|
Жизнь вечная
или будущая
После
распятия Иисуса учение его
распространяется как в самой Иудее, так
и за ее пределами, среди евреев, живших
в рассеянии (диаспоре). Первые
христианские общины создаются в
Иерусалиме, Риме, Коринфе, Эфесе и
других городах Средиземноморья.
Несмотря на все гонения, которым
подвергаются христиане, влияние
христианства растет. Вселенский пафос
учения, обращенного ко всем людям без
различия наций и социального положения,
привлекает к себе угнетенных,
обездоленных, рабов. Да и многие
знатные люди не остаются глухими к
призыву, выводившему из духовного
кризиса. В обществе равнодушных, вяло
принимавших все, христиане шли на пытки,
на смерть, отказываясь принести жертву
перед статуей императора. Это поражало,
захватывало. Символом христианства
становится крест (виселица, на которой
повесили Иисуса) *. И эта виселица,
напоминание о позорной казни,
постепенно стала символом внутренней
духовной свободы, раскрепощения от
страха. Все больше и больше людей
становятся христианами.
* Сперва (пока
крест оставался орудием казни) общим
символом христиан была рыба. Но уже
Тертуллиан (II в.) говорит о поклонении
кресту.
В
начале IV века император Константин
отменил законы против христиан. В конце
того же века, при Феодосии,
христианство становится
государственной религией.
Ближайшие
века были исключительно важными для
формирования христианского
мировоззрения, культа и искусства. В IV—V
веках из синтеза евангельских учений и
греческой философской традиции
складывается тот духовный облик
христианства, который оно сохранит на
века, канонизировав писания отцов
церкви. В V веке неизвестный автор,
называвший себя Дионисием Ареопагитом,
теоретически обосновал возможность
иконы как материального подобия
духовной сущности. В VI— VII веках
сложился иконописный образ Христа, к
которому мы привыкли. Начиная с IV века,
литургия (богослужение) заменяет
античный театр. Возникает новый
праздник взамен старых, утративших
свой внутренний смысл. Вокруг литургии,
соединяясь с ней, развиваются поэзия,
музыка, живопись (иконы, мозаика),
скульптура, вместе создававшие
впечатление огромной силы,
захватывавшей толпу невольно, помимо
сознания. Христианство стало религий,
нашедшей доступ и к образованным
верхам, и к неграмотным массам,
религией, объединившей общество единой
системой символов.
Однако
средние века — время не только единой
веры, но и бесчисленных ересей. Каждый
слой общества понимал одни и те же
символы по-разному, и социальная борьба
продолжалась в форме религиозной
борьбы. В ходе этой борьбы шел
неуклонный нравственный упадок
официального христианства.
Исторических условий для преодоления
общественного неравенства, победы над
нищетой, войнами в мире не было. И Иисус
вовсе не указывал путей социально-экономического
развития мира. Евангельские принципы
не имеют ничего общего с практической
целесообразностью. Они скорее
противоположны ей. Принцип: “Если
хотят взять у тебя рубашку — отдай и
верхнюю одежду” — вряд ли помогает
экономическому процветанию. Заповедь:
“Любите врагов своих” не помогает
укреплению государственности. Христос
дал новый нравственный идеал; и каждый
человек, руководствуясь им, должен был
искать пути для воплощения его в жизнь.
Первые христианские общины, еще
гонимые, прятавшиеся в катакомбах,
посильно старались воплощать этот
идеал. Христиане-рабовладельцы часто
отпускали на волю своих рабов, а
богатые отдавали в общину имущество,
чтобы накормить голодных. Все это,
однако, быстро исчезло, когда христиане-энтузиасты
растворились в массе новых христиан.
Церковь
приспосабливается к миру и становится
стражем общественного порядка. Люди,
пытавшиеся возродить нравственный
пафос раннего христианства,
сталкиваются теперь с самой церковью.
Чем дальше, тем реже искренние и
талантливые проповедники становились
епископами и патриархами. Когда один из
первых патриархов — бескомпромиссный
Иоанн Златоуст — стал обличать нравы
императорского двора, он был низложен и
умер по дороге в ссылку.
В
средние века “златоусты” — чаще
рядовые священники и монахи. При жизни
их обуздывали, ограничивали, иногда
ссылали и заточали; а после смерти
некоторых объявляли святыми. В XIII веке
в Италии жил знаменитый Франциск
Ассизский (т. е. из Ассизи),
организовавший движение людей,
следовавших за образом Христа.
Франциск вовсе не был угрюмым аскетом.
Это был человек радостного
мировоззрения, влюбленный в жизнь поэт,
воспринимавший все в природе как чудо,
как божественную поэзию. Любовь ко
всему живому так переполняла его, что
ему было радостно оставить свой дух
вечно свободным, отказаться от
отяжеляющего и сковывающего душу
богатства, полнее отдаться служению
людям и жизни. Кроткий, светлый
Франциск был после смерти
канонизирован церковью, признан святым.
Однако слишком уж ревностных его
учеников сжигали, и движение
добровольной бедности приняло удобную
для церкви форму нового монашеского
ордена францисканцев (вполне
респектабельного и достаточно
богатого).
В
истории Церкви борются два подхода к
жизни и два типа людей,
государственного и нравственного.
Первый господствует, второй
подавляется. Можно показать это на
примере двух современников русского
царя Ивана III — Нила Сорского и Иосифа
Волоцкого. Для Нила главное —
человеческий облик христианина; для
Иосифа Волоцкого — обряд. Старцы,
игуменом которых был Нил, выступали за
нестяжательство (т. е. против
монастырского владения землями и
крепостными крестьянами). Иосиф же
горячо защищал монастырские богатства.
Сторонники Нила Сорского выступали
против казней еретиков; игумен Иосиф
призывал Ивана III, “по примеру
гишпанского кесаря”, ловить и жечь
еретиков. Победил Иосиф Волоцкий.
Нескольких еретиков сожгли.
Тут мы
подходим к самой черной странице в
истории средневекового христианства.
Каким образом христиане, бывшие
мученики римских кесарей, сами стали
мучителями? Каким образом они стали не
только поддерживать жестокие действия
власти, а прямо вдохновлять и
подталкивать власть на насилие в
вопросах веры, на сожжение еретиков,
вырезание языков и т. п.? Какую-то роль
здесь сыграло общее одичание Европы в
так называемые “темные века” (V—X века
н. э.). Интеллектуальный уровень
руководителей церкви в это время также
упал. Простая грамотность стала
редкостью, и церковь опустилась до
грубых варварских суеверий. В
варварском суде невиновность
доказывалась поединком, испытанием
раскаленным железом и тому подобными
способами. И церковь шла тем же путем.
Однако
это объяснение недостаточно. Надо
учесть еще внутреннюю логику развития
христианской церкви. Еще первые
последователи Иисуса, горячо Его
любившие и старавшиеся выполнять все
его заветы, понимали учение слишком уж
буквально. Христианские мученики
первых веков остались в памяти
человечества как люди необычайной
нравственной высоты, мужества и
стойкости. Они стали образцом
человеческого поведения на
тысячелетия вперед. А. И. Герцен в
Крутицких казармах, под арестом, с
восхищением перечитывал Четьи Минеи (жития
святых). У аскетов и мучеников был живой
идеал, и они доказали, насколько для
человека важнее осмысленность жизни,
чем сама жизнь. И, однако, уже тогда
начали проявляться некоторые опасные
тенденции. Появилась не просто
готовность принять муку (как это было у
Христа), а жажда мученичества, искание
мученичества, как главного дела жизни.
Между тем смысл жизни можно отстоять,
отдавая жизнь, но его нельзя приобрести
даже за жизнь. Смерть и страдания не
прибавят ничего к ценностям души. Сами
они — отнюдь не ценность. Но
историческая трагедия христианства
была в том, что главным постепенно
становится не “жизнь вечная” — т. е.
внутренняя глубина жизни, а некая
будущая потусторонняя жизнь, которая
должна компенсировать страдания в этой.
Мукой и смертью можно “заработать”
царство божье. Если Иисус предупреждал
против поисков материализованного
царства божьего (“не говорите: вот оно
здесь или вот оно там, ибо царствие
Божие — внутри вас”), то последователи
Его искали свой идеал именно “где-то”
и “когда-то”, вне себя самих. “Царствие
Божие” обретает предметный смысл. Оно
становится загробным царством —
местом, куда люди попадают после смерти.
- Мы чувствуем,
что не на пустом месте возникли и
уйдем не в пустоту. Жизнь,
таинственная целостная жизнь была
до нашей земной жизни и будет
длиться после. Но как? В какой форме?
Мы так же не знаем достоверно о
жизни будущей, как и о прошлой,
предшествовавшей нашему рождению.
Об этом душа наша не знает ничего и в
то же время она может знать все о
жизни вечной. Вечная жизнь
присутствует в этой, земной, как
и в той, загробной. И если душа
открыла в себе свою собственную
последнюю глубину, она причастилась
жизни вечной, — тому самому царству,
которое не “там” и не “здесь”.
- Здесь — это
слишком здесь,
- Там — это
слишком там, — писала Цветаева.
- Вечность не
там и не здесь — и присутствует
всюду.
- Для чего
выносить страдание? Почему Христос
пошел на крест и не поддался
уговорам Петра избежать крестных
мук? “Отойди от меня, сатана, —
сказал Он ему, — не о небесном
думаешь, а о земном”. Что означают
эти слова? Что такое — награда на
небесах? Что-то, что нам подарят потом,
или прежде всего то, что мы можем
ощутить сейчас и здесь? То ни с чем
не сравнимое душевное состояние, та
благодать, которая сама по себе
награда и высший смысл и ничего
другого не ждет?
Симеон
Новый Богослов говорил: “Кто не увидел
Бога в этой жизни, не найдет Его и в той”.
Смысл и цель жизни — открытие Царства
Божьего, которое внутри нас. И
открывший его принимает смерть с
чувством доверия к вечному, которому он
причастился.
Распространенным
настроением средних веков было
ожидание конца света. Позже оно
заменяется ожиданием личной смерти,
которая, наконец, приведет к желанному
берегу. Временами совершенно исчезает
естественное отношение к страданию, и
тогда сходит на нет также и сострадание.
Если пострадать — благо, то становится
благом заставить страдать других. И в
средние века людей уговорят, что можно
сжигать их на костре для их же спасения,
что можно убивать и мучить, оставаясь
последователями Христа, постепенно
превратившегося из кроткого учителя —
в грозного небесного царя, “Вседержителя”,
посылающего грешников в ад.
Связующим
звеном между христианином-мучеником и
христианином-мучителем стали монахи.
Бывают времена, когда монастырь —
единственное убежище для людей,
неспособных жить в гниющем обществе.
Некоторые монастыри стали очагами
глубокой духовной жизни и культуры. Но
монастырская жизнь располагает не
только к созерцанию и чтению, а также к
изуверству. Отшельники, уходившие в
египетскую пустыню (движение началось
именно здесь, в начале IV века), сами себя
мучили голодом и жаждой, сами себя
бичевали, и настолько привыкли к
мучениям, что им не страшны были
императорские палачи. Однако оборотной
стороной этого был фанатизм. Уже в IV—V
веках толпы египетских монахов,
призываемых в случае нужды в города,
играли роль штурмовиков христианства.
Они разрушили библиотеку Серапиона в
Александрии, разбивали вдребезги
античные статуи... Впоследствии в
монашеской среде возникла идея
инквизиции. Из монахов вышел
знаменитый инквизитор Торквемада, при
котором аутодафе (“дело веры” —
публичное сожжение на костре) стало
таким же повседневным развлечением
испанцев, как бой быков.
Другой
фигурой, характерной для “церкви
торжествующей”, был “деловой человек”,
превративший “царство не от мира сего”
в доходное предприятие. Деловые люди
учили, что в “этой” жизни можно и
погрешить: всякий грех искупается
щедрыми дарами, подносимыми церкви,
оплатой молебнов за здравие, за упокой
и прочее. В конце средних веков
развернулась крупная рыночная
торговля отпущениями грехов —
индульгенциями с подписью главы церкви,
папы римского. Душевная чистота была
заменена справкой, купленной за деньги.
В конце
концов это вызвало взрыв. С одной
стороны, возникло мощное
антикатолическое движение, создавшее в
Западной Европе несколько новых
церквей (лютеранство, кальвинизм и пр.).
С другой стороны, началось движение
умов, которое получило название
Возрождения (Ренессанса). Ренессанс —
возрождение естественности, любви к
живой жизни, к чувственно ощутимому.
Гуманизм противопоставляет себя
церкви. Философия и искусство
выделились из материнского лона
религии и стали самостоятельными
областями. И пока окаменевшая религия
стоит на одном месте — развиваются
вопреки ей. Вырвавшийся на волю
человеческий дух смеется над
ханжеством, лицемерием, фанатизмом
церкви. Под удар попадает и Евангелие, и
связанное с ним средневековое
искусство. Буквально понятое Евангелие
воспринимается теперь как мертвая,
ненужная книга. В течение ряда веков (XVIII—
XIX) икона кажется мертвой, застылой, и в
России искусство иконописи приходит в
упадок. Только в XX веке, когда светское
мировоззрение само оказалось в кризисе,
начало заново проступать то подлинно
живое, вечное, что составляло суть
христианской культуры.
И снова
возникает вопрос: как очистить это
подлинное от напластований времени,
как найти современный подступ к
вечному Слову — и не смешать снова
Божье и кесарево, внутреннее и внешнее.
Из книги
Григория Померанца и Зинаиды Миркиной
"ВЕЛИКИЕ РЕЛИГИИ МИРА" Изд.
Университетская книга, Москва, 2001
niw 09.07.2004
|
|