Как создаётся флекс? |
Прежде всего, флекс-канон требует отчётливых беспредметных форм, монохромности и сложности. Чем сложнее формы и их сочетания - тем информативнее флекс. Рамки канона позволяют сосредоточиться именно на этой, содержательной стороне. Cоздавая флекс, флексист ловит себя в момент обращения к стереотипам, - общим или индивидуальным. У новичка это трудно устранимое тяготение к изобразительности, - закорючки-флекксемы складываются в причюдливую бабочку или диковинный пейзаж. Флекситсы-самоучки, как правило, даже развивают эту тенденцию. Флексисты школы классического флекса стремятся уйти от любых ассоциаций, - всякая форма несёт в себе свой собственный, неконвенциональный, безусловный смысл. В некотором смысле смысл и есть форма. И её сложность - это невербальная информация. Пытаясь создать такую форму, флексист отмечает стереотипы, например, почерковые. Иногда, как и каллиграф, он сознательно обращается к ним, иногда избегает совершенно. Постепенно язык форм становится ему внятен вне ассоциаций и условно-смысловых систем. Он начинает говорить формами, оформляя в них неформное содержание, которое хочет донести. Опираясь на игру уже возникших форм, рождается новое неформное содержание, которое, оформившись, усложняет созданное, - и таким образом флекс превращается в насыщеное сообщение, в отчёт о медитации. На следующем этапе флексист отслеживает движение почти в каждый момент времени, но постоянно он этого делать не может, поэтому моменты творческого выбора были выделены и названы керос-точками, - точками принятия решения о дальнейшем автоматическом движении, принятия "проекта кривизны". Цель - создание совершенно небывалой формы и небывалых отношений форм. Следует отметить, что новое не только создаётся на грани невозможного, но и воспринимается соответственно. Взгляд постороннего не различит флексов, увидев их просто как орнамент. Новое невидимо из-за срабатывания стереотипов восприятия, опознающего старое. Некоторые флексисты сомневаются вообще в возможности чистого творения, - создания действительно необусловленного движения линии. Но факт состоит в том, что сам настрой на такое создание требует постоянной осознанности. Не осознанности отстранённого наблюдателя, а осознанности активного, но "пустого" сознания. Флексы требуют своего ритма, поэтому чаще их делали либо на работе, либо на лекциях в ВУЗах. В нынешнем быту с его особой "темпоральностью чата" для ритма флекса трудно найти место. Потому сейчас "живой флекс" сохранился лишь в некоторых школах и ВУЗах, а развитие графики всё более подменяется словесными баталиями во флекс-сборниках, стилистически продолжающими пародийно-игровой стиль флекспресса 70-х. |