|
|
AD MEMORIAM
Памяти
Аркадия Черкасова
Б. Ахмадулина С тех пор я с
подозрением отношусь к Моцарту и уже не
боюсь неожиданных ночных звонков. Но голос,
раздававшийся в мобильнике полтора
года назад, сдавил сердце «Прошлой
ночью умер папа, – где-то за тысячи
километров выдохнула Ариадна и уже
более привычным грудным голосом
добавила – Прощание в понедельник,
приходите». В бессилии я
закружил по гостиничному номеру.
Продолжали уходить лучшие друзья –
самые верные, добрые, искренние. Вот и
еще один в этом ряду. Я открыл дверцу
мини-бара, налил фужер любимого
Аркадием ржаного виски и стал
вспоминать… Дагестанская
страстность (своего «кровного» отца -
боевого комбата он разыскал только в 90-х,
но так и не успел того обнять перед
смертью), русская верность традициям (свою
дочку он назвал в честь мамы, уроженки
Пскова, Ариадной) и эстонское
воспитание (любимый «университетский»
город Тарту) соединялось в Аркадии
неожиданно, трогательно. Его
энциклопедический ум был устроен
парадоксально , я бы сказал –
релятивистки, когда элементарное
дважды два не могло превратиться в
банальную четверку, а выстреливало
восьмеркой, десяткой, а то и сотней – в
зависимости от вдохновения – к радости
и изумлению его собеседников. Всем
своим существо он доказывал, что и в
душной атмосфере позднего застоя можно
мыслить и жить радостно, со вкусом.
Полдюжины языков, которыми он
элегантно владел, ораторские
способности (поразительно, но, взойдя
на кафедру, он переставал заикаться!) и
страсть к путешествиям делали его
блестящим собеседником, а иногда –
проповедником. Двадцать лет назад, по
горячим следам августовского путча он
написал: «Бог есть Любовь, Добро есть
Добро при любом режиме, и пусть не врут
марксисты, что «ничто» не рождается «из
ничего». Как раз Добро именно творится
из ничего и каждый из нас может быть его
творцом. Я верю в Добро, которое мы
можем творить». Его любили и
ждали в Канаде, куда он слетал «ровно 34
раза», как он написал в своей
автобиографии – в качестве лектора по
приглашению разных университетов,
члена Международной ассоциации
социальных наук в Арктике,
Международной академии Северного
Форума. Вряд ли кто-то за последние
сорок лет лично сделал больше для
сближения России и Канады, лучшего
взаимопонимания людей, чем Аркадий.
Чего стоит один грандиозный «Russionaire» - толковый словарь русского для
иностранцев – с объяснением, в
частности таких лингвистических
шедевров XX века, как «авоська» и «совок». В
известном смысле – пишет академик,
ректор РГГУ Юрий Афанасьев в
предисловии к этой уникальной
энциклопедии советской жизни –
словарь является аналогом «Толкового
словаря» В. Даля, уже более ста лет
являющегося настольной книгой для всех,
интересующихся русской культурой». О
популярности Аркадия среди канадцев
ходили легенды. Однажды, разгоряченный
собственной лекцией (в университетской
бане!) о русских северных традициях и
обычаях, русский профессор не заметил
неожиданно резкого похолодания и
рубанул мощным торсом (в кровь!) хрупкий
ноябрьский ледок на озере Онтарио.
Студенты за это тут же уважительно
прозвали его «русский ледокол». Несмотря на
смешение кровей (Мессир Воланд
порадовался бы!), национальных и
семейный традиций, интернациональное
воспитание, Аркадий всегда оставался
глубоко русским человеком – умным,
сострадающим, ироничным. В этом пафос
всех его статей и выступлений, начиная
с 1991 года, при этом вслед за П. Чаадаевым
он мог бы повторить, что «не научился
любить родину с закрытыми глазами».
Отсюда его «стилистические
разногласия» (по выражению Синявского)
с советской властью, подразумевая под
этим не какие-то внешние разногласия (он
не был диссидентом), а именно стиль
жизни, который, как известно, и есть
человек. Именно
поэтому в августе 1991 г. он оказался в
числе 50 тысяч защитников Белого Дома, о
чем он потом уморительно поведал в
статье «Наш миллион. Собака на
баррикадах» глазами своей любимой
собаки Чапы. В эти же годы он, будучи
православным человеком, уже
предупреждая об опасности «судорожного
богоискательства», насаждаемого
национал-патриотами, которое «имеет
мало общего с озабоченностью насчет (споров
между православными и католиками – ИБР)
исхождения Святого Духа… Пока же всё
больше звучит: которые тут наши – бей
ненаших!». При всем
своем расхождении с властью Аркадий
всегда оставался вполне
законопослушным человеком. Свое
отношение к этому он выразил в
поразительном по тонкости и юмору эссе
«Одиннадцать ностальгических историй
о бытовой дружбе народов». «Карамзин
сказал: Счастье России в том, что дурные
законы здесь дурно исполняются.
Эстонцы же всегда полагали, что в этом-то
как раз главное «несчастье» России.
Скрупулезного исполняющий дурной
закон быстро высказывает свою дурость
и заменяется на хороший; плохо «исполненный
закон – вечен». Ясно, на чьей стороне
стоит Аркадий. В связи с
этим мне вспомнился один трогательный
эпизод, о котором он мне сам
рассказывал в конце 80-х годов.
Вернувшись из очередной командировки в
Канаду, Аркадий отнес в Госбанк СССР
сотню полноценных долларов и обменял
их (в соответствии с законом) на
шестьдесят тогдашних «деревянных»
советских рублей по официальному
валютному курсу. Он искренне не понимал
– пока я не объяснил ему – почему
тертый научный люд, уже протоптавший к
тому времени тропинку «за бугор»,
странно при этом ухмылялся. Громада этих
не выплаканных вовремя, от радости и от
горя, слез – это моя личная стена плача.
Она нависает надо мной по ночам, гонит
сон, и тогда я оплакиваю давно ушедших
моих родных, оплакиваю друзей, как-то
неожиданно заторопившихся в дорогу в
последние годы. Оплакиваю свою
непутевую родину, так трагически
застрявшую в отроческом безвременье. И
уже как завороженный жду незаметно
подступающую темноту и тот поминальный
телефонный звонок, который однажды и
меня позовет за собой.
И.Б.
Рунов
|
|
niw 01.12.2012 | |
|
2004-NIW
Все права
защищены. При перепечатке ссылка на
niworld обязательна. Webdesign, оформление журнала , рисунки -О.Романовой |