Валерий ШЛЕНОВ

Первая
Заповедь

 
   
 

По словам Священного Писания «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Недаром Сам Господь сказал: «Не всяк, глаголай Ми (твердящий Мне): Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй (исполняющий) волю Отца Моего» (Мф. 7:21).
Какая же вера живая? Когда вера горами движет и все на свете, даже самое ужасное и невыносимое способна к лучшему переменить. Дела должны в основе ее лежать - только тогда вера жива. Дела добра, милосердия, любви. Только сила любви, великое тепло душевное, горячее сердце может растопить ледяной холод равнодушия, безразличия и безучастности. Но какое же дело первейшее, важнейшее всех других? Такое, без которого и все другие дела бессмысленны и бесполезны. Что же нам заповедал делать Господь? Какую заповедь Бог поставил прежде всех других? С чего начинается святой Закон Божий?
«Аз (Я) есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инни (боги иные) разве Мене (кроме Меня)».
Вот первая заповедь Божия. Господь возвестил о Себе всем людям. Он был всегда, есть и пребудет во веки веков. Но мы-то тут при чем? — спросите вы простодушно. Какое же тут дело предполагается? Что Господь от нас требует? К чему призывает?
Источник всякой жизни — Господь Бог. От Него рождается и возрождается всякая жизнь. Вне Него — тень смертная, область тления и распада. Поэтому-то соблюдение первой заповеди есть не только важнейшее дело, но и непременное условие каждого нашего дела.
Обращаемся ли мы к другому человеку — мы должны стремиться увидеть образ Божий, живущий неистребимо в его душе, а не с отвращением наблюдать вокруг себя личины, маски, гримасы, скрывающие лица людей.
Берем ли вещь в руки — смысл ее не в ней самой по себе, а в том, что она значит во всем Божественном мироустройстве и порядке. Подлинный смысл ее открывается в дивной гармонии Божьего мира, в ней сокровенно запечатленной.
Как писал Владимир Соловьев:

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что
житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

В каждом деле надлежит нам узнать стоящий за ним подлинный смысл, вложенный в него Богом, живое начало. Каждое наше дело, если уж мы за него взялись, всегда должно быть делом жизни, подвигом и дерзновением. Поэтому забвение о Боге всегда есть уход и бегство от жизни. В неверии преобладает не смелость и решимость ума ощутить себя свободным и ни от кого независимым, а сознательное или бессознательное пренебрежение Истиной или даже отторжение ее. Присутствует стремление спрятаться от нее и значит, вольно или невольно, выпасть из полноты жизни. Не напрасно сравнивает псалом Давидов праведника с древом, посаженным у источников водных, «лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет», а нечестивого с прахом, возметаемым ветром от лица земли. Подлинная свобода — это свобода жизни, а не свобода от жизни. «Скучно душе без Господа, тоскует душа моя по Господу», — говорил преподобный Силуан Афонский. «От чего скучают иные? — спрашивал преподобный Феофан Затворник, — От того, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться».
«С Богом быть и в аду рай, без Бога быть и в небе мучение», — говорил преподобный Тихон Задонский, — « Того ищи везде, Который везде есть, и оставивши все, Его Единого ищи, и — непременно найдешь».

журнал "Божий Мир" 4,1997
Рисунок Анны Кумановой.


 

niw 13.01.02 18:20:07 +0300

духовное наследие