|
Флекс, прежде всего, это легенда. Флекс -
движение: движение руки, движение
мысли, движение глаз, движение поколений
флексистов во времени.
Часть 1: весна флекса. Первые флексисты.
Теория флекса и современность.
Весной 1975-го года, в начале апреля,
Владимиру Владимировичу Котову снился
сон, в самом конце которого звучала
фраза из незнакомых слов, среди которых
самым красивым - и потому запомнившимся -
было то ли прилагательное, то ли
глагол, корнем которого было сочетание
букв "ф л е к с". Таким образом,
Котов, пробудившись, пробудил к жизни
новый стиль графики и соответствующую
ему философию плюс сообщество людей и
ещё, наверное, самый стиль жизни этих
людей - названием всему этому послужило
приснившееся слово "флекс".
Первоначальной формой существования
Флекса, в дальнейшем ставшей
единственной и канонической, были "высокие"
и другие общие тетради -
флекс-сборники (ФС). Содержанием этих
сборников, помимо основного -
флекс-графики, становится переписка
самих флексистов. Флекс-сборник по
устройству являтся прототипом сетевых
чатов. Причём: многие, берущие в руки
флекс-сборник, зрители тотчас
становились авторами, высказываясь по
поводу
написанного - вписываясь. Флекс-движение
(ФД) вовлекало в свои ряды всё
больше молодых участников - с каждым
новым сборником, а они (ФС), поначалу,
появлялись по-нескольку за один месяц.
Среди первых флексистов, кроме
Котова, следует упомянуть в первую
очередь А. Я. Сергеева (псевдоним).
Согласно легенде, Котов - отец Флекса,
Сергеев же - мать. Первые сборники, в
основном, содержат их переписку, к
которой постепенно добавляются голоса
других флексистов. Внешне эти сборники
напоминают детские альбомы для
рисования, однако внутри - совсем
недетское содержание. Котов очень
серьёзно
относится к полученному им во сне
подарку, хотя при чтении ранних ФС это
заметно не сразу: так как флексизм
заполнил существовавшую в конце
семидесятых нишу культурной
недовысказанности и художественной
глухонемоты -
флекс-текст в пику соцреализму звучит
максимально юмористично и сюрно. Рост
тогдашней популярности писателей-сатириков
- следствие возросшей в
общественном сознании потребности
несерьёзного и критического взгляда на
застойную действительность: то, что
придавливает своей серьёзностью и
безысходностью - снимается смехом,
высказывается как анекдот.
Эмоциональная
почва флекс-прессы и флекс-графики -
протест против доведённого до
шаблонности реализма форм и
рациональности содержания. То, что Рене
Генон
назвал кризисом, анализируя развитие
западной цивилизации, для флексизма
локализовалось в реалиях позднего "развитого"
социализма. Стиль переписки
первых флексистов искрится юмором,
юношеским нонконформистским сарказмом
над
лозунговой действительностью и
доходящим до кровавого криминала сюром.
Но
всё это происходит в направлении
позитивного флекс-messeg'а, очень глубоко
прочувствованного Котовым. Вот начало
четвёртого ФС, примерно датируемого
июлем 1975-го: " Слушайте! Флекс никогда
не станет жертвой амёбы
потребительства, вируса текстиля,
инфузории декоратизма и спирохеты
мыкулизма! Прмышленность всегда будет
применять лишь стандартный орнамент.
флекс каким бы он ни был, есть бунт
великой закорючки против стандартизма.
Одинаковые люди с одинаковой моралью,
мыслью и т.д. - т.е. основа, мясо
нынешней цивилизации никогда не осилят
флекса! Флекс нестандартен,
ненормален. За повышение нормативов
ненормальности!" ( В.В. Котов ). А вот
как начинается второй ФС (май 1975): "Здравствуйте,
дорогие читатели!
Доброго здоровья вам, любители флекс-арта!
Богатейших галлюцинаций вам всем,
дорогие товарищи!" (В.В. Котов).
В первых сборниках Котов пишет иногда
под псевдонимом Сувичара. Авторами
этих ФС, помимо Котова и Сергеева,
становятся Чарвакари, впоследствии рано
умерший от рака и Евгений Аргунов. Флекс
как реальный андерграунд и
оппозиция западноевропейскому
рационализму, естесственно, впитал в
себя
восточные оттенки мировоззрения:
терминология флексизма заимствует
множество
представлений дзен-буддизма. С другой
стороны, словарь флекса вобрал в себя
много психологических понятий - в
основном связанных с психологией
восприятия и бессознательным (конкретно
- гештальтпсихология и
неопсихоанализ). Вот что пишет Котов там
же, во 2-м ФС: "Я уже писал о связи
флекс-арта с дзен-буддизмом. Напомню
основную идею той статьи: Флекс
создаётся и рассматривается без участия
разума, бессознательно,
интуитивно-чувственно. Следовательно, в
процессе творчества и в процессе
разглядывания флекса достигается
частичное безмыслие (дзадзен), при
котором
пробуждается интуиция и постигается
внутренняя сила, движущая личностью.
(кандидат флексологических наук В.В.
Сувичара)".
Конечно, исходный флексистский "воинствующий
иррационализм" по-своему
наивен: не следует забывать об
упоминавшейся выше оппозиционной
природе
этого мировоззрения, оно формировалось
из всех подручных средств, но
основным из них всегда была флекс-графика.
Сергеев дал самое простое
определение флексизма: "пропуском во
ФС является рисование флексов".
Часть 2: флекс-движение набирает силу.
флексизм и московский андерграунд
70-80-х. Первым очаровывающим моментом,
связанным со словом "флекс",
является таинственно- красноречивая
графика. Графический флекс-стиль взялся,
вроде бы, ниоткуда: телефонные закорючки,
лекционные почеркушки... Но в
культурно-временном пространстве не
бывает ничего случайного: очевидно, что
почва для появления в России конца ХХ
века новейшего напраления
беспредметной графики была
подготовлена мастерами русского же
Авангарда в
начале этого же самого века. Хотя Котов и
не любит слово "авангард" ( у него
оно ассоциируется с подростковой
нечистоплотностью и прыщавым эпатажем ),
Кандинского он уважает - особенно потому,
что тот предсказывал появление
беспредметного графического языка.
Действительно, флекс - "языковат".
Но первоначальные попытки сформировать
на
базе единичных флексистских пиктограм
азбуку эмоциональных состояний не
систематизировались. Здесь важно то, что
самый порыв и даже конкретный
личностный смысл "зафлексовываемой"
ситуации часто-таки является вполне
однозначно воспринимаемым, но он не
становится основой для трансляции опыта
другого флексиста.
То, что в каждой отдельной флексеме есть
что-то от жеста было довольно рано
замечено флексистами. Флексистка Бр. О. (
Братец Олежка ) ещё в конце
семидесятых выдумала теорию, будто
каждый флексоид (флексема) - это
человечек.
На первый взгляд - это контра. Ежели
флекс беспредметен, то какие тут, к
чёрту, могут быть человечки? Однако не
так уж наивно это сравнение. Язык
"отвлечённых форм" в виде сочетаний
геометрически правильных фигур вполне
исчерпал себя уже у Малевича.
Супрематизм требовал перехода к
идеальному
плану, воображаемым объектам. Картины
Малевича служили лишь подсказкой
новому видению: ценность его картин
сводится не к сумме материально
зафиксированных авторских движений
красящей кисти ( зачастую достаточно
неточных и небрежных ), а к определённой
последовательности возникновения
концептов восприятия. Период "Чёрного
квадрата" сменяется "Супрематизмом
духа" и "Белым квадратом" -
дематериализацией категории
прекрасного. В конце
концов, Казимир Малевич требует
отбросить растрёпанную кисть ради
отточенности пера и текстуально творить
концепты. Таким образом, путь
"отвлечённости" был пройден до
конца. Говоря о Флексе, мы скорее будем
использовать словосочетание "внимательность
форм ". В свою очередь, флексизм
отказывается и от той доли условности,
которую в беспредметику привносит
плакатный геометризм - никакой
правильности, прямоугольно-округлости в
случае одной флексемы или их сочетания
не должно быть - таков канон, который
утвердился лишь с годами. Флексизм
отменяет гештальтистский "закон
хорошей
формы": вовсю ведётся борьба с ним как
с базисной стереотипизацией
восприятия. ( Видеть повсюду правильные
фигуры, складывающиеся из случайных
точек треугольники-квадраты - это ли не
обречённость современного
перципиента? )
Использование какой-либо
конвенциональной атрибутики - символов,
силуэтов,
знаков, правильных контуров и линий
флексизмом отрицается. Флекс ближе
всего
стоит к школе абстрактного
экспрессионизма Кандинского (и к
французской
школе) - с той важной поправкой, что
ортодоксальный флекс-график отрицает
разноцветность, штриховку и мазки: чётко
очерченное и сплошь закрашенное
пятно на максимально контрастном фоне -
вот как должна выглядеть отдельно
взятая флексема / флексоид.
Флекс по праву может считаться
натуральным абстракционизмом: ни Котов,
ни
Сергеев к моменту зарождения ФД не имели
специального образования в
художественной области. Одно предание
гласит, что они учились в одной школе
на проспекте Вернадского, другое - что
они познакомились в психушке, когда
косили от армии. Так или иначе, эти
молодые люди не очень сильно были
озабочены созданием эстетической
идеологии, их больше занимал флекс-
процесс: переписка, графика... Они очень
серьёзно относились к приснившемуся
дару - слово "флекс" писали на всех
доступных поверхностях, даже на
резиновых поручнях эскалатора где-
нибудь на Ленинских горах. Флекс
проникал
в разные сферы тогдашней жизни молодых
советских граждан: ФС-ки стали
коллективной забавой общежитий и
связующим звеном семейной дружбы.
Итак, внимательность форм. Если
приглядеться к отдельному участку
какого-либо флекса, то можно заметить
влияние со-расположенности флексем
друг на друга, их своеобразную взаимную
обусловленность, проще говоря -
взаимоотношения форм. Конечно, никаких
пляшущих человечков во флексе не
может быть использовано, но жест -
главная подсказка в данном случае, чтобы
понять теорию Бр. О..
Постепенно, с наступлением 80-х, жанр ФС
стал достоянием той части молодого
(духом) населения Москвы, которая, благо
застойный строй позволял-оплачивал,
вела образ жизни свободных художников:
вечных студентов и аспирантов
( плюс - даже научных сотрудников).
Несмотря на кажущуюся близость к
тогдашней богеме, флексизм не
становился в позу бульдозерщиков, не
бравировал своей (глубинной)
оппозиционностью.
Флексизм, несмотря на свой
андерграундный дух, является продуктом
того
свободного времени, что возникало
внутри общественного времени жизни того
самого, с десятилетиями всё
основательнее удаляющегося от
пролетарских
корней, простого советского человека. С
другой стороны, флексизм не
выпячивала какая-либо разновидность (усугубившейся
с диссидентством)
интеллигентизма и рафинированности. К
примеру: ни Котов, ни Сергеев
университетов не кончали - и по нашим
данным вообще не имеют какого-либо
наукообразного высшего образования .
Котов по образованию фармацевт,
Сергеев, уже будучи флексистом, пошёл
учиться сначала на краснодеревщика
вместе с Бельским), а потом и вовсе - на
художника.
В силу того, что большая часть ФС-ков
того периода утрачена (вне пределов
знакомо- досигаемости) мы не можем
судить о всей широте размаха ФД в ту
пору. Переписка во ФС-ках ведётся на
любые темы: будучи по природе
самиздатом, флекс-пресс не боится
цензуры, сюрно хохмит о современности,
вспоминает буржуазных философов (вклеивая
даже фрагменты их текстов и
портреты, найденные в мусорных ящиках
журфака МГУ), но главное - обсуждает
свою собственную судьбу в сложившейся
ситуации, чему систематически
способствует Котов. Не смотря на то, что ,
согласно бесконечным рапортам
Котова о кончине/начале очередного
периода, ФД перманентно находилось в
"бессмертном" ( ни туды - ни сюды)
состоянии, каждый новый сборник
привлекал
новых авторов, среди которых ( как
узнавалось позже ) отыскиваются
талантливые журналисты, писатели,
философы и художники. Сергеев
принадлежит
к последним: год за годом он
совершенствовал свою технику, а после
полученного им образования и вовсе
решил поставить флексизм на
профессиональную ногу. Уже
упоминавшийся выше флексист 1-го
поколения
Бельский также оказался
профессиональным художником-
абстракционистом: им
была разработана технология
проецирования флекс-слайдов на ватман и
расцвечивания внутренностей обведённых
там контуров. Полученные таким
образом абстрактные полотна неплохо
продавались. Единственно верным
традиции
флекссборничества оставался Котов: он
не поддавался на коммерческие уговоры
Сергеева, в которых фигурировала кругло-зелёненькая
сумма, вследствие чего,
уже в районе 90-х произошла историческая
ссора и последовавший за ней развод
папы и мамы.
|
|