процитировать ещё одно стихотворение Владимира Добина, уже не сновидческое, а вневременное - о человеческом одиночестве, которое, на мой взгляд, можно смело поместить в любую поэтическую антологию.
Два прекрасно беззащитных одиночества, словно король Лир и его шут, почти Космические. Это - одиночество в Вечности не только нас, но и братьев наших меньших. Все четыре стихотворения, дорогой читатель, взяты мной из наиболее полной книги Владимира Добина – “Горькое вино”. Мне кажется, что они наиболее вместили в себя то, что я наиболее ценю в его прекрасной поэзии: сновидчество, высветленный лиризм и вневременность. ~Беккет - ирландский писатель. *~Блейк - английский поэт. |
||
niw 15.04.03 |
||