|
||
Архитектором
может быть любой. Это не требует
доказательств. Достаточно ознакомится
с практикой архитектурного творчества.
Истоки этого явления таятся в раннем
детстве; большинство наших
детей, как вы знаете, обязательно
играют в кубики и вполне понятно, что мы,
их родители видим в этом явное
присутствие архитектурных
наклонностей. Идут годы N-й процент вовремя спохватывается, какая-то часть, соблазненная песней "Крепись геолог", надевает на плечи рюкзаки, кого-то заносит в балет, кто-то сверкает скальпелями на Пироговке, кто-то ворочает шайками в Сандунах. Остальные поступают в Архитектурный институт. Однако свойство авторитетно судить об архитектуре остается у всех на всю жизнь. |
||
Именно
в те годы Студент М. Ущац занял к
первому сентября стол в аудитории и
написал на нем свою фамилию. Масштабы
этой роковой ошибки хорошо известны
каждому зодчему: на другой день весь
институт был вдоль и поперек исписан
УШАЦ, УШАЦ, УШАЦ, через неделю волшебное
слово было обнаружено на Эльбрусе и
мечети Биби-Ханым, а с развитием
международного туризма «УШАЦ»
органически украсил такие сооружения,
как Парфенон, Баальбек и Пизанская
башня. Все
эти любопытные факты Евгений Павлович
знал наизусть и теперь, консультируя на
«Трубе» дипломников, передавал их по
традиции новому архитектурному
поколению. «Труба»,
филиал института, где сидят дипломники,
находилась на Неглинной, рядом с
популярным восточным рестораном. Когда-то,
совсем давно, там было заведение
облегчённого типа, принадлежавшее
купцу Брындину. Затем оно переходило с
баланса на баланс и в настоящее время
числилось, как снесённое 10 лет назад.
Эта потусторонняя ситуация привела к
тому, что произвести на «Трубе» текущий
ремонт практически невозможно. -
«Трубы» нет, тут же ясно написано, -
говорили в районных финансовых кругах. А
это что, по-вашему стоит? – задавал
коварный вопрос ректор института Юрий
Николаевич. -
Мало ли что! – ловко парировали
финансовые круги. – Это только кажется,
что стоит! Ага!!? Правда,
эти содержательные дискуссии носят
чисто академический характер, когда
одни говорят, что «Бог есть», а другие,
что «Бога нет». Дирекция
института исповедует компромиссные
убеждения: она считает, что «Труба»
есть а «Бога» нет. Всё
это привело к тому, что кузница
архитектурных кадров стала напоминать
кадры из итальянских
неореалистических фильмов. Казалось,
что вот-вот из аудитории выскочит в
одной сорочке Софии Лорен, или рухнет
лестница, или у консультанта похитят
велосипед или пыжиковую шапку. И
каждой весной, когда дипломный сезон в
полном разгаре, распахнутые окна
филиала открывают студентам райский
сад ресторации, доносят аромат шашлыка
и тандырных чуреков, звуки бубна и
крики официантов:»Махмуд! Раз люля, раз
шурпа, четыре раза лагман!» Зодчие!
Те из вас, кто оставался равнодушным в
эти минуты, кто спокойно продолжал
обводить планы и рисовать на
перспективах «чуваков» - заслужили
мраморный бюст в фойе Центрального
Дома архитекторов. Зодчие! Отзовитесь!
.. А-у-у-у… Евгений
Павлович тоже не претендовал на мрамор.
Единственное, что он предпринимал в
качестве защитной меры – перед тем, как
консультировать дипломников, он
заходил в ресторан и плотно вкушал дары
восточной кухни. Когда
Обоев появлялся в аудитории, опытный
студенческий нос безошибочно
фиксировал: 250 «по-карски», 50 «по-туречки»,
150 «по-русски». Босс пришёл! -
Чёзнть что! – недовольно ворчал босс. –
Махмуд сегодня в отгуле, на кухне –
Батыр. Молодой специалист! Вырезку от
требухи отличить не может, подлец! Мда…
Совсем пропала охота консультировать….
Что, Степан Дорифорович пришёл? -
Нет ещё…. -
Мда! Сатурн почти не виден, - выдал
экспромт Обоев. – Ладно, начнём без
него. Чья это доска? Ваша? Облака из
медной фольги… Неплохо, но несколько
банально… Так подавали в прошлом году.
Помните, у Лялечки Трюфель и у Семёнова?
… Сейчас снова в моде ярко голубые
небеса – что-нибудь – июль, вторая
декада. Так сказать, «голубой период»! -
Евгений Павлович, а не клеве будет
зафигачить мои луискансовские шансы на
тангире? Выдать столько метров небес –
это ж офанареть! -
Ничего, не офанареете. Я вам двух рабов
пришлю. -
Это из проектной шараги? Да они и кисть
держать разучились! -
Не скажите, у нас сейчас весь «ГИПРОЗАГС»
- «на небесах». Рабочие чертежи делать
некому, - достал
сигарету Евгений Павлович. Все
закурилию Надо сказать, что курение в
институте не то, чтобы носило
обязательный характер, нет! Даже было
двое юношей на первом курсе и один
больной астмой преддипломник, которые
вовсе не курили. Только баловались. Но
встретить в институте некурящую
студентку было так же невозможно, как
поймать белого медведя в джунглях
экваториальной Африки. Маэстро
любил покурить со студентами,
отвлечься от каталожно-сниповой
запеканки и хоть на несколько часов в
неделю отдаться творческой атмосфере
смелого архитектурного поиска в недрах
журнала «l’architecture
d’aujourd’hui».
Тем более, что эти часы хорошо
оплачиваются. Но
было бы несправедливо подчёркивать
лишь меркантильную сторону вопроса и
обойти вниманием обоюдовыгодный
момент: с одной стороны располневший от
творческого воздержания Обоев, но
хорошо знающий, что стена это не только
элегантный «шанс» в плане, и что,
канализационный стояк, как ни крути –
всеми уважаемый товарищ. С другой
стороны – измождённые от эстетических
находок студенты, имеющие
факультативные представления о том,
что перекрытия должны на что-то
опираться, но прекрасно владеющие
композицией, пластикой, цветом…. Начиная
с первого курса студентов методически
накачивают знаниями, шпигуют хорошим
вкусом, выдерживают в собственном соку
и подают на распределение вполне
познавшими изящество коринфского
ордера, изгиб акантового листа и линию
бёдер почтенной натурщицы… Студент-дипломник
знает модулор Корбюзье не хуже
выкройки джинсов и чтит золотое
сечение, как уголовный кодекс. В
рецензии на дипломный проект можно
будет прочесть, что вкус и талант
выпускника сделают честь любой
проектной организации, а глубина
проработки темы просто тянет на
кандидатскую. -
Эх, ещё бы
специальную подготовку, чтобы
новоиспечённого зодчего, когда он
впервые возьмёт в руки каталог
железобетонных изделий не увезли на
неотложке, - думал Евгений Павлович,
поплевав на сигарету, ввиду отсутствия
пепельниц. – Ну ладно друзья, хорошо
тут с вами, но мне пора! Госкомиссия на
Загсе. -
Интересная композиция. В каком стиле?
Танге? -
Мм… Не совсем. Скорее в стиле Капелюш…
О-о! Я же обещал позвонить зампреду, -
заторопился Евгений Павлович, пошёл в
деканат и набрал номер. -
Люся? – сказал он зампреду, это я. Что
делаем? Очень хорошо.
Очень хорошо. Очень
хоро… еду.
Окончание следует... Соня
Ручкина. (увы, не следует) |
||
niw 14.11.2014 |
||
|