Игорь Манцов


ЗОЛОТОЙ ЗАПАС
статья для "Канадского паспорта"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии со спецификой этого номера “Канадского Паспорта”, призванного рассказать потенциальным бизнес-партнерам друг о друге и наметить пути будущего делового сотрудничества, я собираюсь построить очередной кинообзор как перечень славных дел и кинематографических свершений на ниве межнационального и межгосударственного общения. Естественно, одним из субъектов общения и сотрудничества всякий раз будут выступать Канада, ее граждане, ее киноиндустрия.

Начнем с канадо-российского сотрудничества в области кино. Вот уже много лет наш замечательный аниматор (то бишь мультипликатор) Александр Петров делает свои потрясающие воображение, радующие глаз картины в тесном сотрудничестве с канадскими инвесторами, используя канадскую же технологическую базу. Результаты сотрудничества налицо: недавний “Оскар” Американской киноакадемии “За лучший анимационный фильм года”, присужденный грандиозному эпосу Петрова “Старик и море”, десятки других престижных наград фестивалей мира. Сотрудничество продолжается, думаю, стоит ждать новых шедевров и побед!

Кроме того, известный российский постановщик игрового кино Геннадий Полока (“Республика ШКИД”, “Интервенция” и др.) завершает интересный проект о канадцах, работавших в 20-ЗО-е годы прошлого, XX столетия, на территории Советской Калмыкии. И здесь тоже – тесное финансовое, технологическое, человеческое сотрудничество российских и канадских партнеров.

Близость Голливуда не только пугает лидеров канадской киноиндустрии, но и заставляет шевелиться, привлекать к сотрудничеству молодых, перспективных кинематографистов, в основном из англо- и франкоговорящих государств. Примеры? Вот один из наиболее впечатляющих. Британский режиссер, сценарист, продюсер и монтажер Роджер Споттисвуд, ставший в последнее десятилетие одним из ведущих мастеров Голливуда, получил свою первую полнометражную постановку в Канаде, в 1980 году. До этого знаменательного события Споттисвуд работал монтажером в отделе документальных фильмов британского телевидения. Монтажер прославился настолько, что в начале 70-х его пригласил для монтажной сборки трех своих художественных картин знаменитый голливудский режиссер Сэм Пекинпа. “Соломенные псы” (1971), “Побег” (1972), “Пэт Гаррет и Билли Кид” (1973) стали отличным тренажем для начинающего кинематографиста с британских островов.

Однако лишь в 80-м, спустя долгие семь лет ожидания, Споттисвуду удалось получить самостоятельную полнометражную работу. Англо-американское сотрудничество сменилось англо-канадским. “Поезд ужаса” (Terror Train), сделанный на канадской территории, на канадские же деньги, рассказал о ночном костюмированном бале на колесах (студенческая община зафрахтовала целый состав для празднования окончания учебы), на котором без приглашения появился обиженный студент, жаждущий мести. Споттисвуд проявил себя как умелый, изобретательный драматург: убийца у него все время преображается, надевая маскарадные костюмы своих жертв. Кроме того, картина выделялась фирменным монтажем Споттисвуда, броским, на грани нервного срыва изобразительным решением, неуемной игрой света и тени...

На волне успеха своей дебютной картины Споттисвуд перебрался в Голливуд, где обосновался окончательно. На его счету такие известные ленты, как “Под огнем” (Under Fire, 1983) с участием Ника Нолта и Джина Хэкмена, “Лучшее из времен” (The Best of Times, 1986) с Робином Уильямсом, “Американские воздушные силы” (Air America, 1990) с Мелом Гибсоном и Робертом Дауни-младшим, “Стой! Или моя мамочка будет стрелять” (Stop! Or my Mom will Shoot, 1992) с Сильвестром Сталлоне, популярный детектив с Томом Хэнксом “Тернер и Хуч” (Turner and Hooch, 1989), где герой-сыщик пытается выяснить личность преступника у единственного свидетеля – собаки. Наконец, в 1997-м Споттисвуд прославился на весь мир, поставив очередной, восемнадцатый по счету фильм о Джеймсе Бонде под названием “Завтра никогда не умирает” (Tomorrow Never Dies). Однако по сию пору ни сам Споттисвуд, ни его поклонники не забывают высокохудожественного канадского дебюта.

Чаще, однако, ситуация складывается ровно наоборот. А именно: молодого талантливого канадского кинематографиста ангажирует американская киноиндустрия. Уже не раз и не два на страницах “Канадского Паспорта” мы живописали подобные творческие судьбы. Кинообозреватель “Канадского Паспорта” уже высказывал дерзкое предположение, дескать, едва ли не все голливудские режиссеры первой величины происходят из Европы или Канады. Не верите до сих пор? Вот тебе, недоверчивый читатель, новая порция канадских вундеркиндов, прежних и новых времен.

Допустим, Артур Хиллер. Нет, не драматург, а кинорежиссер, родившийся в Эдмонтоне еще в 1923-м. Получил отличное образование в университетах Альберты, Торонто и Британской Колумбии по специальности “юриспруденция и философия”. Нет, невозможно столь долго учиться таким мудреным наукам и не поменять в конечном счете профессию: с занудливой на увлекательную и творческую. Артур Хиллер стал режиссером!

Вначале он подвизался на канадском телевидении. Делал фильмы в рамках таких популярных сериалов, как “Альфред Хичкок представляет” (1955), “Высшая точка” (1956), “Театр Матинэ” (1957). Героя телеэкрана моментально пригласили в “большое кино”. Уже в 1957-м Хиллер дебютировал полнометражной картиной “Беспечные годы” (The Careles Years). С переменным успехом снимал вплоть до 1970 года. Ну да, его ценили, продюсеры сердечно улыбались, актрисы стояли в очереди на всякую новую постановку мастера. Но не более того. Зато в 1970-м зрители и критики сошли с ума. Артур Хиллер экранизировал роман Э. Сигала “История любви” (Love Story). Картина побила все кассовые рекорды и была признана хитом 1970-го года! Ее посмотрел весь мир!! Публика откровенно рыдала!!!

В Эдмонтоне собирались объявить Артура Хиллера национальным героем. Зато критики негодовали. Критики возненавидели Хиллера навсегда. Они почем зря хулили самую сентиментальную и душещипательную картину всех времен и народов. Интеллигенция, студенчество, мало-мальски образованная публика – ненавидели Хиллера в свою очередь. Наверное, не могли простить предательства: еще бы, стоило учиться в трех престижных университетах, чтобы опуститься так низко! Гарвардский студенческий журнал присудил “Истории любви” звание “худшего фильма года”. С формулировкой: “за слащавую претенциозность”.

Да бог с ними, с интеллектуалами! Мы, читатель, поверим не сумасшедшим критикам, а народным слезам. Юноша и девушка из разных социальных слоев преодолевают все преграды и женятся вопреки воле родственников. Впоследствии юная героиня умирает от лейкемии... Словом, неувядающая, бессмысленная, как сама жизнь, мелодрама. Помните, как упоительно стонет персонаж классического оперного сюжета: “Сме-ейся пая-яц, над разбитой любо-овью!” Пресловутый “паяц” – это, конечно же, циничный кинокритик. Простим ему и всплакнем на досуге, зарядив в видеомагнитофон кассету с нестареющим слезовыжимателем Хиллера…

Режиссер, актер, продюсер Дэниел Петри. Родился в 1920 году в городке Глэйс-Бей (провинция Новая Шотландия, Канада). Родину не забывал никогда! На родине окончил Университет имени св. Франциска: факультет средств коммуникации. Затем – Колумбийский университет по специальности “образование взрослых”. Работал актером, режиссером на телевидении. Впоследствии так разошелся, так размахнулся, что поставил свыше сорока фильмов. Правда, для большого экрана – не больше пятнадцати. Остальное – для телевизора. Диапазон – фантастический! Положим, в 1995-м выпустил телефильм о политиках “Киссинджер и Никсон”. А в 1966-м прославился кинокомедией для большого экрана: “Шпион с холодным носом” (The Spy with a Cold Nose). He удержусь и коротко перескажу сюжет: модного ветеринара (Лоуренс Харви) английская разведка заставляет пойти на негуманную акцию и снабдить бульдога радиопередатчиком... До сатиры на лондонское высшее общество, к чему ревностно стремился выходец из канадской провинции, картина не дотянула. Англичане негодовали, американцы довольно посмеивались. Канадская общественность требовала, чтобы Дэниел Петри отдал родной земле долг памяти. Дэниел тянул с этим восемнадцать лет, но в 1984-м сломался.

Почти автобиографический фильм режиссера “Мальчик с залива” (The Bay Boy, 1984) получил в Канаде восторженный прием и премию “Genie”, канадский аналог “Оскара”. В ролях блистательные актеры Лив Ульман и Кифер Сазерленд. Картина повествует о взрослении 16-летнего юноши в городке канадской провинции Новая Шотландия в I937 году, о его стремлении отгородиться от жизненных проблем, уйти в мир потустороннего и трансцендентного, наконец, стать священником…

А вот вам – супергерой! Титан! Чтобы не сказать – “Титаник”. Догадались? Конечно, это Джеймс Кэмерон. “Как, неужели и этот – тоже?” – подобный вопрос предвижу я со стороны скептиков, не готовых принять мою смелую концепцию, дескать, все голливудские звезды – канадцы и европейцы. Скептики, умрите от страшного разочарования. Кэмерон – тоже!

Родился в 1954-м в городке с невыносимым названием Капускаеинг, провинция Онтарио, Канада. Окончил Калифорнийский государственный университет по специальности “физика”. Ученый и поэт, инженер и художник, Кэмерон прославил себя и свою труднопроизносимую родину такими всемирно известными блокбастерами, как “Пиранья 2. Нерест” (Piranha 2. The Spawning, I98I), “Терминатор” (The Terminator, 1984) “Чужие” (Aliens, 1986), “Бездна” (The Abyss, 1989) “Правдивая ложь” (True Lies, 1993), “Титаник” (Titanic, 1998). Напоследок замечу, что в картине “Правдивая ложь” меня восемь лет назад особенно впечатлила следующая сцена: громадный современный истребитель врезается в сияющий американский небоскреб. Истребитель долго зависал напротив стеклянной стены, а затем как-то плавно, почти нежно въехал в один из офисов, проломив стекло и бетон стены, но, кажется, так и не обрушив пол и небоскреб в целом. Я смотрел фильм в Большом зале Дома кино, едва ли не первом московском кинозале, оборудованном современной проекционной аппаратурой и системой “Долби - стерео”. “Какая чушь!” – восхищенно прошептал я приятелю. “Да, редкая глупость!” – поморщился он в свою очередь. Что говорить, мальчику из канадской провинции Онтарио попросту не достало фантазии.

Аллен Дуон тоже родился в канадской провинции Онтарио, но в Торонто. Случилось это очень давно, в 1885 году. Аллен Дуон прожил почти сто лет: умер в 1981-м! Окончил Нотр-Дамский университет, где играл в студенческом театре. Отец Аллена торговал мануфактурой. Сам Аллен преподавал математику и физику в своей “альма матер”. Затем перешел в компанию, занятую разработкой ртутного освещения. В качестве инженера по свету был откомандирован в едва зарождавшийся Голливуд. Пытался установить там светящуюся арку. Чтобы жизнь показалась праздником.

Быстро освоившись, Аллен предложил фирме “Эссеней” свои рассказы, написанные еще в колледже. Рассказы произвели впечатление, и молодого человека пригласили работать редактором сценарного отдела. В 1911-м Дуон перешел в Американскую кинокомпанию, где случай помог ему дебютировать в качестве режиссера. Дуон сделал фильм с потрясающим названием: “Отгоняя плохого человека” (Brandishing a Bad Man, I9I2). Постановщик пришел на съемку пьяным, Аллен Дуон подвернулся под руку и с успехом заменил алкоголика. После этого Дуон развернулся: сделал 250 (!) одночастевых вестернов, где, по его собственному признанию, актеры показывали ему, как следует ставить камеру и снимать.

Инженер Дуон сыграл, как выясняется, грандиозную роль в съемках легендарной картины Д. Гриффита “Нетерпимость” (1916), где наш герой работал одним из восьми ассистентов режиссера. Во время съемок батальных сцен вавилонского сюжета Дуон предложил разместить камеру на тележке, а тележку, в свою очередь, поставить на рельсы. В другом случае камера была установлена на машине. Трепещи, Голливуд! Съемку с движения, и это задокументировано, изобрел канадский математик Аллен Дуон!

По собственным подсчетам Дуона он принял участие в съемках 1850 фильмов, из которых 400 – непосредственно режиссировал!!! Преклоняю колени. Боготворю. Нет слов. Аллен Дуон (умоляю, не путайте с Алленом Деллоном!) – лучший подарок высокомерному Голливуду от скромной канадской провинции Онтарио. Подарок, не оцененный, не оплаченный по достоинству до сих пор.

Все, придется остановиться. Сегодня “Сборная Канады по кино” выступит на страницах “Канадского Паспорта” в неполном составе. На скамейке запасных остаются такие монстры, как постановщик легендарной картины “Иисус Христос – суперзвезда” Норман Джуисон и знаменитый украинский легионер Эдвард Дмитрык. Ничего, не засидятся, выстрелят в самый ответственный момент: в третьем периоде, в овертайме, в серии послематчевых буллитов.

Иллюстрации:

1. Джеймс Кэмерон: “Титаник”

niw 10.02.02 00:02:13 +0300


Статья  предоставлена редакцией журнала  Канадский Паспорт
N1-2 2002г.
Информационное Агентство "Мобиле"
 
www.mobile.ru