Игорь Манцов

 

В статье канадского архивариуса Сэма Кулы (Sam Kula) ““Фабрика грез”: из истории канадского кинематографа, I9I3-I995”” мне удалось обнаружить важную информацию о переломных для национального кино временах: “Число произведенных в 70-е гг. фильмов огромно, что стало прямым результатом правительственных усилий по поддержанию канадского кинематографа. В 1968 г. открыла свои двери “Корпорация по развитию канадского кино”, а осуществленные косвенные фискальные меры привели к настоящему буму. “Справочник канадского художественного кинематографа 1913-1985 гг.” (Canadian Feature Film Index) свидетельствует, что за период с 1913 по 1969 гг. было отснято 296 картин, а только в 70-е — 708 фильмов!”

Далее Сэм Кула анализирует и классифицирует кино 70-х. Это не так уж трудно сделать, ведь начиная с середины десятилетия, Национальный архив Канады взялся покупать национальную кинопродукцию, ориентируясь не в последнюю очередь на громадный опыт нашего Госфильмофонда. Что же обнаружил дотошный канадский архивариус? Во-первых, его поразило большое количество картин, снятых по образу и подобию голливудских. Во-вторых, практически все крупнобюджетные авантюры терпели фиаско, как в творческом, так и в коммерческом плане. Сэм Кула напоминает о вопиющих провалах великой Софи Лорен в картине “Анжела” (Angela,1976) и замечательного американского актера Роберта Митчема в фильме “Агентство” (Agency,1979). В небывалых количествах производились ленты “с сомнительной культурной и рыночной ценностью”, как осторожно выражается Сэм Кула. Названия этих неудавшихся блокбастеров говорят сами за себя: “Девочки-каннибалы” (Cannibal Girls,1972); “Семь раз... в день!” (7 fois...par jour,1970); “Мое удовольствие — мой бизнес” (My Pleasure is my Business); “Ангел и женщина” (L’ ange et la femme, 1977); наконец, картина, которую смертельно захотелось посмотреть автору этой статьи: “Илза, сибирская тигрица” (Ilsa, the Tigriss of Siberia, 1977). Смею надеяться, что пресловутая Илза — никакая не тигрица, а роковая советская женщина сибирской закалки, свихнувшая с ума крепких канадских парней. В противном случае из предложенного краткого списка я предпочел бы “Девочек-каннибалов”.

Впрочем, не все так плохо, читатель! В 70-е годы канадскими мастерами киноискусства был осуществлен подлинный прорыв к новому художественному качеству. Конечно, Жан-Пьер Лефебр и Дэвид Кроненберг не упали на головы кинокритиков и фестивальной элиты с потолка. Их появление было подготовлено картинами экстра-класса, лишь по недоразумению оказавшимися на периферии внимания европейских любителей кино.

Послушаем архивную крысу Сэма Кулу: “Среди множества произведений, обреченных на забвение, можно все же обнаружить свидетельства появления крупных талантов в режиссуре, производстве и сценарном мастерстве, а также несколько фильмов, вполне заслуживающих включения в каноны великих канадских лент. Четыре фильма, снятых в 70-е гг., постоянно находятся в перечне лучших канадских художественных картин всех времен: “Мой дядя Антуан” (Mon Oncle Antoin,1970), лирическое воспоминание о жизни маленького квебекского городка, увиденной глазами чувствительного мальчика; “Приказы” (Les ordres,1973), мастерски сделанная художественная версия исполнения Закона о мерах военного времени 1970 г. и его воздействия на арестованных и содержавшихся без предъявления обвинения; “Ученичество; Дадди Кравица” (The Apprenticeship of Duddy Kravitz, 1973), замечательная экранизация романа М. Рихлера по сценарию, написанному автором романа, в постановке Теда Котчефа; и, наконец, “Хорошие разборки” (Les bons debarras, 1978), история потерявшей ориентиры сельской семьи, борющейся за то, чтобы найти какой-то смысл или удовольствие в жизни...”

Едва ознакомившись с предложенным списком, я бросился на поиски поименованных шедевров. Как бы не так! Большая их часть недоступна даже самому пытливому киноману. Хранятся себе в запасниках Национального архива Канады, никому не показываются: весь мировой прокат подчинили себе голливудские дистрибьюторы. И все же одну ленту, принадлежащую Теду Котчефу, единственному режиссеру, упомянутому Сэмом Кулой, удалось найти. Думаю, по одной простой причине: канадец Тед Котчеф давно и успешно работает в Америке. Он и сам с некоторых пор является голливудским монстром. Вот и ладно, вслед за голливудской продукцией монстра на видеокассеты перевели некоторые его канадские шедевры, например “Ученичество Дадди Кравица”, о котором разговор впереди.

Итак, полное имя Котчефа: Уильям Теодор. Родился этот бравый парень 7 апреля 1931 года в Торонто. Следовательно, в нынешнем году Котчеф справил юбилей, с чем мы его на всякий случай поздравляем! В 1952 году Уильям Теодор, молодой и самоуверенный, решил попробовать себя на телевидении. Пять лет напряженной работы на родине не прошли для Котчефа даром. Он накопил опыт, исполнился уверенности в себе, да вот беда, в 50-е годы канадское кино не предоставляло новичкам никаких шансов. Что там говорить, даже у маститых режиссеров возможностей практически не было: фильмов снималось мало, мизерные бюджеты не располагали к творческому поиску. Недолго думая, Уильям Теодор отправился в Англию.

Здесь его дела сложились великолепно. Он получил выгодные предложения поработать в театре, на телевидении и в большом кино. Именно в Лондоне Котчеф делает свои первые шесть кинокартин, которые имели хороший прокат и получили благоприятную оценку у критиков. Кинематографическая общественность была приятно удивлена: парень из далекой Канады, где не наблюдалось никаких режиссеров-новаторов, кроме мультипликатора Нормана Мак-Ларена, демонстрировал завидный профессионализм, наблюдательность, а иногда — такое завидное чувство юмора, что даже остроумные английские джентльмены не выдерживали конкуренции, хватались за сердце и умирали от искреннего смеха. Критики выделяют картину, поставленную Котчефом в 1969-м году: “Два джентльмена на паях” ( Two Gentlmen Shaking).

Слава новоявленного гения перешагнула границы стран и континентов. Канада вспомнила своего блудного сына! Канадские продюсеры начали обхаживать Теда, буквально не давая ему прохода, и Тед дал согласие. Вряд ли он купился на канадские деньги. Тогда, в начале 70-х, работа в канадском кинематографе не сулила сколько-нибудь больших барышей. Думаю, продюсеры сыграли на патриотически настроенных струнах души Уильяма Теодора. “Канадское кино в опасности!” — канючил один. “Хуже! Канадское кино до сих пор не существует!!!” — нашептывал другой. В результате парня сломали. Подумать только, в начале 70-х, когда Лондон был столицей мировой культуры, когда сюда спешили самые талантливые, смелые, авангардно мыслящие представители человечества, Тед Котчеф выбрал Родину и... не прогадал!

Да, да! “Ученичество Дадди Кравица”, снятое в Канаде, навсегда вписало имя Котчефа в анналы национальной канадской культуры. Успех ленты превзошел все ожидания. Собственно, именно лента Котчефа показала, что у англоговорящего кино Канады есть будущее. Ведь до “Кравица” франкоязычные ленты Канады были на три порядка сильнее. Всех сколько-нибудь сообразительных англоговорящих канадских киношников моментально покупали и отправляли на высокооплачиваемые “галеры” — в Голливуд. И вот — прорыв, вызвавший прилив патриотических чувств по всей стране. Официальные лица и свободные художники считали своим долгом ознакомиться с малобюджетным канадским шедевром. Котчеф в одночасье стал национальным героем. Должно быть, родители с гордостью рассказывали соседям и сослуживцам потешные байки и романтические бредни из жизни “нашего Тедди”. Потом весь этот напыщенный вздор перепечатывали канадские газеты...

Оставим шедевр всех времен на закуску, разберемся с тем, как отреагировал на психоз окружающих трудяга Тедди. На этот раз он не преподнес никаких сюрпризов, не оставил своим будущим биографам никаких загадок. Думаю, дело было так. “Мистер Котчеф?” — “О, да”. — “Вы сошли с ума!” — “Но, позвольте!” — “Что Вы забыли в Канаде? Разве эта достойное место для режиссера Вашего класса? Разве это (указывая на дохлый бумажник собеседника) — гонорары?! Немедленно, в 24 часа собраться и вылететь на Западное побережье Соединенных Штатов (тогда в Америке еще не боялись летать). Вас ждут персональный съемочный павильон, лучшие американские актеры, астрономические бюджеты и соответствующие гонорары!!!”

И снова парня сломали. А кто бы устоял? Даже Сергей Эйзенштейн, великий режиссер из страны победившего пролетариата, и тот не устоял, собрал вещички и отправился в Голливуд - охотиться за синей птицей удачи. Впрочем, Эйзенштейн вернулся на Родину, а Тед Котчеф — нет. Тед Котчеф снимает много и успешно. На трех континентах он приходился ко двору. В 1977-м он сделал “Забавные приключения Дика и Джейн” с Джейн Фондой в главной роли. Чуть позже картина попала в советский прокат и, кажется, именно на нее я первый раз сбежал со школьных уроков вместе с очаровательной соседкой-отличницей. Комедия казалась уморительно смешной, так что мне приходилось разрываться между Фондой и спутницей, уделяя им равное внимание. Кстати, кинотеатр назывался “Родина”, после сеанса мы слонялись по парку, пересказывая друг другу самые забойные приколы Теда Котчефа, имени которого я тогда не запомнил. По правде говоря, мне было плевать на режиссера, потому что с лихвой хватало собственной жизни: весь оставшийся день мы неумело, но от души целовались, а наутро нас приняли в комсомол...

Вот почему, читатель, я так люблю англо-канадско-американского постановщика Котчефа: он подарил мне несколько часов абсолютного счастья! Вот почему я столь внимательно разбираюсь в его творческой биографии! Искренне жаль, что до нас не дошла следующая работа Котчефа, сделанная в том же 1977-м. Называлась она так: “Зачем стрелять в учителя?” (Why Shoot the Teacher?). Думаю, эта картина хорошо пошла бы после “неуда” или комсомольского собрания!

Конечно, мы все, троечники, отличники и хорошисты, с обязательным интересом посмотрели бы знаменитую комедию Котчефа “Кто убивает великих европейских поваров?” (Who is Killing the Great Chefs of Europe?”, 1978). Но и здесь наши прокатчики сплоховали. Зато в конечном счете мы поволновались, хотя и с изрядным опозданием, за Сильвестра Сталлоне, сыгравшего главную роль в самой знаменитой, легендарной картине Koтчефа “Первая кровь”(First Blood,1982), положившей начало сериалу о Рэмбо. Джону Рэмбо суждено было стать собирательным образом солдата, Сталлоне - звездой экрана, а канадцу Теду Котчефу - автором одного из самых известных фильмов американского кино 80-х годов.

Отметим также ленту 1988 года “Переключая каналы” с Кэтлин Тернер и Бертом Рейнолдсом в главных ролях. Это хорошая комедия о телевизионной кухне, доступная нашему зрителю. Котчеф снимает по сей день, хотя повторить успех своих лучших картин ему вряд ли суждено. Зато все отмечают открытый и доброжелательный характер этого человека и режиссера, редкую терпимость в обращении с коллегами и незнакомыми людьми. Между прочим, про голливудских постановщиков, выходцев из Америки, такое приходилось слышать нечасто!

А теперь два слова о “Дадди Кравице”, который неожиданно произвел на автора этой статьи очень сильное впечатление. Почему неожиданно? Я рассуждал так: Канада стала для Теда перевалочным пунктом на пути из Лондона в Голливуд. Парень не утруждал себя, а впоследствии канадские архивные крысы, вроде Сэма Кулы, в патриотическом угаре и ослеплении преувеличили значение этой малобюджетной поделки. Но не тут-то было! Сэм Кула, прости мои недоверие и скепсис!

“Ученичество Дадди Кравица” — экранизация романа Мордехая Рихлера. В главной роли — юный, но блистательный Ричард Дрейфус. Легкое, неглубокое ретро. Насколько я могу судить, действие развивается где-нибудь в 50-е. Было у отца два сына. Один — Ленни, 22-х лет, будущий врач, утонченный, психопат. Второй — Дадди, 19-и лет, сильный, умный, предприимчивый, но очень тяготящийся бедностью и социальной зависимостью. Ленни начинает поход за счастьем. “Ты вечно прыгаешь, носишься, дергаешься...” — пеняет ему подруга Иветт. Да, он такой, готовый на все ради успеха и независимости. “У меня множество идей! — петушится Дадди. — Я настоящий изобретатель. Проблема в том, что и до меня было множество изобретателей... Слушай, наверное, тот парень, который выдумал супермаркет, когда-то начинал в посудной лавке...”

Американское кино тоже исследовало проблему - человек и успех любой ценой. В Голливуде иной масштаб цен, поэтому “Крестный отец” и тому подобные эпические полотна рассказывают о больших людях и большой крови. Канадский аналог - уютная провинциальная история. У Дадди запросы иного, меньшего порядка, и до крови дело так и не дошло. Однако подлость и благородство - понятия качественные, не зависящие от бюджета и технологического размаха. Тед Котчеф всего “за пять копеек” рассказал вечную историю, на которую в Голливуде привыкли тратить миллионы. В отместку голливудские бонзы купили его. Чтобы замолчал.

Иллюстрация:

  1. Джейн Фонда в фильме “Забавные приключения Дика и Джейн”.
 

Статья и фотоматериалы предоставлена редакцией журнала 
 "Канадский Паспорт" N11/ 2001г.
Информационное Агентство "Мобиле"  www.mobile.ru

niw 24.10.01 22:22:15 +0400