Валерий Никольский


 

На сайте компании "Алхимия фильм" можно прочесть возмущенное письмо: "нет, чтоб, как и раньше котлетами (газетами, ракетами) торговать, вы ломанулись в "синематограф", мы-то, зрители, в чем виноваты?". Авантюрная мелодрама "Афера" - дебют "AF" в кинематографе в самом деле получилась похожей на котлету – привычные формы, ничего нового. Для котлеты это как раз и хорошо: покупатель видит, что продукт ему знаком и берет его без опасения отравиться или выбросить из-за неприятного вкуса. Но от кино зритель ждет совсем иного.

МИРОМ ПРАВЯТ НЕ ЛЮДИ, А ЗАКОНЫ, ПРИДУМАННЫЕ ИХ СУМАСШЕДШИМИ ПРЕДКАМИ Фильм предваряет цитата из трудов Алекса Михайлова – отца-основателя "Корпорации Необитаемое Время" (КНВ): кот с эзотерическим значком на черном пиджаке, тыкающий в зрителя пальцем под "жутким" слоганом "Ты – это все, что у тебя есть" (кстати, фильм первоначально так и предполагалось назвать). Цитату эту заметить трудно, поскольку КНВ известна в Москве лишь по небольшой книжке "Межлокальная контрабанда", составленной из фрагментарных стишков, предложений, слоганов и слов - вторичных продуктов телевизионной и уличной рекламы, расхожих приколов и дачных баек о кришнаитах. Наиболее характерные фишки ясно указывают на первоисточник: выставка вагонов "250 лет московскому метро", Жизнь прояснилась мне (ср. у Есенина: "Жизнь моя, иль ты приснилась мне"), События и факты: зайцы в полночь траву на поляне курили и даже Сигаретки "Прима" лайт (сочинено, очевидно, еще до появления в продаже сигарет "Прима-легкие" в твердой пачке). 

ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ 
ВЗНОСЫ ИЛИ НОГИ

Ну, ехал человек в метро и от скуки читал развешанные по стенам рекламные щиты, или курил и популярные песни по радио слушал, а то и прямо к спрятанному в памяти розовому детству обращался (…Он с Ганешей и Пурушей по бульвару проходил, а также Кощей Бессменный) - до которых даже двух логических шагов не надо делать, целая книжка (литературно-художественное сооружение, как поименовал ее автор) сложилась. Что вижу, о том и пою. Верхний уровень духовного поиска достигается в таких "мощных" шутках: БХАГАВАДГИТЛЕР, Масоны не ишачат, или События и факты: Страшным сакральным ударом мне снесло астральное тело и большую часть ментала, блин…. А мертворожденную мысль Телебрюхово и Кастанедово – деревеньки XXI века стыдно даже сравнивать с полным жизни словарем популярной у 14-летних газеты "МОЛОТОК", в котором сногсшибалово означает крепкое пиво, а рубилово – концерт рок-музыки.

Естественно, что запертый в ограде подобных одноходовых идей разум испытывает ужас перед кажущейся примитивностью окружающего мира. Он нуждается в чуде, которое избавило бы его от пребывания в этой зоне дешевых штампов, куда он сам себя заточил. И совершенно очевидно приходит идея некоего апокалипсиса today: что-то вроде тотальной ядерной войны или нехитрой природной катастрофы. Фильм так и заканчивается: резко разбогатевший и сбежавший на какие-то острова среди голубого океана бывший ядерный физик (sic!) Андрей Давыдов (Александр Лазарев) полеживает в шезлонге рядом с бывшей телеведущей Мариной Соколовой (Маша Голубкина) – оба в белом. Боже, они наконец-то смогли вернуться в утраченный рай своих предков – обезьян: всегда тепло и много-много доступных бананов. Как вдруг озоновые дыры, спекулируя на теме которых бизнесмен Андрей и нажил свои деньги, в самом деле прорываются и ужасное солнечное излучение превращает поверхность земного шара в пылающий ад… И то хорошо, не то фильм "Афера" заканчивался бы той же сценой, что демонстрировавшийся в это же время в "Варшаве" американо-канадский "Искусство войны" с Уэсли Снайпсом, который после долгой беготни наперегонки с агентами мирового бардака мирно досиживал остаток дней вместе с подругой в маленьком кафе где-то в Европе.

Только тем, что режиссер фильма Евгений Лаврентьев раньше работал на MTV, можно объяснить то, что фильм напоминает клип, безжалостно растянутый до полнометражного фильма. Именно так выглядят все эти выхолощенные до предела интерьеры с мебелью от "IKEA" и плоским освещением. Но в клипе вполне достаточно намеков на интерьер – там не живут, а здесь даже камин кажется странно неживым. Вот и герои получились как намеки на личность: типичная дикторша с телеэкрана Марина Соколова дополняется настолько же схематичным сектантом. Ее телевизионный начальник (Владимир Симонов) гонит что-то про Афган, а потом покорно идет в душ - по указанию собственной подчиненной. Она же в это время сваливает из дома несчастного. Уходит, даже не прихватив ничего на память – потому что из этого дома нечего прихватывать. Такой уж интерьер – сколько ни приглядывайся, не запомнишь. Таковы и сектанты из "Сигурны воплощений", которым поручено испугать мир озоновыми дырами, - просто какие-то обобщенные клоны российских "белых братьев", говорящих от имени японской "Аум Синрике". А "Сигурна" – это что, секта имени Сигурни Уивер?

Фильм явно рассчитан на зрителя, для которого выбор пива в ближайшем к дому ларьке представляет интересную творческую проблему. Надо полагать, в ближайшем будущем такие картины будут представлять особый интерес для демонстрации в электричках (повышая цены, МПС в конце концов установит в вагонах видео). Можно посмотреть кусок, потом другой – и ничего по смыслу не теряешь. Попутчики, едущие дальше, в двух словах расскажут, чем там все заканчивается: "Это конец, Света".

Русский сайт фильма "АФЕРА": www.kinoaf.ru/afera.shtml


NIW-19.08.01 16:01:28 +0400  

 

SpyLOG