Лев Михайлович Габышев


Джаргал АШАЕВА, журналист

 

Известный якутский художник и искусствовед, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) Лев Михайлович Габышев родился 1 апреля 1923 года в Якутске. Хотя дату своего рождения Лев Михайлович шутя, называл "иронией судьбы N один", в глубине души он воспринимал ее как счастливый знак судьбы, поскольку в его родной художнической среде 1 апреля - это еще и день Искусства.

Рисую - сколько себя помню, - рассказывал Лев Михайлович. - Моим первым учителем и наставником был мой отец. Помню еще на родине - в Юнкюре - у него была целая коллекция. Правда, это были репродукции. Еще помню, он меня мальчиком брал с собой на открытие картинной галереи при краеведческом музее".

Это было в 1928 году, когда на основе небольшой коллекции картин русских художников XVIII - начала XX вв., переданных Третьяковской галереей в дар Якутии, а также нескольких полотен местных и сибирских живописцев, у республики появилась возможность создании своей художественной галереи. Посетители того памятного вернисажа вряд ли могли угадать в пятилетнем сыне наркома земледелия Михаила Федоровича Габышева будущего художника и директора республиканского музея изобразительных искусств. Да вряд ли и сам Михаил Федорович знал тогда во что выльется страсть сына к рисованию, но со свойственной ему энергией и целеустремленностью направлял его дарование в русло подлинного большого искусства.

Главное, что он стремился привить сыну и без чего не может сложиться ни настоящий художник, ни полноценная личность, - это чувство любви к родной земле.

23.08.46 г. г. Москва

...Я очень рад, что ты надумал летом устроить пленэр в наших палестинах. Не забудь дать хорошее (радостное) и большое представление о нашем родном месте: о дорогой речке Черепахине и нашем доме. Сходи на могилу дедушки. Может быть, тебе понравятся сосны у могилки для акварели. Побывай на горе против нашего дома, оттуда великолепный вид. Я абсолютно уверен, что у тебя будет огромное вдохновение. Прошу тебя быть только смелым, писать без робости, как тебе подсказывает душа... Не забудь написать хороший портрет нашей драгоценной бабушки!
Твой любящий отец!"

С образом бабушки - Варвары Васильевны Габышевой у художника были связаны самые удивительные воспоминания. "Однажды, в разгар якутского лета, я надолго заболел, - рассказывал мне Лев Михайлович. - И бабушка, желая меня порадовать, принесла в мою комнату сосновые ветки, букет полевых цветов, искусно составила из них красивую композицию, а потом распахнула фартук и оттуда - как по волшебству - вылетела целая стая бабочек и закружилась над цветами. Я пришел от этого зрелища в неописуемый восторг. Позже, уже став художником, из истории искусства я узнал, что в Древней Греции бабочек почитали как символ бессмертия души. И детское воспоминание наполнилось новым, глубоко философским содержанием...

Помню, она нас повергла в изумление, когда в возрасте 80 лет снялась в фильме Марка Донского "Романтик!" в роли старухи-чукчанки. Каждое утро за ней приезжала мосфильмовская машина, и она отбывала на киностудию. Когда снимались сцены с ее участием, сбегалась вся студия, - так это всем было удивительно. А она, кажется, и не замечала ни софитов, ни камеры, ни любопытных взглядов: благодаря врожденной артистичности она умела, как говорят на театре, наполняться образом, жить внутри предполагаемых обстоятельств и событий. Хотелось бы, чтобы вспомнили о моей бабушке, когда зайдет речь об истоках якутского кинематографа. Она была первой якутской киноактрисой!

Кроме того, она замечательно позировала, превращая своими рассказами, своей непринужденной игрой, это - в общем-то, однообразное и монотонное занятие - в увлекательный спектакль. Я десятки раз рисовал ее портрет". В начале 50-х годов Лев Михайлович, став уже зрелым мастером, написал "Портрет старой якутки" - одно из самых сильных произведении этого жанра не только в его творчестве, но и во всем изобразительном искусстве Якутии.

Вместе с тем, чисто портретный жанр - явление в творчестве Л.М.Габышева редкое. С первых же шагов в искусстве оп определился, прежде всего, как художник-пейзажист. Годы обучения в художественном училище Памяти 1905 года, где он занимался сначала в мастерской П.И.Петровичева - любимого ученика Левитана, а затем перешел в класс выдающегося мастера русской пейзажной живописи, старейшего художника-передвижника В.Н.Бакшеева, сформировали весь дальнейший творческий путь художника.

1930 год стал поворотным в судьбе Габышевых. В тот год Михаил Федорович поступил в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского совхозного института, и семья переехала в Москву. В связи с этим обрела реальные очертания и мечта Левы стать художником: он посещает изостудию, его работы экспонируются на выставках, печатаются в художественных журналах, его имя включают в каталог "Юные дарования г. Москвы". В 1937 году рисунки Левы Габышева экспонируются в Париже, а отец тем временем защищает кандидатскую диссертацию. Двумя годами позднее, когда Михаил Федорович получает степень доктора экономических наук и становится первым профессором из числа якутов, одна из работ сына попадает на Всемирную выставку в Нью-Йорк. Именно в то, насыщенное трудами и достижениями время, между сыном и отцом устанавливается редкостная в своем роде духовная связь, вырабатывается единый стиль жизни, единая жизненная программа служения Отечеству, ставшая на все последующие годы стержнем и смыслом их существования.

После окончания училища Лев Габышев возвращается на родину и здесь, в Якутске, в возрасте 19 лет становится членом Союза художников, а через два года устраивается его первая персональная выставка. В 1944 году Л.М.Габышев поступает на живописный факультет Художественного института им. Сурикова. В эти же годы Михаил Федорович начинает увлекаться коллекционированием. Первые несколько картин - преимущественно голландских мастеров - приобретаются им для сына с тем, чтобы перед его глазами всегда были образцы высокого творчества. Постепенно увлечение перерастает в подлинную страсть и становится семейным делом семьи Габышевых. Появляется и цель - щедрая и благородная, как и во всем, что делал Михаил Федорович. "Если я не успею, - говорил он сыну, - коллекцию от моего имени передай Якутии".

Он, действительно, не успел ни передать коллекцию, ни даже написать письменное завещание о передаче. Его волю, его заветную мечту осуществили сыновья - Лев и Густав, а также жена - Ксения Николаевна и мать Варвара Васильевна Габышевы. 17 февраля 1962 года в Якутске состоялось открытие выставки "Из коллекции профессора М.Ф.Габышева". За первые месяц - полтора свыше 20000 человек посетило выставку. Приходили семьями, группами, приезжали специально из других городов и отдаленных селений республики, чтобы воочию увидеть подаренные им сокровища. "Книгу отзывов" о выставке точнее было бы назвать "Книгой! благодарности"... 1 октября 1975 года в студенческой картинной галерее развернулась выставка "Из коллекции Л.М.Габышева", на которой было представлено около ста картин якутских и русских художников и которые Лев Михаилович подарил родному Олекминскому району.В следующем месяце - 25 ноября - его не стало.

Рано начавшийся творческий путь художника Льва Габышева был сложен, далеко не так ровен, как это может показаться на первый взгляд. Его многочисленные картины и этюды - это и его настроения, и его переживания, и его жизнь. В них, как и во всей его порой драматической судьбе, светлые, мажорные мотивы нередко прерываются глубокими, подчас тревожными, раздумьями. От иных его пейзажей остается ощущение того, что художник что-то долго и тщательно скрывал и вдруг... проговорился. Но чаще всего, полный искреннего доверия к природе, он открывал ей сокровенные тайны своей нежной любящей, легко ранимой души. И здесь, - говоря словами Бориса Пастернака, - ...кончается искусство. И дышит почва и судьба!