Русские цыгане
вчера и сегодня. Ефим Друц
|
|
|
|
К.: Но ведь существует версия, что цыгане - выходцы из Африки, и в Индию пришли оттуда. Или все наоборот? Д.: У многих народов бытовала версия об "африканском исходе" цыган (из Египта). Да и сами цыгане иногда, уж неизвестно в каких целях, называют себя фараоновым племенем. В цыганском фольклоре это достаточно широко отражено. Но давайте пройдем путями цыганского кочевья. К.: Хотя бы теми, что вели из Индии в Россию. Кружными, путанными. Д.: Попытаемся ответить на вопрос: когда все это началось. Самая ранняя дата, которой можно оперировать сегодня, -середина У-го века н.э. Тогда-то произошло событие, описанное великим Фирдоуси в поэме "Шахнамэ". Напомню строки из главы "Бихрам призывает лури из Хиндустана". Подданные шаха Бихрама направили правителю послание, жалуясь на то, какой безрадостной жизнью они живут. И вот: К.: И что же - этих людей, изгнанных или, скажем иначе, пришедших из Индии, можно назвать предками наших нынешних сограждан-цыган? Д.: Ученые, решая вопрос о социальной принадлежности предков цыган, вновь обратились к испытанному методу - исследовали цыганский язык. Вот как называют цыган представители других народов: немцы - цыгойнер, англичане - джипси, жители Средней Азии - люди. В цыганских же .диалектах мужчина обозначается словом "ром", причем в разных диалектах слово это начинается с фрикативного звука. Известно, что в Индии существовала каста "дом", членами которой были профессиональные танцоры и музыканты. "Домы" в индийском обществе относились к числу неприкасаемых, то есть к самым низшим ступеням индийской, кастовой лестницы. Эта версия представляется наиболее приемлемой. Словом, пик миграции цыган из Индии пришелся на X-XI вв. н.э., время, когда они покинули пределы своей древней родины. К.: Как презираемые и никому ненужные? Д.: Раздробленная в братоубийственных войнах средневековая Индия стала благоприятным объектом для набегов соседних народов. В огне пожарищ, спасаясь от преследований, метались по многочисленным княжествам и предки цыган. И уже тогда, оторванные от какого-либо производительного (оседлого) труда, силою кастовых законов отрешенные от возможности трудиться, в своих скитаниях из одного края северной Индии в другой, они свыклись о кочевой жизнью, это стало законом их бытия, и пронесли его цыгане о собой и в другие страны. К.: Цыгане издревле славились как умелые ремесленники. Это что - уже последующие благоприобретения: кузнецы, лудильщики, ювелиры? Д.: Да. Но я вернусь к этому позднее. К.: И еще один вопрос. Почему часть неприкасаемых, к которым мы относим предков цыган, ушла из Индии? Д.: Дело в том, что прежи цыган никогда не вели войн. Если угодно - изначально миролюбивый народ. К.: Это в их верованиях, в каком-то учении заложено? Д.: Это заложено в основе их образа жизни. Ведь они были кочевниками. У них никогда не было земли, а значит нечего было защищать. Они, и это очень важно для понимания их мировосприятия, никогда не были чиновниками и солдатами, то есть ничего не охраняли и не вели войн. К.: Действительно, уникальное явление, одна из многочисленных своеобразных "тайн" этого народа. Д.: Таких тайн будет еще немало. Так вот, на земле цыган уже тогда ничего не удерживало, они могли свободно передвигаться, а когда возникала угроза самому их существованию, они уходили туда, где, по их мнению, можно было жить в безопасности и так, как они уже привыкли. И тогдашняя погрязшая в междоусобицах Индия не могла оставаться тем домом, где цыгане могли жить за счет своего главного "товара" - петь и танцевать. Но необходимо сказать несколько слов о том, как цыгане прошли по миру. В 1322 году два монаха-францисканца Симон Симониус и Хуто Просвещенный обнаружили на острове Крит людей, похожих на нынешних цыган. Они придерживались обрядов греческой православной церкви, но жили, подобно арабам, в черных шатрах или в пещерах. В самой Греции цыган отождествляли с сектой греческих музыкантов, фокусников и предсказателей судьбы, которых называли "отинганос". Вот откуда в европейские языки, в том числе и в русский, пришло это название - цыгане. Словом, из Индии предки цыган двинулись на Запад, и территорий нынешнего Ирана и Афганистана им было, естественно, не миновать. Отсюда и "приобретение" в словаре цыган - огромное число слов из персидского и прочих местных языков. Так, отсюда урдо - это повозка, телега, бахт - счастье, удача. Из "соседнего" армянского языка цыгане заимствовали такие слова и понятия, как "сила", "печка" и самое, казалось бы, "цыганское" - "конь", которое звучит, как и по-армянски, "граст". Покинув земли древней Персии, цыганские таборы разделились. Одни продолжили путь на Запад, другие двинулись в северо-западном направлении и проникли в Закавказье. Западная ветвь цыган-кочевников прошла через Северную Африку и достигла Гибралтара, а те, что пришли в Закавказье, добрались до Византии. Здесь, в Византии, цыгане жили очень долго, о чем говорит как множество слов, "усвоенных" нашими путешественниками на этих землях, так и обилие оккультных сект, родившихся здесь при столкновении традиций, верований, знаний пришельцев из Индии и местных народов, Цыганские женщины показали в Византии все свое мастерство предсказательниц, колдуний, гадальщиц, знакомя европейцев с малоизвестными для них взглядами древнего Востока. Пребывание в Греции натолкнуло цыганских вожаков на довольно оригинальную идею, с помощью которой они рассчитывали решить стоявшую перед ними задачу: как пройти далее по Европе, минуя опасности, не вступая в конфликты с властями феодальных государств. Именно в Греции, столкнувшись с христианскими паломниками, ходившими на поклонение в Иерусалим и обратно, цыгане установили, что эта категория людей пользуется повсюду определенными привилегиями. Вот тогда-то цыгане и создали миф о том, что они - выходцы из Египта. В начале ХУ-го века большие группы цыган пересекают Венгрию, частично "застревают" там, а остальные добираются до германских земель, где император Сигизмунд выдает гол охранную грамоту, услышав от их вожаков миф об исходе этих "фараоновых" детей из Египта. А версия их была такова: они язычниками приняли христианство, и во имя искупления грехов своих осуждены на вечное скитание по земле. Затем цыганские таборы мощным потоком хлынули на южнорусские - земли. проникая туда из придунайских областей. Думается, это были беглецы из разоренной турками Византии. К.: Кстати, а как цыгане воспринимали ислам? Ведь конец Византии означал утверждение в этих краях турецкого владычеотва. И, быть может, ислам казался цыганам, как выходцам с Востока, ближе и понятней, или они уже "стали" христианами, проведя столько лет в Европе? |