Игорь Манцов


«Одной любви музыка уступает…»

 

Только ленивый, нелюбопытный человек рискнет промолчать в ответ на вопрос: « Кто такой Глен Гульд, и в чем состоит его значение для мировой музыкальной культуры?» Именно для таких молчаливых и нелюбопытных поясним: Гульд - выдающийся канадский пианист, окончивший консерваторию Торонто в 1952 году и уже в 1957-м посетивший Советский Союз в рамках гастрольного тура, прошедшего с триумфальным успехом. Канадскому гению было на момент гастролей в нашей стране всего лишь 25 лет от роду.О том, что на канадской земле не перевелись музыкальные таланты, свидетельствует нынешняя российская публика, с неподдельным восторгом принимающая очередного заокеанского вундеркинда - Джереми Томпсона. Вот уж кто поистине «молодой, да ранний»! Джереми впервые посетил Москву еще в мае 1999-го, дав три успешных концерта в возрасте 21 года и сделав серьезную заявку на то, что к заветным 25-ти ему удастся добиться успеха, соизмеримого с достижениями легендарного Гульда. В мае нынешнего года Джереми Томпсон выступал на концертных площадках Москвы, Саратова и Тбилиси.

Впрочем, обо всем по порядку. Родился Джереми в Диппер Харбор, небольшом рыбацком поселке, расположенном на территории канадской провинции Нью-Брунсвик, в 1978-м. В 1995-м поступил в Монреальский университет Мак Гилл и при поступлении был награжден почетной стипендией Мориса Вилсона. В июне 1999-го получил бакалавра по специальности фортепиано и история музыки. Тогда же принял решение продолжить образование по специальности фортепианное исполнительство. Является лауреатом нескольких конкурсов: конкурса Людмилы Кнесковской-Хасси /1994/, конкурса университета Мак Гилл на лучшее исполнение концерта /1997, 1999/, конкурса « Дебют» Радио Канады. В прошлом году принимал участие в фестивале «Великие романтики», проходившем в городе Гамильтоне. Неоднократно выступал с симфоническим оркестром университета Мак Гилл и Монреальским камерным оркестром, гастролировал с сольными концертами в различных городах Канады.

Существенную роль в становлении молодого артиста сыграла Марина Мдивани, профессор музыкального факультета университета Мак Гилл, под руководством которой Джереми Томпсон занимается с 1995 года. Марина Мдивани родилась и начала свое музыкальное образование в Тбилиси. В 1960 году после окончания Московской Консерватории поступила в аспирантуру, где занималась в классе профессора Эмиля Гилельса. В 61-м была удостоена Гран-при на престижном международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, а в 62-м стала лауреатом конкурса им. П. И. Чайковского в Москве. Еще через год, по окончании аспирантуры, Марина Мдивани совершила восьминедельный концертный тур по городам Канады и Соединенных Штатов. Кульминацией тура стал концерт в Карнеги-Холле. Затем, в течение 25 лет, пианистка активно концертировала в Советском Союзе, Европе, Северной и Южной Америке. С 1992-го Марина Мдивани - профессор музыкального факультета университета Мак Гилл в Монреале. Что, скажите на милость, остается молодому исполнителю, попавшему в руки столь опытного и профессионального педагога? Безостановочно прогрессировать, и только!

Конечно, по сравнению с первым своим появлением в российской столице Джереми Томпсон изрядно прибавил. Уже и тогда его игру отличали своеобразие, самобытность трактовки, выразительная артикуляция, непринужденность ритмики в сочетании со строгостью и технической точностью. Теперь к этому добавилась глубокая внутренняя сосредоточенность, зрелость исполнительской мысли, одухотворенная смелость интерпретации. В программе, предложенной канадским пианистом — российским и грузинским любителям музыки, - безусловная классика: Скрябин, Рахманинов, Прокофьев, а также отрывок из сочинения современного канадского композитора Брайана Черни.

Последнего ни в коем случае не следует путать со знаменитым австрийским пианистом и композитором первой половины XIX столетия Карлом Черни, основателем венской пианистической школы XIX века, воспитавшем Ференца Листа, оставившим в назидание юным исполнителям образцовые учебно-методические пособия, многочисленные этюды и упражнения для развития техники и исполнительского мышления. Наверняка Джереми Томпсон переиграл все учебные опусы Карла Черни, быть может, даже помянул назойливого австрияка недобрым словом, склонившись над партитурой знаменитого «Этюда Черни» в двухтысячный раз. Так или иначе, Карл остался в прошлом, за порогом школы, ныне пришло время Брайана.

Итак, Брайан Черни, известный канадский пианист, изучал композицию в классе Сэмюэла Долина в Королевской Музыкальной Консерватории Торонто и в классе Джона Вайцванга в университете Торонто, где и получил диплом по специальности композиция /1967/ и степень Доктора музыковедения /1974/. С 1972-го Брайан Черни преподает композицию, анализ музыкальных произведений XX века и историю музыки в Монреальском университете Мак Гилл. С 1995-го заведует кафедрой композиции этого авторитетного и престижного учебного заведения. В самом деле, музыкальный факультет университета Мак Гилл - самый крупный в Канаде. Он насчитывает 650 студентов и 140 высококвалифицированных преподавателей, приехавших в Канаду из разных уголков Земли.

Джереми Томпсон открывал второе отделение своей программы этюдом «Портрет», представляющим собой отрывок из «Посвящения», написанного Брайаном Черни в 1957 г. Все остальное - классическая русская музыка. «Соната-Фантазия» №2 Александра Скрябина, его же этюды, прелюдии. Концерт для фортепиано с оркестром, к сожалению, исполнялся Томпсоном лишь в Саратове и Тбилиси. Скрябин в интерпретации Джереми Томпсона звучал современно, изысканно, страстно, более чем приемлемо для взыскательной московской аудитории.

Столь же хороши были прелюдии и этюд - картины Сергея Рахманинова, а Восьмая соната Сергея Прокофьева попросту утонула в овациях благодарной аудитории. Размах, обостренность контрастов, напряженная экспрессия музыкального материала разрешилась в финальном Vivage кипучим, шумным, жизнерадостным восторгом. Сергей Прокофьев, солнечный гений, яркий, блистательный, непредсказуемый, эмоциональный, но при этом формально безупречный, требующий от исполнителя подлинности чувств и виртуозной техники, позволил Джереми Томпсону проявить свои лучшие качества и убедить самых занудливых скептиков в состоятельности этого молодого, но уже вполне зрелого таланта из далекой Канады, которая стала в эти дни ближе и понятнее сотням любителей музыки в нашей стране.



Статья опубликована в журнале "Канадский Паспорт" N6 июнь 2001г.
Информационное Агентство "Мобиле"  www.mobile.ru
Фотоматериалы предоставлены автором статьи.
Редакция "Национальных образов мира" выражает благодарность  Посольству Канады в России
за предоставленные материалы.

27.05.2001г.

 
музыка