А потом — много-много лет спустя, в годы “перестройки”, когда меня, по специальности беспартийного географа-зарубежника, стали, наконец, выпускать за границу на объект своих многолетних заочных исследований, — открытия вроде того рок-н-ролльного пошли одно за другим. Звериный оскал капитализма вблизи очень часто оказывался вежливой, доброжелательной — но не без некоторой деловитости — улыбкой: “Вам что надобно?”

А надобно мне было многое — прежде всего узнать, как сделать мою страну и мой народ, которые не хуже вроде бы других виденных мною стран и народов, такими же свободными, богатыми и счастливыми, притом так, чтобы по-прежнему “не убий, не укради, не лжесвидетельствуй”, но без подкрепления ГУЛАГом, пропиской, Партийной Троицей и прочими “треугольниками”... Впрочем, ну его, этот пафос. Изучал я эти страны, такая есть профессия: “географ-экономист”, вот и все.

Так вот ведь что выяснилось: не жуют там жвачку публично — во всяком случае, взрослые, и уж никогда — на телеэкране, давая интервью. Не продают порнуху в открытую — для страдающих этим делом есть специальные магазины, и кино для таких крутят отдельно, в сторонке, и лицам до 18 лет вход туда воспрещен. Не рекламируют “интимные услуги” в приличных газетах. Тележки в аэропортах — не напрокат за деньги (как у нас теперь в “Шереметьево-2”), разве что кое-где берут доллар залога, который возвращает специальный автомат, если прикатишь тележку на прежнее место. Не берут деньги за пластиковые пакеты, за справки по телефону, за многие другие услуги и вообще многое делают вроде бы даром, чтобы только был порядок. Улыбаются, в частности, везде, и нередко заведомо бесплатно, просто чтобы не терять формы, что ли, улыбчивой своей формы. Короче, кока-колу пьют, но в школу продолжают ходить, стараются учиться на пятерки, участвуют в общественной работе и художественной самодеятельности, помогают старушкам в рамках тимуро... бойскаутского движения.

А возвращаешься домой, и именно здесь теперь видишь все расписанные в школьном детстве “прелести” капитализма. Человек человеку больше не друг-товарищ-и-брат, как учили коммунистические наставники. Ко многим станциям метро не пробьешься — стоят у тебя на пути торгующие, потому что теперь свобода торговли, “как в капстранах” (там бы полиция мигом тротуары расчистила!). Все норовят перехватить друг у друга прибавочную стоимость и немедленно ее присвоить. И все жуют, жуют, жуют загранжвачку и выплевывают ее куда попало, потому что теперь "капитализм” и “свобода”.

Грязно, убого и уныло. Старые партейцы ворчат: “Вот он, капитализьм, мы же вас предупреждали”. А другие бывшие партейцы, помоложе, – вышли из партии, составили костяк “новой власти”, теперь они охотно и решительно претворяют в жизнь принципы “новой, капиталистической, морали”.

Господа бывшие партейцы! Похоже, вы и задаете тон, навязывая всем нам свои не изменившиеся представления о “капитализме”, только с обратным знаком: раньше им стращали, теперь говорите, что так-де и надо. Думается только, что тот “капитализм”, который мы сейчас “строим” (термины — ваши!), столь же похож на свободное демократическое общество Запада, сколь та ваша пародия на рок-н-ролл была похожа на по-настоящему красивый и веселый танец заграничной молодежи. Мы опять попались на вашу удочку, старательно внедряя в “освобожденной” стране ту самую пародию на “буржуазную мораль” и “американский образ жизни”, которую нам с рождения усердно демонстрировали советские идеологи- карикатуристы. Неудивительно, что она столь многим не нравится. Карикатуру не превратишь в икону.

Так что — назад, к здоровой советской морали, только без Павок и Павликов? Исключено: этот товар — только в комплекте с Партийной Троицей, Всевидящим Оком, очередями за колбасой и зэками, строящими Город на Заре. Уже проходили. Да и вообще — “не убий”, “не укради” и т.д., во-первых, придумано не коммунистами, а во-вторых, существовало при них только для “населения”, как та дешевая и малосъедобная “Отдельная” колбаса.

Тогда — еще дальше назад, к благолепию православия? Хорошая и весьма распространенная идея! Глубоко уважаю действительно верующих людей. В том числе и православных, хотя не вполне разделяю их уверенность в том, что Дух Святой может-де исходить только от Бога-Отца и никак не от Отца и Сына единовременно, как полагают католики с протестантами (в этом, собственно, главная причина раскола Церквей, остальное — мелочи). Но беда в том, что древлее православное благочестие, усиленно сейчас насаждаемое нашими национал-патриотами (особенно — выкрестами из КПСС), мало имеет общего с озабоченностью насчет исхождения Святаго Духа, как и насчет “не убий, не укради...”. Пока же все как-то больше звучит: “Которые тут наши — бей ненаших!” Вот спросите-ка насчет Св. Духа Сашу Невзорова, который в своей когда-то популярной телепередаче каждый вечер проходился по адресу “еретических проповедников”, наезжающих порою в Питер. Так прямо и говорил: “еретики”. Забавно, правда?

Или спросите о Св. Духе и прочих христианских принципах (например, о “другой щеке”) у сильно православных “казачков”, которых расплодилось видимо-невидимо даже там, где казаков отродясь не было, и все — с неизвестно кем присвоенными регалиями. О настоящих — донских-кубанских (которых после большевицкого “расказачивания” совсем мало осталось) — дурного слова не скажешь, но я имею в виду самозваных, ряженых, из тех, что Евангелия не читали и коня вблизи не видали, но присвоили себе право ходить с крестами и нагайками.

Нынешнее судорожное богоискательство — это, конечно, скорее хорошо, чем плохо, если только оно не уйдет целиком в ритуальные игры, в сотворение новых кумиров по образцу старых. Великие принципы “не убий”, “не укради...” разлиты по всем вариантам религиозного сознания: есть они и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме, и в буддизме — и даже в коммунизме. Самый основной постулат христианства — “Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой” — был сформулирован в Китае за шесть веков до Христа, был даже изобретен специальный иероглиф, который вмещал в себя всю эту великую идею — “золотое правило Конфуция”...

Значит, все эти великие принципы должны не разделять, а соединять человечество. Именно об этом говорили, пытаясь достучаться до косного разума окружающих, все великие Учителя Жизни. “Несть отныне ни эллина, ни иудея” — а вослед Ему, Сыну еврейки, тут же, при Нем, Вечно Живом, — “Бей жидов, спасай Россию!”

Он: “Истинно говорю вам: кто не против вас, тот за вас”. Они, с точностью до наоборот: “Поняли: кто не с нами, тот против нас!”.

Он: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, — но то, что выходит из уст”. Они: “Бей сыроядцев, такую-перетакую мать!” И так везде: объединимся вокруг креста (четырех ли, восьми ли конечного), вокруг меноры, вокруг полумесяца и пойдем бить ненаших, неверных.

А ведь и Моисей, и Конфуций, и Будда Сакья-Муни, и Иисус, и Магомет, и, подозреваю, Кришна (хоть его-то и не читал) учили людей примерно одному и тому же: “Не убий, не укради. Человек человеку — друг, товарищ и брат. Оже ти собъ не любо, то того и другу не твори”. Все прочее — самодеятельность, в которой можно участвовать, но не следует принимать слишком близко к сердцу.

Эти принципы — религия Здравого Смысла. Меняется внешнее оформление, ритуалы молитвенных и партийных собраний, словарь мантр и экономических теорий, мелодии песнопений, направления крестных ходов, стиль танцев и маршей, а суть остается одна: не поступай с другим так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой. Будь добр с ближним, потому что ты ведь и сам “ближний”. Почитай старших, потому что ты сам неизбежно станешь старше. И так далее: будь хорошим, потому что это выгодно всем и каждому, — всему обществу и, в конечном счете, лично тебе. Как это получается, можно долго объяснять, а можно и так поверить: это — опыт человечества.

А вот в злодейские общества — не верь. Подонок — он при любом “изме” подонок, и общество, основанное на одном злодействе, если и возникнет, то вскоре гибнет, само себя пожрав. Это даже Сталин понимал, почему и растил нас не только на Павлике, но и на Тимуре с его командой, и Катюше, которая любовь бережет. Пусть Отец Народов проваливается в тартарары со своими юными стукачами, но Тимура я ему не отдам. Как не отдам никакой вере и власти и не позволю заменить дешевой порнухой ни бусурман Лейлу и Меджнуна, ни еврейку Суламифь, ни латынца Ромео, ни блаженных муромских Петра и Февронию.

Бог — есть, и Бог есть Любовь. Добро есть Добро при любом режиме, и пусть не врут марксисты-диаматчики, что, мол, ничто не рождается “из ничего”. Как раз Добро именно “творится”, именно из ничего, и каждый из нас может быть его Творцом: недаром мы созданы по образу и подобию Божиему — Бога-Творца. Не веришь — проверь: улыбнись соседу просто так, задаром, да пошире, — и увидишь: он тоже тебе улыбнется. Вот вы и сотворили друг другу из ничего — Добро.

Я верю в Добро, которое мы можем Творить. Если захотим. И от перемены “-измов” вера не меняется.

Аркадий ЧЕРКАСОВ


niworld  07.06.2002