Леонид Колганов


 

Дорогой читатель! 20-го июня 2002 года в нашем городе прошел незабываемый вечер нашей прекрасной поэтессы Рины Левинзон, о котором, я уверен, ещё будут писать и писать. Я же в первую очередь хочу поделиться своими впечатлениями о её последней и наиболее полной книге "Седьмая свеча", которую мне посчастливилось приобрести после окончания вечера, и привести в конце публикации несколько наиболее запавших в душу стихотворений из этой дивной книги.
ЦАРСТВЕННАЯ ПАСТУШКА

"Мне жаль тех любителей поэзии, живущих в России, которые не услышат прелестной мелодии, пропетой нежной дудочкой Рины Левинзон", - писал о стихах Рины Левинзон Давид Дар. Полностью согласен. Хотя хочу добавить, что в этой "прелестной мелодии, пропетой нежной дудочкой", таится также и грозная мощь, ибо вся поэзия Рины Левинзон питается мощной, идущей из глубины веков "божественной подпиткой" - наследием наших пастухов и царей. Так как наши великие цари - после пастушьей дудочки - брали в руки боевой рог и меч, а после снова дудочку или арфу. В стихах Рины Левинзон в первую очередь присутствуют краткость, кротость и мощь. Не могу удержаться, чтобы полно- стью не процитировать маленькое, но стоящее целой поэмы стихотворение:

Монолог царя Давида
 
Чем виноват я
Господи, и в чём,
Что сын родной мой на меня с мечом?
Все камни мира, злое торжество
Не так страшны, как тёмный взгляд его.
Но каждой вздох мой, каждый мой псалом –
Всё о тебе, мой сын Авессалом.

Какая мощная краткость! Вспомним, что и "Слово о полку Игореве" в подлиннике всего лишь десять машинописных страниц. Это одно из ключевых стихотворений в сборнике. Ещё две, если можно так выразиться, эрогенных зоны в книге - это два стихотворения о Мандельштаме, расположенные хотя и на разных страницах, но являющиеся несомненным "Диптихом". В них магия стихов Рины Левинзон сливается с магией и двойственностью "Воронежских тетрадей" самого Мандельштама, которого местные обыватели принимали то за запуганного полусумасшедшего, еврея, то за ссыльного белогвардейского офицера, а то за свалившегося невесть с каких небес горделивого царя иудейского! "Временами Мандельштам выглядел царственно", - писал о нём Юрий Олеша. "И кротко", - как бы продолжает вслед ему Рина Левинзон в своём чудесном стихотворении "Памяти О.Э.Мандельштама, которое тоже необходимо привести полностью:

Памяти О.Э.Мандельштама
 
Осип Эмильевич, шёпотом, криком
Буду твердить, ничего не боясь:
С Вашим-то голосом, с Вашим-то ликом
Чья ж та рука, что на Вас поднялась?
Сколько с тех пор уже ужасов было,
Ангелы гибли в огне и в дыму,
Но всё равно та рука, что убила Вас,
Как она поднялась, не пойму.

От этого стихотворения тоже идёт такая кроткая мощь, такая всепобеждающая внутренняя правота, от которой сотрясаются, содрогаются и, в конце концов, рушатся любые изуверские режимы. В книге много и других - изумительных стихотворений, но я выделил именно эти, наиболее олицетворяющие кротость и мощь нашей царственной пастушки, и более того - нашего национального достояния.

И вот ещё несколько стихотворений из книги:

Вавилонская башня
 
Что Бог задумал, языки смешав,
И тем разъединив родные души?
Я милому скажу: "Постой, послушай!"
А он уйдёт, ни слова не поняв.
И Бог мне тот, который соберёт
Всех вместе нас и под единым кровом,
И наградит всех нас единым словом,
И это слово каждый разберёт.

 

Зачем мне опять затевать
Любовные игры... Не надо...
Мне некуда больше девать
Разлуки мои и разлады.
Чем выше огонь, тем скорей
Кончается пламя... И снова
Обугленных, чёрных ветвей
Сквозь дым проступает основа.
Когда протяжно и светло
Поёт над нами птица,
Когда прекрасно только то,
Что сроду не случится.

 

Мне эта доля хороша,
Когда на чудном взлете
Моя мятежная душа
Вдруг подчинится плоти.

niw 15.04.03

 


русскоязычная
литература Израиля