Русские цыгане вчера и сегодня.
Ефим Друц


Статья  "Цыгане: открытый взгляд на проблему" опубликована журналом
"Азия и Африка" N4 1990г.

Мы предлагаем вниманию читателей беседу, посвященную истории и жизни цыган в мире и. в первую очередь, в нашей стране. В ней принимают участие известный специалист в области изучения жизни цыган, писатель-этнограф, действительный член Географического общества СССР Ефим Друц и корреспондент  журнала "Азия и Африка" Феликс Барташов.(вопросы - К:)
 
К: Цыгане... Цыганская "философия жизни" - вольное кочевье, уход от всех и всяческих законов и установлении. Так ли это? Что мы вообще знаем об этом народе, помимо расхожих, идущих из глубины веков мифов и бытовых впечатлений? Что знаем, так сказать, "доказательно", научно об этих людях, которых, судя по сообщениям печати, можно встретить в любом уголке земного шара, людях, столь легко узнаваемых внешне и, однако, по существу, остающихся загадочными для больший-ства из нас?
 
Друц: Постараюсь, в силу моих знаний, несколько развеять эту загадочность. Сразу же замечу, что цыгане, выходцы с Востока, сегодня действительно проживают практически во всех странах мира, за исключением, пожалуй, Японии. Говорить обо всех цыганах, а их свыше четырех миллионов человек, довольно сложно. Я всегда ставил перед собою более скромную задачу - исследование жизни наших современников и земляков, другими словами, моя тема - "русские цыгане вчера и сегодня"
 
К: Я и хотел бы поговорить с тобой как с человеком. много лет занимающимся этими проблемами, о жизни русских цыган, их истории и сегодняшнем дне. Хотя в такой постановке вопроса просматриваются сразу два момента - почему только "русские" и почему только "вчера и сегодня"? А цыгане других стран, а попытка как-то "спрогнозировать" цыганское завтра? Это тоже весьма интересно, и, думаю, мы в любом случае коснемся и этих вопросов. Конечно, история цыган, народа древнего и необычного, в определенной мере даже уникального, интересна и поучительна, но, боюсь, в рамках одной лишь беседы рассказать ее невозможно даже в самом кратком изложении Безусловно, это так. Но, отвечая на вопрос, замечу, что разговор "только" о русских цыганах невозможен без пусть уж и очень сжатого "экскурса" в историю этого действительно уникального во всемирной семье народов племени. Ну, а "русские" потому, что они - наиболее близкие, понятные нам, их история - часть и нашей, российской истории. Но так ли понятны они?
 
К: Сегодня, когда вопросы межнационального общения вышли из сферы теоретических рассуждений и благостных рапортов о дружбе народов, рассказ о цыганской жизни - не игра в раскрытие каких-то мистческих тайн, а настоятельная потребность гласного знакомства с, признаемся, мало знакомым нам реальным существованием определенной группы наших равноправных сограждан.
 
Д: Историческая цыганология исходит из парадокса: народ без истории. Выдвигается идея, что цыгане - вне истории, что им история не принадлежит. Некоторые ученые считают аксиомой утверждение, что "цыгане проникают сквозь все общества". пересекают их в некоем метафорическом порядке, проходя через жизнь других народов "как нож через масло". Все, что о них известно, основано, мол, на слухах, что взятое вместе оно составляет миф, а не реальность. И подобные фантастические, иначе их и не назовешь, исследования о цыганах исходят из изолированных фактов об их происхождении.
 
К.: Существует такая специальная наука - цыганология?
Д.: Да. и мы будем стараться придерживаться ее объективных данных. Знаешь, на цыган издавна смотрят, прежде всего. как на бродяг, собравшихся в толпу. А что говорит история? Вернемся к истокам.
В 1760 году одна венская газета опубликовала статью, в которой шла речь о бывшем лейденском студенте Иштване Вайе. Этот будущий священник, писала газета, был близко знаком с молодым малабарцем (Малабар - область на юге Индии) и обнаружил, что язык его приятеля имеет много общего с цыганским. Помогло случайное совпадение: Иштван Вайя знал язык цыган (в то время на территории Австро-Венгрии, части былой Священной Римской империи, их проживало немало). Это, казалось бы, рядовое событие и послужило началом научного изучения цыган, ибо упомянутый номер газеты попал в руки немецкого исследователя Генриха Грельмана. Прочитав сообщение, Грельман предположил, что описанный малабарец мог быть сыном брамина. языком которого был санскрит (литературно обработанная разновидность древне-индийского языка индоевропейской языковой группы, имеющая историю в несколько тысячелетий - Ред.). И ученый решил сопоставить два языка. А сделав это, он увидел разительное совпадение цыганского и санскритского языков,а из новоиндийских - с языком хинди. Именно Грельман выдвинул гипотезу об индийском происхождении цыганского языка. Его труд на эту тему был издан в России уже в 1784 году. другой же немецкий ученый, один из основоположников научной этимологии Фридрих Потт в своем фундаментальном труде "Цыгане в Европе и Азии", увидевшем свет лишь в 1844 году, доказал, что родиной цыган является Индия, что цыганский язык - один из,новоиндийских языков, что цыгане активно воспринимали элементы языков всех народов,"сквозь" которые они кочевали. Перед Поттом стояла труднейшая задача: в просвещенной Европе того времени бытовало твердое убеждение, будто цыганский язык
 -арго преступного мира. В это верили все вплоть до академических кругов.

К.: Но ведь существует версия, что цыгане - выходцы из Африки, и в Индию пришли оттуда. Или все наоборот?

Д.: У многих народов бытовала версия об "африканском исходе" цыган (из Египта). Да и сами цыгане иногда, уж неизвестно в каких целях, называют себя фараоновым племенем. В цыганском фольклоре это достаточно широко отражено. Но давайте пройдем путями цыганского кочевья.

К.: Хотя бы теми, что вели из Индии в Россию. Кружными, путанными.

Д.: Попытаемся ответить на вопрос: когда все это началось. Самая ранняя дата, которой можно оперировать сегодня, -середина У-го века н.э. Тогда-то произошло событие, описанное великим Фирдоуси в поэме "Шахнамэ". Напомню строки из главы "Бихрам призывает лури из Хиндустана". Подданные шаха Бихрама направили правителю послание, жалуясь на то, какой безрадостной жизнью они живут. И вот:

Потешила шаха послания суть,
Отправил коня быстроходного в путь.
К Шенголу гонца своего отрядил:
О, царь-избавитель, - в письме говорил,-
Обоего пола сто сотен лури
Бербетом владеющих нам отбери...

 Для нас здесь интересно, что речь идет о лури, так в то время называли цыган в Средней Азии. Конечно, можно относиться скептически к информации, взятой из столь древнего художественного произведения. Но то же самое описывает, уже в Х-м векеу историк Хамза Исфагани. Только речь у него идет о 12 тысячах музыкантов, называемых зоттами - тоже одно из местных названий цыган. Естественно, историк Х-го века мог позаимствовать этот сюжет у поэта, жившего на 500 лет ранее. Скорее всего эта легенда была довольно популярна среди народа. Но если уж доверять древним записям, то главное, что вызывает сомнение в обеих "информациях", - число присланных Шенголом, мелким индийским князькам, музыкантов - десять, а то и двенадцать тысяч человек, пусть и вместе с членами их семей. Но это означает лишь то, что Шенгол решил "отделаться" от всех музыкантов, проживавших в его владениях.

К.: И что же - этих людей, изгнанных или, скажем иначе, пришедших из Индии, можно назвать предками наших нынешних сограждан-цыган?

Д.: Ученые, решая вопрос о социальной принадлежности предков цыган, вновь обратились к испытанному методу - исследовали цыганский язык. Вот как называют цыган представители других народов: немцы - цыгойнер, англичане - джипси, жители Средней Азии - люди. В цыганских же .диалектах мужчина обозначается словом "ром", причем в разных диалектах слово это начинается с фрикативного звука. Известно, что в Индии существовала каста "дом", членами которой были профессиональные танцоры и музыканты. "Домы" в индийском обществе относились к числу неприкасаемых, то есть к самым низшим ступеням индийской, кастовой лестницы. Эта версия представляется наиболее приемлемой. Словом, пик миграции цыган из Индии пришелся на X-XI вв. н.э., время, когда они покинули пределы своей древней родины.

К.: Как презираемые и никому ненужные?

Д.: Раздробленная в братоубийственных войнах средневековая Индия стала благоприятным объектом для набегов соседних народов. В огне пожарищ, спасаясь от преследований, метались по многочисленным княжествам и предки цыган. И уже тогда, оторванные от какого-либо производительного (оседлого) труда, силою кастовых законов отрешенные от возможности трудиться, в своих скитаниях из одного края северной Индии в другой, они свыклись о кочевой жизнью, это стало законом их бытия, и пронесли его цыгане о собой и в другие страны.

К.: Цыгане издревле славились как умелые ремесленники. Это что - уже последующие благоприобретения: кузнецы, лудильщики, ювелиры?

Д.: Да. Но я вернусь к этому позднее.

К.: И еще один вопрос. Почему часть неприкасаемых, к которым мы относим предков цыган, ушла из Индии?

Д.: Дело в том, что прежи цыган никогда не вели войн. Если угодно - изначально миролюбивый народ.

К.: Это в их верованиях, в каком-то учении заложено?

Д.: Это заложено в основе их образа жизни. Ведь они были кочевниками. У них никогда не было земли, а значит нечего было защищать. Они, и это очень важно для понимания их мировосприятия, никогда не были чиновниками и солдатами, то есть ничего не охраняли и не вели войн.

К.: Действительно, уникальное явление, одна из многочисленных своеобразных "тайн" этого народа.

Д.: Таких тайн будет еще немало. Так вот, на земле цыган уже тогда ничего не удерживало, они могли свободно передвигаться, а когда возникала угроза самому их существованию, они уходили туда, где, по их мнению, можно было жить в безопасности и так, как они уже привыкли. И тогдашняя погрязшая в междоусобицах Индия не могла оставаться тем домом, где цыгане могли жить за счет своего главного "товара" - петь и танцевать. Но необходимо сказать несколько слов о том, как цыгане прошли по миру. В 1322 году два монаха-францисканца Симон Симониус и Хуто Просвещенный обнаружили на острове Крит людей, похожих на нынешних цыган. Они придерживались обрядов греческой православной церкви, но жили, подобно арабам, в черных шатрах или в пещерах. В самой Греции цыган отождествляли с сектой греческих музыкантов, фокусников и предсказателей судьбы, которых называли "отинганос". Вот откуда в европейские языки, в том числе и в русский, пришло это название - цыгане.

Словом, из Индии предки цыган двинулись на Запад, и территорий нынешнего Ирана и Афганистана им было, естественно, не миновать. Отсюда и "приобретение" в словаре цыган - огромное число слов из персидского и прочих местных языков. Так, отсюда урдо - это повозка, телега, бахт - счастье, удача. Из "соседнего" армянского языка цыгане заимствовали такие слова и понятия, как "сила", "печка" и самое, казалось бы, "цыганское" - "конь", которое звучит, как и по-армянски, "граст".

Покинув земли древней Персии, цыганские таборы разделились. Одни продолжили путь на Запад, другие двинулись в северо-западном направлении и проникли в Закавказье. Западная ветвь цыган-кочевников прошла через Северную Африку и достигла Гибралтара, а те, что пришли в Закавказье, добрались до Византии.

Здесь, в Византии, цыгане жили очень долго, о чем говорит как множество слов, "усвоенных" нашими путешественниками на этих землях, так и обилие оккультных сект, родившихся здесь при столкновении традиций, верований, знаний пришельцев из Индии и местных народов, Цыганские женщины показали в Византии все свое мастерство предсказательниц, колдуний, гадальщиц, знакомя европейцев с малоизвестными для них взглядами древнего Востока.

Пребывание в Греции натолкнуло цыганских вожаков на довольно оригинальную идею, с помощью которой они рассчитывали решить стоявшую перед ними задачу: как пройти далее по Европе, минуя опасности, не вступая в конфликты с властями феодальных государств. Именно в Греции, столкнувшись с христианскими паломниками, ходившими на поклонение в Иерусалим и обратно, цыгане установили, что эта категория людей пользуется повсюду определенными привилегиями. Вот тогда-то цыгане и создали миф о том, что они - выходцы из Египта.

В начале ХУ-го века большие группы цыган пересекают Венгрию, частично "застревают" там, а остальные добираются до германских земель, где император Сигизмунд выдает гол охранную грамоту, услышав от их вожаков миф об исходе этих "фараоновых" детей из Египта. А версия их была такова: они язычниками приняли христианство, и во имя искупления грехов своих осуждены на вечное скитание по земле.

Затем цыганские таборы мощным потоком хлынули на южнорусские - земли. проникая туда из придунайских областей. Думается, это были беглецы из разоренной турками Византии.

К.: Кстати, а как цыгане воспринимали ислам? Ведь конец Византии означал утверждение в этих краях турецкого владычеотва. И, быть может, ислам казался цыганам, как выходцам с Востока, ближе и понятней, или они уже "стали" христианами, проведя столько лет в Европе?