Когда
пройдет дождь, старокрымские татары
идут к развалинам Мюск-джами, чтобы
вдохнуть аромат мускуса и потолковать
о прошлом. Вспомнить Юсуфа, который построил мечеть.
Когда жил Юсуф? Кто знает когда. Может
быть, еще когда Эски-Крым назывался
Солхатом.
Тогда по городу всюду били фонтаны, по
улицам двигались длинные караваны, и
сто гостиниц открывали ворота проезжим.
Тогда богатые важно ходили по базару, а
бедные низко им кланялись и с
благодарностью ловили брошенную
монету.
— Алла-разы-олсун, ага.
Но был один, который не наклонялся
поднять брошенного и гордо держал
голову, хотя и был носильщиком тяжестей.
Мозоли на руках не грязнят души.
Да будет благословенно имя Аллаха!
Носильщик Юсуф не боялся говорить
правду, богатым и бедным — все равно.
Ибо время — решето, через него
пройдет и бедность и богатство.
— Богатые, — говорил Юсуф, — у вас
дворцы и золото, товары и стада, но
совесть украл кто-то. Нет сердца для
бедных; разрушается мечеть, скоро
рухнет свод. Отдайте часть.
— Пэк-эй, так-так, — думали про
себя бедняки, но богатые сердились.
— Ты кто, чтобы учить? Посмотрели бы,
если бы был богат.
Покатилась слеза из глаз Юсуфа, и
взглянул он на небо. Плыл по небу
Божий ангел. И сказал Юсуф ангелу:
— Хочу иметь много золота, чтобы
построить новую мечеть; и чтобы помочь
тому, кто в нужде, хочу быть богаче всех.
— Бывают чудеса.
А на другой день сотни рабочих пришли
на площадь, где была мечеть, чтобы
сломать старые стены.
— Прислал Юсуф-ага.
И, по слову Юсуфа, стали подвозить со
всех сторон молочный камень, слоновую
кость, золотую черепицу.
— Такой мечети не было в Крыму, —
говорили в народе и называли Юсуфа
отцом праведных, узнав, что по заказу
его пришел в Кафу корабль с мускусом и
приказал он бросать ароматный порошок
в кладку стен новой мечети.
S — Чтобы, когда пойдет дождь, с паром
от земли поднималось к небу и
благовоние от пожножья Мюск-джами.
Прошло две зимы, и к празднику жертв
была готова мечеть.
К небу шли белые башни минаретов,
сверкали золотом скаты крыш,
порфировые пояса бежали по сводам.
— Абдул-гази Юсуф, Юсуф, отец
праведных, иди принести первую жертву!
Заклал Юсуф жертвенного барана и
отдал беднейшему носильщику.
Таким был Юсуф, когда просил ангела о
богатстве, чтобы построить мечеть.
И взглянул Юсуф на небо. Плыло светлое
облако и, остановившись над мечетью,
осыпало землю бриллиантовым дождем...
Тогда благовоние мускуса поднялось
от подножия мечети.
И упал народ перед Юсуфом на колени.
— Юсуф, ты достоин быть повелителем
Солхата. Но Юсуф покачал головой.
— Власть — пропасть между людьми. И
остался навсегда с бедными, потому что,
раздав все, стал сам опять бедняком.
Но народ забыл ханов и беков, и не
забыл Юсуфа. И когда, после дождя,
старокрымские татары собираются к
развалинам Мюск-джами, чтобы вдохнуть в
себя аромат мускуса, всегда вспоминают
праведного Юсуфа.
Примечания:
Текст — печатается по
факсамильному изданию "Легенды
Крыма", составленному Н. Марксом,
переизданному изд. Симферополь, "Реноме",
1998. К легенде автором сделаны
пояснения:
"Развалины Мускусной мечети в
Старом Крыму — Солхате, охранились. Они
образуют параллелограмм, свод над
которым поддерживался столбами, по три
с каждой стороны. Вокруг мечети, еще в 60-х
годах прошлого столетия, были видны
красивые местами с позолотой, арабески.
Надвходная надпись говорит: «Да будет
благодарение Всевышнему за
руководство на путь истины и милость
Божия на Мухамете и его преемниках.
Строитель сей мечети, в дни
царствования великого хана Мухамета-Узбека
(да будет владычество его вечно)
смиренный раб, нуждающийся в милости
Божьей, Абдул-Гази-Юсуф, сын
Ибрагима Узбекова, 714 гиджри» (1314 г.). С
именем Юсуфа, помимо настоящей легенды,
в народной памяти сохранилось предание
об основании самого Солхата. Крымский
историк Сеид-Мухамед-Риза (ум. 1756 г.) в
своем сочинении «Семь планет в
известиях о царях татарских»
рассказывает: «В прежнее время
местность, на которой расположен город,
принадлежала к Кафской пристани, служа
сборным пунктом для купцов персидских
и франкских, привозивших сюда разные
европейские и азиатские товары,
которыми наполнялись и пестрели шалаши,
палатки, деревянные дома и саманные
мазанки. Благодаря превосходному
климату и чудному воздуху, население и
постройки быстро умножились и мало-помалу
возник недалеко от Кафы, при подошве
высокой горы Аргамыш, целый город,
обнесенный ради безопасности
крепостной стеной и названный Солхатом.
В ту пору один богатый купец предпринял
постройку большой мечети и, из усердия
к Boгy, к материальным затратам
присоединил и личный труд. Вдруг
проезжает мимо купец с двадцатью
вьюками мускуса. Строитель мечети
полюбопытствовал узнать, что за товар
везут. Торговец поглядел на грязную
рабочую одежду его, презрительно
ответил: «Подходящего для тебя товара
нет». Смущенный таким ответом торговца,
строитель заплатил тотчас же стоимость
мускуса и велел свалить его в
размешанную глину, сказав рабочим: «Сал
(сваливай), хат (меси)». Оттого и
самый город назвали Солхатом».
Мускус — ароматичный, коричневого
цвета порошок, добываемый из мускусной
крысы и гималайского оленя-самца, под
брюхом которого имеется мешочек с этим
веществом. Мускус считался в древности
драгоценнейшим препаратом благодаря
его целебным свойствам, в особенности
для облегчения страданий рожениц.
Может быть, в связи с этим мускус
приобрел литургическое значение. Судя
по нашей легенде о солхатской
Мускусной мечети, литургическое
значение мускуса было не чуждо и миру
мусульманскому. По словам татар, стены
Мускусной мечети и теперь после дождя
издают аромат. Аргамыш — горный
хребет, на одной из вершин его имеется
провал, схожий с жерлом вулкана. По
преданию, в этот провал сбрасывали
преступников. Индол — путь в Индию. Верблюд
завезен в Крым татарами из Средней Азии.
Это животное после эмиграции степных
татар стало быстро исчезать в Крыму. Алла-разы-олсун
— благодарю.
Настоящую легенду рассказывал мне
старокрымский мулла."
niw 15.12.00 15:06:46 +0300
|