Мюск - джами
(Старокрымская легенда)

 


Когда пройдет дождь, старокрымские татары идут к развалинам Мюск-джами, чтобы вдохнуть аромат мускуса и потолковать о прошлом. Вспомнить Юсуфа, который построил мечеть.

Когда жил Юсуф? Кто знает когда. Может быть, еще когда Эски-Крым назывался Солхатом.

Тогда по городу всюду били фонтаны, по улицам двигались длинные караваны, и сто гостиниц открывали ворота проезжим. Тогда богатые важно ходили по базару, а бедные низко им кланялись и с благодарностью ловили брошенную монету.

Алла-разы-олсун, ага.

Но был один, который не наклонялся поднять брошенного и гордо держал голову, хотя и был носильщиком тяжестей.

Мозоли на руках не грязнят души.

Да будет благословенно имя Аллаха!

Носильщик Юсуф не боялся говорить правду, богатым и бедным — все равно.

Ибо время — решето, через него пройдет и бедность и богатство.

— Богатые, — говорил Юсуф, — у вас дворцы и золото, товары и стада, но совесть украл кто-то. Нет сердца для бедных; разрушается мечеть, скоро рухнет свод. Отдайте часть.

Пэк-эй, так-так, — думали про себя бедняки, но богатые сердились.

— Ты кто, чтобы учить? Посмотрели бы, если бы был богат.

Покатилась слеза из глаз Юсуфа, и взглянул он на небо. Плыл по небу Божий ангел. И сказал Юсуф ангелу:

— Хочу иметь много золота, чтобы построить новую мечеть; и чтобы помочь тому, кто в нужде, хочу быть богаче всех.

— Бывают чудеса.

А на другой день сотни рабочих пришли на площадь, где была мечеть, чтобы сломать старые стены.

— Прислал Юсуф-ага.

И, по слову Юсуфа, стали подвозить со всех сторон молочный камень, слоновую кость, золотую черепицу.

— Такой мечети не было в Крыму, — говорили в народе и называли Юсуфа отцом праведных, узнав, что по заказу его пришел в Кафу корабль с мускусом и приказал он бросать ароматный порошок в кладку стен новой мечети.

S — Чтобы, когда пойдет дождь, с паром от земли поднималось к небу и благовоние от пожножья Мюск-джами.

Прошло две зимы, и к празднику жертв была готова мечеть.

К небу шли белые башни минаретов, сверкали золотом скаты крыш, порфировые пояса бежали по сводам.

— Абдул-гази Юсуф, Юсуф, отец праведных, иди принести первую жертву!

Заклал Юсуф жертвенного барана и отдал беднейшему носильщику.

Таким был Юсуф, когда просил ангела о богатстве, чтобы построить мечеть.

И взглянул Юсуф на небо. Плыло светлое облако и, остановившись над мечетью, осыпало землю бриллиантовым дождем...

Тогда благовоние мускуса поднялось от подножия мечети.

И упал народ перед Юсуфом на колени.

— Юсуф, ты достоин быть повелителем Солхата. Но Юсуф покачал головой.

— Власть — пропасть между людьми. И остался навсегда с бедными, потому что, раздав все, стал сам опять бедняком.

Но народ забыл ханов и беков, и не забыл Юсуфа. И когда, после дождя, старокрымские татары собираются к развалинам Мюск-джами, чтобы вдохнуть в себя аромат мускуса, всегда вспоминают праведного Юсуфа.


Примечания:

Текст —  печатается по факсамильному изданию  "Легенды Крыма", составленному Н. Марксом, переизданному изд. Симферополь, "Реноме", 1998. К легенде автором сделаны пояснения:

"Развалины Мускусной мечети в Старом Крыму — Солхате, охранились. Они образуют параллелограмм, свод над которым поддерживался столбами, по три с каждой стороны. Вокруг мечети, еще в 60-х годах прошлого столетия, были видны красивые местами с позолотой, арабески. Надвходная надпись говорит: «Да будет благодарение Всевышнему за руководство на путь истины и милость Божия на Мухамете и его преемниках. Строитель сей мечети, в дни царствования великого хана Мухамета-Узбека (да будет владычество его вечно) смиренный раб, нуждающийся в милости Божьей, Абдул-Гази-Юсуф, сын Ибрагима Узбекова, 714 гиджри» (1314 г.). С именем Юсуфа, помимо настоящей легенды, в народной памяти сохранилось предание об основании самого Солхата. Крымский историк Сеид-Мухамед-Риза (ум. 1756 г.) в своем сочинении «Семь планет в известиях о царях татарских» рассказывает: «В прежнее время местность, на которой расположен город, принадлежала к Кафской пристани, служа сборным пунктом для купцов персидских и франкских, привозивших сюда разные европейские и азиатские товары, которыми наполнялись и пестрели шалаши, палатки, деревянные дома и саманные мазанки. Благодаря превосходному климату и чудному воздуху, население и постройки быстро умножились и мало-помалу возник недалеко от Кафы, при подошве высокой горы Аргамыш, целый город, обнесенный ради безопасности крепостной стеной и названный Солхатом. В ту пору один богатый купец предпринял постройку большой мечети и, из усердия к Boгy, к материальным затратам присоединил и личный труд. Вдруг проезжает мимо купец с двадцатью вьюками мускуса. Строитель мечети полюбопытствовал узнать, что за товар везут. Торговец поглядел на грязную рабочую одежду его, презрительно ответил: «Подходящего для тебя товара нет». Смущенный таким ответом торговца, строитель заплатил тотчас же стоимость мускуса и велел свалить его в размешанную глину, сказав рабочим: «Сал (сваливай), хат (меси)». Оттого и самый город назвали Солхатом».

Мускус — ароматичный, коричневого цвета порошок, добываемый из мускусной крысы и гималайского оленя-самца, под брюхом которого имеется мешочек с этим веществом. Мускус считался в древности драгоценнейшим препаратом благодаря его целебным свойствам, в особенности для облегчения страданий рожениц. Может быть, в связи с этим мускус приобрел литургическое значение. Судя по нашей легенде о солхатской Мускусной мечети, литургическое значение мускуса было не чуждо и миру мусульманскому. По словам татар, стены Мускусной мечети и теперь после дождя издают аромат. Аргамыш — горный хребет, на одной из вершин его имеется провал, схожий с жерлом вулкана. По преданию, в этот провал сбрасывали преступников. Индол — путь в Индию. Верблюд завезен в Крым татарами из Средней Азии. Это животное после эмиграции степных татар стало быстро исчезать в Крыму. Алла-разы-олсун — благодарю.

Настоящую легенду рассказывал мне старокрымский мулла."


 niw 15.12.00 15:06:46 +0300