Леонид Колганов


Сновидчество и вневременность некоторых стихов 
Владимира Добина в книге “Горькое вино”

 Если взять за аксиому то, что каждый человек - это целый мир, то что же говорить о подлинной большой поэзии. Передо мной наиболее полный на сегодняшний день поэтический сборник Владимира Добина “Горькое вино”. Разумеется, это целый поэтический мир. Лично мне в поэтическом мире Владимира Добина больше всего нравится его сновидчество, вневременность, как говорится, для всякого столетия, и высветлённый лиризм - отсвет Великой русской поэзии. Разумеется - отсвет, а не подражание. Как, например, отсвет творений Льва Толстого виден во многих произведениях Хемингуэя. Наиболее всё перечисленное выше вместили в себя четыре стихотворения из книги, которые надо цитировать полностью и говорить о них как можно подробнее. Вот как этот страдальческий отсвет или же отзвук виден и слышен в неброско-мучительном стихотворении, в котором ненавязчиво воплотилась вся противоречиво-потаённая, несмотря ни на .что, любовь поэта к стране Исхода-

Всё, что раньше таилось в душе,
Что скрывалось за пологом тьмы,
Для России судьбою уже
Обернулось проклятьем сумы.
Бездорожья белесая пыль
Да пустые дама,
Да ковыль
Ничего не забудем, увы,
Хотя мы никому не должны.
Этот шелест
Осенней травы
Из покинутой нами страны.
И без нас она стала пуста,
Ни травинки нигде, ни куста.
Эти избы - кричи, не причи-
Не откликнутся нынче на зов.
Только ветер гуляет в ночи
Да скрипит деревянный засов.
Но прислушайся-
Сквозь матюги:
"Помоги!
Помоги!
Помоги/"

Тут всё: и сквозное пространство, и тоска расстояний, и душевный разлом, и раздвоенность сознания, и ледяной ожог, который оставила на всех нас Россия. Лиризм в этом стихотворении скорее мрачный, чем высветленный. И, тем не менее, какая, если можно так. сказать, исподлобная нежность. Ну, а, само по себе, лирическое начало этого: стихотворения несёт в себе и эпическое, и философское начало.

Тот же лирический отсвет виден и в сновидческо-вневременном стихотворении “Голос”, которое тоже необходимо процитировать полностью:

"И ты поймёшь по струйке дыма
И по шуршащему жнивью,
Что жизнь ещё необходима,
Что мучаюсь я, но живу.
И ты услышишь лай собачий
И мой неодолимый зов,
Со мною вместе ты заплачешь,
Разделишь боль мою и кров.
Приди же!"
 
Я его услышал,
Тот голос, тающий во мгле.
Я в самом дene встал и вышел.
Царила полночь на земле.
Мерцали пальмы, словно свечи.
Песок клубился и шуршал,
А этот голос издалече
Кого-то там всё звал и звал...

Не знаю как тебя, дорогой читатель, но меня это стихотворение заставило рыдать. Мне кажется, что его каждый может приложить к себе, к своим болевым точкам. Разрыдаться и очиститься, ведь в нём каждая строчка плачет. Стих держится на одном дрожании голоса. Такая тихая – “рыдалистая дрожь”.

И ещё одно, и снова - сновидческое, и опять полностью:

Последний
 
И, когда последний скажет:
“От тебя уйду”-
Промолчу, возможно, даже
На свою беду
И, когда последний спросит:
“Понял всё без слов?”-
Яувижу, как уносит
Ветер пыль веков.
И - один во тьме осенней
Гаснущего дня –
Тот - ушедший,
Тот – последний –
Позовёт меня. "

Тут вспоминается и Годо из пьесы Беккета* “В ожидании Годо”, который так и не появляется в самой пьесе, а также тёмные и одновременно завораживающие стихи позднего Блейка**. Ведь вся магия этого таинственного стихотворения заключена в том, что мы не знаем, кто этот Последний, но, тем не менее, мы, как и предыдущее стихотворение, можем приложить его к себе, ведь в каждом из нас есть Кто-то или Что-то, чего нельзя объяснить словами, но такое - таинственно-родное, что, чувствуя его и внутри себя и вовне, мы опять же хотим разрыдаться. В нём уловлено неуловимое. Это одно из самых странных, в лучшем смысле этого слова, стихотворений в книге.

Также хочется полностью процитировать ещё одно стихотворение Владимира Добина, уже не сновидческое, а вневременное - о человеческом одиночестве, которое, на мой взгляд, можно смело поместить в любую поэтическую антологию.

Одинокая собака
 
В сквере, около фонтана,
Где лежит пушистый снег,
Ходит-бродит рано-рано
Одинокий человек.
Хоть и холодно, однако,
Он в пальтишке налегке.
Одинокая собака
У него на повадке.
Остановится прохожий
В изумлении на миг:
Боже, как они похожи
Пёс озябший и старик.
Много лет прошло, однако,
Вижу
Только рассветёт,
Одинокая собака
Одинокого ведёт.

Два прекрасно беззащитных одиночества, словно король Лир и его шут, почти Космические. Это - одиночество в Вечности не только нас, но и братьев наших меньших.

Все четыре стихотворения, дорогой читатель, взяты мной из наиболее полной книги Владимира Добина – “Горькое вино”. Мне кажется, что они наиболее вместили в себя то, что я наиболее ценю в его прекрасной поэзии: сновидчество, высветленный лиризм и вневременность.

~Беккет - ирландский писатель.

*~Блейк - английский поэт.


niw 15.04.03

 


русскоязычная
литература Израиля