А. Ягодкин


   Дверь в стене   

Человек лежит на газоне в сквере у вокзала, на тротуаре возле лавочки - его палка, на лавочке – сумка. Похож на кучу тряпья, ноги в башмаках и старых носках торчат неуклюже и беззащитно, на засаленном пиджаке чудом сохранилась военная медалька.
Молодые ребята и девушки пьют пивко неподалеку. Один все поворачивается и смотрит на старика, свернувшегося клубком, по-собачьи.
Быть может, этому парню вот что померещилось: дверь в стене времени, и это кто-то из их компании лежит. Да, за гранью. Туда сквозь спрессованное время не так уж далеко: немного потерять здоровья, взамен получить болезни, и каждое из этих приобретений – навсегда, и дальше будет только хуже. Когда несчастья накопятся до равнодушия, придешь на лавочку с добытой бутылкой, согреешь душу ненадолго, а после ляжешь, уставший, на газон.
И вот она вдруг – дверь в стене; ты озираешься изумленно: как же так, только что все было совсем иначе, душа-то прежняя - молода и полна желаний, и все еще впереди, ведь смерти нет!.. – но силы покинули тебя, их не хватает, чтоб сопротивляться. Ты лежишь за лавочкой и обрывками прошлого вспоминаешь в пьяном полусне любимых людей, события, книги, ведь что-то хорошее происходило в жизни, а ожидалось еще лучше. И пытаешься вспомнить главное, потому что смерть уже холодно дышит рядом: речку своего детства, любовь женщины, рождение сына – теперь ты воспринимаешь это так реально, как никогда прежде, даже в самом эпицентре, много лет назад…
Ну да, любовь женщины, которая стирает все границы и пределы, и она до последней реснички в твоей власти. От сережек и края платья до тайных застежек и детских снов. А у тебя от этого оголяются нервы, и ты вдруг начинаешь жалеть весь окружающий мир; плач наказанного матерью ребенка, собаку, которую хозяин щелкнул поводком, а она лишь жалобно моргает и опускает голову, неизвестно за что повинную; вон мужчина и женщина средних лет идут навстречу и ссорятся, и он сквозь зубы бормочет что-то матерное, а у нее покраснели и намокли глаза, - все вызывает блаженную жалость, так что и самому впору расплакаться…
…Или вспомнится тот день, когда мы пошли всей семьей за Дон на озера (Донище, Калач, Никосное и еще одно, никак не вспомню название), и отец зачем-то взял с собой удочки – ну какая рыбалка может быть в жаркий майский полдень? Зато луга там  накрыло желтыми нарциссами, и тишина от земли до облаков была переполнена стрекотом кузнечиков в нежно-зеленой траве; среди цветов стояли цапли, мы их видели потом и на берегу озера, а еще видели коршуна, который безмолвно парил над лугом и озерами, а потом соскользнул по небесному куполу на лес километрах в трех от озера. До леса этого я так за всю жизнь и не добрался, хотя, по рассказам деревенских мальчишек, это настоящая дикая дубрава, как в сказках.
А еще там были жаворонки, почти невидимые в голубой бездне, куда никаким коршунам не добраться, и пение их было нескончаемой безмятежностью.
Мама с маленькой тогда сестренкой пошли собирать букет и посмотреть на цаплю поближе, а отец забросил удочку; через минуту он охнул, и я увидел, как старая селявочная удочка согнулась, и вскоре отец выволок на берег огромного и ленивого, как свинюшка, карася. Был бы он хоть чуть агрессивней, от тонкой лески и даже самой удочки только пух и перья полетели бы, но карась не нарушал безмятежной гармонии дня. Потом уже отец взвесил его: кило и двести пятьдесят грамм, и никто не верил, что на такие старые детские снасти можно поймать такую рыбину.
Я стал клянчить, и отец отдал мне удочку, и вскоре и у меня поплавок ровно и грозно пошел под воду, но я был слишком испуган и неловок, и карась (огромный!) сорвался. А я скорей отдал удочку отцу, пока клюет.
Подошли с букетами мама с сестренкой и начали было рассказывать про цаплю, но заглянули в ведерко и были потрясены огромной рыбиной. Ну, папа, ну, ты ваще… А отец еще дважды вытаскивал карасей, каждый из которых мог занять сковородку, но первый был все-таки самым громадным.
Потом уже, когда мы вернулись в свою городскую квартиру и легли спать, этот день остался с нами и дышал рядом, заполняя сны легким эхом стрекота кузнечиков и пения жаворонков взахлеб, мерцанием воды с поплавком среди кувшинок, колдовской дубравой, синевой небесной бездны и безмолвным полетом коршуна.
Не помню, летал ли я в том сне.
Или вот: середина марта, а на дворе снег искрится и скрипит, минус восемнадцать, и город по самые уши завален сугробами. Ничего себе весна! Пьем кофе, жена подошла к окошку, посмотрела на зиму и спросила меня: а помнишь?.. Я сразу ответил: помню. Ты про то, как я на турбазе лыжу сломал?
Этот день был 25 лет назад, и невозможно было представить себе, что через столько лет жена подойдет к окошку, увидит во дворе чудесную зиму и спросит: а помнишь? - и я вспомню именно тот, ничем особо не примечательный день незадолго до нашей свадьбы.
А вы думали, у стариков такого не было? Просто той женщины больше нет, она ушла  и ждет его за стеной. Без нее вернулась птичья тоска - парить над озерами или пристроиться к косяку перелетному и с холодком в груди оставить все, что было в этом мирке, людей и предметы, запахи, пытаясь забыть все, за что колол стыд.
Отец моего друга сильно затосковал, когда умерла его жена. Дети стали взрослыми, и ему не о ком было больше заботиться. Зарабатывать, беспокоиться о них, пытаться подправлять их судьбу. Он начал выпивать в одиночку, потом стал пропадать из дома, и все чаще, а однажды ушел навсегда.
Друг искал его. Слух был, что он умер в Ростове возле вокзала. Друг мой с женой попрощались с ним, оделись в траурное и отправились в Ростов. Но в морге оказался другой человек. Где искать?.. В Киеве? В Мурманске? В Хабаровске? Тысячи безымянных стариков помирает на неведомых дорогах. Куда-то тянуло их перед смертью, и, послушные этому зову, они исчезали из жизни близких.
А может, он жив. Может, в Батуми сидит на холодном осеннем пляже и смотрит вдаль, где Турция. Туда, где дальние страны, о которых мечтал он в детстве, и до которых так и не добрался за свою долгую и никому теперь не нужную жизнь. Там, на юг, - Стамбул, белая гвардия, Париж…
Тени клубятся над спящим на газоне. А возле лавочки напротив – солидная компания, дамы и господа, - провожают приятеля на поезд. Над ними запах настоящих французских духов и дорогого коньяка, один из господ держит открытую коробку с конфетами, они чему-то смеются и дышат благополучием. Две ауры рядом, но холодок вечности не касается ухоженных. К двери в стене они пройдут через вагон СВ, в дорогих часах и со стопкой кредиток в портмоне, и наверняка удивятся, что все это надо оставить у входа; лихорадочно начнут шарить по карманам и памяти – а что, это нельзя с собой?..
Как глава того района, на кладбище которого похоронена моя бабушка: он умер, и ему отгородили на кладбище огромную площадку, с теннисный корт. Гордые родственники приходят и ведут себя, впрочем, как простые смертные: выпивают, закусывают. Площадка их быстро заполняется новыми памятниками, и в теннис они не играют.
Чудак – земельный участок пытался пронести…
 
Представляю: осень, после долгого тепла пошли тихие дожди, и днем в квартирах горит свет, а если смотреть в окошко, то что-то стынет внутри, но без страха, и хочется с чем-то попрощаться и лететь куда-нибудь в прохладе, догадываясь, что назад уже никогда не вернешься. Или парить, как коршун над озерами за Доном.
А далеко отсюда, где-нибудь в Париже, в котором никогда я не был, и теперь уже не буду никогда, сейчас осень, и желтые мокрые листья шлепаются на мостовую, люди сидят в кафе, играет аккордеон…
К черту Париж, когда ясно уже, что вместо него – газон у вокзала. И молодые смотрят на лежащего человека брезгливо: алкашей, блин, поразвелось!.. Даже представить себе не могут, что он свой. Все меньше ценности в чужом опыте, и когда-нибудь уже никто не будет знать, что конечный путь юных барсеток – никому не интересные мешки отцов и матерей.
О чем еще может говорить мой друг, когда мы встречаемся с ним – случайно на улице или, договорившись, за кружкой пива? Каждый год слизывает деревни с карты России сотнями – вместе с последними старушками, их старомодными иконостасами фотографий молодых их мужей, детей, внуков. Давно уже умерли обветшавшие мужья, а дети и внуки разбежались по городам и весям, как тараканы. И много лет уже не звонят и не пишут из таинственных лабиринтов своих жизней.
У друга семья, он много работает, часто ездит по селам Воронежской области и рассказывает, как угасает в них жизнь. В центре села она еще теплится, но по краям как будто кто-то объедает хатки. Линии электропередач из года в год укорачиваются, и геодезисты сокращают маршрут, ориентируясь по столбам: на этой улочке за два года минус два дома, на этой – минус семь, минус четыре…
Иногда провода срезают и у живых. Срезавший рискует попасть под напряжение, но риск стоит свеч: взамен старушкиного электричества он получит наличные деньги за лом цветных металлов.
Наследства от старушек никакого не остается, кроме все того же лома алюминиевых тарелок и чего-нибудь не совсем трухлявого. Хаты их обычно тоже возвращаются в прах. В них нет зеркал – за ненадобностью, в них один и тот же запах, сумрак, иконки на желтом картоне и генеалогические рамы с фотографиями. Старухи не знают, кто из них жив, а кто нет, и иногда пишут письма по слишком старым адресам и даже надеются на ответ, заглядывая вдаль с протертых своих завалинок – не идет ли почтальон. «Здраствуйтя дарагие Толя и Любушка, Нюра с детками, кум Василий и жене его Кате добраго здравия, а также Коля и Виталик, Наденька и плимяник Витя. Я исчо живая, толька ноги плохо ходют и глаза совсем не видят биз ачков…».
Старушки солидарны, заходят проведать друг к дружке и не позволяют умереть соседкам в безвестности, как это бывает в городе, когда только на запах начинают выламывать дверь узников безысходности. Так что души старушек спокойно бродят напоследок в своих земных владениях, зарастающих лопухами и юными побегами деревьев. Наверное, им это приятно.
Раньше они жили вместе с мужчинами, а потом – девочки направо, мальчики налево. Потерявшихся мужей, племянников, сыновей своих старушки могли бы встретить в городе, если б сумели добраться. Обличьем они одинаковы, похожие на больных рыбок в заброшенном аквариуме. Их бесполезно спасать, можно лишь смотреть и примерять к себе, потому что никто не знает будущего.
Все будем возле той двери, и неважно, газон ли вокзальный или дорогая палата лучшей больницы…
Сходите, гляньте – он еще там, этот старик. Он еще жив.

  niw 27.12.2006

© А. Ягодкин
Рассказ опубликован в книге "Осторожно, люди"
Изд-во. им. Болховитина, Воронеж, 2005 год.


 


другие рассказы