|
Игорь Манцов СЛАДКАЯ ПАРОЧКА Вот и пришло время канадских
кинофестивалей. Как известно, они -
Монреальский и Торонтский - что называется,
ходят парой. Монреальский случается в конце августа, передавая в первых
числах сентября эстафету смотру в Торонто, который все более уверенно
конкурирует с крупнейшим европейским фестивалем сентября -
Венецианским. Правда, в Венеции существует престижный официальный
Конкурс, а за океаном определяются лишь лучшие канадские картины
года да вручается уйма неофициальных наград от общественных организаций,
где выделяются приз зрительских симпатий и приз киножурналистов. Впрочем, обо всем по порядку. Нельзя не отметить,
что волею судеб 26-й фестиваль в Монреале открылся новой картиной
про алжирских иммигрантов. Спустя несколько дней после трагических
событий, случившихся в Соединенных Штатах 11 сентября, этот факт приобрел
особый смысл. Режиссер из Квебека Дени Шойнар сделал свою первую полнометражную
картину в 1997 г. Его выразительный, многократно отмеченный критикой
дебют назывался «Glandestins » и рассказывал
историю безбилетного пассажира, «зайца», нелегально пробирающегося
в Канаду из стран «третьего мира». Любопытно, что молодой режиссер
еще тогда заявлял о своей горячей любви к британской школе социального
реализма, представленного, в частности, такими выдающимися, чтобы
не сказать - великими, мастерами как Майк
Ли и Кен Лоуч. «Люблю?! Да я попросту боготворю этих британцев!
- неизменно кипятится режиссер из Квебека. -
Я настоящий, преданный фанат. Думаю, внимательный к социальному контексту
и психологическим деталям стиль Лоуча и Ли -
наиболее трезвое и честное направление современного кино…». Автор
этого обзора полностью разделяет пристрастия канадского постановщика
Дени Шойнара. Я полагаю, что Майк Ли безусловно входит в число трех-четырех
самых значительных мастеров нынешнего мирового кино, а Кен Лоуч вряд
ли отстает от коллеги больше чем на полкорпуса! Надеюсь, читатель
извинит мне спортивную метафору в разговоре о высоком искусстве. В
конечном счете кино (любое!) - это порождение
улицы, балаган и масскульт. Картина, открывшая фестиваль в Монреале, называется «Tar
Angel». По-русски -
«Просмоленный ангел», примерно так. Это история иммигранта-алжирца,
который пытается получить канадское гражданство, но неожиданно сталкивается
с радикальной политической активностью своего 19-летнего сына. Итак, Ахмед (акт. Зинедин Салем) - простодушный
алжирец, покинувший свою родину во время гражданской войны и теперь
сосредоточивший все усилия на том, чтобы заслужить благосклонное
к себе отношение в новой стране, Канаде. Он устраивается чернорабочим:
посреди монреальской зимы покрывает крыши смолою. «Он -
ангел! - утверждал Дени Шойнар на пресс-конференции.
- Потому что постоянно работает наверху,
на крышах, возле самого неба! Меня интересовал и завораживал визуальный
контраст между мрачной чернотой смолы и белизной окружающего снега.
Его руки всегда темны. Даже когда Ахмед тщательно их моет, ему не
удается полностью избавиться от специфического запаха смолы…» Мечта Ахмеда о новом гражданстве не сбывается. Вот он одевает свой
лучший костюм и отправляется на заветную процедуру, напевая что-то
вроде «О, Канада!», а в это самое время неподкупная видеокамера фиксирует
факт преступного поведения его сына Хафида (акт. Рабах Аит Ауяхи).
Хафид вламывается в офис Иммиграционной службы Канады,
чтобы уничтожить некоторые компьютерные файлы и таким образом
сорвать депортацию из страны политических радикалов арабского происхождения.
Хафид вынужден пуститься в бега. Возникает его герлфренд по имени
Хъюгетт (актр. Катрин Трюдо), которая
зарабатывает татуировками, разрываясь между радикальными настроениями
в духе социального протеста и вполне конформистским отвращением к
риску, опасным приключениям, конфликту
с государственной машиной. Ахмед делает все, чтобы найти блудного
сына, помогая Хъюгетт. Вдвоем они пускаются в не обещающее ничего
хорошего путешествие на грузовике, снегомобиле, на чем придется. Дорога
приводит их в Saguenay , один из регионов
провинции Квебек. Здесь находится аэропорт,
где обычно проходит депортация. Между тем Хафид находится на грани
принятия решения об организации террористического акта, стремясь сорвать
планы властей по высылке незаконных иммигрантов… Фестиваль в Монреале не гоняется за звездами и знаменитостями. Здесь
иной принцип формирования программы, приоритет отдается качественному
кино. В фильме Дени Шойнара снимались никому не известные актеры,
однако это не помешало публике и журналистам высоко оценить работу
съемочного коллектива. Впрочем для любителей красивых женщин и ловких
мужчин организаторы предусмотрели визит Софи Лорен и Джеки Чана. Возвращаясь к ленте Шойнара, заметим,
что ее бюджет составил четыре миллиона долларов, что ничтожно мало
по заокеанским меркам. «Моя история могла бы произойти где угодно
в мире, - откровенничал автор. -
Конечно, «Tar Angel»
- не сиквел,
но вместе с моей дебютной работой этот фильм составляет сагу об иммигрантах…» Шойнар не скрывает, что писал под сильным влиянием Коста-Гавраса, знаменитого
режиссера, грека по национальности, поставившего такие ленты как «Missing»,
«State of
Siege», «Z».
Излюбленная стратегия Коста-Гавраса - сочетать
элементы политического кино с жанровыми принципами триллера. Но «Tar
angel» вряд ли похож даже на полифонические
картины греческого классика. Скорее перед нами маленькая трогательная
история, триллер в «канадском стиле»: оружие заряжено, револьверы
нацелены, курки взведены, но выстрелы так никогда и не раздаются… На закрытии Монреальского фестиваля 3 сентября показали знаменитую
французскую ленту нынешнего сезона «Amelie
From Montmartre»
режиссера Жан-Пьера Жене. Премьера «Амели» состоялась в мае на Каннском
фестивале. Затем фильм с большим успехом демонстрировался в неофициальной
программе московского смотра кино. Наконец пришла
очередь канадских синефилов. Когда-то Жене прославился картиной «Деликатесы»,
которую он поставил на пару с Марком Каро. 30 и 31 августа Жан-Пьер
находился в Монреале, где дал десятки интервью и провел содержательную
пресс-конференцию. Президент фестиваля Серж Лозье не уставал превозносить
самого Жене и его картину, которую охарактеризовал как «необыкновенный
добродушный рассказ о том, каким сегодня может быть подлинный оптимизм». Всего пару дней Канада отдыхала от большого кино. Уже 6 сентября
открылся грандиозный фестиваль в Торонто. Два слова о его историческом
пути. В 1976 г. все начиналось самым скромным образом. Энтузиасты
собрали с различных мировых киносмотров самые заметные ленты и предлагали
канадским синефилам под вывеской «Фестиваль фестивалей». Со временем
форум в Торонто превратился в один из самых удачных и представительных.
Считается, что здесь удобнее и выгоднее всего организовывать мировые
премьеры. Продвижение многих заметных картин последнего десятилетия
начиналось именно в Торонто. Здесь заключается много сделок, сюда
охотно приезжают журналисты, дистрибъюторы, продюсеры, покупатели
кинопродукции вместе с плеядой кинозвезд. Вот что писал в 1998 г. авторитетнейший журнал «Variety»:
«Несомненно, фестиваль в Торонто в отношении звездности состава, маркетинговой
активности и амбициозности художественной продукции, представленной
в многочисленных программах, уступает лишь Каннскому фестивалю». А
известный критик Роджер Эберт годом позже настаивал на страницах «National
Post»: «Хотя Канн все еще самый крупный,
самый мощный смотр кино, зато Торонто более полезный и в целом более
важный фестиваль…» Важной задачей Торонтского праздника киноискусства является определение
и социальное оформление той культурной ниши, которую занимает в международном
контексте канадский национальный кинематограф. Вот и теперь в рамках
«канадской ретроспективы» гостям фестиваля была предложена программа
фильмов классика канадского кино Жана-Пьера Лефебра. Начиная с 1965
года, Лефебр считается наиболее плодовитым и новаторским канадским
кинематографистом. Такие его ленты как «Вода горячая, вода холодная»
(«L’eau
chaude, l’eau
frette», 1975), «Последняя помолвка»
(«Les dernieres fiancailles», 1973), «Старая
страна или мертвый Рэмду» («Le
vieux pays
ou Rimdoud
est mort»,
1976) навсегда признаны национальной канадской классикой. В программе
нынешнего фестиваля – его новое полнометражное
видео «L’Age
des images», которое
директор Торонтского фестиваля Пирс Хэндлинг охарактеризовал так:
«Лефебр? Да это один из наших крупнейших постановщиков! Уж во всяком
случае – самый возвышенный и нежный.
Жан-Пьер – подлинный Поэт кинематографа!»
А один их отборщиков фестивальной программы не сдержал эмоций, оказавшись
в зале на «…мертвом Рэмду»: «Я люблю фильм так сильно, что должен
пересматривать его снова и снова!» Кстати, Лефебр может служить отличным примером для режиссеров-зазнаек
из России, которые с важным видом рассуждают о своей творческой потенции, затем
годами клянчат большие деньги на безнадежно устаревшие проекты, а
в результате удивляются: почему это их авторские блокбастеры не интересны
никому, кроме придворных критиков?! Столкнувшись с финансовыми трудностями,
Лефебр моментально переключился на видео-формат. Его «L’Age
des images»
исследует взаимодействие визуальных образов и человеческого подсознания.
Лефебр убежден: несмотря на то, что среди визуальных образов сегодня
преобладают порнография телевизионного насилия и банальность домашнего
видео, кино – видеоизображение играет
решающую роль в осознании современными людьми того, кто они такие.
Психология и даже антропология человека конструируются посредством
искусственно создаваемых изображений. Однако оставим в покое классиков и обратимся к основному потоку фестивальной
продукции, где, естественно, преобладают совсем новые ленты. Всего
в фестивальной программе было представлено 326 (!) картин. Из них
– 249 полнометражных, 77 короткометражных.
Причем 175 фильмов прошли под грифом «мировая премьера» или же «премьера
в Северной Америке». Открылся фестиваль в Торонто, как водится, канадской
картиной. На этот раз подобной чести был удостоен режиссер из Ванкувера
Брюс Суини, представивший фильм «Last
Wedding», «Последняя свадьба». Это
третья работа Брюса. Несколько лет назад широко обсуждались его предыдущие
работы «Dirty» и «Live
Bait». Известно, что американцы не выносят картины на любом языке, кроме
английского. Их раздражают даже субтитры. В это смысле канадцы куда
более любопытны. Вот и на фестивале в Торонто лишь сорок процентов
картин – на английском. Шестьдесят
процентов – это продукция Франции,
Испании, Японии, Латинской Америки. Постсоветское пространство представлено
картинами среднеазиатского режиссера Дарежана Омирбаева и россиянина
Сергея Бодрова-младшего. Омирбаев малоизвестен в России. А вот на Западе его считают признанным
мастером. На это раз режиссер представил картину «Дорога». Стефан
Лан, один из составителей программы
“Перспектива», где участвует лента Омирбаева, не жалеет комплиментов:
«Его последняя картина «Убийца», несомненно, сделана в манере Робера
Брессона, аскетичного и экономного
французского гения. Омирбаев блестяще умеет уйти на задний план, дать
истории, сюжету право самостоятельного развития. Мне нравятся художники,
работающие в подобной манере…» Сергей Бодров-младший привез картину «Сестры». Это режиссерский дебют
известного российского актера. Картина уже успела получить один из
главных призов сочинского «Кинотавра» и неплохо прокаталась в России.
Координатор фестивальных программ Стив Грэйвшток полон ожиданий: «Я
очень ценю и люблю Бодрова-актера, поэтому мне крайне любопытно посмотреть,
каким будет его дебют в новом качестве!» Отметим, что главные роли в фильме Бодрова играют дети. Это позволит
нам ненавязчиво поменять вектор движения и вернуться на несколько
месяцев назад, впрочем, не покидая гостеприимного Торонто. Дело в
том, что громадная сентябрьская кинопрограмма – это лишь вершина айсберга.
На самом деле в Торонто создана гигантская машина киноиндустрии. На
протяжении всего года проходят семинары, мини-фестивали, являющиеся
своего рода дочерними предприятиями основного, осеннего форума. Так,
с 20 по 29 апреля в городе проводился детский кинофестиваль, получивший
название «Sprockets». «Sprockets» проводился в четвертый раз
и был единодушно признан самым удачным. Взрослые и дети отметили такие
ленты, как «Amy», «Mariken»,
а также полнометражные мультики «A
Monkey’s
Tale», «Kirikou
and the
Sorceress». Конечно, эти ленты взялись
не с потолка. Все они - победители
крупнейших детских и анимационных фестивалей планеты. Допустим, «Kirikou…»
- абсолютный победитель анимационного
конкурса Чикагского фестиваля, где пальму первенства отдали ему и
взрослое, и детское жюри. В будущем году детский фестиваль в
Торонто состоится в период с 12 по 21 апреля. Кроме того, канадским фанатам кинозрелищ предлагает свою грандиозную
по размаху и художественному качеству программу «Синематека Онтарио»,
нечто вроде московского Музея кино. В период с 24 мая по 10 августа
в рамках тематических программ были показаны лучшие картины классиков
мирового кино: Билли Уайльдера, индийца Ритвика Гхатака, голландца
Йохана ван дер Койкена, японца Кон Итикава, Вонг Кар-Вая и других.
Ретроспектива «A summer
of Essentials»
объединила 25 лучших картин мирового кинематографа. Впрочем, даже самые продвинутые и законченные эстеты один раз в год
сходят с ума. Посылают куда подальше замшелых классиков и собираются
в сплоченные толпы, чтобы лично увидеть, а то и пощупать, общеизвестных
звезд. Торонто – не исключение, а
местный киноман –тоже человек. Канадские
газеты сходили с ума: «Новый триллер
с Джонни Деппом добрался до фестиваля в Торонто!» Или «Джонни Депп
играет инспектора Скотленд-Ярда в фильме «From
Hell»!» А вот еще: «Дензел Вашингтон
в роли детектива полиции в «Training
Day». И это только начало! «Лаура Дерн в фильме «Focus»,
режиссерском дебюте фотографа Нейла Славина!» «Этан Хоук и Ума Турман
в фильме Ричарда Линклейтера «Tape», премьера
которого состоится на фестивале!» Впрочем, мне больше всего понравился
вот этот анонс: «Стив Мартин играет сбежавшего зубного врача, а Хелена
Бонэм Картер – его пациентку-психопатку!» Вот это да! Возьмем кинотеатры
штурмом! Я заранее влюблен в голливудский «Новокаин»: вот что значит
грамотная рекламная компания! Ну, а если чуть серьезнее? Тогда окажется, что «Новокаин» – криминальный
триллер режиссера Дэвида Аткинса. Стив Мартин известен, скорее, как
комедийный актер. Здесь же он играет доктора Фрэнка Сэнгстера,
который всерьез намерен торговать наркотиками и убивать. «Focus» – экранизация одноименного романа
Партура Миллера. Вот и картина с Деппом – тоже экранизация, правда,
автор менее известен: некий Алан Мур. Каков предварительный
вывод? Америка – самая читающая страна, ни больше, ни меньше. Или
наоборот? Читают лишь голливудские продюсеры, а все остальные довольствуются
кино-картинкой, долби-стерео и поп-корном? «From Hell»
основан на реальном уголовном деле отъявленного, неисправимого убийцы
XIX столетия, некоего Джека «Риппера». Замечу,
что слово «rip» имеет сразу два подходящих
значения: «разрез» и «распутник». Видимо, негодяй преуспел в обоих
смыслах. Впрочем, неотразимый Джонни Депп составит достойную конкуренцию
«брутальному убийце проституток». Еще одна звезда, Хэзэр Грэм, играет
женщину, пребывающую в вечном ужасе. Не бойся, крошка, симпатичный
инспектор поможет. Но довольно о голливудских блокбастерах. Так или иначе они доберутся
до наших кинотеатров и видеомагнитофонов, никуда не денешься. Сами
все увидим, если еще захочется. Другое дело – картины, не имеющие
столь мощной раскрутки, фильмы, которые не так-то просто отыскать
в разливанном море откровенной коммерции. Торонто предлагает своим
зрителям самые неожиданные сюрпризы, самые «непродвинутые» и маргинальные
(в финансовом смысле) работы режиссеров со всего мира. В чем особенность нынешней программы? «326 картин – это слишком много
для того, чтобы выделить одну-две доминирующие тенденции, – усмехается
директор фестиваля Пирс Хэндлинг. – И все же с первого взгляда заметно,
что в нынешнем году постановщики очень часто обращают свой взгляд
назад, в прошлое. Несколько любопытных картин посвящено событиям
Второй мировой войны. Неожиданно много фильмов, где авторы имеют дело
с раздраженными, сердитыми персонажами, часто из крайне неблагополучных
семей; с брошенными родителями, с людьми, потерявшими близких: отца,
мать, мужа или ребенка. Иногда это ленты о погибших отношениях, любви,
которую не удалось сохранить…» В подтверждение слов господина директора можно назвать картину венгерского
постановщика, классика мирового кино Иштвана Сабо «Taking
Sides». Сабо повествует о временах
Второй мировой, об оккупации Берлина американскими войсками. Харви
Кейтель играет американского офицера, который расследует запутанное
дело знаменитого немца – дирижера симфонического оркестра. Дирижер
(акт. Стеллан Скарсгард) настаивает на том, что был всего лишь пешкой
в сложной идеологической системе Третьего Рейха… Неожиданный сюрприз синефилам преподнесли документалисты Роберт Коэн
и Робин Найнштайн. Четыре месяца они по пятам ходили за выдающимся
канадским режиссером Атомом Эгояном, а на Торонтском фестивале предложили
публике предварительную сборку будущей картины: «Atom
Egoyan: A
Road To
Elsewhere». Наряду с «Канадской ретроспективой» в нынешнем сезоне появилась еще
одна новая программа «Wavelengths», что
по-русски звучит достаточно неуклюже: «Длины волн». Здесь представлены
разного рода авангардные, экспериментальные опусы, попытки обновить
киноязык. Название программы отсылает сразу к французской «Новой волне»
и к знаменитому фильму Майка Сноу «Длина волны», где зрителю, как
подопытному кролику, предлагается неудобоваримое занудное зрелище.
Впрочем, тех, кто выдержал и после финальных титров оказался готов
к серьезному обсуждению ленты, принято считать интеллектуалами… На
этот раз предлагаются более изобретательные и веселые произведения.
Стэн Брэкхейдж, Кеннет Энгер, Мартин Скорсезе – классики без страха
и упрека. Отметим еще несколько спецпрограмм. «Национальные кинематографии»
– это «Nordic Visions»,
то есть лучшие фильмы скандинавов: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия
и Швеция. «Masters»: Такеши Китано, Им Квонтэк,
Кен Лоуч, Нагиса Осима, Клод Шаброль. «Planet
Africa» – ясно без комментариев.
«Real to
Reel» – лучшие, максимально приближенные
к реальным проблемам документальные картины. Одна из самых популярных и восторженно принимаемых как публикой,
так и критиками программ – «Dialogues: talking
with pictures».
В чем тут дело? Крупные режиссеры
приглашаются в Торонто для того, чтобы рассказать о фильме, который
оказал большое, а то и решающее влияние на их карьеру. В нынешнем
году предварительное согласие было получено от Жан-Люка Годара, Джона
Сэйлса, Салли Поттер, Агнешки Холланд, Хэла Хартли, Роберта Лепажа
и Кевина Смита. Наконец, «Midnight Madness»
– «Полуночное безумие»! Собираются ночью, смотрят триллеры, «черные
комедии», хорроры, фантастику и прочее жанровое бешенство. В рамках Торонтского фестиваля существует оригинальная прокатная
структура – «The Film
Circuit», иначе говоря, «Кругооборот
фильма». Более 60 общин любителей кино по всей Канаде имеют возможность
достаточно оперативно посмотреть 35-мм копии лучших картин фестиваля. …Все, довольно! Фестиваль в Торонто – слишком тяжелое испытание даже
для фанатика-киномана. Масштабы его огромны, амбиции – под стать масштабам.
До свидания, Торонто! В 2002 году, с 5 по 14 сентября, нам обещают
новое безумие: и дневное, и полуночное, любое. 27-й Торонтский
смотр не пожалеет никого. Обещают новые программы, отличные фильмы,
очаровательных актрис. Ждем. niw 05.10.01 01:15:07 +0400 Статья
и фотоматериалы предоставлена
редакцией журнала |
|