Наиболее полная подборка статей Аркадия Черкасова.

 
 

 
 

 

Народы-основатели

«Народами-основателями» в Канаде принято называть два крупнейших народа страны — англо-канадцев и франко-канадцев. Их языки — английский (родной для 57% жителей страны) и французский (родной для 22%) — считаются официальными языками страны. Все государственные службы должны ими пользоваться одновременно, а все официальные документы и объявления обязательно публикуются на обоих этих языках. Таков федеральный закон. Оба языка совершенно равноправны. Скажем, если поезд едет в сторону Квебека, «Французской» Канады, о его отправлении объявят сначала по-французски, а потом по-английски. А вот если поезд движется в сторону англоязычных провинций, то, наоборот, текст объявления прочтут сначала по-английски.

 «Первые Нации Канады»

На самом деле первыми, кто заселил Канаду, были индейские народы, которые так и называют себя: «Первые Нации Канады». Ныне они живут по всей стране и говорят на 58 языках. Индейцев и их потомков сейчас более 1,3 млн. человек. Часть из них живет в так называемых резервациях. Индейская резервация в Канаде — это территория (и немалая), где индейцы чувствуют себя полными хозяевами земли. Конечно, это не то, что в прошлом, когда они были хозяевами всей страны. Впрочем, тогда они непрерывно воевали друг с другом.

Канадскую Арктику населяют эскимосы. Сейчас их около 60 тысяч. Называть их принято инуитами, что на их языке значит просто «люди». В 1999г. было организовано нечто вроде автономного округа эскимосов. Он занял четверть всей Канады — большую часть Северо-Западных территорий и получил название Нунавут, что по-эскимосски значит «Наша земля».

 Некоренные индейцы

По отношению ко всей огромной стране индейцы действительно являются «Первыми нациями» Канады. Но во многих ее местах живущие там сегодня индейские племена — «некоренные», ибо пришли сюда «вторыми», позже, чем предки местных жителей европейского происхождения.

Есть рядом с городом Квебеком индейский поселок Вендаке, где живут гуроны — потомки тех самых «злых гуронов», о которых мы читали в романах американского писателя Фенимора Купера («злыми» они были с точки зрения английских поселенцев, потому что поддерживали их соперников — французов). В поселке открыт музей культуры гуронов. Это красивые и гостеприимные люди, которые охотно приглашают в свой поселок иностранных туристов, поют им песни, рассказывают легенды своего народа — но все только по-французски, потому что свой язык они уже забыли. Почему?

Гуроны (сами себя они называют «народ вендат») жили в XVII веке далеко отсюда, близ озера Гурон (нынешняя провинция Онтарио). Это было не одно племя, а объединение пяти племен ирокезской языковой группы. Гуроны заключили союз с французами, но зато враждовали с другим объединением ирокезских племен — могущественной Ирокезской Лигой, которая объединяла племена сенека, кайюга, онеида, онондага и могауков. В 1649 г. Ирокезская Лига разбила Конфедерацию гуронов. Оставшиеся в живых гуроны бежали под защиту французской крепости Квебек, где и живут до сих пор.

Позже, в 1667 г., в окрестности Монреаля переселилась и часть ирокезов-могауков (правильнее — мохоков). Они приняли католичество и заключили мир с французами. Индейцы основали несколько поселков, из которых крупнейший — Канаваке (5 тыс. жителей) на берегу реки Святого Лаврентия напротив Монреаля. Немало индейцев бежало в Канаду от американцев и после образования США. Один из них — вождь племени шони по имени Текумзе — даже получил звание генерала в британской армии. Он погиб, защищая Канаду от вторжения американцев в 1813 г. и считается одним из канадских национальных героев.

Кстати, не следует считать индейцев тех времен только охотниками и воинами. Ирокезы были оседлым земледельческим народом, и именно они научили европейцев выращивать кукурузу, подсолнечник и многие другие сельскохозяйственные культуры, которые «пришли» к нам из Америки.

 История становления наций

Первый народ европейского происхождения, который сложился в Канаде — это франко-канадцы. Почти 400 лет назад, в 1608 г. был основан город Квебек, в 1642 г. возник Монреаль. Сегодня в Монреале живет более 3,5 млн. человек — это самый большой после Парижа франкоязычный город мира. А всего в Канаде — более 7 млн. франко-канадцев, и большинство их живет на востоке страны — в провинции Квебек (см. Квебек), где французский признан единственным официальным языком. Франкоканадцы — давно уже не французы. За четыре века жизни в северных лесах они превратились в совершенно отдельный народ, не похожий на европейских французов и, главное, не считающий себя «французами». Теперь — это особый народ со своей культурой. И говорят они не просто по-французски, а на особом диалекте — старинном варианте северофранцузского языка. В XVII - начале XVIII века из Северной Франции в Канаду переехало всего 10 тысяч человек, сейчас же их потомков уже около 10 млн. (вместе с теми, кто теперь живет в США): за 300 лет их численность увеличилась в 1000 раз! И почти все франко-канадцы друг другу — родственники (может, и очень дальние), и помнят свое родство. Может, поэтому они между собой обычно на «ты» — вот такая фамильярность, какой нет, например, во Франции.

В остальных девяти канадских провинциях гораздо чаще слышна английская речь: здесь больше англо-канадцев. Сейчас их более десяти миллионов, и они составляют основную часть населения в крупнейшем городе Канады Торонто, ее столице — Оттаве, крупнейших городах Канадского Запада: Ванкувере, Эдмонтоне, Калгари и Виннипеге. Большинство канадцев нефранцузского и неанглийского происхождения, если они живут не в Квебеке, тоже общаются друг с другом по-английски и постепенно сливаются с англо-канадцами. Англоязычные канадцы — не американцы и не англичане, у них тоже свое особое лицо и особая культура — скорее европейская, чем американская.

Этот второй «народ-основатель» Канады – англо-канадский – возник на полтора столетия позже, чем франко-канадцы и складывался в совершенно иных условиях: гораздо более постепенно, в постоянной связи со своей «исторической родиной» – Великобританией, откуда постоянно приезжали и вливались в состав англоканадцев новые переселенцы (тогда как французы после 1763 г. в Канаду уже почти больше не приезжали). Важно, что основу англо-канадской нации, ее «ядро» заложили в конце XVIII в. «лоялисты» – переселенцы из США, «американцы, которые не захотели стать американцами» и во время войны за независимость США поддерживали британскую армию. Восставшие против английского короля американцы считали их «предателями», а  сами «лоялисты», наоборот, гордились тем, что они честно сохранили верность («лояльность») своему королю. После поражения британской армии более 20 тысяч «лоялистов» бежали на еще не заселенные франко-канадцами земли в Канаде, к востоку и к западу от Квебека, и так на канадской земле впервые зазвучала английская речь. Позднее к ним прибавились новые переселенцы из Европы, но «лоялистский» дух гордой верности присяге, соблюдения законов, приверженности к британской (европейской!) культуре и независимости от США – остался.

Кстати, говорят англо-канадцы между собой скорее на американском варианте английского языка – то есть букву «R» во всех положениях произносят и «акают» в отличие от «проглатывающих R»  и «окающих» англичан и московских учителей английского языка (этот учитель, как и англичанин, скажет про себя «Москоу тича», а канадец, как и американец – назовет его «Маскоу тичер»). Но перед иностранцем высокообразованный англо-канадский патриот нарочно постарается говорить не на «американском», а на британском варианте языка: он не забыл, что он потомок «лоялистов» и никак уж не американец!

 Другие канадцы

Помимо коренных народов и двух «народов-основателей», сегодня в Канаде живут представители множества других народов Европы, Азии и Африки. Они приехали сюда в основном за последние сто лет и составляют более трети всего населения страны. Каждая  этническая группа канадцев гордится своей культурой и весьма достойно ее представляет. Часто при помощи правительства устраиваются фольклорные фестивали, организуются выставки национального искусства. В Канаде издаются журналы и газеты на всевозможных языках, а в маленьких магазинчиках можно купить сувениры, сделанные руками народных мастеров.

Обычно земляки — выходцы из одной и той же страны — селятся рядом, и тут же рядом устраивают свой собственный клуб, и свои школы, и свою церковь, мечеть, пагоду или синагогу. Так сами собой возникают «этнические кварталы». Канадские власти, как правило, помогают организовывать школы, где дети учатся на их родном языке. Такую помощь получают французские школы в англоязычных провинциях, поддерживают и немецкие, украинские, индейские, еврейские школы.

В Канаде официально принята идея государственного «двуязычия». Но влияние французского элемента в культуре страны за пределами провинции Квебек не столь велико, как английского. Кроме того, в страну, постоянно приезжают новые и новые переселенцы-иммигранты, и, естественно, из-за этого уменьшается роль и франко-канадцев, и англо-канадцев. Сегодня канадцы британского происхождения составляют около 40 % всего населения страны, а франко-канадцев еще меньше — всего 27 %. Остается еще 33 % — почти треть населения Канады! Основную часть этой группы составляют выходцы из Италии, Германии, Голландии, Польши, Украины, России и других стран Европы. А в последние десятилетия в Канаду приехало много переселенцев из Латинской Америки и из Азии. Особенно много китайцев: во всех крупных городах Канады уже возникли обширные китайские кварталы. Китайский язык в 2001 г. занимал 3-е место по числу говорящих: на нем говорило 854 тыс. человек.

Русские в Канаде

Первыми из России в Канаду в 1898-1902 гг. переселились духоборы — члены русской религиозной общины, своего рода крестьянские протестанты. Они не признавали традиционных церковных обрядов, иконы и вообще официальное православие, отказывались от воинской службы.  В общей сложности 7 тысяч духоборов бежали от преследований царских властей из России в Западную Канаду. Деньги для переселения пожертвовал Лев Николаевич Толстой — это был гонорар, полученный им за роман «Воскресение». Один из сыновей писателя, Михаил, даже сопровождал духоборов в изгнание. Сейчас в Канаде живет около 30 тысяч потомков тех переселенцев-духоборов, хотя свою веру сохранили лишь 5 тысяч из них. Вообще русскоязычная община в Канаде сейчас, по оценкам, насчитывает около 200 тысяч человек. В Торонто, Монреале и Ванкувере на русском языке выходят газеты, работают радиостанции; есть даже телепрограммы на русском языке.

 Канадская культура в опасности

Очень беспокоит канадцев культурное влияние соседних США. Страна буквально затоплена американскими книгами, журналами, видеокассетами и фильмами, радио- и телепередачами. Чаще всего это «произведения» дешевые, второсортные. Понятно, что это не может не раздражать канадцев. Они вовсе не хотят превращаться в культурную провинцию Америки. Тем более что у «народов-основателей» Канады есть собственная яркая и самобытная культура. Это и оригинальная музыка, и неповторимый фольклор, и литература. Канадские национальные школы живописи (например, знаменитая онтарийская «Группа Семи») не похожи ни на американские, ни на европейские. Канадцы могут гордиться своим балетом и вообще театром, в Канаде (особенно в Квебеке) снимают очень хорошее кино. Федеральное правительство Канады и власти провинций заботятся о том, чтобы защитить национальную культуру народов, населяющих страну

Как их зовут

Самая распространенная фамилия франкоканадцев — Трамбле. Ее носят 60 тыс. человек — это 1% всех жителей провинции Квебек. Правда, поговаривают, что еще больше Трамбле среди тех, кто переселился в другие провинции Канады и в США. На всеамериканском съезде «семьи» Трамбле число ее членов оценивали в 300 тысяч! Это и вправду одна семья, ведь все Трамбле, живущие сегодня в Северной Америке, происходят от одного французского переселенца, который приехал в Канаду больше 350 лет назад, в 1640 г. — у него было 16 сыновей!

На втором месте по численности — фамилия Ганьон (это 0,6 % жителей Квебека), далее идут Котэ (0,5%, все они — тоже потомки одного-единственного поселенца), затем Руа (0,5%), Бушар, Фортэн, Лавуа, Ганье, Морэн, Готье, Беланже, Уэллет, Пельтье, Бержерон, Симар и Клутье. Например, потомки Захарии Клутье и его жены, Ксент Дюпон, приехавших из Франции в 1616 г., столь многочисленны, что даже издают свой собственный «семейный» журнал. 

Интересно, что законы Квебека запрещают девушкам, выходящим замуж, менять свою девичью фамилию на фамилию мужа. «Родная фамилия — это личная и семейная ценность, а женщина — не вещь, чтобы носить имя своего владельца», — так считают жители Квебека, гордящиеся своим происхождением.

При таком обилии похожих фамилий недолго и запутаться среди тезок. Поэтому квебекцы часто дают своим детям двойные имена, например, Жан-Франсуа. Не Жан, и не Франсуа, а именно Жан-Франсуа. Сокращать имена или превращать их в ласковые уменьшительные, как в России, здесь тоже не принято. Так, Мари-Клер — не Маша и не Клаша, а именно Мари-Клер всегда и для всех. То-то квебекцы так удивляются, когда узнают, что у русских Саша и Александр — одно и то же имя: у них есть оба эти имени, и они считаются самостоятельными. В городе Квебеке живет индейская девушка по имени Наташа (ее папе когда-то приглянулось это русское имя), а соседскую девушку зовут Натали, и они — не тезки.

А вот у англоканадцев фамилии — самые разные, и жена обычно принимает фамилию мужа. По сравнению с США, в Канаде бросается в глаза обилие шотландских фамилий, особенно, конечно, в провинции Новая Шотландия, да и среди англоканадцев Квебека. Это имена знаменитых шотландских горных кланов, начинающиеся на «Мак» (что значит на древнем языке шотландцев – гэльском – «сын»): Макдональд, Маккензи, Макалистер, Маккенна... Личные имена же, как и в России, подвержены меняющейся «моде». Например, среди мальчиков, родившихся в 1990 г., самыми распространенными были имена: Майкл, Мэтью, Кристофер, Эндрю, Кайл. Девочек в этот год чаще всего называли именами: Джессика, Аманда, Сара, Стефани, Саманта. А вот у поколения их пап и мам, родившихся в 1970 г., совсем другой набор имен. Чаще других тогда встречались мужские имена Майкл, Дэйвид, Роберт, Джейсон, Джеймс и  женские Лайза, Мишель, Дженнифер, Трейси, Тэмми. А среди их дедушек и бабушек, родившихся в 1950 г., самыми популярными были имена: Роберт, Дэйвид, Джон, Джеймс, Уильям и Линда, Патриша, Барбара, Сьюзан и Шэрон.

 Во что они веруют

Из каждых шести канадцев только один не считает себя приверженцем какой-либо религии: неверующие составляют всего 16% жителей Канады (2001 г.). Большинство верующих — христиане; это 78% всего населения страны.

Из христианских церквей крупнейшая — католическая. Католиками считают себя более 43% всех канадцев — это большинство франко-канадцев, а также канадцы итальянского, ирландского, польского, венгерского, португальского, испанского и латиноамериканского происхождения. Кроме того, существует отдельная церковная организация «украино-католиков» (униатов).

Значительная часть англо-канадцев — прихожане протестантской Объединенной Церкви Канады (это 10% всех канадцев). Церковь образовалась в 1925 г. после слияния нескольких протестантских общин разного толка. Много среди англо-канадцев и приверженцев англиканской церкви (7%). Еще 10% жителей Канады предпочитают менее крупные протестантские церкви и секты: часть немцев и скандинавов — лютеране, шотландцы — пресвитериане, канадские немцы российского происхождения — меннониты и гуттериты, есть еще баптисты, пятидесятники, русские духоборы, американские мормоны. Православных (греки, румыны, часть русских и украинцев) в Канаде совсем немного — всего полтора процента.

Есть в Канаде и приверженцы нехристианских религий: ислама (в 2001 г. — 580 тыс. канадцев), иудаизма (330 тыс.), буддизма (300 тыс.), индуизма (300 тыс.) и сикхизма (280 тыс.).

У каждой религиозной общины есть свои храмы и культурные центры, клубы, создаются и воскресные школы на родном языке. Например, в Квебеке при православной церкви занятия в воскресной школе идут на греческом языке, а при православном храме Христа Спасителя в Торонто или Никольском соборе в Монреале — на русском.

Больше всего католиков в провинциях Квебек и Нью-Брансуик, а из крупных городов — в Квебеке (здесь они составляют более 90% всех жителей), Монреале и Оттаве. Православные наиболее заметны в провинциях Онтарио, Манитоба, Саскачеван и Альберта — по 2% жителей. Иудеи расселены преимущественно в крупных городах: Торонто, Монреале, Виннипеге, Калгари и Оттаве. Мусульмане (это в основном канадцы арабского и пакистанского происхождения), индусы, сикхи (выходцы из индийского штата Пенджаб: их можно узнать по большим чалмам, которых они никогда не снимают), буддисты (часть китайцев, японцев и др.) наиболее заметны в крупнейших многонациональных городах — Торонто, Эдмонтоне, Калгари и особенно Ванкувере.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ (страна и ее герои)

 Преступник или герой?

Луи Риэль (1844-1885; в некоторых изданиях дается неправильная транскрипция его фамилии — «Риль») — национальный герой франкоканадцев и канадских метисов, вождь двух восстаний франко-индейских метисов. Метисы — старожилы Канадского Запада, охотники на бизонов. После присоединения западных территорий к Канаде, их земли захватили англоязычные переселенцы. Борьба с ними развернулась в ходе первого восстания в Манитобе в 1869-1870 гг. Риэль был избран секретарем (фактически главой) временного правительства «Северо-Западной Республики», которую образовали здесь метисы. После подавления восстания канадскими войсками, Риэль был объявлен вне закона. Тем не менее он дважды избирался депутатом канадского парламента от местного округа Прованше. Когда же его не допустили в парламент, Риэль уехал в США и вернулся в Канаду только в 1884 г. Его  призвали метисы и индейцы, поднявшие новое восстание, на этот раз в Саскачеване. Риэль сам был человеком смешанной крови. Его далекий предок был ирландцем по фамилии Рейли; он поселился в Квебеке, «офранцузился», а его франкоязычные потомки смешались с индейцами на берегах реки Ред-Ривер, где родился Луи Риэль. Он мечтал о создании на всем Американском континенте, от Аляски до Огненной Земли, единого государства метисов. Но и второе восстание канадских метисов было подавлено: в трехдневной битве 9-12 мая 1885 г. при поселке Батош в Саскачеване — это была последняя в истории Канады битва на канадской земле — отряд метисов и индейцев численностью 175 человек был разбит канадскими регулярными войсками (800 человек). Риэль мог спастись, но добровольно отдал себя в руки властей, желая рассказать на суде о бедах метисов и индейцев. Несмотря на горячую поддержку Риэля франкоканадской общественностью в Квебеке, суд в городе Реджайне приговорил его, как и пятерых индейских вождей восстания, к смертной казни. Сейчас Луи Риэля считают романтическим народным вождем, борцом за равноправие канадцев, метисов и индейцев. Казненному повстанцу воздвигли в стране целых десять памятников (из них шесть — в провинции Квебек). 16 ноября 1985 г. канадцы отметили столетие со дня его казни.

 Шоколадная леди

В любом крупном канадском городе можно встретить кондитерский магазин под названием «Лора Секорд». На его вывеске — портрет молодой привлекательной леди, одетой по моде начала 19 века. Это — не хозяйка и не основательница фирмы по производству конфет, это — национальная героиня канадцев, в честь которой и названа фирма.

Во время англо-американской войны 1812-1814 гг. американцы попытались захватить Канаду. Именно тогда американские войска захватили и сожгли город Йорк — будущий Торонто, а англичане в отместку поступили так же со столицей США — Вашингтоном. Лора Секорд жила на границе, в селении Куинстон. Ей удалось подслушать разговор американских офицеров о готовящемся вторжении вглубь Канады. Чтобы предупредить своих, девушка пробежала 30 км по густому лесу. А через 2 дня, 24 июня 1813 г., американцы были разбиты индейским и англоканадским ополчением у селения Бивер-Дэм (нынешняя провинция Онтарио). В честь Лоры Секорд поставлены три памятника и открыт ее дом-музей. Но для маленьких канадцев, еще не изучавших историю, она — просто «шоколадная леди».

 Лесной бродяга

«Лесные бродяги» (coureurs de bois) — так называли в XVII-XVIII веках канадских вольных охотников. Как правило, без разрешения властей и даже вопреки их воле, они отправлялись в леса, чтобы поохотиться на пушного зверя или купить пушнину у индейцев. Одним из самых известных «лесных бродяг» был Пьер-Эспри Радиссон (1636-1710) — весьма противоречивый персонаж канадской истории: романтик, неутомимый путешественник, вдумчивый исследователь, опытный мехоторговец, но и беспринципный авантюрист. Он прибыл в Канаду из родной Франции в 1651 г. — ему тогда было 15 лет, и вскоре попал в плен к индейцам-ирокезам (1652-1653), где хорошо изучил их язык и обычаи. В 1659 г. с компанией «лесных бродяг» первым из европейцев исследовал берега озер Верхнее и Мичиган, где узнал от индейцев о существовании Гудзонова залива. Наказанный французским губернатором за незаконную торговлю мехами, перебежал к англичанам и участвовал в организации факторий Компании Гудзонова залива. В 1674 г. он вновь оказывается в лагере французов, а в 1682 г. организует полувоенную экспедицию французских мехоторговцев из Монреаля к Гудзонову заливу по суше — и уничтожает им же созданные фактории английской Компании Гудзонова залива на реке Нельсон, а затем основывает французскую факторию Форт-Бурбон. Это не помешало ему через два года вновь поступить на службу к англичанам в ту же Компанию, во главе английского отряда штурмом взять Форт-Бурбон и в последующие годы руководить всей торговлей Компании Гудзонова залива на реке Нельсон. Несмотря на то, что в те годы за голову Радиссона во Французской Канаде была назначена награда, со временем этот беспокойный человек стал чем-то вроде национального героя франкоканадцев. Его имя носят улицы квебекских городов; в его честь назван новый город гидроэнергетиков, построенный в 70-х годах на квебекском Севере, — Радиссон и целый географический район, прилегающий к Гудзонову заливу — Радиссония. Его же именем названа международная сеть больших гостиниц, ныне принадлежащая американцам: есть они и в России, например, «Радиссон-Славянская» в Москве и «Радиссон-Лазурная» в Сочи.

 Канадский «Марко Поло»

Одним из признанных героев англоканадцев является Самюэль Хирн (1745–1792) – английский путешественник, моряк, а с 1766 г. – мехоторговец на службе Компании Гудзонова залива. В канадской истории он получил прозвище «Марко Поло Бесплодных Земель» за свой беспримерный подвиг: в 1770–1772 гг. он с группой индейцев пешком пересек огромные пространства лесов и тундр от Северной Манитобы до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан, и обратно, «открыв» по дороге озера – Большое Невольничье и Атабаска. Он оставил интереснейшие дневники, которые (в литературной обработке современного канадского писателя Фарли Моуэта) были не так давно опубликованы и на русском языке (Фарли Моуэт. Следы на снегу. Москва, «Мысль», 1985).

 Канадский «Дерсу Узала»

Одна из самых выдающихся личностей в истории канадской мехоторговли – это индейский вождь Матонаби (1737–1782). Его отец был из народа дене, а мать из народа кри, так что Матонаби с детства владел несколькими индейскими языками, знал обычаи различных племен и нередко выступал как посредник и миротворец между враждующими группами индейцев. Знал он хорошо и обычаи «белых», поскольку вырос в поселке при фактории Компании Гудзонова Залива (форт Принца Уэльского). Матонаби пользовался большим авторитетом и у разных племен индейцев, и у европейских мехоторговцев. Именно он сопровождал Самюэля Хирна в его знаменитом Путешествии на реку Коппермайн (см. выше), фактически организовав и обеспечив успех этого беспримерного подвига, слава за который целиком досталась одному Хирну.

 Приглашаем в путешествие:

 Центральный район — индустриальное сердце Канады

 Наш рассказ о канадских провинциях лучше всего начать не с «краю», а с «середины» Канады — с ее Центрального района. Это провинции Онтарио и Квебек. Отсюда для иностранных туристов, и вообще людей, приезжающих в Канаду ненадолго, обычно начинается знакомство со страной (правда, часто этим и ограничивается). Именно здесь расположены крупнейшие города Канады — Монреаль и Торонто, здесь находится и ее столица — Оттава; экскурсоводы называют поездку по этим трем городам «посещением золотого треугольника». В Центральном районе расположен и город Квебек, жемчужина старинной архитектуры, центр франко-канадской самобытности. В провинции Онтарио гостей обязательно отвезут к знаменитому водопаду Ниагара, а в провинции Квебек — к водопаду Монморанси. Кроме того, здесь огромное множество памятников истории и культуры, музеев, театров. Здесь расположены большинство крупнейших и лучших в Канаде университетов и исследовательских центров. По глубоководному пути, проложенному по реке Святого Лаврентия, сюда, в самый центр Северной Америки, прибывают океанские корабли из портов других стран и континентов. Здесь же находятся и крупнейшие международные аэропорты Канады.

Центральный район не такой уж большой. Он занимает чуть больше четверти территории Канады, но здесь живет 62% всех канадцев. В этом районе производится 63% всего валового продукта страны (всех отраслей хозяйства) и 75% продукции обрабатывающей промышленности Канады. Большая часть жителей района (80%) — горожане, а те, кто работает на земле, составляют всего 3% населения. В более западных провинциях Канады скотоводство организовано по примеру США, его даже называют «ковбойским», там же выращивают и экспортную пшеницу. А вот здесь, в Центральном районе сельское хозяйство больше похоже на “европейское”. Здесь очень много пригородных хозяйств, которые снабжают близлежащие крупные города мясом, молоком и овощами.

До недавнего времени именно в Центральном районе “делалась вся политика”: более ста лет он играл «столичную» роль центра по отношению к остальным районам страны. В последние десятилетия его хозяйственный и политический вес медленно, но заметно уменьшается - не потому, что он сам развивается медленно, а из-за еще более быстрого развития западных провинций.

Онтарио
Площадь: 1 069  тыс. кв. км
Население: 12 240 тыс. чел. (2003 г.)
Эмблема – цветок белого триллиума.

Онтарио – крупнейшая по числу жителей провинция страны: здесь живет более трети всех канадцев. В Канаде говорят, что на Онтарио приходится «треть населения и половина всего остального, что есть в Канаде».

Онтарио часто называют самой канадской провинцией Канады. Эта провинция считается ядром англоканадской нации и оплотом федерализма — политического течения, сторонники которого борются за сохранение единства Канады. В других провинциях, случается, раздаются голоса против централизации. В Онтарио особенно сильны позиции у канадского национального капитала, поддерживающего федеральное правительство. 

Онтарио — это своего рода Канада в миниатюре (если так можно сказать о провинции, превосходящей по площади Великобританию и Францию, вместе взятые). Здесь есть свой индустриальный Юг, густонаселенный, давно распаханный, возделанный и застроенный, где живут англоканадцы и сотни тысяч переселенцев-иммигрантов из десятков стран мира. Но есть и свой Север — почти не освоенная тундра и тайга с немногочисленным индейским населением; и свой горнопромышленный Северо-Восток, где много франкоканадцев, есть и чисто сельскохозяйственные районы.

Южная часть провинции – это так называемый "полуостров Онтарио", окруженный озерами Онтарио, Эри и Гурон. Он глубоко вклинивается в промышленный пояс США. Это самый теплый и густонаселенный район Канады — и самый развитый в хозяйственном отношении. Здесь выращивают сою и кукурузу, а в самой южной его части даже разводят виноградники и делают вино. Хороший доход дает и туризм. Множество туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на знаменитый Ниагарский водопад. Граница с США проходит по реке Ниагаре, но самый эффектный вид на знаменитую часть водопада — великолепную «Большую подкову» — открывается именно с канадской территории. Чтобы увидеть ее, тысячи американцев ежедневно пересекают канадскую границу по Мосту Дружбы через Ниагару. На "полуострове Онтарио" расположены и крупнейшие города провинции: самый большой город Канады, столица провинции – Торонто (5 030 тыс. жителей в 2002 г.); промышленный Гамильтон (690 тыс. чел.). Здесь находится и важный культурный центр англоканадцев Лондон с населением в 430 тыс. человек; кстати, стоит он на берегу канадской реки Темзы. Ему не уступает ему по числу жителей основанный немецкими переселенцами Китченер (438 тыс. чел.). Чуть меньше — центры автомобилестроения, где действуют канадские филиалы всех крупнейших американских автомобильных фирм: канадский сосед Детройта Уинсор (320 тыс. чел.) и расположенная вблизи Торонто Ошава (310 тыс. чел.).

Граница Онтарио с Квебеком проходит по реке Оттаве. Правда, Оттавой ее называют только на том берегу, который принадлежит Онтарио. С другого берега река носит французское название Утауэ. Впрочем, оба названия произошли от индейского "торговцы-менялы" — так называлось одно из местных племен. На этой реке находится и столица Канады, тоже Оттава. На другом берегу реки расположены относящиеся к Квебеку франкоканадские города Халл и Гатино — такое «слияние» городов географы называют агломерацией. Всего в столице вместе с пригородами по обоим берегам реки живет 1 129 тыс. чел. Импозантные правительственные здания построены на обоих берегах реки: онтарийском и квебекском. Канадская столица – не только один из самых красивых, но и «самый двуязычный» город страны. Таблички с названиями улиц здесь оформлены на двух языках: английском и французском.

На двух языках написаны названия улиц и в одном из центральных районов канадского города Торонто. Вот только второй язык, после английского, там... китайский. Дело в том, что здесь проживает одна из крупнейших в Северной Америке община китайских переселенцев-иммигрантов. Почти такой же по величине и итальянский район города, ему ненамного уступает португальский. Немало здесь и чернокожих выходцев с островов Карибского моря, впрочем, не только оттуда. Торонто, с его шахматной планировкой, нью-йоркского вида небоскребами в центре, великолепными парками и ухоженными зелеными пригородами с двухэтажными домиками — один из самых интернациональных городов мира. Недаром его название на языке местных индейцев означает "место встреч".

У 40% жителей провинции Онтарио (2001 г.) – смешанное этническое происхождение. (Свое «чисто английское» происхождение в 1991 г. здесь назвали всего 18% жителей, еще 4% – шотландское и 3% – ирландское. Вместе – 25%, вот и все «чистокровные британцы». Свое «чисто французское» происхождение тогда назвали 5,3% жителей, еще около 10% – смешанное англо-французское). В ходе переписи 2001 г. каждый седьмой житель провинции предпочел себя назвать просто «чистокровным канадцем» и еще 8,5% отнесли себя к британцам.   Остальные – выходцы из самых разных стран и их еще не смешавшиеся потомки. 4,3% жителей Онтарио – итальянцы, 4% – китайцы,  2,7% – индопакистанцы, 2% – немцы, по 1,5% – голландцы, португальцы и поляки. Русских в Онтарио по переписи 2001 г. 110 тыс. (1% жителей провинции; большинство их – в г. Торонто. Из 660 тыс. чернокожих канадцев более 3/4 проживает именно в Онтарио. Коренные жители – индейцы (80 тыс.), метисы (230 тыс.) и эскимосы-инуиты (3 тыс.) составляют 2,7% жителей Онтарио.

Поразительно, но при таком пестром составе населения, при таком разнообразии этнических групп, Онтарио остается оплотом современной англо-канадской культуры. Сплачивает всех английский язык. Главным центром англоязычной культуры считается именно многонациональный Торонто. Каждая этническая группа вносит в эту культуру свой заметный вклад.

Официальный девиз Онтарио: «Верный с самого начала – верный всегда» — связан с историей основания провинции. Население провинции на первых порах состояло из лоялистов – жителей американских колоний, которые остались верными британской короне и потому покинули в 1784 г. мятежные Соединенные Штаты. Они-то и составили ядро будущей англо-канадской нации.

Другой, неофициальный девиз, который выгравирован на номерах местных автомобилей: «Сохраним Онтарио прекрасным!» И онтарийцам это удается. Знаете, что поражает здесь больше всего? Не ультрасовременные небоскребы, и даже самое высокое сооружение в мире — телебашня «Си-Эн-Тауэр», построенная в 1975 г. в самом центре Торонто. Больше всего поражает обилие черных белок, которые безбоязненно берут орешки прямо из рук. И таблички на газоне нового парка: "Пожалуйста, ходите по траве". По стихийно протоптанным тропинкам можно будет узнать, какие маршруты люди чаще выбирают. Позже по ним проложат "официальные" дорожки. Ведь дорожки для человека, а не наоборот.

 
 

 
2004-NIW   Все права защищены. При перепечатке ссылка на niworld обязательна. 
Webdesign, оформление журнала , рисунки -О.Романовоймастерская О.Романовой