|
Манифест
флексиситов
Флексисты убеждены в
существовании абсолютного и
безусловного смысла форм. Бесконечное
число возможных форм соответствует
бесконечному числу возможных смыслов.
Любой процесс возникновения формы -
будь то рост коралла, появление
морозных узоров на стекле или росчерк
пера - есть реализация некоторого
смысла, откровение смысла о самом себе.
Не играет никакой роли способ
воплощения той или иной формы -
является ли она порождением
неорганической или живой природы,
произвел ее на свет строительный
инстинкт насекомого или вдохновение
художника - любая форма есть живая
манифестация смысла.
Будучи освобожденными от груза
предметных ассоциаций, формы
обнаруживают способность вступать
друг с другом во всевозможные
взаимоотношения. Эти взаимоотношения,
так же, как и сами формы, имеют прямые
соответствия в мире идей.
Из вышесказанного с необходимостью
вытекает возможность языка
отвлеченных форм. способного
оперировать любыми смыслами и идеями,
мыслями и чувствами. Такой язык мы
называем словом "ФЛЕКС". Так же мы
называем построенную на его основе
графику.
Особость базового языка обуславливает
место флекс-графики среди иных
искусств и - одновременно - ее отличие
от них. Из напрашивающихся аналогий
самая верная - музыка, наиболее ложная -
абстрактная живопись. Флекс не имеет
никакого отношения ни к абстрактной, ни
к "реалистической" живописи.
Последняя надстраивает смысл над
реальностью, первая конструирует
собственные пространства, сугубо
художественные, сугубо человеческие.
Флекс же имеет дело с реальностью до-пространственной,
до-человеческой. Не конструирование
смыслов, а их отыскание, не
самовыражение само по себе, но
обнаружение своей причастности миру и
вечности - таков путь флексиста.
Осознание сакральности творчества
заставляет по-иному относиться к
категории эстетического. Флекс не
предназначен для непосредственной
эстетической реакции - хотя и не
исключает ее. Внешняя красивость
работы может быть приятным побочным
результатом флекс-творчества, но не
главной его целью. Внутренняя
смысловая красота, красота игры
смыслов является главной ценностью во
флексе и оправданием его как
графической школы. Первичная
эстетическая реакция может быть только
помехой для восприятия красоты этой
игры. Эстетика всегда расставляет
акценты и потому неизбежно идеологична.
Воспринимая формы эстетически, человек
попадает в зависимость от принципов
восприятия и оценок той или иной
самодовлеющей эстетики, насильно
означивающей формы и сплавляющей
условное и безусловное в одно
неразложимое целое. Лишь методично
вынося эстетическое за скобки,
наблюдая формы беспристрастно и
бесстрастно, возможно воспринять их
непосредственный, безусловный смысл,
очищенный от случайных наслоений
оценочного, и вступить с ними в
равноправный диалог, точнее - в игру.
Избегая предварительной эстетической
оценки, относясь с доверием к форме
флексист, рисуя и воспринимая флекс,
равно как и любые другие формы внешнего
мира, с восторгом и восхищением
наблюдает за игрой, возникающей между
смыслами, воплощенными в нем самом и
смыслами, представленными в
графических формах. Иначе говоря, смысл
флекса как эстетической деятельности
можно сформулировать как отказ от
воспроизводства наученной
эмоциональной реакции и вслушивание в
голос самого наблюдаемого предмета - в
нашем случае в голос формы.
Флексист верит, что любая вещь в мире
обладает собственным смыслом, не
зависящим от человеческой оценки, и
считает его столь же ценным, как
собственное существование. Такое
доверие к миру, как к божественному
творению, готовность утверждать мир
как божественное творение является
главным творческим принципом
флексиста.
Именно этого доверия совершенно
недостает современному искусству.
Именно это доверие Флекс несет в мир.
|
|