В.Котов


Алексей Андреев и "Тропа Трояна".

Небольшой обзор. Вместо комментариев к публикации в "НАНИЧЬЕ"


Сейчас в сети очень много самых разных материалов о славянском язычестве. Тема столь идеологизирована, что даже специалистам становится всё сложнее отличить этнографически точные факты от мистификаций. К тому же, граница тут тоньше, и слово "мистификация" вряд ли подходит к пересказам и развитиям тем, источник которых уже невозможно установить. Мифы рождаются столь же таинственно-анонимно, как некогда рождались политические анекдоты. В анекдоте сублимировалось, вытеснялось напряжение откровенно-лживого общества 70-х, в мифе - напряжение пустотного существования в оставшейся на месте взорвавшейся идеологии воронке. 
Суть процесса та же.
Но время анекдота ушло и пришло время мифа.
Как относиться к
тексту Андреева-Шевцова - дело личного выбора. Надеюсь лишь на здравомыслие читателя, встречающего упоминания о десятках тысяч лет русской истории.
Есть у этого феномена и ещё одна грань: мифы не только сами несут силу, создающую "вторую реальность", но, быть может, и черпают её из невнятных бездн Рода. В этой связи вспоминается репортаж по ТВ у "русских индейцев". Как бы игра. Многие играли в индейцев, даже Володя Ульянов. Да и я по себе знаю, как легко и странно эта игра в какой-то момент переходит за грань просто игры. "Русский индеец" из поселения в Карелии рассказывает, как он пошёл на войну, потому что "индеец должен воевать", как естественно отрезал там уши врагам и т.п. Какие духи древних дакота руководили им - не знаю. Но невольно возникает вопрос: если миф открывает дверь бездны - то кто несёт ответвенность за всё то, что из этой двери выйдет?
Алексей Андреев (Александр Шевцов) известен как один из новых мифотворцев, создатель "Тропы Трояновой". Личность, конечно, удивительная, и, как все мифотворцы нового времени, начиная с Карлоса Кастанеды, остающаяся загадочной несмотря на любые "разоблачающие версии".
Сами "троянцы" считают своё движение "Традицией", уходящей в глубь даже не веков, а десятков тысяч лет. Впервые статьи Андреева появились в начале 90-х в журнале "Русский стиль", посвящённом "словяно-горицкой борьбе" - своего рода "русскому карате", якобы также фантастически древнему и "эзотерическому".
Подобно тому, как Карлос Кастанеда первоначально явил себя публике в качестве сухого учёного-антрополога, Андреев выглядит "историком" и "этнопсихологом". Кавычки здесь не несут никаког о уничижительного смысла, - в период кризиса классических наук любые ярлыки становятся равно спорными.
И самопрезентация в том или ином качестве ничуть не более спорна, чем роль, предлагаемая извне.
Как а знаменитый американский антрополог повстречал старого индейца, так и Шевцов-Андреев однажды встречает некоего дедушку, хранящего "Традицию".
Пару лет назад вышла книга "Тропа Трояна".
А до того о "Тропе" можно было узнать лишь "через знакомых знакомых", попав на многодневные выездные семинары-тренинги, весьма профессионально организованные.
В подборке материалов
о культах
читаем:

"Официально "Тропа Троянова" является программой Российского фонда культуры, "ставящая своими целями возрождение лучших нерелигиозных духовных традиций народной русской культуры и сохранение их преемственности через обучение и использование в обыденной жизни"

А на замечательном сайте, посвящённом субкультурам Гайдукова, подробно описан весь контекст "Традиции", "Тропой" отнюдь не ограничивающийся. Статья интересная, - посмотрите сами, обойдусь пока без комментариев.

Мария, редактор таинственно скрывшегося портала "OVUM", в на редкость добросовестной и вдумчивой статье История одного не возникшего народа (Тропа Трояна)
приводит такую цитату:

Сам Андреев (или точнее, Шевцов, его "реальное" alter ego) дает следующее объяснение причин кризиса:

"Андреев был мечтателем. И поэтому он совершил одну принципиальную ошибку. Он хотел отдать знания мазыков тем, кто мечтал о сказке и о красоте Руси. Поэтому он начинал свой учебный курс с семинара, посвященного русской мифологии. И это было началом конца. Этот семинар, нулевка, собирал мечтателей, которым нужно было сидеть у ног сказочника забывшись в очаровании. До тех пор, пока Андреев рассказывал, Тропа росла. И пришедшим на этот зов было все равно, что он говорил. Это все было сказкой и мечтой. И даже когда он говорил о самопознании и работе над собой или о том, чтобы делать экономику или свой народ, ему кивали не потому, что соглашались делать, а затем, чтобы он не прекращал говорить…

... И вот множество людей потеряно, только потому, что начиная со сказки, он собрал сказочников, а потом сам же разрушал в них способность творить сказку. За это он должен был умереть, и обвинение, что он завел Тропу не туда, верно… По крайней мере, так можно сказать. Как и то, что он потерпел поражение.

Самопознанием и раскрытием способностей надо заниматься с теми, кто изначально хочет заниматься самопознанием и раскрытием способностей. И не надо раскрывать какие-то еще способности тем, чья единственная способность - творить сказку. Пусть творят."


Красиво?
А по-моему, так откуда вывелось, туда и завёлось. Всё началось со сказки - сказки о народе с историей в десятки тысяч лет, о тайной его мудрости и доисторических приёмах борьбы и психотренинга. И, конечно, сказки о самопознании.
А это уже - примета времени. Времени Мифа, заменяющего всё, - и веру, и знание, и сгинувшие идеологии, и ненайденые истины Духа.




Этрусское изображение трёхголового демона.
IV век до н.э.
(использована фотография с сайта
"ОТБЛЕСК")



обзоры