|
Это многообразие культур, общающихся между собой на одном языке.В России, где множество людей знают и любят французский, страны франкоговорящего сообщества регулярно демонстрируют самые интересные образцы своей культуры. Например, для автора этих строк одним из самых сильных музыкальных впечатлений всей жизни стал джазовый вечер, состоявшийся в Центральном доме художника ровно три года назад, где легендарный отечественный саксофонист и шоумен Владимир Чекасин объединил свои усилия с усилиями заезжих французских виртуозов. Боже, что творилось в зале! Публика стояла на ушах, а музыканты попросту озверели от собственного всемогущества, по ходу изобретая все новые и новые мелодические сюжеты и пуская в дело любые подручные предметы. В нынешнем году джазу снова нашлось место: знаменитый валторнист Аркадий Шилклопер освоил еще и альпийский рог, столь популярный в швейцарских горах. Ему помогли незаурядные друзья, в результате программа ”Альпийский джаз-рог” удалась на славу. Алжирскую музыку представила группа SEBA (Франция - Алжир), а мультимедиапроект ”КИНОЛЕГО” - швейцарцы Оливье Мариэт (изображение) и Патрик де Рам (звук). Однако гвоздем Дней франкофонии-2001, несомненно, стала обширная и разнообразная ретроспектива анимации, созданной легендарным канадским мультипликатором Фредериком Баком (Frederic Back). Благодаря посольству Канады в Москве и Артхаус линии ”Кино без границ”, жители столицы России в течение трех дней могли увидеть все лучшие творения этого великого мастера анимации. На премьерном показе фильмов присутствовали многочисленные гости. В их числе официальные лица из посольства Канады в России и известные российские аниматоры, такие как Юрий Норштейн (”Ёжик в тумане”) и лауреат премии ”Оскар” Александр Петров. Фредерик Бак - достойный продолжатель дела Нормана Мак-Ларена, ставшего героем недавнего кинообзора ”Канадского Паспорта”. Фредерик Бак знаменит немногим менее своего коллеги, родоначальника канадской школы анимации. Бак - многократный лауреат и номинант премии ”Оскар”, победитель крупнейших фестивалей анимационного искусства. Впрочем, обо всем по порядку. Родился 8 апреля 1924 года в городе Саарбрюкен (пограничная с Францией земля Саар, Гepмания). В 14 лет поступил в престижную парижскую школу Этьенн, где провел два года. С 1939 по 1945 год учился в Школе изящных искусств города Ренн, где за отличные успехи был отмечен Призом Первой степени. Одновременно, с 1940 по 1948 год, брал уроки у М. Мее (M. Meheut), известного французского иллюстратора и художника-мариниста. Фредерик активно занимается иллюстрированием книг и росписью, участвует в выставках, проходящих в Ренне и Париже. Поворотным для художника становится 1948 год: Фредерик Бак переезжает в Канаду, в Монреаль. Преподает в Школе мебели, через некоторое время превратившейся в профессиональный колледж (Cegep) Старого Монреаля; в Школе изящных искусств, не без его участия ставшей факультетом пластических искусств монреальского отделения Университета провинции Квебек. В 52-м поступает на службу в отдел графических искусств телерадиовещательной корпорации ”Радио-Канада” (Radio Canada) в Монреале. В 53-55-х годах в качестве художника-карикатуриста участвует в телепередаче ”Нос Клеопатры”, выходившей под руководством Жана Бриссона (Jean Вrisson). Наконец, с 1953 по 1961 гг. Фредерик Бак занимается тем, что создает анимационные сюжеты и смелые визуальные эффекты для образовательных и музыкальных передач для популярного в Канаде телесериала ”Радость познания”. Кроме того, занимается росписью по стеклу, изготовлением витражей. Так, на счету художника примечательные витражи для церкви города Маттава в провинции Онтарио, для гостиницы ”Холидэй-Инн” (Holiday Inn) в городе Сент-Фуа (Sainte-Foy) (провинция Квебек) и для центра Tete de l’Art в Монреале. В 63-м Бак сотрудничает с режиссером Дени Арканом, который неоднократно был героем кинообзоров ”Канадского Паспорта”. Для фильма Аркана ”Сэмюэль де Шамплен” (Samuel de Champlain) Фредерик создал более сотни иллюстраций как художник-постановщик. Именно после этой работы к художнику приходит заслуженное признание: он удостоен Премии Конгресса спектаклей и Режиссерского клуба, а также стипендии Совета искусств Канады, которая позволила Фредерику Баку отправиться в Европу для стажировки в области кино и анимации. Два года на лучших европейских студиях не прошли для новоиспеченного режиссера-постановщика даром. В период с 1965 по 1968 год Бак создает свои первые анимационные фильмы для сериала ”Телевещание в школах Квебека”, выходившего под руководством режиссера Леонарда Вайнштейна на англоязычной телесети корпорации ”Радио-Канада”. Эта работа открывает Баку дорогу в отдел анимации ”Радио-Канада”, которым руководил Юбер Тизон. Не переставая создавать витражи для монреальского метро, реставрировать церкви и оформлять их интерьеры, этот поистине выдающийся трудоголик сосредоточивается на анимационных картинах, или мультипликации, как принято было выражаться в прежние времена. Первый большой успех пришел в 1970 году. Десятиминутная ”Абракадабра” (Abracadabra) стала сенсацией самого престижного мирового фестиваля анимации - во французском городе Аннеси. Бак выступил автором сценария, художником и сопостановщиком картины (вместе с Грэмом Россом). Однако подлинная зрелость приходит к канадскому мастеру во второй половине 70-х. Награды международных смотров сыпятся как из рога изобилия. За полтора десятка лет, с 1977 по 1993, когда была создана последняя на сегодняшний день картина режиссера и художника, он получил все мыслимые и немыслимые награды, о которых только может мечтать дерзкий и честолюбивый постановщик: от неоднократного ”Оскара” за лучший анимационный фильм года до Премии генерал-губернатора Канады в области кинематографии (1994), от звания Кавалер Ордена Канады и Ордена Квебека до звания Кавалер Ордена литературы и искусств Франции. Впрочем, отвлечемся от мирской суеты и светских успехов маэстро, обратимся к его шедеврам, впервые представленным в России в таком объеме и качестве проекции. Две программы, в которых повторялись два, если не главных, то ключевых фильма Фредерика Бака: ”Человек, который сажал деревья” (L’ homme qui plantait des arbres) (1987) и ”Могучая река” (Le fleuve aux grandes eaux) (1993). Прочие ленты - более традиционного для анимации метража, 10-15 минут. однако и они не лыком шиты, многократно премированы и отмечены кинематографической общественностью. Не знаю, что там у него было на заре туманной юности, но зрелое творчество мастера можно разделить на две неравные части. Десятиминутки 77-го года ”Сотворение птиц” (La creation des oiseaux) и ”Таратата” (Taratata), завоевавшие множество международных наград, выполнены в нарочито грубой манере: резкие, кричащие цвета, ”примитивный”’ рисунок, движение ”перекладок” с плохо проработанными фазами. Бак словно полемизирует с гладкописью мультипликации диснеевского типа. Важно, что грубость эта вполне обоснована сюжетом: в первом случае пересказана древняя индейская легенда о том, как по просьбе трудящихся аборигенов некий Верховный Краснокожий изгнал с небес злых духов и заселил небо птицами, превратив в них опавшие листья; во втором - вместо необразованных индейцев еще менее вменяемый ребенок, который наблюдает за грандиозным и бессмысленным взрослым торжеством на центральной улице большого города. То есть обе картины предлагают вместо ”окультуренного”, наученного живописью нового времени взгляда как бы докультурную, варварскую оптику. Это отпугивает потребителей, предпочитающих приятную для глаза, нетравматичную картинку, зато привлекает подлинных ценителей анимации, которые ищут в этом искусстве драматические столкновения, а не безответственный комфорт. Самое время вспомнить Нормана Мак-Ларена, диснеевского антипода, противника всякого украшательства и бессмысленной мишуры: ”Анимационный фильм не есть искусство рисования, это искусство движения рисунка. Причем существо дела заключается не в рисунке самом по себе, но в том, что возникает между картинками, образующими фазы в серии”. Посмотрев программу фильмов Фредерика Бака, автор этой статьи имел твердое убеждение: подлинная анимация раскрывает свои секреты только на большом экране, в темноте и тишине кинозала! Лишь там появляется возможность соинтонировать анимационному движению всем телом, всем своим существом. Экспрессия визуальных образов заставляет психофизику зрителя активно откликаться. Вряд ли от кинопоказа принципиально выигрывают ”хорошо нарисованные”, жизнеподобные мультфильмы вроде картин Диснея. И наоборот - ”Сотворение птиц” на экране телевизора покажется кое-кому грубой и примитивной размазней. Зато теперь, посмотрев картину на большом экране, лишь немногие ее зрители сумеют забыть широту визуальных жестов, эпический размах повествования, упругий ритм, выразительность и точность якобы примитивного рисунка. Огромный злобный зверь, до поры до времени владеющий сумрачными небесами, по воле Фредерика Бака бежит так настойчиво, так зловеще, что превращает безобидную анимацию в эпохальную притчу о непрекращающейся борьбе добра и зла. Режиссеру удается дать точный визуальный и динамический эквивалент мифа, что, согласитесь, нельзя квалифицировать иначе как творческий подвиг. В 78-м Бак делает картину ”Все - Ничего” (Tout - Rien), отмеченную премиями трех крупнейших фестивалей и номинировавшуюся на ”Оскар” в 1981 году. Это переход к новому качеству, к новой стилистике. Здесь доминируют не цвет и динамические объемы, а линия. Два-три карандашных штриха задают загадочный эпический образ. Чье это лицо? Это, по Баку, лицо Бога. Бог невесом, едва осязаем, карандашный набросок, эскиз, и только. Однако он задумал сотворить целый Мир: моря, леса, рыб, птиц, зверей и, наконец, человека. Точнее, двух. Людям понравилось превращаться в рыб и - резвиться на глубине, в птиц и - кружить в небесах. Бог дозволяет любые, самые головокружительные метаморфозы, что, кстати, позволяет Баку продемонстрировать свое мастерство в полной мере. Однако людям захотелось большего, чем дозволено, а когда им было отказано во всемогуществе, две невзрачные фигурки внезапно ощетинились злобой! Именно так: карандашный набросок стремительно изменил очертания, а жизнеподобный рисунок - конфигурацию, превратившись на пару секунд в авангардистскую полуабстракцию. Признаюсь, этот рисованный фрагмент по силе воздействия будет посильнее многих и многих игровых полнометражных шедевров. Три главных картины ретроспективы выполнены в единой технике: цветными карандашами, с тщательной проработкой деталей и выборочной проработкой фона. ”Бах!” (Crac!), ”Человек, который сажал деревья” и ”Могучая река” - безусловные шедевры анимации, способные удовлетворить самых взыскательных гурманов. Фредерик Бак демонстрирует здесь виртуозное, зрелое мастерство. Он отходит от волшебных сюжетов, все три фильма - типичный реализм, хотя на первый взгляд этот термин с трудом применим к искусству анимации, где условность и взаимопревращение фактур - обязательные составляющие поэтики. Подлинное волшебство фильмов порождается безупречной технологической свободой, которая, в свою очередь, является следствием внутренней свободы постановщика. Всего лишь коробка с карандашами в руках у художника и режиссера, а какие необыкновенные последствия! ”Бах!” - пятнадцатиминутный шедевр 81-го года, принесший Баку премию ”Оскар” в 82-м. Кроме того, картина получила более 20(!) наград на международных фестивалях, а на Олимпиаде анимации, организованной в Лос-Анджелесе параллельно с Олимпийскими играми 84-го, фильм занял шестое место в списке ”лучших анимационных фильмов века”! В свое время Норман Мак-Ларен делал анимационные иллюстрации к народным канадским песням и танцам с целью популяризации канадской культуры. Неожиданно для многих, а быть может, и для самого Мак-Ларена, иллюстрации стали самостоятельными, выдающимися произведениями киноискусства. То же самое произошло с фильмом Фредерика Бака ”Бах!”. В основу положены известные квебекские и французские песни. Автор сопровождает их незаурядным визуальным рядом, иногда буквально иллюстрируя песенный текст, иногда устремляясь вслед за своей неуемной фантазией, разматывая клубок ассоциаций и поэтических символов. Рождественские торжества, веселые танцы, загадочный мир, отражающийся в детских глазах, снег, елки, санные поезда, наконец, будни в уютной, почти сказочной избушке... Странный человечек приносит добрую весть: рождение ребенка! Не успели запеленать, все тот же ангел приносит еще одну новость: на этот раз двойня... Бытовые происшествия, снова праздники, наступление новых, урбанистических районов на уютную ”сказочную” реальность... Словно в калейдоскопе меняются ситуации, персонажи, технические приемы. Поражает безукоризненное пластическое решение и фантастический ритм картины. Бах! - шедевр кончается, едва разыгрался наш аппетит. Что же, эстафету подхватывает ”Человек, который сажал деревья”, получасовой фильм 87-го года, завоевавший около 40(!!!) призов, в том числе ”Оскар” 1988-го, Большой приз Мирового анимационного празднования (WAC) 1987 и (там же) награду ”за лучший фильм 1987 года”. Экранизация одноименного рассказа французского писателя Жана Жионо. Закадровый текст читает Филипп Нуаре. Быть может, это самое грандиозное творение Фредерика Бака! Снова все те же достоинства: пластика, ритм, строгость в отборе деталей, скупая прорисовка фона (только самое необходимое!). Изображение меняется каждую секунду. Подобно компьютерному фанату, автор проникает в новые уголки пространства, неожиданно меняя направление движения и свои намерения. Непрерывное движение скрывает фантастическую трудоемкость работы. Впрочем, этот мир настолько живой и непредсказуемый, что о технологии быстро забываешь. Все равно любое наше ”как это сделано?” окажется праздным вопросом. Думаю, Бак ответил бы скромно: ”Это сделано просто - человеческими руками!” Именно так, вручную, в одиночку главный герой картины преобразил огромный край, безжизненный некогда горный природный ландшафт. Одинокий пастух, потерявший ребенка и жену, каждый день отправляется на холмистые склоны и, проделывая отверстие в земле специальной тростью, сажает по несколько тысяч желудей. Потом он берется за березы и вязи. Что с того, что выживает незначительная часть взошедших ростков?! Человеческому терпению и воле нет предела. Рассказчик, случайно узнавший о странном хобби пастуха, навещает его в течение десятилетий, с 1910 по I960 год, не уставая восхищаться теми переменами, которые произвел один человек. Правительственные комиссии в недоумении: лес вырос сам собою, родники забили сами собою, у окрестных людей изменились нравы и повадки, злоба сменилась на милосердие... И все это сделали человеческая страсть, любовь и воля - настаивают рассказчик и сам Фредерик Бак. Отдельным достоинством фильма является то, что эта, по-видимому, документальная история преображается ”чудесными”, анимационными средствами. Конфликт между исходным материалом и его технологическим решением создает особое напряжение. Ведь в обычном игровом кино все наоборот, то есть выдуманная история разыгрывается в формах самой жизни, актерами из плоти и крови, в достоверных, ”документальных” интерьерах и реальной природной среде, буквально зафиксированной объективом. Наконец, ”Могучая река” (1993), номинированная на ”Оскар” в 94-м, удостоенная награды Лос-Анджелесского клуба кинокритиков, Гран-При фестиваля в Аннеси и еще двадцати наград! Историко-экологический экскурс, рассказывающий о драматических перипетиях, связанных с освоением и порабощением великой реки Святого Лаврентия, на которой возросли и Монреаль, и Квебек. Европейцы, появившиеся здесь несколько столетий назад, принялись хищнически истреблять все живое, а в нашем веке добавили еще одну беду: страшное загрязнение окружающей среды. Эпическое повествование Бака - своего рода экологический манифест, выразительное воззвание к человеческому разуму, к человеческому сердцу, мольба о милосердии или, на худой конец, о здравом смысле и разумном хозяйствовании. |
|||||
|
Статья предоставлена журналом Канадский Паспорт N 4-5(31-32) апрель - май 2001г. Информационное Агентство "Мобиле" www.mobile.ru Фотоматериалы -www.kino35mm.narod.ru
|